ЧЖОУ ФУЧЭН

Найдено 1 определение
ЧЖОУ ФУЧЭН
20.6.1911, Чунцин пров. Сычуань. Философ, специалист по этике, исследователь кит. и зап. философии. Учился в Чэндуском ун-те (1927), закончил филос. ф-т ун-та Цинхуа (1928 - 33), изучал классич. нем. философию. Преподавал в Сычуаньском гос., Цзиньлинском, Уханьском ун-тах, Ун-те Сунь Ятсена. После 1952 был проф. филос. ф-та Пекинского ун-та, с 1958 - преподаватель зап. философии. С 1980 - зав. кабинетом этики Пекинского ун-та. Науч. сотр. Ин-та философии АОН Китая, зам. пред. Кит. об-ва этики. После ухода на пенсию в 1987 сотрудничает в Гос. комитете по образованию. В 20-е гг. испытывал сильное влияние идей анархизма, пытаясь с позиций позитивизма подвести под него филос. базу. Принимал активное участие в филос. дискуссиях 30 - 40-х гг. Инициатор изучения зап. этики в КНР. В нач. 30-х гг. доказывал, что анархистская "природная этика" П.А. Кропоткина, рационалистич. этика И. Канта и идеалистич. этика не только противостоят, но и дополняют и способствуют выявлению особенностей друг друга. Осн. труды Ч.Ф. после 1949 посвящены истории кит. и зап. философии, этики. В них последовательно проводится идея различения ценностей народа, на к-рых основываются элементы материализма, социального реформаторства и т.п., и ценностей господствующих классов. Так, в творчестве Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) Ч.Ф. видит трансформацию конфуцианства из идеологии народа в идеологию бюрократии. Показатели этой трансформации - смена представления о "Небе как природе" представлением о "Небе как Вседержителе" (или "суверене" - чжу цзай), а также подмена идеи единства "гуманности" (жэнь [2]) и "долга/справедливости" (и [1]) фактич. их противопоставлением, исходящим из абсолютизации "преданности" (чжун [2]) государю и противопоставления т.о. правителя и народа. Подобным образом Ч.Ф. различает подлинного "нар." Конфуция и его "фальсификацию" господствующими классами, а в нац. традиции - ее нар. "корни" (бэнь) и создаваемые верхушечными слоями "ветви" (мо). Основой теоретизирования в обл. этики считал практич. мораль народа, исключение ценностей, сопряженных с негуманностью и антигуманностью, отказ от крайностей психологизма и социологизма. *Луньлисюэ шан цзыжаньчжуи юй лисянчжуи (Натурализм и идеализм в этике) // Синь Чжунхуа цзачжи. 1933. Т. 1. №9, 10; Чжэсюэдаган (Общие принципы философии). Нанкин, 1941; Совм. с Фэн Юланем и др. Чжунго цзиньдай сысян луньвэнь цзи (Сб. по кит. мысли нового времени). Шанхай, 1957; Дай Чжэнь - шиба шицзи Чжунго вэйучжуи чжэ-сюэцзя (Дай Чжэнь - кит. философ-материалист 18 в.). Пекин, 1957; Лунь Дун Чжуншу сысян (Об идеях Дун Чжуншу). Шанхай, 1961; Сифан лунь-лисюэ минчжу сюаньцзи (Избр. из известных зап. произв. по этике). Т. 1 - 2. Пекин, 1963, 1987; Цун вэньи фусин дао шицзю шицзи югуань жэнь-дачжуи, жэньсинлунь яньлунь сюаньцзи (Избр. высказывания о гуманизме и природе человека с эпохи Возрождения до 19 в.). Пекин, 1965; Сифан чжумин луньлисюэцзя пинчжуань (Критич. биографии известных представителей этич. мысли Запада) (ред.). Шанхай, 1988; Кун-цзы дэ луньли сысян (Этич. идеи Конфуция) // Чжунго вэньхуа юэкань. Тайбэй. 1989. №115, 116; **The International Who is Who of Intellectuals. 9th Ed. International Biographical Centre. Camb., 1991. Вань Цзюньжэнь

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь