ЧЖОУ И

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЖОУ И
И цзин". Наиболее авторитетное и ориг. произв. кит. канонич. и филос. лит-ры, стоящее во главе как "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин"), так и "Пятиканония" ("У цзин") и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиц. Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название "Ч. и.", может быть понят по крайней мере двояко: "Чжоу" - 1) имя династии, правившей в Китае с конца 2 тыс. до н.э. по сер. 3 в. до н.э., и хронологич. обозначение данной эпохи; 2) слово, имеющее значения "оборот, круг, цикл", "везде, повсюду", "полный, исчерпывающий"; "и [4]"- 1) "легкий, нетрудный"; 2) "перемена, метаморфоза". Соответственно сочетание "Чжоу и" допускает четыре толкования: 1) "[Канон] перемен [эпохи] Чжоу"; 2) "Легкий [канон эпохи] Чжоу"; 3) "Всеохватно-крутовые перемены"; 4) "Всеохватно-круговой легкий [канон]" (тут слово "канон" - эквивалент иероглифа цзин [1], входящего в состав синонимичного "Ч.и" обозначения - "И цзин", "Канон перемен", "Книга перемен"; см. Цзин вэй). "Ч. и." включает в себя канонич. часть (в двух разд.), созд., видимо, в 8 - 7 вв. до н.э., т.е. собственно "И цзин", и комментирующую часть, созд. в 6 - 4 вв. до н.э., - "И чжуань" (или "Ши и" - "Десять крыльев", т.е. семь коммент.-чжуань, три из к-рых имеют по два разд.). Специфич. основу "И цзина" составляют возникшие, вероятно, в кон. 2 - нач. 1 тыс. до н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. Гуа) - особые графич. символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации - как знаки более конкр. воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центр, роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) - сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий: Цянь - творчество, крепость, небо, отец; Кунь - исполнение, самоотдача, земля, мать; Чжэнь - возбуждение, подвижность, гром, первый сын; Кань - погружение, опасность, вода, второй сын; Гэнь - пребывание, незыблемость, гора, третий сын; Сюнь - утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь; Ли - сцепление, ясность, огонь, вторая Дочь; Дуй - разрешение, радостность, водоем, третья дочь. Происхождение канонич. части "Ч. и." связано с двумя важнейшими видами гадательной практики - на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (бу) (образовывание геометрич. символов) и на стеблях тысячелистника (ши [7]) (различные числовые комбинации). В "Чжоу ли" содержится сообщение об использовании при "великом гадании" (да бу) "приемов трех перемен" (сань и чжи фа): "Лянь шань" ("Смыкающиеся горы"), "Гуй цзан" ("Возвращение в сокровищницу") и "Ч. и.". В традиц. "науке об "И цзине" - и сюэ указ, названия связываются с тремя вариантами одного произведения, соотносящимися с мифич. правителями древности Фуси (или последовавшим за ним Шэньнуном), Хуанди (преемником Шэньнуна) и основателем дин. Чжоу - Вэнь-ваном (12-11 вв. до н.э.), либо с тремя первыми династиями - Ся (23 - 16 вв. до н.э.), Шан-Инь (16 - 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Тексты "Лянь шань" и "Гуй цзан" считались утраченными. По предположению Пи Сижуя (19 в.), до Конфуция подобных текстов, как и записанного текста "Ч. и.", вообще не существовало и речь идет лишь о различных системах гадания. Древнейшие мантич. приемы преобразованы в "Ч. и." в нумерологич. (см. С ян шу чжи сюэ) систему математикоподобных операций с числами и геометрич. фигурами, задача к-рой - "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" ("Си цы чжуань", II, 2). В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5 - 4 вв. до н.э. комментирующей части "Ч. и.", гл. обр. в ее наиболее философичном разделе - "Си цы чжуани" ("Коммент. привязанных слов"), эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 осн. ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил "Ч. и." обрести общеметодологич. статус, функционально аналогичный тому, к-рый в Европе принадлежал "Органону" Аристотеля.. В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений иньян цзя, "школы новых письмен" (см. Цзин сюэ) и оракуло-апокрифич. традиции (чэнь вэй) общеметодологич. потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологич. референтов и координации со всеми др. аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син [1]), циклич. и зодиакальными знаками, магич. числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. На р-же н.э. в соч. "И линь" ("Лес перемен") Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1 -2 вв.) и "Тай сюань цзин" ("Канон Великого сокровенного") Ян Сюна (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию "Ч. и." или заменить ее альтернативной системой. Однако они не получили общего признания, и "Ч. и." сохранил свое центр, методологич. и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в пер. правления дин. Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство. Наиболее авторитетными считаются переводы "Ч. и." на европ. языки, выполненные Дж. Леггом (англ, яз.), Р. Вильгельмом (нем. яз.), а также рус. пер. канонич. части ("И цзин") Ю.К. Щуцкого. *Ч. и. чжэн и ("Ч. и." в правильном осмыслении) // Ши сань цзин. Кн.1 - 2. Пекин, 1957; Нань Хуэйцзинь и др. (коммент., пер.). Ч. и. цзинь чжу цзинь и ("Ч. и." с совр. коммент. и пер.). Тайбэй, 1978; Цюй Ваньли. Ч. и. цзи ши ("Ч. и." с собр. толкований). Тайбэй, 1986; The Yi: King (Tr. by J. Legge) // The Sacred Books of the East. Vol. 16. Delhi, 1966; Le Yi: King ou Livre des changements de dynastie des Tsheou. Tr. par P.-L.-F. Philastre. Pt 1 - 2. P., 1975; Wilhelm R. I Ging. Das Bush der Wandlungen. 2 Bde. Jena, 1924 (англ. пер. - N.Y., 1950; фр. пер.- Р., 1969) ;**Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1960, 1993 (англ, пер. - Princ.- N.Y., 1979); Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Сюй Циньтин. И цзин яньцзю (Исслед. "Канона перемен"). Тайбэй, 1970; Чжу Вокунь. И сюэ чжэсюэ ши (История философии "Ч. и."). Кн. 1 - 2. Пекин, 1986 - 88; Лю Дсщзюнь. Ч. и. гайлунь (Общий взгляд на "Ч. и."). Цзинань, 1986; Чэнь Мэнлэй. Ч. и. цянь шу (Простое изложение "Ч. и."). Кн. 1 - 4. Шанхай, 1988; журн. "Ч. и. яньцзю" (Исслед. "Ч. и."). Цзинань (изд. с 1988); Wilhelm И. Change: Eight Lectures on the I Ching. N.Y., 1960; Sung Z.D. The Symbols of Yi King. N.Y., 1969; Wilhelm H. Heaven, Earth, and Man in the Book of Changes. Seattle - L., 1977; Sherril W.A.. Chu W.K. An Anthology of I Ching. L., etc., 1977; Uu Da. I Ching Numerology: Based on Shao Yungs Classic "Plum Blossom Numerology". S.F., 1979; Offermann P.H. Das alte chinesische Orakel und Weisheitsbush I Ging: Konflikte klaren Zweifel losen. В., 1985. А.И. Ко6зев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

«ЧЖОУ И»
наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе «Тринадцатиканония» (Шч сень цзин) и «Пятиканония» (У цзин) и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название «Чжоу и», может быть понят по крайней мере трояко: «Чжоу» — 1) имя династии, правившей в Китае с кон. 2-го тысячелетия до н. э. по сер. 3 в. до н. э., и хронологическое обозначение данной эпохи; 2) слово, имеющее значение «оборот, круг, цикл»; 3) «везде, повсюду, полный, исчерпывающий»; «и» — 1) «легкий, нетрудный»; 2) «перемена, метаморфоза»; 3) «неизменность, твердость». Соответственно сочетание «Чжоу и» допускает определяемые комбинациями этих смыслов весьма различные толкования: «[Канон] перемен [эпохи] Чжоу»; «Легкий [канон эпохи] Чжоу» (т. е. более простой текстологически или производный от более легкого вида гадания на стеблях тысячелистника — ши, а не на панцирях черепах — бу); «Неизменное [эпохи] Чжоу»; «Всеохватные (круговые) перемены»; «Всеохватный (круговой) легкий [канон]»; «Неизменность кругооборота»; «Полная неизменность» (тут слово «канон» — эквивалент иероглифа «цзин», входящего в состав синонимического «Чжоу и» обозначения — «И цзин», «Канон перемен», «Книга перемен»; см. Цзин вэй). «Чжоу и» включает в себя каноническую часть (в двух разделах), созданную, видимо, в 8—7 вв. до н. э., т. е. собственно «И цзин», и комментирующую часть, созданную в 6—4 вв. до н. э., — «И чжуань» (или «Ши и» — «Десять крыльев», т. е. семь комментариев — чжуань, три из которых имеют по два раздела). Специфическую основу «И цзина» составляют возникшие, вероятно, в кон. 2-го — нач. 1-го тысячелетия до н. э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. Гун) — особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной — во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т. д. комбинации — как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) — сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий:
Цянь — творчество, крепость, небо, отец;
s= Кунь— исполнение, самоотдача, земля, мать;
^ Чжэнь — возбуждение, подвижность, гром, первый сын;
Кань—погружение, опасность, вода, второй сын;
Гэнь — пребывание, незыблемость, гора, третий сын; =
Сюнь — утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь;
Ли — сцепление, ясность, огонь, вторая дочь;
Дуй — разрешение, радостность, водоем, третья дочь.
Происхождение канонической части «Чжоу и» связано с двумя важнейшими видами гадательной практики — на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (образовывание геометрических символов) и на стеблях тысячелистника (различные числовые комбинации). В «Чжоу ли» содержится сообщение об использовании при «великом гадании» (да бу) «приемов трех перемен» (сань и чжи фа): «Лянь шань» («Смыкающиеся горы»), «Гуй цзан» («Возвращение в сокровищницу») и «Чжоу и». В традиционной «науке об «И цзине» — и сюэ указанные названия связываются с тремя вариантами одного произведения, соотносящимися с мифическими правителями древности: Фуси (или последовавшим за ним Шэньнуном), Хуан-ди (преемником Шэньнуна) и основателем династии Чжоу — Вэньваном (12—11 вв. до и. э.), либо с тремя первыми династиями — Ся (23—16 вв. до н. э.), Шан-Инь (16—11 вв. до н. э.) и Чжоу (11—3 вв. до н. э.). Тексты «Лянь шань» и «Гуй цзан» считались утраченными. По предположению Пи Сижуя ( 19 в.), до Конфуция подобных текстов, как и записанного текста «Чжоу и», вообще не существовало, и речь идет лишь о различных системах гадания. Древнейшие мантические приемы преобразованы в «Чжоу и» в нумерологическую (см. Сян шу чжи сюэ) систему математикоподобных операций с числами и геометрическими фигурами, задача которой — «разделять по родам свойства всей тьмы вещей» («Си цы чжуань», II, 2). В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5—4 вв. до н. э. комментирующей части «Чжоу и», гл. о. в ее наиболее философичном разделе — «Си цы чжуань» («Комментарий привязанных слов»), эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил «Чжоу и» обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал «Органону» Аристотеля. В эпоху Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений иньян цзя, «школы новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ) и оракуло-апокрифической традиции (чэньвэй) общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами — «пятью элементами» (усин), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. На рубеже новой эры в сочинениях «И линь» («Лес перемен») Цзяо Яньшоу (1 в. до н. э.) или Цуй Чжуаня (1—2 вв.) и «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны») Ян Сюна (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) бьши предприняты попытки усложнить нумерологию «Чжоу и» или дополнить альтернативной троичной системой. Однако они не получили общего признания, и «Чжоу и» сохранил свое центральное методологическое и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в период правления династии Сун (10—13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство.
В этот же период сложилось нумеролого-методологическое «учение о планах и письменах» (ту шу чжи сюэ), в рамках которого содержание «Чжоу и» эксплицировалось системой диаграмм, прежде всего связанных с расположением гуа согласно Вэнь-вану (как в реальном тексте) или согласно Фуси (как в идеальной модели, см. рис. 1—2). Постепенная смена целых (ян) и прерванных (инь) черт гуа в последовательности Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, лежащей в основе всех современных компьютерных программ. Создатель двоичной арифметики Лейбниц был знаком с системой «Чжоу и» через иезуитов-миссионеров и усматривал в ней свидетельство божьего промысла.
В 1973 при археологических раскопках в КНР (Мавандуй близ г. Чанша) был обнаружен древнейший (180—170гг. до н. э.) текст «Чжоу и» со специфической (третьей) последовательностью гексаграмм (см. рис. 3), типологически схожей с последовательностью Фуси.
Наиболее авторитетными считаются переводы «Чжоу и» на европейские языки, выполненные Дж. Леггом (английский язык), Р. Вильгельмом (немецкий язык), а также русский перевод канонической части «И цзин» Ю. К. Щуцкого.
Лит.: Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен» [пер. и исследование]. М., 1997 (англ. пер. — Princeton—N. Y, 1979); Чжоу и чжэн и («Чжоу и» в правильном осмыслении).— В изд.: Ши сань цзин, кн. 1—2. Пекин, 1957; Нань Хуйцзинь [и др.]. Чжоу и цзинь чжу цзинь и («Чжоу и» с современными комментариями и переводом),

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ЧЖУАН ЧЖОУ

    Чжуан-цзы, Мэн Чжоу, Янь Чжоу. Ок. 369 до н.э., обл. Мэн в царстве Сун (ныне северо-вост. часть уезда Шанцю пров. Хэнань) - ок. 286 до н.э. Один из основоположников философии даосизма, автор трактата "Чжуан-цзы
  • ЧЖОУ ФУЧЭН

    20.6.1911, Чунцин пров. Сычуань. Философ, специалист по этике, исследователь кит. и зап. философии. Учился в Чэндуском ун-те (1927), закончил филос. ф-т ун-та Цинхуа (1928 - 33), изучал классич. нем. философию. Преп
  • ЧЖОУ-ГУН

    Цзи Дань. Ив. до н.э. Гос. деятель, мыслитель. Брат У-вана - главы племенного союза Чжоу, домен к-рого располагался в сев. части совр. уезда Цишань пров. Шэньси. На следующий год после падения дин. Шан-Ин
  • ЧЖОУ ЛИ

    Чжоуские [правила] благопристойности», «Чжоуские ритуалы»; др. названия: «Чжоу гуань» — «Чжоуские чиновники», «Чжоу гуань цзин» — «Канон чжоуских чиновников») — памятник китайской мысли, входящи
  • ЧЖОУ ШУЦЗЯ

    1899-1970. Кит. буддолог. Изучение буд. философии и истории буддизма в Китае начал в 1927. Преподавал в Пекинском ун-те, Ун-те Цин-хуа, Ун-те Китая, Фужэньском и Китайско-франц. ун-тах. В 1940 учредил Ин-т кит. бу
  • ЧЖОУ СЯНГУАН

    Историк кит. философии и буддизма махаяны. Д-р философии, преподавал в вузах Индии, в т.ч. в Ин-те Чине Бхавана при Ун-те Висва-Бхарати, Делийском и Аллахабадском ун-тах. Осн. труды - по истории кит. общ
  • ЧЖОУ ДУНЬИ

    род. 1017, Индао, провинция Хунань - ум. 14 июля 1073, Лушань) - кит. философ, стоявший у истоков неоконфуцианства. Развивал со ссылкой на "Йцзин" натурфилософию. Считал, что пять элементов - вода, дерево, ого
  • ЧЖОУ ДУНЬ-И

    (Tschou Tun-I) — китайский философ (1017—1073); стоял у истоков неоконфуцианства, развивал со ссылкой на «И цзин» натурфилософию; считал, что пять элементов: вода, дерево, огонь, земля, металл — вызывают в рез
  • ЧЖОУ ВЭНЬИН

    1928, уезд Ичунь пров. Цзянси. Логик, историк кит. философии. В 1949 окончил филол. ин-т при Наньчанском ун-те. Преподавал в вузах пров. Цзянси. Проф. логики Ин-та образования Цзянси, зам. пред. Кит. об-ва изу
  • ЮЙ ЧЖОУ

    кит. — пространство и время) — категория китайской философии и культуры, выражающая единство пространственного и временного аспектов вселенной и ее структурную упорядоченность. Основное соврем