ЧЖОУ-ГУН
ЧЖОУ-ГУН
Цзи Дань. Ив. до н.э. Гос. деятель, мыслитель. Брат У-вана - главы племенного союза Чжоу, домен к-рого располагался в сев. части совр. уезда Цишань пров. Шэньси. На следующий год после падения дин. Шан-Инь и воцарения дин. Чжоу стал в результате кончины У-вана регентом при малолетнем племяннике Чэн-ване. В итоге похода на восток подавил мятеж трех своих братьев - Гуаня, Цая и Хо, утвердив новую династию. Ему приписывается составление "Великого воззвания" ("Да гао") - обращения к бывшим подданным дин. Шан-Инь, вошедшего в текст "Шу цзина", введение системы феод, уделов во главе с наместниками-чжухоу из членов правящей фамилии и основание вост. столицы - Лои (совр. Лоян пров. Хэнань). Традиция также ставит ему в заслугу реформу иньского ритуала - "установление правил благопристойности и введение [ритуальной] музыки" (отсутствовавшие у чжо-усцев, уступавших иньцам в культурном развитии), создание основ регулярной администрации и совершенствование законодательства, учреждение единого культа Неба (тянь), формулирование принципов "почитания добродетели и защиты народа" (цзин дэ бао минь), "уяснения добродетели и осторожного отношения к наказаниям" (мин дэ шэнь фа). Данные положения рассматривались конфуцианцами как основания идеи "добродетельного правления" (дэ чжи). Считается, что взгляды Ч. изложены в "Шу цзине" - главах "Да гао", "Кан гао" ("Воззвание о благоденствии"), "Ло гао" ("Воззвание об [основании] Лои"), "До ши" ("Множество мужей"), "У и" ("Отсутствие праздности"), "Цзюнь ши" ("Гнев государя"), "До фан" ("Множество местностей"), "Ли чжэн" ("Учреждение администрации") и др. Сведения о жизни и деятельности Ч. содержатся в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.). Причисляется конф. традицией к "совершенномудрым" (шэн [1]) правителям древности. Ли Си