ЧЖОУ ДУНЬИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧЖОУ ДУНЬИ
род. 1017, Индао, провинция Хунань - ум. 14 июля 1073, Лушань) - кит. философ, стоявший у истоков неоконфуцианства. Развивал со ссылкой на "Йцзин" натурфилософию. Считал, что пять элементов - вода, дерево, огонь, земля, металл - вызывают в результате соединения их двумя "ци" ("силами") вечный круговорот вещей, их возникновение и уничтожение.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЧЖОУ ДУНЬИ
Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне в уезде Даосянь, пров. Хунань -14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Среди учеников Ч. д. были братья Чэн, а также крупный политич. деятель Ван Аньши (1019-86). В трактатах «Тайцзи ту шо» («Объяснения к диаграмме Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), гл. комментарий к к-рым был написан Чжу Си, Ч. Д., основываясь на положениях «Ицзин и нек-рых идеях даосизма, дал космологич. и онтологич. обоснование этич. концепций. Он разработал идею закона (ли), космич. сил инь и ян и пяти движущих начал (у син), т. е. противоположностей и первоэлементов материальной природы. Беспредельный великий предел (тайцзи), двигаясь, порождает ян - свет (к-рый Ч. Д. понимал как «движение», приводящее к «изменению»), а находясь в неподвижности - инь - тень (покой, ведущий к «соединению»). При этом ян, достигая своего предела, переходит в инь, а инь - опять в ян. Их взаимодействие производит у син (вода, огонь, дерево, металл, земля). Последние, действуя во времени, в таинств. союзе с тайцзи, инь и ян, через посредство мужского (небо) и женского (земля) начал порождают тьму вещей, непрерывно себя воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью моральными принципами (человечность, справедливость, приличие, знание, верность) и отличающий добро от зла. Основой моральных качеств и источником всякой деятельности является искренность (честность - чэн), тождественная бездействию. В теории гос. устройства Ч. Д. центр. место отводил правителю, к-рый должен быть образцом правильного поведения: правитель с чистым сердцем, не нарушающий моральных принципов, речью, внешностью, взглядом и слухом привлекает к себе добродетельных и талантливых людей, с помощью к-рых легко управлять страной.

Источник: Советский философский словарь

ЧЖОУ ДУНЬИ

1017–73) – кит. философ-неоконфуцианец, первым сделавший попытку подвести онтологич. и космологич. основу под конфуцианские этич. принципы. Для этого Ч. Д.-и использовал идеи даосизма, а также понятия, содержащиеся в "И цзине". В оказавшем огромное влияние на развитие неоконфуцианской мысли трактате "Объяснения к схеме „Великого предела“" (тайцзи) Ч. Д.-и пишет, что беспредельное, являющееся в то же время великим пределом, порождает инь и ян (в понимании Ч. Д.-и – покой и движение). Взаимодействие этих начал приводит к возникновению пяти элементов (воды, огня, дерева, металла и земли), к-рые вступают в таинств. союз с сущностью инь и ян и с беспредельным. Отсюда появляются мужской (небесный) принцип и женский (земной, равноправный небесному), к-рые и порождают "десять тысяч вещей", непрерывно себя воспроизводящих. Человек выделяется тем, что, получая эти начала в наиболее совершенном виде, представляет собой самое разумное существо, чье сознание вырабатывает нравств. принципы и отличает добро от зла. В духе даосизма и в противоположность буддизму, настаивающему на иллюзорности мира, Ч. Д.-и стремится обосновать его реальность и познаваемость; он также пытается утвердить традиционную конфуцианскую мысль о примате человека в мироздании. Во второй работе Ч. Д.-и, специально посвященной интерпретации "И-цзина", понятие чэн (искренность, честность, цельность) поднимается до значения космологич. принципа, пронизывающего все мироздание. Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 205–10; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысян ши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 104–106; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923, p. 128–31; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 434–51; Needham J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956, p. 464–70; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 360–80. В. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЧЖОУ ДУНЬИ
Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, ЧжоуЮань-гун) [1017, Индао (современный уезд Даосянь провинции Хунань) —14 июля 1073, Лушань провинции Цзянси] — китайский философ и литератор, основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036—71 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были братья Чэн ( Чэн Две, Чэн И). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319 — князь Даого; 1714 — «древний мудрец»).
Главные философские сочинения — «Тай цзи ту шо» («Изъяснение «Плана Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), или «И тун» («Проникновение в «Перемены»). «Тай цзи ту шо» представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме («Плану Великого предела»), производной от аналогичной схемы даоса Чэнь 1уаня (10 в.). По «Тай цзи ту шо», все многообразие мира: силы инь ян, «пять элементов» (в трактате названы «пятью пневмами»), четыре времени года, а также добро и зло, «пять постоянств», вплоть до «тьмы дел» — исходит из «Великого предела» (тай цзи). Тот в свою очередь следует за «Беспредельным», или «Пределом отсутствия/небытия». Порождающая функция «Великого предела» реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга «движение» и «покой». Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма. Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т. е. у цзи («Беспредельное»), проявляется в качестве «подлинности/искренности» («он). Эта категория, совмещающая онтологический («путь Неба») и антропологический («путь человека») смысл, в «Тун шу» заняла центральное место. Определяющая высшее благо и «совершенномудрие» «подлинность/ искренность» в идеале требует «главенства покоя», т. е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи — сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики), основанную прежде всего на « Чжоу и», мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосскобуддистская проблематика.
Лит.: Бичурин Н. Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов.— «Московский телеграф», 1832, ч. 48, № 21-23, с. 3-33,157-197,285-316; Кривцов В. А. Китайский космогонический трактат XI века.— «ВФ», 1958, № 12; Еремеев В. Е. Чертеж антропокосма. М., 1993.
А. И. Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧЖОУ ДУНЬИ
Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун. 1017, Индао (совр. уезд Даосянь, пров. Хунань), - 14.7(7.6). 1073, Лушань, пров. Цзянси. Кит. философ и литератор, гл. основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036 - 71 находился на гос. службе, занимая администр. посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, к-рая противодействовала реформам Ван Аньши. Однако с последним Ч.Д., по нек-рым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и оказал на него сильное впечатление. Прямыми учениками Ч.Д. были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао, Чэн И). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319, князь Даого; 1714, "древний мудрец"). Гл. филос. соч. - "Тай цзи ту шо" ("Изъяснение "Плана Великого предела"; рус. пер. Н.Я. Бичурина, 1832; Н. Зоммера, 1851; В.А. Кривцова, 1958; Е.А. Торчинова, 1982; В.Е. Еремеева, 1993) и "Тун шу" ("Книга проникновения"), или "И тун" ("Проникновение в "Перемены"; рус. пер. Н.Я. Бичурина, 1832). Ортодокс, считается их текстологич. и идейная трактовка в коммент. Чжу Си (12 в.). В пер. правления дин. Мин (1368 - 1644) творческое наследие Ч.Д. было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собр. соч., к-рое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимич. названиями: "Чжоу-цзы цюань шу" ("Поли, [собр.] письмен философа Чжоу"), "Чжоу Ляньси цзи" ("Собр. [соч.] Чжоу Ляньси") и "Чжоу Юань-гун цзи" ("Собр. [соч.] Чжоу - князя Изначального"). "Тай цзи ту шо" представляет собой сжатый, но содержательный коммент. к графич. схеме ("Плану Великого предела"), производной от аналогич. схемы "У цзи ту" ("Плана Беспредельного", или "Плана Предела отсутствия/небытия") даоса Чэнь Туаня (10 в.), одним из источников к-рого был первый канон даос, алхимии "[Чжоу и] цань тун ци" ("Триединое согласие "Чжоуских перемен", "Единение триады согласно "Чжоу и") Вэй Бояна (2 в.). По "Тай цзи ту шо", все многообразие мира: силы инь ян, "пять элементов" (у син [1], в трактате названы "пятью пневмами" - у ци, см. Ци [1]), четыре времени года и вплоть до "тьмы вещей" (вань у, см. У [3]), а также добро и зло (шань - э), "пять постоянств" (у чан, см. Сань ган у чан; названы "пятью природами" - у син [3], см. Син [1]), и вплоть до "тьмы дел" (вань ши, см. Ли-ши),- исходит из "Великого предела" (тай цзи). Тот в свою очередь следует за "Беспредельным", или "Пределом отсутствия/небытия" (у цзи). Термин "у цзи", допускающий двоякое понимание, возник в изнач. даосизме ("Дао дэ цзин", § 28), а коррелятивный термин "тай цзи" - в конфуцианстве ("Си цы чжу-анъ", 1, II). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество "Великого предела" и неисчерпаемой первозданности бытия ("Беспредельного"). Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даос, идея первичности "отсутствия/небытия" (ср. "Дао дэ цзин", § 40) и поэтому "Тай цзи ту шо" не мог быть написан ревностным конфуцианцем Ч.Д. Порождающая функция "Великого предела" реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга "движение" и "покой" (цзин [2], см. Дун - цзин). Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изнач. даосизма ("Дао дэ цзин", § 37; "Чжуан-цзы", гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. у цзи, проявляется в качестве "подлинности/искренности" (чэн [1]). Эта категория, совмещающая онтологич. ("путь Неба", см. Дао) и антропологич. ("путь человека") смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами (в "Мэн-цзы", "Чжун юне", "Сюнь-цзы"), а в "Тун шу" заняла центр, место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и "совершенномудрие" (шэн [1]) "подлинность/искренность" в идеале требует "главенства покоя" (чжу цзин), т.е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Гл. теоретич. достижение Ч.Д. - сведение важнейших конф. категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на "Чжоу и" мировоззренческую систему, в рамках к-рой получила освещение не только конф., но и даосско-буд. проблематика. *Чжоу-цзы цюань шу. Сост. Дун Жун. Б.м., 1756; Чжоу Ляньси. Люблю лотос // Восток. Сб. 1. М. - Л., 1935. С. 204; Чжоу Ляньси цзи. Шанхай, 1937. **Бичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физич. и нравств. законов // Московский телеграф. 1832. Ч. 48. № 21 - 23. С. 3 - 33, 157 - 197, 285 - 316; Зоммер Н. Об основаниях кит. философии // Ученые записки Казанского ун-та за 1851 г. Т. 1; Кривцов В.А. Кит. космогонич. трактат XI века // ВФ. 1958. № 12; Торчинов Е.А. К характеристике этим, доктрины неоконфуцианства // Социально-филос. аспекты критики религии. Л., 1982; Зинин С.В. Человек и мир в философии Ч.Д. // 17-я НК ОПС. Ч. 1. М., 1986; Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993; Сун ши (История [дин.] Сун). Цз. 427; Хуан Цзунси. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [дин.] Сун и Юань). Цз. 11, 12; Чжу Бокунь. Ч.Д. // Чжунго гуда и чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 3. Кн. 1. Цзинань, 1981; Bruce J.P. Chu Hsi and His Masters. L., 1923; Chou Yih-ching. La philosophic morale dans le neo-confucianisrne (Tcheou Touen-yi). P., 1954. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь