ЮЙ ЧЖОУ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЮЙ ЧЖОУ
кит. — пространство и время) — категория китайской философии и культуры, выражающая единство пространственного и временного аспектов вселенной и ее структурную упорядоченность. Основное современное значение слова «юй чжоу» — «космос». Этимологически восходит к обозначению двух перпендикулярных балок в основании кровли. В «Чжуан-цзы» толкование понятий «юй» и «чжоу» сопряжено с пониманием дао как пространственно-временной сущности. Словом «юй» там выражена пространственная беспредельность («[то, что] имеет реальность/вещественность, но не пребывает в [конкретном] месте»), понятием «чжоу» — временная безграничность («[то, что] имеет протяженность, но не имеет корня и верхушки», т. е. конца и начала). Термин «юй чжоу» стал применяться в философском контексте, начиная с «Хуайнань-цзы», где «юй» определено как «четыре стороны света, верх и низ», а «чжоу» — как «минувшая древность и приходящее сегодня» (XI, 12). Там же понятие «юй чжоу» соотнесено с идеей единотелесности вселенной: «Небо и Земля» и юй чжоу сравниваются с «телом одного человека» (VII, 115). Выраженные в этом сравнении положения об органической целостности мироздания и гомоморфизме макрои микрокосма являются определяющими для традиционной китайской философии и науки.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЮЙ ЧЖОУ
Пространство и время", "Вселенная". Категория кит. философии и культуры, выражающая единство пространства и времени как атрибутов Вселенной, а также идею ее субстанциальности и структурной упорядоченности. Осн. совр. значение слова "юйчжоу" - "космос". Этимологически восходит к обозначению двух перпендикулярных балок в основании кровли. В "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) толкования понятий "юй" и "чжоу" сопряжены с пониманием дао как пространственно-временной сущности. Словом "юй" там выражена пространств, беспредельность ("[то, что] имеет реальность, но не пребывает в [конкретном] месте"), а понятием "чжоу" - временная безграничность ("[то, что] имеет протяженность, но не имеет корня и верхушки", т.е. конца и начала). В канонич. части "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.) слово "юй" выступает обобщающим назв. пространства как "[совокупности] всех различных местоположений". Категория, сопоставимая с выражением пространственно-временного континуума, впервые представлена в "Мо-цзы" словосочетанием юй ту цзю ("длительность последования в пространстве"), где "последование в пространстве" (юй ту) подразумевает последовательные физич. перемещения, события-движения, а "длительность" (цзю) - протяженность последовательной смены событий-движений во времени. В "Гуань-цзы" (3 в. до н.э.) субстанциальная "заполненность" и упорядоченность универсума подчеркивается определением пространства и времени словосочетанием "чжоу хэ" ("время и [пространств.] согласованность"), в к-ром иероглиф хэ [3] ("согласование") подразумевает "шесть согласований" (лю хэ) - формулу взаимной скоординированности трансформаций (хуа) мировых субстанций в пространстве ("четыре стороны света, верх и низ"). Понятие "чжоу хэ" здесь определяется как некая "сеть", улавливающая Небо и Землю (см. Тянь), к-рые в свою очередь являются "сетью" для "тьмы вещей". Термин Ю.ч. интегрировал смысловые оттенки синонимичных ему предшествовавших понятий. Он стал применяться в филос. контексте, начиная с Хуайнанъ-цзы" (2 в. до н.э.), где "юй" прямо определено как "четыре стороны света, верх и низ", а "чжоу" - как "минувшая древность и приходящее сегодня". Там же Ю.ч. соотнесено с идеей единотелесности Вселенной: Небо и Земля, а также Ю.ч. сравниваются с "телом одного человека". Выраженная в этом сравнении идея гомоморфизма макро- и микрокосма стала определяющей в традиц. кит. философии и науке. **Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 33; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и кит. классич. философия. М., 1983. С. 162-3; Еремеев В.Е. О древнекит. пространственно-временной модели мира // 20-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1989. А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
125.98 кб

Российские исследователи о Чжоу Эньлае

Портяков Владимир Яковлевич
В статье рассмотрены оценки советскими и российскими учёными деятельности Чжоу Эньлая видного политического деятеля первого поколения руководителей КПК и КНР.
Читать PDF
119.19 кб

Культ предков в древнем Китае (период Шан и Чжоу)

Кузьмин Никита Александрович
На протяжении всей истории Китая культ предков являлся неотъемлемой частью жизни китайцев. Он зародился в период неолита, а в периоды династий Шан и Западная Чжоу связанные с ним ритуалы достигли максимального развития.
Читать PDF
140.12 кб

Разновидности бронзовой ритуальной посуды эпох Шан и Чжоу

Кожин П.М.
Читать PDF
304.66 кб

У истоков чжоуской идеологии: мифы о Красной птице и Хоу-Цзи

Блюмхен Сергей Иванович
В статье рассматривается метафорическое отражение событий, связанных с получением чжоусцами «мандата Неба», в нормах чжоуской идеологии и ритуала.
Читать PDF
878.64 кб

Скрытые смыслы Шу-цзина: разговор Цзу и с Чжоу-синем в главе Си-бо кань ли

Блюмхен Сергей Иванович
В статье рассмотрены особенности входящей в состав Шу-цзина главы Си-бо кань Ли, позволяющие идентифицировать Цзу И, собеседника последнего шанского правителя Чжоу-синя, как духа И Иня, одного из основателей шанской династии, а са
Читать PDF
189.37 кб

Феномен универсализма творческой личности на примере жизни и деятельности Чжоу Гуанжэнь

Цинь Цинь
Чжоу Гуанжэнь – уникальная личность в современной китайской культуре. Она известная во всем мире пианистка, педагог, исследователь и общественный деятель.
Читать PDF
735.99 кб

СЕВЕРОКИТАЙСКИЕ ПОРУБЕЖНЫЕ ЦАРСТВА ПЕРИОДА ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ КАК ЗОНА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ

Шульга Д.П., Шульга А.А.
During the Warring States period, the culture of the states of Yan and Zhongshan had a mass of parallels. The similarity was expressed in the form of artifacts: bronze tripods, bowls and other vessels.
Читать PDF
150.00 кб

2004. 02. 048. Чжоу Исин, МА Л. Уровень урбанизации в Китае: реконструкция показателей на основе пят

Кузнецова С. И.
Читать PDF
243.93 кб

2018.02.019. НАУКА О НАУКЕ: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ / ЦЗЭН А., ШЭНЬ Ч., ЧЖОУ Ц., ВУ Ц.,

Пястолов С.М.

Похожие термины:

  • ЧЖОУ И

    И цзин". Наиболее авторитетное и ориг. произв. кит. канонич. и филос. лит-ры, стоящее во главе как "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин"), так и "Пятиканония" ("У цзин") и оказавшее фундаментальное нормативн
  • ЧЖОУ ЛИ

    Чжоуские [правила] благопристойности», «Чжоуские ритуалы»; др. названия: «Чжоу гуань» — «Чжоуские чиновники», «Чжоу гуань цзин» — «Канон чжоуских чиновников») — памятник китайской мысли, входящи
  • ЧЖОУ-ГУН

    Цзи Дань. Ив. до н.э. Гос. деятель, мыслитель. Брат У-вана - главы племенного союза Чжоу, домен к-рого располагался в сев. части совр. уезда Цишань пров. Шэньси. На следующий год после падения дин. Шан-Ин
  • ЧЖУАН ЧЖОУ

    Чжуан-цзы, Мэн Чжоу, Янь Чжоу. Ок. 369 до н.э., обл. Мэн в царстве Сун (ныне северо-вост. часть уезда Шанцю пров. Хэнань) - ок. 286 до н.э. Один из основоположников философии даосизма, автор трактата "Чжуан-цзы
  • ЧЖОУ ФУЧЭН

    20.6.1911, Чунцин пров. Сычуань. Философ, специалист по этике, исследователь кит. и зап. философии. Учился в Чэндуском ун-те (1927), закончил филос. ф-т ун-та Цинхуа (1928 - 33), изучал классич. нем. философию. Преп
  • ЧЖОУ ШУЦЗЯ

    1899-1970. Кит. буддолог. Изучение буд. философии и истории буддизма в Китае начал в 1927. Преподавал в Пекинском ун-те, Ун-те Цин-хуа, Ун-те Китая, Фужэньском и Китайско-франц. ун-тах. В 1940 учредил Ин-т кит. бу
  • ЧЖОУ ДУНЬИ

    род. 1017, Индао, провинция Хунань - ум. 14 июля 1073, Лушань) - кит. философ, стоявший у истоков неоконфуцианства. Развивал со ссылкой на "Йцзин" натурфилософию. Считал, что пять элементов - вода, дерево, ого
  • ЧЖОУ ВЭНЬИН

    1928, уезд Ичунь пров. Цзянси. Логик, историк кит. философии. В 1949 окончил филол. ин-т при Наньчанском ун-те. Преподавал в вузах пров. Цзянси. Проф. логики Ин-та образования Цзянси, зам. пред. Кит. об-ва изу
  • ХУЭЙ ЧЖОУТИ

    Хуэй Шу, Хуэй Юаньлун, Хуэй Яньси. 17 - нач. 18 в. Каноновед. Уроженец уезда Усянь пров. Цзянсу. Отец Хуэй Шици и дед Хуэй Дуна, известных каноноведов. Имел высшую ученую степень цзиньши, служил смотрител
  • ЧЖОУ ДУНЬ-И

    (Tschou Tun-I) — китайский философ (1017—1073); стоял у истоков неоконфуцианства, развивал со ссылкой на «И цзин» натурфилософию; считал, что пять элементов: вода, дерево, огонь, земля, металл — вызывают в рез
  • ЧЖОУ СЯНГУАН

    Историк кит. философии и буддизма махаяны. Д-р философии, преподавал в вузах Индии, в т.ч. в Ин-те Чине Бхавана при Ун-те Висва-Бхарати, Делийском и Аллахабадском ун-тах. Осн. труды - по истории кит. общ