АНАЛИЗ
процедура мысленного или реального расчленения предмета на части и рассмотрение частей по отдельности.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Анализ
расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего объяснения.
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
Анализ
метод научного исследования, сводящийся к разделению объекта на составные части и получению новых знаний на основе изучения свойств этих составных частей. В методологии неотъемлем от синтеза.
Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.
АНАЛИЗ
изучение (научное исследование) какого-то сложного явления (или вещества, предмета и т.п.) путем разложения (расчленения) его на части, на составные элементы, всесторонний разбор, рассмотрение.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
АНАЛИЗ
(греч. analysis – расчленение) – мысленное расчленение целого на образующие его компоненты, составные части, признаки, свойства с целью изучения и определения места и роли каждой из них в целостной системе.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Анализ
Операция, посредством которой мы, исходя из рассмотрения W в целом, приходим к выводу "P есть часть W" [разборка на части], называется анализом. Она имеет две разновидности: логический анализ и анализ пространственно-временных частей.
Источник: Философский словарь разума, материи, морали
АНАЛИЗ
[от гр. analysis разложение, расчленение, разбор] – метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Анализ
/D/Analyse /E/ Analysis /F/ Analyse /Esp/ Analisis
Разложение объекта познания, целого на составляющие их части или стороны, элементы, осуществляемое как в практической, так и теоретической деятельности с целью познания частностей, деталей, строения этого целого.
Источник: Философия, практическое руководство
Анализ
(άνάλυσις разложение αναλύω разлагаю, разрешаю) означает разложение или дробление какого-нибудь умственного предмета на его составные части, например, понятия растения, для того чтобы показать отличие его от минерала и животного, или разложение какой-нибудь речи на составляющие ее понятия и слова. Анализ противополагается синтезу.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Анализ
(от греч. analysis – разложение) – понятие, имеющее несколько смыслов: 1) расчленение (мысленное или практическое) объекта на элементы, составные части с последующим их изучением; 1) изучение влияния отдельных элементов на объект в целом; 2) научное исследование вообще; 3) в формальной логике – уточнение логической формы (структуры) рассуждения; 4) раздел математики, включающий дифференциальное и интегральное исчисления.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Анализ
означает разложение или дробление какого-нибудь умственного предмета на его составные части, например, понятия растения, для того чтобы показать отличие его от минерала и животного, или разложение какой-нибудь речи на составляющие ее понятия и слова. Анализ противополагается синтезу. Аналитика. Аналитикою называют иногда такие части какого-нибудь учения или науки, в которых посредством раздробления и разбора составных понятий, выясняют значение самой науки или предмета изучения.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876
АНАЛИЗ
общелогический метод познания, при котором происходит реальное ли мысленное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей могут выступать или вещественные элементы объекта, или его свойства, или признаки, или отношения. Метод анализа применялся с древнейших времен. В науке Нового времени аналитический метод был абсолютизирован, хотя в действительности он является только первым этапом познания, а его продолжение – синтез.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Анализ
- прием изучения предметов и отношений между ними, в основе которого положено мысленное расчленение их на составные элементы или части. В древности ученые и философы /Парменид, Демокрит, Эвклид, Сократ, Платон, Аристотель/ пользовались созерцанием, как основной формой познавательной деятельности, поэтому анализ предстает как прием, которым пользовались для образования общих понятий о природных и социальных явлений или суждений, выражающих устойчивые связи и отношения между ними.
Источник: Философия, практическое руководство
Анализ
(греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношений между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в познавательной и практической деятельности. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию. Существует несколько видов анализа как приема научного мышления (например, классификация).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Анализ
греч. analysis – разложение, расчленение)
- интенциональный – исследование сознания, которое в противоположность реальному анализу призвано раскрыть процесс смыслового конституирования предмета сознанием
- реальный – фактическое исследование предмета (противопоставляется анализу интенциональному)
- логический – как формальный противопоставляется феноменологическому (содержательному) анализу
- феноменологический – как содержательный противопоставляется формальному (логическому) анализу, а как интуитивный – научному (теоретическому и эмпирическому) анализу
Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов
АНАЛИЗ
одна из мыслительных операций – разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое изучение любого объекта и обычно образуют его первую фазу, когда человек переходит от нерасчлененного изучения объекта к выявлению его строения, состава, его свойств и признаков.
Одно и то же явление, процесс можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяет глубже рассмотреть его. (См. также синтез).
Анализ – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности.
Литература: [36].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Анализ
от греч. analysis — разложение, расчленение) — метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разделении целого на составные части, единства — на множество сложного — на его компоненты, события — на его отдельные ступени, содержания сознания — на его элементы, понятия — на его признаки (противоположность - синтез). Акт анализа называется анализированием, а способ его проведения — аналитическим методом. Различают несколько видов анализа: элементарный — разделение происходит без учета отношений частей друг к другу и к целому, причинный — учитываются причинные связи и отношения, логический — учитываются логические отношения в явлении, феноменологический — вычленяется в явлении содержание сознания, психологический — содержание сознания разлагается на его элементы. Аналитическое разложение явления, предмета меняет его бытие.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Анализ
analysis -расчленение, разделение) - мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, исследование их отдельных свойств, отношений с целью изучения, логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (процесса, явления) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение в целях выявления существенных качеств и свойств. Синтез - мысленное соединение частей объекта, структурированного в процессе анализа, установление связей и взаимосвязей его частей. В процессе синтеза происходит восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта и одновременная проверка полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта. (Напр.: в анализе педагогических явлений наиболее часто применяется поступательный синтез, при котором ход исследования направлен от причинных оснований к следствиям, и прямой синтез, связанный с переходом мысли от видовых понятий к родовым, от родовых к типологическим).
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
АНАЛИЗ
сведение данных к их принципам или элементам. Анализ вместе с синтезом — один из основных мыслительных процессов. В науках о мире (физика, химия) он представляет собой переход от видимого и сложного к невидимому и простому. Именно потребность в анализе вдохновляла поиск первоэлементов, начиная от Демокрита и Эпикура и вплоть до современной физики микрочастиц. Что касается человеческой души, то психический анализ (психоанализ) поведения человека и особенно его житейских неудач выявляет здесь глубинную мотивацию, которая связана с «комплексами», т.е. с неадаптированностью к реальности. Для этой цели применяется, в частности, анализ снов, ведь именно в снах систематически проявляется бессознательное. Мыслительный анализ направлен на условия и структуру мысли, его конечная цель — познание первичной природы духа и в перспективе — разрешение дилеммы абсолютной свободы и предопределения. Он связан с именами Спинозы (II книга «Этики»), Фихте, Ланьо и Гелена.
Источник: Философский словарь
АНАЛИЗ
[отгреч. analysis — разложение, расчленение] — один из способов научного исследования, состоящий в вычленении и изучении элементов, частей и отношений системы (целого). Недопустимо представлять этот процесс упрощенно, например как разбор технического устройства на его части. Научный А. всегда ставит в центр исследования: концептуальные единицы, например понятия, без которых не может состояться научное осмысление любого явления. Критики науки, например М. Хайдеггер (см.), полагают, что научный А. теряет из вида целое, которое расчленяется, а потому он несостоятелен. В связи с этим приходится отметить, что с представлением о целом связано немало метафизических иллюзий. Порой целое гипостазируется и считается чем-то столь же реальным, как и части системы. Именно в этой связи говорят, например герменевты, о взаимодействии части и целого. Однако части чего-либо взаимодействуют между собой, только и всего. Положение о недопустимости гипостазирования целого можно считать обобщением достижений системных исследований. См. парадоксы системных признаков, система, системный анализ, синтез.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
АНАЛИЗ
(analysis — разложение, расчленение) — метод научного познания, который является этапом гносеологического процесса формирования понятий; метод научного исследования, состоящий в мысленном (с помощью абстракции) или физическом расчленении (разделении, разложении) целого на составные компоненты с учетом отношений между ними и рассмотрении как каждого из них в отдельности, так и их функций; процесс раскрытия перехода объекта от структурной через функциональную к функциональноструктурной организации. Математический А. в широком смысле — разработка приемов вычисления и их применение к решению различных вопросов о величинах; в узком — совокупность разделов математики, занимающихся исчислением бесконечно малых величин, теорией рядов и т.д. Единица А. целостности — нижняя граница расчленения объекта при проведении А., выход за которую приводит к потере системообразующих связей целого, которые являются основанием для теоретического синтеза характеристик, присущих исходному целому. Существует много различных анализов: кластерный, морфологический, системный, техникоэкономический, структурный, функциональный и др. в разных сочетаниях.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Анализ
от греч. analysis — разложение) — операция разделения целого на части. Гегель образно сравнивал эту процедуру с делением хозяйкой луковицы на отдельные слои. Первое использование аналитического метода встречается в атомистической философии, основатели которой Левкипп и Демокрит рассматривали все вещи как совокупность мельчайших частиц — атомов. Анализ является общенаучным методом познания, широко используемым во всех областях знаний. Математический анализ появляется в трудах И. Ньютона, Г. Лейбница, Л. Эйлера и др. математиков XVII—XVIII вв. Существуют различные виды научного анализа: системный анализ (рассмотрение целого как совокупности элементов), структурный анализ (выделение отношений между элементами системы), классификация (деление множества на классы, виды, подвиды), формально-логический анализ (изучение структуры понятий, суждений, умозаключений, языка). Аналитический метод активно используется в семиотике, кибернетике, разработке информационно-логических систем (информационнологический анализ). Анализ применяется не только в процессе поиска новых знаний, но и при их дидактическом изложении в педагогической практике. В широком смысле понятие «анализ» употребляют также как синоним научно-исследовательской деятельности в целом.
Источник: История и философия науки
АНАЛИЗ
(греч. ???????? — разложение, расчленение) — процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной А., явл. синтез, с к-рым А. часто сочетается в практ. или познавательной деятельности. А. явл. составной частью всякого науч. исследования, обычно образуя его первую стадию. А. используется уже на ступени чувственного познания (ощущения, восприятия), в простейших формах он присущ и животным. Существует неск. видов А. как приема науч. мышления. Мысленное расчленение целого на части, выявляющее его строение (структуру), предполагает не только фиксацию частей целого, но и установление отношений между ними. Др. видом А. явл. А. общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяются на их составляющие. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Еще одним видом А. явл. разделение классов (мн-в) предметов на подклассы. А. такого рода называется классификацией. Существует и т.н. формально-логич. А. — уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр. формальной логики. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
АНАЛИЗ
один из важнейших методов научного познания, состоящий в расчленении предмета исследования, который на уровне созерцания всегда дан как некоторая целостность, на определенные составные части, элементы, аспекты, подсистемы и т. п. Общей философской предпосылкой анализа является принимаемое наукой положение, что целое всегда состоит из частей, содержание которых имеет существенное значение для бытия любого целого как определенного качества, отличающего его от других объектов. Расчленение объекта на определенные элементы (которые могут быть как вещественными, так и мысленными свойствами и отношениями) позволяет поставить вопрос о значимости (весе) и функциях каждого из элементов, их вкладе в общее содержание и поведение предмета научного исследования в целом (который может быть как объективно-эмпирическим, так и абстрактным, в том числе логическим или математическим (например, некоторой функцией или математической структурой). Аналитический подход к предметам познания является необходимым условием осуществления редукционистской стратегии научного исследования как одной из главных в науке. Анализ явлений и процессов — не самоцель науки, он является необходимой предпосылкой для осуществления такой важной задачи науки как интегрирование, синтез информации, полученной в ходе анализа. Соответствие такого синтеза наблюдаемым характеристикам предмета как целого является критерием истинности осуществленного анализа. (См. аналитическое знание, синтез).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
АНАЛИЗ
(Analyse; греч. analysis — «разложение», «расчленение») — в логике анализ — понятийное, т. е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого — на его части, сложного — на его компоненты, события — на его отдельные явления, содержания сознания — на его элементы, понятия—на его признаки (противоположность — синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа— аналитическим методом. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный анализ разлагает явление с учетом его причинных связей и отношений. Логический анализ разлагает его с учетом логических отношений. Феноменологический анализ выделяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего (см. Феноменология). Психологический анализ разлагает содержание сознания на его элементы (однако преимуществами пользуется психологический метод подхода к явлению как к целому; см. Целостная психология). При анализе следует учитывать, что каждый данный предмет в результате нарушения его естественной связи с другими предметами изменяет свое бытие.
Е. Mach. Erkenntnis u. Irrtum, 1905, 1917; B. v. Juhos. Die erkenntnisanalyt. Methode, in: ZphF 6 (1951); A. Pap. Analyt. Erkenntnistheorie, 1955; R. Hönigswald. Abstraktion u. Analysis, in: Schriften aus dem Nachlaß, III, 1961; F. Kambartel. Erfahrung u. Struktur, 1968,1976; F. Waismann. Was ist logische A.? 1973; J. Hintikka, U. Remes. The Method of Analysis, Dordrecht, 1974.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Анализ
метод познания, с помощью которого изучаемый предмет фактически или мысленно разделяется на составные части, которые изучаются отдельно как части единого целого. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Это одна из мыслительных операций, состоящая в разложении исследуемого целого на части, выделении отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Формы и методы анализа зависят от цели изучения и самой природы исследуемого объекта. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое изучение любого объекта и обычно образуют его первую фазу, когда человек переходит от нерасчленённого изучения объекта к выявлению его строения, состава, его свойств и признаков. Существует несколько видов анализа как приёма научного мышления: 1) мысленное (а часто, например, в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей из которого состоит целое, но и установление отношений между частями; 2) анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда они расчленяются на составляющие; в результате понятия об общих свойствах и отношениях сводятся к более общим понятиям; 3) разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого рода анализ называется классификацией). Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности.
В процессе познания анализ и синтез используются в неразрывном единстве.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Анализ
Подвергать что‑либо анализу значит разнимать целое на составляющие его части или элементы, что обычно подразумевает разъединение или отделение этих частей или элементов друг от друга, во всяком случае на какое‑то время и если не физически, то «в уме». Следовательно, анализ является противоположностью (но одновременно и условием) синтеза как воссоединения разрозненных элементов. Так, можно подвергнуть анализу какое‑либо тело (выделить из него составляющие физические или химические элементы), какую‑либо сложную идею (разложить ее на сумму более простых идей), какое‑либо общество (социологический анализ позволяет различить в обществе отдельные классы или слои), того или иного индивидуума (этим занимается психологический анализ или, коротко, психоанализ), проблему, произведение искусства, сон – одним словом, все что угодно, за исключением абсолютно простого, если таковое существует. Декарт сделал анализ основой своего метода: «Делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить» («Рассуждение о методе…», Часть вторая). Таким образом, анализ – это стремление свести сложное к простому для лучшего его понимания. Вполне законное и необходимое стремление, если только оно не заставляет забыть о сложности целого. Об этом напоминает нам Паскаль (в высказывании, которое особенно охотно цитирует Эдгар Морен (22): «Поскольку каждая вещь имеет причину и в свою очередь служит чему‑то причиной, пользуется чьей‑то помощью и сама чему‑то помогает, является и непосредственно собой и опосредованной чем‑либо еще и поскольку все вещи соединены между собой естественной и невидимой нитью, связующей даже самые отдаленные и самые разные из них, я считаю невозможным познание частей без знания целого, как и познание целого без знания частей». Но не стоит торопиться с выводом о столкновении Паскаля с Декартом. Тот факт, что все кругом взаимосвязано, как подчеркивает тот же Эдгар Морен, говорит не о невозможности анализа, а напротив, о его необходимости и бесконечности.
Источник: Философский словарь.
АНАЛИЗ
от греч.— разложение, расчленение) — процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Процедуры анализа входят органической составной частые во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познавательный процесс анализ изучается психологией, а также теорией познания и методологией науки.
Существует несколько видов анализа как приема научного мышления. Мысленное (а часто, напр. в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь анализ служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Другой вид анализа—анализ Общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого рода анализы называют классификацией).
К указанному смыслу термина «анализ» примыкают понятия эвристико-математического и формально-логического анализа. Суть анализа -в математике и теории решения задач состоит в таком исследовании структуры и свойств некоторого суждения, теории, понятия, которое осуществляется в ходе рассуждения, постепенно, шаг за шагом, приводящего к тому, что уже известно. Назначение подобного анализа состоит в том, чтобы создать основу для движения мысли,-обратного аналитическому—для синтеза, приводящего к искомому доказательству, определению или разрешению проблемы.
Формально-логический анализ представляет собой уточнение логической формы (структуры, строения) рассуждения и его составных частей — понятий, суждений, умозаключений и т. п., рассматриваемых в качестве завершенных статичных конструкций. Наиболее развитой формой подобного анализа является построение формальных систем, интерпретируемых на содержательных предметных областях, свойства которых выражаются анализируемыми понятиями и суждениями. См. также ст. Синтез.
Источник: Новая философская энциклопедия
АНАЛИЗ
процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной А., является синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельности. Процедуры А. входят органич. составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познават. процесс А. изучается психологией, а также теорией познания и методологией науки.
А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетич. деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внеш. действия. У человека к чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.- мыслительный, или Абстрактно-логич., А., к-рый возник вместе с навыками материально-практич. расчленения предметов в процессе труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практич. А. мыслительным.
Существует неск. видов А. как приема науч. мышления. Мысленное (а часто, напр, в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой (с т. зр. нек-рых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или отношения. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом А. является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого рода А. наз. классификацией).
Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логич. А.- уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр. формальной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержат, областей знания, содержат, понятий и способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий - т. н. формализованных языков.
Источник: Советский философский словарь
АНАЛИЗ
от греч. ???????? – разложение, расчленение) – операция расчленения вещи, явления, свойства или отношения между предметами на составные элементы, выполняемая в процессе познания и прак-тич. деятельности. А. неразрывно связан с синтезом, к-рый состоит в соединении выделенных в А. элементов. Как познават. процесс А. изучается, с одной стороны, психологией, с другой – теорией познания и логикой. Психология изучает А. как психич. процесс отражения действительности в мозгу животных и человека; логика и теория познания исследуют его как один из логич. приемов (частных методов) получения новых познават. результатов. А. играет важную роль на чувств. ступени познания; он включен в процесс ощущений и восприятий и в своих элементарных формах присущ не только человеку, но и животным. Нервно-физиологич. основу ощущений и восприятий составляют аппарат анализаторов и механизм образования временных связей в нервной системе (см. Рефлекс). У высших животных и человека центром аналитич. деятельности становится кора больших полушарий головного мозга. И. И. Павлов писал, что "большие полушария есть совокупность анализаторов, которые разлагают сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы..." (Полное собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1, 1951, с. 222). Аналитико-синтетич. деятельность животных непосредственно включена в их внешние действия. Простое разбивание ореха обезьяной есть аналитич. процесс, однако он не предварен мысленным А. У человека возникает высшая форма А. – логич. А., что обусловлено обществ.-трудовой деятельностью. Логич. А., в отличие от чувственного, совершается с помощью отвлеченных понятий. Путем логич. А. человек отделяет предмет от всех случайных, привходящих отношений, в к-рых он дан ему в чувств, познании. А. самого предмета открывает возможность раздельного изучения его частей, свойств, отношений, процессов его изменения и развития. При этом к А. (протекающему в единстве с синтезом) присоединяются операции абстрагирования (процесс абстракции) и обобщения, для к-рых А. является необходимым условием и предпосылкой. Процесс А. и синтеза в конечном счете приводит к образованию общих понятий о вещах и явлениях материального мира, к формулированию общих суждений, выражающих законы природы и общества. А. выступает в качестве одного из логич. методов науки. Формы А. разнообразны. Одной из них является логич., а часто и экспериментальное расчленение целого на части. А., выявляющий строение целого, предполагает не только познание частей, из к-рых состоит целое, но и выяснение тех отношений, к-рые существуют между частями. Так, А. строения живого организма не будет эффективным, если, помимо установления его структурных элементов, частей костного скелета, мышц, внутр. органов и пр. и их функций, не будут выявлены взаимоотношения между этими элементами, между их функциями. Предмет, подлежащий А., может рассматриваться как единичное целое. Так обстоит дело, напр., в литературоведении, когда анализируют отд. произведение или творчество к.-л. писателя. Но анализируемый предмет может рассматриваться и как представитель нек-рого класса предметов, объединенных наличием общих свойств. Именно с этой т.зр. подходят анатомия и физиология к анализу строения живых организмов. Обнаружение тождества структуры различных объектов имеет большое значение для познания. Если между частями двух сложных целых (к-рые могут быть совершенно различны по содержанию своих частей) осуществляется взаимно-однозначное соответствие и каждому отношению (учитываемому на данном уровне А.) между частями одного целого соответствует нек-рое определенное отношение между соответств. частями другого целого и наоборот, то оба сложных целых имеют (с т.зр. данных отношений) тождеств. структуру (см. Изоморфизм). Если два сложных целых обладают одинаковой структурой (с т.зр. нек-рых отношений), то каждому истинному суждению о к.-л. особенности структуры одного из них соответствует истинное суждение об определенной особенности структуры другого и наоборот. Это значит, что на основании знания об одном сложном предмете мы можем получить знание о другом сложном предмете. Напр., между картой местности и самой местностью имеется структурное тождество, поэтому из знаний, получ. путем изучения карты, можно получить знания о самой местности. Тождество строения предметов лежит в основе процессов моделирования в науке и технике. Изучение моделей – искусственно созданных человеком сложных целых, имеющих ту же структуру, что и моделируемый объект, позволяет получать новые знания об этом объекте. Другим видом А. является А. общих свойств предметов и отношений между ними. В этом случае свойство или отношение разделяется на составляющие свойства и отношения, одни из к-рых становятся предметом дальнейшего А., а от других отвлекаются; на следующем этапе объектом изучения становится то, от чего отвлеклись на предшествующих этапах исследования, и т.д. Так, в физике при изучении отношения между давлением газа, его объемом и темп-рой изучаемое отношение расчленяют на отношение между давлением газа и его объемом и отношение между объемом газа и темп-рой; при рассмотрении первого отношения отвлекаются от изменений темп-ры газа (закон Бойля-Мариотта); при изучении второго отношения отвлекаются от изменения давления, предполагая его постоянным (закон Гей-Люссака). А. общих свойств и отношений приводит к более простым свойствам и отношениям. Напр., свойство (а) быть натуральным числом, к-рое больше двух, можно разложить на более простые свойства: (б) б ы т ь положительным числом (т.к. всякое натуральное число положительно), (в) б ы т ь ц е л ы м ч и с л о м (т.к. всякое натуральное число есть целое число), (г) б ы т ь б о л ь ш е д в у х . Свойства (б), (в), (г) более о б щ и, чем сложное свойство (а), так как, например, свойство (б) присуще не только натуральным числам начиная с 3, но и числам 1 и 2, а также мн. др. числам, напр. дробям, к-рые больше 0. Понятие о сложном свойстве логически подчинено каждому из понятий о составляющих свойствах. Т.о., в результате А. свойств мы сводим понятия о них к более общим и простым понятиям. Формой А. является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы (непересекающиеся подмножества данного множества). Такого рода А. наз. процессом классификации и состоит в разделении предметов к.-л. совокупности на составляющие классы, производимом на основании принадлежности к.-л. свойства (или свойств) всем предметам данного составляющего класса и отсутствия этого свойства (свойств) у всех остальных предметов совокупности. А. – только один из моментов познават. деятельности. В отрыве от синтеза и др. логич. приемов он лишен познават. значения, ибо нельзя познать сущность предмета с помощью одного только расчленения на части: предмет не есть простая сумма частей или механич. совокупность свойств; любая часть предмета не может быть понята, если нет необходимых знаний о целом. Чтобы получить такое знание, необходим синтез, т.е. объединение в единое целое частей, свойств, отношений, уже выделенных и исследованных в А. и абстракции. А. выступает как прием исследования, подчиненный общим требованиям диалектич. метода. Изучение закономерностей развития объекта предполагает аналитич. расчленение его на различные стороны, аспекты происходящих в нем изменений, и т.д. Исследование истории предмета невозможно без разделения ее на отд. этапы. Выделение противоположностей в предметах и явлениях, обнаружение противоречий действительности производятся прежде всего с помощью А. Материалистическая диалектика рассматривает А. как один из процессов, ведущих к бесконечному углублению познания объекта. Результаты А. на данном этапе познания всегда относительны, но они содержат (если А. правилен) объективную истину. То, что принимается в качестве далее не расчленяемых частей объекта на одном этапе познания, рассматривается на следующем этапе как нечто, имеющее сложное строение и становится предметом дальнейшего А., ведущего к объективной истине, более глубоко отражающей действительность. Классики марксизма-ленинизма широко пользовались А. и синтезом. "Капитал" Маркса является величайшим образцом применения А. "У Маркса в "Капитале" сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, о т н о ш е н и е буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой "клеточке" буржуазного общества) в с е противоречия (respective зародыш в с е х противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в ? (в сумме) его отдельных частей, от его начала до его конца" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 328). Свой метод исследования экономич. законов Маркс называл аналитическим. Метод Маркса основан на движении мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного снова к конкретному, но уже изученному на основе А. В этом движении на всех стадиях исследования Маркс пользовался как А., так и синтезом. В результате аналитико-синтетич. процесса конкретное целое изображается во всем богатстве его свойств и отношений, как единство законов и форм их существования в конкретной действительности (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). А. является не только методом получения новых знаний, но и способом систематич. изложения уже имеющихся науч. истин. В своей более элементарной форме он широко применяется в педагогич. процессе. О другом смысле термина "А.", исторически сложившемся в науке в связи с рассмотрением логики дедуктивных доказательств (прежде всего в математике), см. Cинтез. Лит.: Маркс К., Введение (Из экономических рукописей 1857–1858 годов), в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.. т. 12, М., 1958; его же, Капитал, т. 1, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дюринг. М., 1957, с. 40; его же. Диалектика природы, М., 1955, с. 176, 180, 181; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд.. т. 38; его же, Карл Маркс, там же, т.21, с. 43–54; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 23; Розенталь М., Вопросы диалектики в "Капитале" Маркса, М., 1955. гл. 8 и 10; ?убинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 2 и 3; Ст?огович М. С., Логика, [М.], 1949, с. 80–83; Рассел Б., Человеческое познание..., пер. с англ., М., 1957, ч. 4, гл. 3. Б. Бирюков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
анализ
АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — процедура реального или мысленного расчленения предмета, явления или процесса, а также их взаимоотношений на составные части, элементы, свойства, функции и подсистемы. Процедурой, обратной А., является процедура синтеза, т.е. объединения выделенных в А. элементов. Формы А. разнообразны. Исходным являются процедуры А. в реальной практической деятельности. А. как метод науки может быть А. структурных элементов и частей (напр., организма в сравнительной морфологии и физиологии), А. свойств и отношений между ними, А. структуры целого, что предполагает фиксацию отношений между элементами и позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие, а А. классов одних предметов — на подклассы, что является основанием для классификации. А. становится истоком причинного объяснения исследуемого предмета или процесса. Вычленение и иерархизация выделенных в А. начал составляет ядро аналитической исследовательской программы, которое становится основанием или механистического, или динамического, мировоззрения. Для А. и аналитической исследовательской программы характерен элементаристскйй подход к исследуемому целому. В античной философии А. рассматривался как метод выявления исходных начал. Для Аристотеля А. — это путь познания от рода ко все более нижележащим видам, и от них — к исходным началам (См.: Физика, 184а10; Вторая Аналитика 1 2, 71b33—72 Ь4). А. представлен у Аристотеля как процедура разделения (диайресиса) и перехода от вещей, которые «ближе к чувствам», к началам, далеким от чувственного восприятия. Он проводил различие между смесью (миксис), где составные части существуют потенциально и могут быть выявлены в А., и синтезисом, где они смешаны, но не связаны. В античной математике складывается трактовка А. как эвристического метода открытия в геометрии. Для Евклида А. — это допущение искомой вещи как известной, чтобы вывести из нее следствия, ведущие к какой-либо истине. Были выделены абстрактные объекты геометрии (элементы — точки, прямые и плоскости), способ организации знания (от аксиом до определений) и процедура логического А. как построения все более общих классов и все более абстрактных объектов. Папп Александрийский видел в А. метод нахождения доказательства путем восхождения от следствий к причинам, а в синтезе — лишь метод композиции и восхождение от причин к следствиям. Если античная мысль подчеркивала единство А. и синтеза, то позднее подчеркивается альтернативность этих методов (Р. Гроссетест, А. Нифо, Д. Забарелла и др.). Этот подход присущ и Галилею, для которого А. — метод исследования, а синтез — метод окончательного доказательства и изложения достигнутого знания. Метод А. стал доминирующим в науке и философии Нового времени. Создание Р. Декартом аналитической геометрии, формулировка им четырех правил метода, в том числе процедуры разделения исследуемой вещи на простейшие части, с тем чтобы начинать с предметов простейших и легко познаваемых и восходить до познания наиболее сложных, превратил процедуру А. в ядро аналитической методологической программы, утвердившейся не только в математике, но и в естественных науках Нового времени. В логике Пор-Рояля А. трактовался как метод изобретения и открытия в противовес синтезу как методу передачи найденной истины другим (Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1997. С. 242). И. Ньютон, подчеркивая единство А. и синтеза, усматривал в А. способ перехода от соединений к ингредиентам, от движений — к силам, от действий — к их причинам. Он стремился ослабить геометрическую трактовку метода А. у Декарта, делая акцент на экспериментальном доказательстве и на методе принципов. Подход, отождествлявший А. с методами причинного объяснения и универсализировавший метод геометрического А. как метод открытия истин, присущ Т. Гоббсу, Б. Спинозе, Б. Паскалю и X. Вольфу, который, использовав А. без границ, подорвал доверие к геометрической методологии. Обобщая дискурсивную практику наук своего времени как практику А., классическая теория познания выделяет в своем составе А. исходных начал и принципов теоретического знания. Кант вычленяет аналитику элементов рассудочного знания, без которых немыслим ни один предмет, в том числе основоположений знания; проводит различие между аналитическими и синтетическими суждениями, усматривая всеобщий принцип аналитического знания в законе противоречия. Подчеркивая единство А. и синтеза в восхождении от абстрактного к конкретному, Гегель в «Науке логики» дал критику абсолютизации геометрических методов вообще и метода А. в частности. Противопоставление А., как метода разложения, синтезу, как методу композиции, сохранилось в науке 18—19 вв. (Д. Гравесанд, Д. Гершель и др.). Метод А. стал широко применяться в естественных и социальных науках. Ж. Боден в книге «Метод легкого познания истории» (1566) разделял историческое целое (гражданский порядок) на составные части. Историю биологии можно рассмотреть как смену аналитической методологии, благодаря которой были вычленены свойства, элементы и подсистемы биологических организмов, структурно-функциональной и эволюционистской методологией. Ж. -Б. Ламарк стремился построить не только лестницу морфологических форм, но и аналитическую систему человеческих знаний, вычленив семь их форм («Аналитическая система положительных знаний человека, полученных прямо или косвенно из наблюдений», 1820). С аналитической методологией, где метод А. отождествлялся с разделением целого на части, связаны успехи математического анализа (исчисление бесконечно малых) и химии, которая сформировалась как аналитическая химия ( Р. Бойль, Т. Бергман, А. Лавуазье и др). Исследования в ней были направлены на отождествление испытуемого вещества с уже известным, на качественное определение состава испытуемого вещества, на количественное определение составных частей в исследуемом веществе. В истории химии обычно выделяется ряд уровней химического А.: А. элементов, А. компонентов, фазовый А. и структурно-групповой А. Использование различного инструментария позволило расширить область химического А. — дать А. минеральных тел, органических веществ, открыть новые химические элементы и их превращения, построить химический А. на базе атомистики, определить атомные и молекулярные веса, развить методы объемного А. В начале 19 в. методы А. в аналитической химии объединяются в группы и формируются системы методов А. А.Г. Гурвич выдвинул идею построения аналитической биологии с помощью метода А. — мысленного выделения инвариантов при наблюдении вариантов с фиксацией различных уровней А. Критика метода А. и основанного на нем аналитического мировоззрения, приводящего к выделению в науках исходных элементов, функций и свойств, связана с Московской философско-математической школой (Н.В. Бугаев и др.). Абсолютизация метода А. и отождествление его со всей научной методологией послужили истоком либо критики его как метафизического способа мысли и противопоставления ему материалистической диалектики, либо призыва к деконструкции всей метафизики и аналитической науки ради утверждения проекта постмодерна. В противовес отождествлению А. со всей методологией науки, в 20 в. осознаются е г о границы. У ж е статистические методы, использовавшиеся при изучении массовых процессов и вероятностных распределений, потребовали модификации методов А. Это еще более характерно для типологии систем и структур, для исследований процессов организации и самоорганизации, для которых свойствен холистский подход (см. Холизм) к изучаемому целому. А.П. Огурцов А. — основной «рабочий» метод эмпирического изучения любых сложных данных (объектов) путем выявления и изучения их частей. Иначе говоря, А. — это операция перехода от целого к его элементам (или частям) с помощью мысленного или физического разделения целого. Т а к о е широкое толкование термина « А. » сложилось вместе с развитием естественных наук, особенно физики и химии. А в последние десятилетия 20 в. в связи с проблемами классификации возникло новое теоретическое направление, получившее имя кластер-анализа — инструмента для изучения взаимного расположения объектов с определенными для них коэффициентами различия. Однако указанное широкое толкование термина « А. » не является не только единственным, но даже исторически первым. Античный мир оставил нам другое понимание А. как составной части эвристики. Древние греки связывали с термином « А. » собственно логический смысл. Они рассматривали А. как один из вариантов аргументации в диспуте путем движения мысли от неизвестного к известному. В А., говорит Евклид, подлежащее спору (тезис) временно берут как бесспорное, чтобы с помощью рассуждения выстроить цепочку связей от данного неизвестного к какой-нибудь бесспорной истине, от которой зависит и истинность тезиса. Опыт построения такой цепочки греки и называли А. Он показывает, каким образом может быть решена задача, если она вообще разрешима. Примером А. (из логики) может служить метод обзора всех простых гипотез для некоторой формулы логики высказываний, или (из математики) — ход рассуждения, используемый для нахождения неизвестных (корней) при решении алгебраических уравнений. В качестве категории, парной с А., греки рассматривали обратную операцию, которую они называли синтезом, или доказательством (штобй´сдс,) - В синтезе, говорит тот же Евклид, берут бесспорное (напр., определения и аксиомы), чтобы прийти от них к заключению или решению относительно подлежащего спору. Противопоставляя А. синтезу, Александр Афродизийский поясняет: синтез ведет от аксиом к теоремам, а анализ, напротив, возвращает нас к аксиомам. Примером синтеза в логике может служить вывод всех следствий из данных посылок (задача, обратная предыдущей), а в математике — дедуктивный вывод (доказательство) любой теоремы в «Началах» Евклида. Античное толкование понятия А. стало отправной точкой в развитии логики и математики в Новое время, в эпоху создания «новой алгебры» Франсуа Виетом («Введение в искусство анализа», 1591), аналитической геометрии Декартом («Рассуждение о методе», 1637) и основ анализа бесконечно малых в трудах Ньютона и Лейбница. С этого момента господство аналитического метода в логике и математике оставалось безраздельным вплоть до конца 19 в., когда на смену проблеме открытия пришла проблема обоснования с ее современным аксиоматическим методом. См. Анализ и синтез, Анализ через синтез. М.М. Новоселов Лит.: Тимченко И.Ю. Анализ и синтез // Кэджори Ф. История элементарной математики. Одесса, 1917. С. 338—340; Цейтен Г.Г. История математики в древности и в средние века. М., 1932. С. 70—100; Пойа Д. Как решить задачу. М., 1959. С. 132; Ъатапин А.Х. Аналитическая химия и пути ее развития // Тр. Оренбургского сельскохоз. ин-та. Т. 12. Работы по химии. Оренбург, 1961; Становление химии как науки. М.,1983; Гурвич А.Г. Принципы аналитической биологии и теории клеточных полей. М., 1991; Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991. Ч. 4; Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999. Гл. XXIV; Огурцов А.П. История методологии науки: виртуальные и реальные трудности // Методология науки: проблемы и история. М., 2003; Hintikka /., Kernes U. The Method of Analysis. Dordrecht - Boston, 1974.
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки