КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
(от лат. comparatio —соотношение, сравнение, греч. analysis — разложение, расчленение) —сравнительно-истор. метод исследования, широко применяемый в соц.гуманит. знании. Практически во всех гуманит. науках есть соответствующие дисциплины: сравнит. правоведение, сравнит. религиоведение, сравнит. политология и т.п. Общая теория и методология К.а. разрабатывается в рамках филос. компаративистики, приобретшей к концу XX в. статус самост. дисциплины в структуре совр. философии. Несмотря на то, что К.а. относится к древнейшим и, так сказать, «естеств.» методам гуманит. познания, его использование сопряжено с целым рядом проблем. Наиболее существенным из них явл. проблема выбора критериев сравнения явлений и процессов в рамках разл. социокульт. систем. Доклассич. и классич. философия (и соответствующие типы «частных» гуманит. наук) строилась на принципах универсализма и логоцентризма, благодаря чему описание, объяснение и оценка явлений др. культур производились через соотнесение с аналогичными феноменами «своей» (эллинской, римской, христ., европ.) культуры, воспринимаемыми как эталонные, само собой разумеющиеся. Наиболее ярким проявлением этого служит европоцентристская линейно-прогрессивная модель соц.-истор. и культ. развития, позволяющая оценивать разл. соц. и культ. реалии (напр., уровень цивилизационного развития народов) через оппозиции «развитое— неразвитое», «передовое—отсталое», «цивилизованное—нецивилизованное» и т.д. Аналогичным образом производится и К.а. феноменов, принадлежащих к разл. истор. периодам, с той лишь разницей, что «эталонные» параметры современности экстраполируются на прошлое. Становление неклассической философии и гуманит. науки связано, в том числе, и с попыткой преодоления односторонней модели К.а. Осн. направлениями этого процесса явл.: отказ от однолинейной схемы культ.-истор. развития (концепция локальных цивилизаций), признание конституирующей роли субъекта в процессе познания и сравнения (феноменология), ограничение поля аналогии и экстраполяции (принцип логич. несопоставимости парадигм). Особую актуальность критика и методол. разработка К.а. приобретают в последней четверти XX в. Теор. стимулом этого явл. формирование постмодернистских стратегий и технологий филос.-гуманит. знания, исходящих из принципов децентрации и гетерогенности. Соц.-истор. стимул развития совр. компаративистики —формирование многополярного культ.-полит. пространства совр. мира. С 2000 г. Ин-т философии РАН публикует серию моногр. под общим названием «Сравнительная философия». Лит.: Охотников О.В. Компаративистика // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е.Кемерова. 3-е изд. М., 2004; Сравнительная философия. М., 2000. Вып. 1 и послед. выпуски. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь