КАУТСКИЙ КАРЛ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАУТСКИЙ Карл
1854-1938) - нем. историк и экономист, один из лидеров и теоретиков герм. социал-демократии и И Интернационала, идеолог центризма. Большое место в трудах К. уделено вопросам религии и атеизма. К. выдвинул оппортунистич. положение о том, что социал-демократия должна оставаться нейтральной по отношению к церкви, что христ. учение соединимо с целями социализма. К. отказался от марксист. понимания религии как «опиума народа», считал, что она может играть положит, роль в жизни людей. Взгляды К. по вопросам религии широко используются правыми социалистами и ревизионистами.

Источник: Атеистический словарь

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл
род. 16 окт. 1854, Прага - ум. 17 окт. 1938, Амстердам) - писатель социалистического направления, историк и политэконом. Сначала находился под влиянием идей Лассаля, анархизма и позитивизма, затем "пропагандировал марксистские взгляды. Его философские воззрения смыкались, по его словам, с высказыванием Энгельса: "Тела неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в движении; о телах вне движения, вне всякого отношения к др. телам, ничего нельзя сказать. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть". Люди и человеческие группы - тоже тела; исследование форм их движения - предмет социологии. Разделял также взгляды социального дарвинизма. Позже выступал против большевизма. Осн. работы: "Ethik und materialistische Geschichtsauffassung", 1906; "Der Ursprung des Christentums", 1908; "Die materialistische Geschichtsauffassung", 2 Bde., 1927; Собр. соч., т. 1-4, 1923-1930.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАУТСКИЙ Карл
писатель социалистического направления; р. 16. 10. 1854 (Прага) — ум. 17. 10. 1938 (Амстердам); решающим образом на него повлияли Маркс и Энгельс, а также Бюхнер и Геккель; историк и политэконом. Его воззрения опираются на Энгельса: «Тела неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в движении; о телах вне движения, вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть» (письмо Марксу от 30. V. 1873). Люди и человеческие группы — тоже тела; исследование форм их движения — предмет социологии. Осн. соч.: К. Marx ökonomische. Lehren, gemeinverständl. dargestellt, 1887, 1912 (рус. nep.: Экономическое учение Карла Маркса, 1956); Das Erfurter Programm in seinem grundsätzl. Teil erläutert, 1892, 1922 (рус. пер.: Комментарии к Эрфуртской программе, 1959); Ethik und materialistische. Geschichtsauffassung, 1906; Der Ursprung des Christentums, 1908, 1923 (pyc. пер.: Происхождение христианства, 1909; 1990); Vorläufer des Sozialismus, 4 Bde., 1909—1921 (рус. пер.: Предшественники новейшего социализма, т. 1—2, 1924—1925); Die materialistische Geschichtsauffassung, 2 Bde., 1927 (рус. пер.: Материалистическое понимание истории, 2 т., 1931); Briefwechsel mit Fr. Engels, hrsg. v. B. Kautsky, 1955. В. И. Ленин. Пролетарская революция и ренегат Каутский, 1918; W. Blumenberg. К. K.s literar. Werk. Eine bibliograph. Übersicht, 1960; D. B. McKown. The Classical Marxist Critique of Religion: Marx, Engels, Lenin, K., Den Haag, 1975; J. Gilcher-Holtey. Das Mandat des Intellektuellen. К. K. und die Sozialdemokratie, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Каутский Карл
 (1854—1938) — нем. историк, экономист; с-д. теоретик II Интернационала, оппортунист. Род. в Праге. С 1880 жил в Германии. В 1881 К. познакомился с Марксом и Энгельсом. С конца 70-х гг. активно участвует в с.-д. прессе. В 90-х гг. стал признанным теоретиком германской социал-демократии. В то время для этого имелись основания. К. написал ряд работ — «Экономическое учение Карла Маркса» (1887), «Предшественники новейшего социализма» (1895), «Аграрный вопрос» (1899), «Возникновение христианства» (1885) и др., — сыгравших значительную роль в пропаганде идей марксизма. Но и в этих своих работах К. допустил грубые ошибки и искажения марксизма, за что подвергся критике со стороны Энгельса. Маркс уже в свое время сумел подметить слабые стороны его взглядов и характера. В письме к дочери он так охарактеризовал К.: «Он — посредственный, недалекий человек, самонадеян... всезнайка, в известном смысле прилежен... принадлежит от природы к племени филистеров...» В 1909 вышла в свет брошюра К. «Путь к власти», к-рую Ленин оценил как последнее лучшее произведение К. В брошюре рассматриваются вопросы политической революции, но нет «ни слова о революционном использовании всякой революционной ситуации» (Ленин). Говоря о пролетарской революции, К. обходит вопрос о сломе буржуазной государственной машины и замене ее органами пролетарской власти. В 1910 К. образовал в германской социал-демократии группу «центра» и с этого времени открыто выступает против революционного марксизма. Работу «Диктатура пролетариата» (1918) Ленин назвал образцом мещанского искажения марксизма и подлого отречения от него на деле, при лицемерном признании его на словах. К. не понял задач диктатуры пролетариата и до самой смерти вел пропаганду против СССР. По своим философским взглядам был эклектиком, соединяя элементы материализма с идеализмом. В «Материалистическом понимании истории» (2 тома, 1927—29) К. фактически полностью искажает теорию диалектического и исторического материализма и переходит на позиции буржуазной социологии.

Источник: Философский словарь. 1963

КАУТСКИЙ Карл (1854—1938)
нем. историк, экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков II Интернационала. Философские взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во 2-й половине 70-х и начале 80-х гг. находился под влиянием эволюционистских воззрений Дарвина и философии позитивизма (Спенсера, Мил-ля). В работах этого периода “Влияние роста народонаселения на прогресс общества” (1880), “Социальные инстинкты в мире животных” (1883) пытался объяснить историю человеческого об-ва дарвиновской теорией борьбы за существование; утверждал, что законы роста народонаселения являются исходными для рассмотрения проблем социальной философии и что движущие силы общественного развития коренятся в инстинктах человека. С начала 80-х гг. К. активно участвует в с.-д. прессе (в 1883—1917 — редактор теоретического журнала германской социал-демократии “Die Neue Zeit”), переходит на позиции марксизма. Написал ряд работ, пропагандировавших и защищавших диалектический и исторический материализм, марксистскую теорию — “Экономическое учение Карла Маркса” (1887), “Томас Мор и его утопия” (1888), “Предшественники новейшего социализма” (1895), “Этика и материалистическое понимание истории” (1908), “Происхождение христианства” (1908), “Материалистическое понимание истории” (1—2 т., 1927—29) и др. В этих работах К. предпринял попытку систематизации философских и общесоциологических идей Маркса и Энгельса, стремился выявить взаимосвязь между экономическими и философскими взглядами основоположников марксизма, распространить развитую ими систему взглядов и диалектико-материалистическую методологию на нек-рые новые проблемы общественной жизни. Большое внимание в трудах К. уделено социально-политической теории марксизма — проблемам природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии и др. форм общественного сознания в истории и т. д. К. выдвинул т. наз. “теорию ультраимпериализма”, провозгласившую наступление новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий, что в перспективе ставит под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций. Философские и социально-политические взгляды К. (особенно периода, последовавшего за началом 1-й мировой войны) подвергались острой критике Лениным.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАУТСКИЙ Карл
16 октября 1854, Прага-17 октября 1938, Амстердам) — социальный философ, лидер и теоретик немецкой и международной социал-демократии. Учился в Венском университете, в 1874 стал членом СДПА, с 1882 по 1917 — главный редактор теоретического журнала социал-демократии «Die neue Zeit», автор теоретической части Эрфуртской программы СДПГ. После прихода нацистов к власти вынужден был эмигрировать в Прагу, затем в Амстердам. В 1899 опубликовал серию статей, направленных против ревизии марксизма Э. Бернштейном, в том же году вышла его работа «К критике теории и практики марксизма. Антибернштейн» (Bernstein und das Social-demokratische Programm. Eine Antikritik von Karl Kautsky. Stuttg., 1899; рус. пер. СПб., 1905). Каутский — участник всех конгрессов II Интернационала. В период русской революции 1905 пишет ряд статей, посвященных этой проблеме, в т. ч. «Движущие силы русской революции» (1906—07), где говорит о наступлении новой эры революции. После поражения революции все больше полемизирует с левыми, в 1910 вместе с О. Бауэром и Р. Гидьфердингом создает группу «Центр». В годы 1-й мировой войны и Октябрьской революции разделяет взгляды меньшевиков, считая, в принципе невозможным в отсталой стране построение нового строя. В работе «Die Diktatur des Proletariats» (W, 1918) выступает против диктатуры пролетариата с защитой демократии. Критике большевизма посвящено большинство его работ 1918—22. В своих рассуждениях Каутский исходил из того, что материалистическое понимание истории соединимо с любым мировоззрением, не противоречащим методу диалектического материализма, прежде всего с эволюционизмом. Прогресс общества предопределен степенью развития науки и техники, а социализм наступит в силу естественноисторической закономерности и не нуждается ни в каком идеале. Марксизм «безэтичен». Основной теоретической работой Каутского считается «Этика и материалистическое понимание истории» (Die Ethik und die materialistische Geschichtsauffassung. Stuttg., 1906;pyc.nep.l912).
Соч.: Соч.,т. 1-4,10,12. M., 1923-1930; Очерки и этюды. СПб., 1907; Из истории общественных течений, т. 1—2. СПб., 1907—08; Теории кризисов. М., 1923; Материалистическое понимание истории, т. 2. M., 1931; Erinnerungen und Erorterungen. Gravenhage, 1960. Лит.: Браиович С. М. Карл Каутский — эволюция его воззрений. М„ 1982.
M. A. Хевеши

Источник: Новая философская энциклопедия

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл
1854-1938) - теоретик нем. социал-демократии и Интернационала. Выступив со своей концепцией, направленной по замыслу против этического социализма этики Канта, он выдавал за марксистские ошибочные взгляды, извращающие марксизм. Истолковывая моральные явления вульгарно биологически. К, попытался совместить идеи социального дарвинизма с марксизмом. По словам К., этика марксизма - это прямое продолжение дарвинизма: Дарвин дал объяснение происхождению нравственности, а Маркс - объяснение нравственного идеала. В основе морали, по К., лежат социальные инстинкты человека: самоотверженность, храбрость, верность общему делу, дисциплина, правдивость по отношению к об-ву, честолюбие, к-рые имеют такую же силу, что и животные инстинкты самосохранения и размножения. Совокупность социальных инстинктов образует нравственный закон, всеобщее нравственное чувство - стремление делать то, что содействует благу об-ва, даже в том случае, если это наносит ущерб личному интересу. «Нравственный закон, - пишет К., - является не чем иным, как животным инстинктом, отсюда его таинственная природа, отсюда внутренний голос в нас, не стоящий ни в какой связи ни с каким внешним толчком или явным интересом». Обладающий чувством долга человек следует ему инстинктивно, без размышления. Специфически человеческое в морали К. видит лишь в нравственных нормах, сложившихся только с возникновением об-ва и подверженных постоянным изменениям. Направляя свои выводы против категорического императива Канта, по сути дела, К. приходит к тому же вневременному, абстрактному категорическому императиву, только объясненному биологически. Выступления К. против этического социализма сыграли нек-рую положительную роль, показав несостоятельность попыток соединения научного социализма с философией Канта. Но позитивная трактовка К. этических проблем, сводившая моменты абсолютного в морали к биологическому, а собственно общественное и историческое -к релятивному, извращала марксистское этическое учение. Позиция К.-это отказ от классовой характеристики морали: пролетарская и буржуазная мораль отличаются якобы лишь степенью интенсивности социальных инстинктов - у господствующих классов в период упадка социальные инстинкты слабеют, а у эксплуатируемых, наоборот, развиваются. К. приходит к выводу, что социализм возникает из социальных инстинктов, отрицая тем самым его научно-исторический характер. Осн. этические соч.: «Этика и материалистическое понимание истории» (рус. перевод 1922), «Происхождение морали» (рус. перевод 1906).

Источник: Словарь по этике

КАУТСКИЙ Карл
16.10.1854, Прага, 17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков герм. с.-дтии и 2-го Интернационала. В идейном развитии К. эволюционировал от домарксистских взглядов к марксизму н от него к центризму и оппортунизму. Для филос. взглядов К. характерно эклектич. соединение элементов материализма и идеализма. В 1874 он примкнул к социалистич. движению, был близок к лассальянству (см. Лассаль). С кон. 70-х гг., а особенно после знакомства в 1881 с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883-1917 К. - редактор теоретич. журн. герм. с.-дтии «Die Neue Zeit». B 80-90-х гг. написал ряд работ и статей, пропагандировавших марксистские идеи: «Экономич. учение Карла Маркса» (1887, рус. пер. 1956), «Томас Мор и его утопия» (1888, рус. пер. 1905), «Комментарии к Эрфуртской программе» (1892, рус. пер. 1959), «Предшественники новейшего социализма» (Bd 1-2, 1895, рус. пер., т. 1-2, 1924-25) и др. Работа К. «Аграрный вопрос» (1899, рус. пер. 1900) получила положит. оценку В. И. Ленина. Однако и тогда К. совершал оппортунистич. ошибки, за что подвергался критике со стороны Энгельса. После ревизионистского выступления Э. Бернштейна К. выпустил кн. «Бернштейн и социал-демократич. программа» (1899, рус. пер. 1906), к-рая сыграла в общем положит. роль в борьбе с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о гос-ве и диктатуре пролетариата.
В нач. 20 в. К. опубликовал ряд работ, написанных, несмотря на отд. отступления, в духе марксизма: ст. «Славяне и революция», брошюры «Движущие силы и перспективы русской революции» (1906-07, рус. пер. 1907, под ред. и с предисл. В. И. Ленина), «Путь к власти» (1909, рус. пер. 1959). В дальнейшем, отрицая партийность марксистской философии, поддерживая антимарксистские теории насилия, социал-дарвинизма, пытался доказать совместимость науч. социализма с немарксистскими филос. системами. С началом 1-й мировой войны К. окончательно порвал с революц. марксизмом, оправдывал союз с социал-шовинистами.
Отрицание К. связи между господством монополий и захватнич. политикой империалистич. гос-в, попытка свести империализм к разновидности политики совр. капитализма вели, как показал Ленин (см. ПСС, т. 27, с. 387, 409-20), к затушевыванию коренных противоречий, свойственных монополистич. стадии развития капитализма. Столь же апологетической и реформистской была выдвинутая К. теория ультраимпериализма, рисовавшая ложную перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. К. сеял пацифистские иллюзии, по существу отрицал неизбежность пролет. революции. Окт.революцию 1917 К. встретил враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту бурж. демократии. Отступничество К. от марксизма было разоблачено Лениным в работе «Пролет. революция и ренегат Каутский». В кн. «Материалистич. понимание истории» (Bd 1-2, 1927, рус. пер., т. 2, 1931), биологизируя обществ. процесс, искажая учение марксизма о классах и гос-ве, К. фактически перешел на позиции социал-дарвинизма.

Источник: Советский философский словарь

Каутский, Карл
1854 Прага - 1938 Амстердам) - самый крупный теоретик II Интернационала, ближайший ученик Энгельса. В немецкой с.-д. начал работать с 80-х г.г., редактируя научный орган "Neue Zeit". В 90-х г.г. Каутский выступил с рядом блестящих марксистских работ ("Эрфуртская программа", "Аграрный вопрос" и т. д.), поставивших его в первые ряды марксистских теоретиков. Критика Бернштейна, против ревизионизма которого Каутский выступил, правда, позднее Парвуса, Люксембург и Плеханова, сделала его общепризнанным главой марксистской школы. В эти же годы и позднее Каутский выдвигается, как обоснователь революционной с.-д. тактики. Он неоднократно выступает против немецких оппортунистов южно-германского типа и из профессионалистских кругов, против Жореса и др. 1905 - 1907 г.г. являются революционным апогеем в деятельности Каутского. Он не только приветствует русскую революцию, но и защищает ценность ее методов для европейского рабочего движения. В эти годы он расходится несколько даже с Бебелем. Написанная в начале 1909 г. работа "Путь к власти" заканчивает собой эту эпоху в деятельности Каутского. Как только стало необходимым конкретизировать "Путь к власти", найти практические пути в борьбе с империализмом - после поражения русской революции, - Каутский рвет со своими теоретическими выводами и делается защитником "пассивного радикализма", тактики выжидания и "измора", прилагает все усилия, чтобы дискредитировать методы борьбы русской революции. Его полемика в 1910 - 1913 г.г. с Люксембург, Паннекуком, Ленчем и др. показала, что Каутский уже наполовину потерян для революционного рабочего движения. Война окончательно ликвидировала революционера-Каутского. В течение ряда лет он проповедует нелепые теории об Интернационале как инструменте мира, а не войны, повторяет буржуазные идейки о "Срединной Европе", ликвидирует основы марксистской полит-экономии своей теорией о принципиальном противоречии между финансовым и промышленным капиталом. Плоды его литературной деятельности в эти годы были охарактеризованы Л. Д. Троцким в книге "Терроризм и коммунизм", "Я и моя путаница". Октябрьскую революцию Каутский встретил с нескрываемым неодобрением, борьбу же Советской Республики с контр-революцией осуждал, как раздувание гражданской войны. В эти тяжелые годы Каутский не стесняется писать клеветнические памфлеты против Советской России. Свой полный отказ от марксизма Каутский завершил в своей последней крупной работе "Пролетарская (?) революция и ее программа", где доказывает, что между капитализмом и коммунизмом пролегает не эпоха пролетарской диктатуры (как учил Маркс), а эпоха коалиции буржуазии и пролетариата. Политической роли Каутский ныне уже не играет. /Т. 3/
После основания Германской Компартии, в которую вошло большинство Независимых, Каутский ведет остаток партии обратно к слиянию с СДП. С 1924 года Каутский переезжает в Вену и занимается в основном литературной работой. Среди замечательных работ Каутского следует отметить "Истоки Христианства", "Экономические доктрины Карла Маркса", "Томас Мур и его Утопия" и множество всесторонней публицистики в "Neue Zeit".

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (1854-1938)
немецкий историк, экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков социал-демократии и II Интернационала. С 1874 по 1879 учился в Венском университете. В 1874 К. примкнул к социалистическому движению, был близок с лассальянством. В 1875 вступает в социал-демократическую партию. С начала 80-х 19 в. К. активно печатается в социал-демократической прессе. В 1883 основал журнал "Новое время" (Die Neue Zeit), теоретический орган германской социал-демократии, редактором которого он был со дня открытия до 1917. С 1890 постоянно живет в Германии, активно участвуя в деятельности Германской социал-демократическое партии, а затем II Интернационала. В 1934 после прихода к власти фашистов, переезжает в Вену, а после захвата Австрии фашистской Германией (в 1938) уезжает в Прагу, а затем в Амстердам, здесь же в этом году умирает. Философские взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во 2-й половине 70-х и начале 80-х 19 в. он находился под влиянием теории Дарвина и философии позитивизма (Спенсер, Милль). В работах этого периода - "Влияние роста народонаселения на прогресс общества" (1880), "Социальные инстинкты в мире животных" (1883) - пытался объяснить историю человеческого общества дарвиновской теорией борьбы за существование. Утверждая, что законы роста народонаселения являются исходными при рассмотрении проблем социальной философии, К. усматривал движущие силы общественного развития в инстинктах человека. В дальнейшем К. написал ряд работ, пропагандировавших марксистскую теорию - "Экономическое учение Карла Маркса" (1887), "Томас Мор и его утопия" (1888), "Предшественники новейшего социализма" (1895), "Предшественники социализма" (1909-1921), "Этика и материалистическое понимание истории" (1-2 тт., 1927-1929) и др. Большое внимание в его трудах было уделено проблемам природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии в историческом процессе и т.д. К. выдвинул т. н. "теорию ультраимпериализма", провозглашавшую наступление новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий, что в перспективе ставило под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций. Идейная эволюция, которую прошел К. в своих социально-политических воззрениях, выразилась в том, что в 1910-1912 он становится идеологом центризма, а в 1917 в знак протеста против политики руководства социал-демократии Германии выходит из партии, оставляет пост редактора "Нового времени" и организует независимую социал-демократическую партию Германии (ее существование было, впрочем, недолгим). Октябрьский (1917) переворот в России К. встретил негативно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту демократии. Об этом он написал ряд статей и брошюр: "Демократия и диктатура" (рус. перевод 1918), "Демократия или диктатура" (рус. перевод 1921), "От демократии к государственному рабству" (1921). К. - одна из наиболее крупных фигур международного рабочего движения. Стремление К. подвергнуть ревизии политические доктрины марксистского толка явилось выражением переосмысления значительной частью европейских интеллектуалов социал-демократических ориентации, путей и методов борьбы за социальную справедливость и социализм, их неприятие псевдо-пролетарских государств, а также переворотов, инициируемых профессиональными революционерами.
И.Н. Андреева

Источник: Новейший философский словарь

КАУТСКИЙ КАРЛ

(16 окт. 1854 – 17 окт. 1938) – один из теоретиков герм. с.-д-тии и 2-го Интернационала, идеолог центризма, ренегат рабочего революц. движения. Для идейного развития К. характерна эволюция от домарксистских взглядов к марксизму и от него к центризму, оппортунизму и ренегатству. В 1874 в Вене К. примкнул к с.-д-тии, разделяя лассальянские и анархич. взгляды. В этот период он был сторонником позитивизма. В 1880 под влиянием теории Мальтуса, опубликовал работу "Влияние роста населения на прогресс общества" ("Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft"). В 1881 К. познакомился с Марксом и Энгельсом и под их влиянием начал переходить к марксизму. Однако К. допускал колебания в сторону оппортунизма и, несмотря на критику и помощь со стороны Маркса и Энгельса, до конца последоват. марксистом не стал, хотя, в отличие от Бернштейна, принадлежал к т. н. "ортодоксам". Неоднократно критикуя К. за эклектизм и софистику, Энгельс писал в 1881, что К. "...педант и схоласт, который, вместо того, чтобы распутывать сложные вопросы, запутывает простые" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 150). В 1883 К. основал теоретич. орган герм. с.-д-тии "Die neue Zeit". Энгельс резко критиковал К. как редактора за допущенные им извращения марксизма. В 80–90-х гг. К. написал ряд работ, к-рые сыграли положит. роль в пропаганде идей марксизма: "Экономическое учение Карла Маркса" (1887, рус. пер. 1956), в к-рой дано популярное изложение "Капитала" Маркса (гл. обр. 1-го т.), "Аграрный вопрос" (1899, рус. пер. 1900) и нек-рые др. В комментариях к теоретич. части "Эрфуртской программы" (1892, рус. пер. 1959) К. популярно изложил важнейшие теоретич. положения марксизма. К. отмежевался от сторонников государственного социализма, подчеркивал неизбежность замены капиталистич. произ-ва социалистическим, однако отступал от марксизма в определении путей завоевания власти пролетариатом. Он утверждал, будто "политическая борьба есть лишь особая... наиболее решительная форма экономической борьбы" (указ. соч., с. 202). Основное средство социальной революции К. видел в парламентской борьбе. Энгельс подверг резкой критике оппортунистические ошибки, допущенные К. при составлении "Эрфуртской программы" (см. "К критике проекта социал-демократической программы1891 г.", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 101–16). Отсутствие в программе пункта о диктатуре пролетариата и требования республики для Германии не было случайным: в работе "Парламентаризм, народное законодательство и социальная демократия" ("Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung und die Sozialdemokratie", 1893; рус. пер. 1905) К. выступил в защиту парламентаризма. В этот период, а также позже, К. написал ряд историч. работ: "Томас Мор и его Утопия" (1887, рус. пер. 1905), "Предшественники новейшего социализма" (Bd 1–2, [1895 ], рус. пер., т. 1–2, [1924 ]–1925) и др. "Мы знаем из многих работ Каутского, – писал Ленин, – что он у м е л быть марксистским историком, что т а к и е работы его останутся прочным достоянием пролетариата, несмотря на позднейшее ренегатство" (Соч., т. 28, с. 246). В 1905–10 К. издал рукопись Маркса "Теории прибавочной стоимости" (4 т. "Капитала"). (Это издание сыграло положит. роль, но было во многих отношениях неудовлетворительным). К. принял участие в борьбе против нем. оппортунизма. Однако, критикуя ревизиониста Бернштейна, он проявлял колебания и непоследовательность ["К критике теории и практики марксизма" ("Антибернштейн"), 1899, рус. пер. 1905 ]. К. обошел коренной вопрос марксизма, учение о диктатуре пролетариата. Это была "не полемика п р о т и в Бернштейна, а в сущности уступка ему, сдача позиций оппортунизму..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 450). Уклон к оппортунизму, выражавшийся в систематич. замалчивании, затушевывании марксистского учения о диктатуре пролетариата, в дальнейшем преобладал в деятельности К. и привел его в годы 1-й мировой войны к открытой измене марксизму. В нач. 900-х гг. К. поддерживал меньшевиков в их борьбе против большевиков, замалчивал ленинскую критику махизма. Однако накануне рус. революции 1905–07 и во время ее он несколько полевел и выступил с рядом положений в духе революц. с.-д-тии. Так, в статье "Славяне и революция", опубликованной в 1902 в революц. "Искре", К. предвидел передвижение революц. центра в Россию. Высоко оценивая эту работу К., Ленин в 1921 писал: "...в давно-давно прошедшие времена, когда Каутский был еще марксистом, а не ренегатом, он, подходя к вопросу, как историк, предвидел возможность наступления такой ситуации, при которой революционность русского пролетариата станет образцом для Западной Европы" (там же, т. 31, с. 6–7). Брошюра К. "Движущие силы и перспективы русской революции" (1906–07, рус. пер. 1907) расходилась с меньшевистской оценкой характера и движущих сил революции. В то же время он выступал против большевистской тактики вооруженного восстания. В книге "Этика и материалистическое понимание истории" (1906, рус. пер. 1922) К. популяризировал положения исторического материализма, показывал материальную обусловленность морали, но допускал отступления от историч. материализма в сторону социал-дарвинизма. Историч. материализм нередко подменялся у К. идеалистич. теорией факторов, а марксистское учение о классовой борьбе превращалось в разновидность дарвинизма. В 1909 в брошюре "Путь к власти" (рус. пер. 1959) К. изложил ряд вопросов науч. социализма. Указывая на приближение мировой войны, он призывал объединить выступления пролетариата в единые действия для завоевания политич. власти. Вопреки утверждению Бернштейна, писал К., происходит не реформистское мирное врастание капитализма в социализм, а обострение классовой борьбы. Путь к власти, писал К., это путь классовой борьбы и пролетарской революции. Но в противоречии с этим и всей исторической обстановкой К. выдвигал на первый план мирные формы классовой борьбы, полностью обходил вопрос о вооруженном восстании пролетариата, а также о сломе буржуазной государственной машины. Он отступал от марксизма и в вопросе о союзниках пролетариата, утверждая, что поддержка пролетариата мелкой буржуазией, в частности мелким крестьянством, хотя абстрактно возможна, но мало вероятна. В нац.-колониальном вопросе К. сбивался на бурж. понимание вопроса о нац. самоопределении, не связывал нац. вопрос с вопросом об освобождении колоний. "Из суммы этих обходов вопроса, умолчаний, уклончивостей и получился неизбежно... полный переход к оппортунизму..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 453). В результате разрыв между словом и делом, центристские тенденции (примиренческое отношение к бернштейнианскому ревизионизму, меньшевикам и др.) привели К. к созданию группы "центра" (1910). Будучи гл. идеологом центризма, К. на словах выступал за марксизм, а на деле изменял ему, приспосабливался к открытым оппортунистам и выступал против левых с.-д-тов в Германии. В годы 1-й мировой войны К. открыто порвал с марксизмом и перешел, по существу, на позиции социал-шовинизма. Он выдвинул антимарксистскую теорию ультраимпериализма. Под империализмом К. понимал лишь особый вид политики высокоразвитого промышленного капитала, стремившегося к подчинению аграрных областей. Путем слияния международных картелей и трестов в один сверхтрест можно, по К., примирить интересы капиталистов различных стран и устранить тем самым анархию произ-ва и войны. К. отрывал экономику от политики и игнорировал закон неравномерности развития капиталистич. стран в эпоху империализма. Реакц. сущность теории ультраимпериализма Ленин разоблачил в работах "Крах II Интернационала" (1915), "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916, изд. 1917) и др. После Октябрьской социалистич. революции К. выступил с клеветой против нее и диктатуры пролетариата, защищал "чистую", т.е. бурж. демократию и парламентаризм ("Диктатура пролетариата" – "Die Diktatur des Proletariats", 1918). Взгляды К. были подвергнуты резкой критике Лениным ("Пролетарская революция и ренегат Каутский"). Антимарксистские взгляды К. наиболее ярко проявились в работе "Материалистическое понимание истории" ("Die materialistische Geschichtsauffassung", Bd 1–2, 1927–29; рус. пер., 2 т., 1931). В этой энциклопедии оппортунизма К. специфически социальное растворяет в биологическом. Биологизируя обществ. процесс, он подводит филос. основу для ревизии марксизма вообще, учения о классах и гос-ве в частности. Гос-во, по К., возникает не в результате появления антагонистич. классов, а внешнего насилия, покорения воинств. кочевниками мирных земледельцев. К. различает, с одной стороны, гос-во в узком смысле слова, как отношение классового господства и, с другой – гос-во в широком смысле – гос. аппарат, гос. машину. Классовым и историческим он признает лишь первое, второе же считает присущим всем формациям, всякому человеч. общежитию. Возникновение гос-ва, по К., не есть создание нового, особого аппарата принуждения, т.к. он, как и право, существовал еще задолго до возникновения классового господства, был присущ человеч. обществу с самого его зарождения. И лишь в руках народа-победителя этот спец. аппарат власти приобретает характер гос-ва в узком смысле. Право и органы власти, по К., не созданы господствующим классом, поэтому они сами по себе не носят классового характера. Господствующий класс, овладевая аппаратом власти, лишь использует его для своих классовых целей. Исходя из этого, К. считал, что и в будущем гос-во по существу останется, ибо отомрут лишь его классовые функции. Эта теория использовалась К. для доказательства надклассового характера гос. аппарата и борьбы с марксистско-ленинским учением о сломе бурж. гос. машины. Филос. взгляды позднего К. характеризуются попыткой подорвать единство составных частей марксизма, доказать, что теория социализма может быть соединена не только с диалектич. материализмом, но и с мн. др. филос. учениями. "Признание материалистического понимания истории, – писал К., – не должно быть некоим предварительным условием для принадлежности к социал-демократической партии" ("Die materialistische Geschichtsauffassung", Bd 1, В., 1927, S. XV). Объявляя себя сторонником диалектич. материализма и признавая на словах несовместимость историч. материализма с идеалистич. философией, К. пытался, однако, доказать, будто позитивизм, эмпириокритицизм и нек-рые др. бурж. течения не являются идеалистич. и поэтому совместимы с марксизмом. По его мнению, "материалистическое понимание истории не связано с материалистической философией. Оно соединимо с любым мировоззрением, которое обслуживается методом диалектического материализма или по крайней мере не стоит с ним в непримиримом противоречии. Не имеет значения, называется ли это мировоззрение материалистическим или борется с механистическим материализмом, предпочитает имя реализм или монизм, позитивизм или сенсуализм, эмпиризм или эмпириокритицизм" (там же, S. 28). В 30-х гг. К. открыто призывал к антисов. интервенции. В годы, предшествовавшие установлению фашизма, К. выступал против единого нар. фронта, обосновывал политику меньшего зла, расчистившую фашистам путь к власти. Даже после установления в Германии, вопреки прогнозу К., фашистской диктатуры, К. считал бурж. демократию единств. путем к социализму. Т.о., начав с отступлений от нек-рых важнейших положений диалектики и игнорируя ее творч. применение, К. скатился к оппортунизму и ренегатству. Такова неумолимая логика классовой борьбы. Реформистские теории К. и ныне используются правыми социалистами и ревизионистами. Многие из правых социал-демократов в своем ренегатстве пошли еще дальше, совсем отказавшись от марксизма. Соч.: Briefwechsel mit F. Engels, 2 Aufl., W., [1955 ]; Собр. соч., т. 1–4, 10, 12, M.–П., 1923–30; Очерк политической экономии по учениям новейших экономистов, СПБ, 1897; Итоги XIX века, СПБ, 1898; Колониальная политика в прошлом и настоящем, СПБ, 1900; Пределы капитализма в сельском хозяйстве, СПБ, 1900; Социальная революция, Женева, 1903; Из истории культуры. Платоновский и древне-христианский коммунизм, СПБ, 1905; Наемные рабочие в средние века и в эпоху реформации, СПБ, 1905; Американский и русский рабочий, СПБ, 1906; Бернштейн и социал-демократическая программа, СПБ, 1906; Законодательная охрана труда и 8-и часовой рабочий день, [Одесса, 1906 ]; Очерки и этюды, 4 изд., СПБ, 1907; Из истории общественных течений, 3 изд., т. 1–2, СПБ, 1907–1908; Античный мир, иудейство и христианство, СПБ, 1909; Национализм и интернационализм, П., 1918; Очередные проблемы международного социализма, М.–П., 1918; Золото, деньги и дороговизна, П.–М., [1918 ]; Общественные реформы, К., 1919; Освобождение наций, [X. ], 1919; Социализация сельского хозяйства, П., 1922; Возникновение брака и семьи, 3 изд., П., 1923; Изложение 2 тома "Капитала" Карла Маркса, [X. ], 1923; Классовые противоречия в эпоху французской революции, [X. ], 1923; Теории кризисов, [М. ], 1923. Лит.: Ленин В. И., О "Программе мира", Соч., 4 изд., т. 22; его же, Империализм и раскол социализма, там же, т. 23; его же, Государство и революция, там же, т. 25, гл. 6; его же, О задачах III Интернационала, там же, т. 29, гл. 5, 6; История философии, т. 3, М., 1959, с. 391–92; то же, т. 5, М., 1961, с. 512–14; Адамян Г. П., Каутский в борьбе с материалистическим пониманием истории, М.–Л., 1934; Соселия Г. К., Ревизионизм и марксистское учение о диктатуре пролетариата, М., 1960; Чагин Б. ?., Из истории борьбы против философского ревизионизма в германской социал-демократии, 1895–1914, М.–Л., 1961; Louis P., Cent cinquante ans de pens?e socialiste, t. 3, P., 1953; Rosen H., О kautskistowskiej koncepcji chrze?cija?stwa pierwotnego, "My?l filozof.", 1954, [No ] 4, s. 34–77; Brada? Z., ? d?jim boje revolu?nihod?lnick?hohnut?, proti revizionistick?mu u?eni Karla Kautsk?ho, в кн.: Proti revizionismu. Sb. stati., [Praha ], 1959, s. 68–115. A. Мысливченко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
382.22 кб

Обоснования эволюционистской натуралистической этики в работах Карла Каутского

Малов Сергей Вячеславович
Рассматриваются этические взгляды социал-демократического теоретика Карла Каутского.