КАУТСКИЙКАУФМАН

КАУТСКИЙ Карл

Найдено 8 определений термина КАУТСКИЙ Карл

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАУТСКИЙ Карл

1854-1938) - нем. историк и экономист, один из лидеров и теоретиков герм. социал-демократии и И Интернационала, идеолог центризма. Большое место в трудах К. уделено вопросам религии и атеизма. К. выдвинул оппортунистич. положение о том, что социал-демократия должна оставаться нейтральной по отношению к церкви, что христ. учение соединимо с целями социализма. К. отказался от марксист. понимания религии как «опиума народа», считал, что она может играть положит, роль в жизни людей. Взгляды К. по вопросам религии широко используются правыми социалистами и ревизионистами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл

род. 16 окт. 1854, Прага - ум. 17 окт. 1938, Амстердам) - писатель социалистического направления, историк и политэконом. Сначала находился под влиянием идей Лассаля, анархизма и позитивизма, затем "пропагандировал марксистские взгляды. Его философские воззрения смыкались, по его словам, с высказыванием Энгельса: "Тела неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в движении; о телах вне движения, вне всякого отношения к др. телам, ничего нельзя сказать. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть". Люди и человеческие группы - тоже тела; исследование форм их движения - предмет социологии. Разделял также взгляды социального дарвинизма. Позже выступал против большевизма. Осн. работы: "Ethik und materialistische Geschichtsauffassung", 1906; "Der Ursprung des Christentums", 1908; "Die materialistische Geschichtsauffassung", 2 Bde., 1927; Собр. соч., т. 1-4, 1923-1930.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАУТСКИЙ Карл

16 октября 1854, Прага-17 октября 1938, Амстердам) — социальный философ, лидер и теоретик немецкой и международной социал-демократии. Учился в Венском университете, в 1874 стал членом СДПА, с 1882 по 1917 — главный редактор теоретического журнала социал-демократии «Die neue Zeit», автор теоретической части Эрфуртской программы СДПГ. После прихода нацистов к власти вынужден был эмигрировать в Прагу, затем в Амстердам. В 1899 опубликовал серию статей, направленных против ревизии марксизма Э. Бернштейном, в том же году вышла его работа «К критике теории и практики марксизма. Антибернштейн» (Bernstein und das Social-demokratische Programm. Eine Antikritik von Karl Kautsky. Stuttg., 1899; рус. пер. СПб., 1905). Каутский — участник всех конгрессов II Интернационала. В период русской революции 1905 пишет ряд статей, посвященных этой проблеме, в т. ч. «Движущие силы русской революции» (1906—07), где говорит о наступлении новой эры революции. После поражения революции все больше полемизирует с левыми, в 1910 вместе с О. Бауэром и Р. Гидьфердингом создает группу «Центр». В годы 1-й мировой войны и Октябрьской революции разделяет взгляды меньшевиков, считая, в принципе невозможным в отсталой стране построение нового строя. В работе «Die Diktatur des Proletariats» (W, 1918) выступает против диктатуры пролетариата с защитой демократии. Критике большевизма посвящено большинство его работ 1918—22. В своих рассуждениях Каутский исходил из того, что материалистическое понимание истории соединимо с любым мировоззрением, не противоречащим методу диалектического материализма, прежде всего с эволюционизмом. Прогресс общества предопределен степенью развития науки и техники, а социализм наступит в силу естественноисторической закономерности и не нуждается ни в каком идеале. Марксизм «безэтичен». Основной теоретической работой Каутского считается «Этика и материалистическое понимание истории» (Die Ethik und die materialistische Geschichtsauffassung. Stuttg., 1906;pyc.nep.l912).

Соч.: Соч.,т. 1-4,10,12. M., 1923-1930; Очерки и этюды. СПб., 1907; Из истории общественных течений, т. 1—2. СПб., 1907—08; Теории кризисов. М., 1923; Материалистическое понимание истории, т. 2. M., 1931; Erinnerungen und Erorterungen. Gravenhage, 1960. Лит.: Браиович С. М. Карл Каутский — эволюция его воззрений. М„ 1982.

M. A. Хевеши

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

КАУТСКИЙ Карл (1854—1938)

нем. историк, экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков II Интернационала. Философские взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во 2-й половине 70-х и начале 80-х гг. находился под влиянием эволюционистских воззрений Дарвина и философии позитивизма (Спенсера, Мил-ля). В работах этого периода “Влияние роста народонаселения на прогресс общества” (1880), “Социальные инстинкты в мире животных” (1883) пытался объяснить историю человеческого об-ва дарвиновской теорией борьбы за существование; утверждал, что законы роста народонаселения являются исходными для рассмотрения проблем социальной философии и что движущие силы общественного развития коренятся в инстинктах человека. С начала 80-х гг. К. активно участвует в с.-д. прессе (в 1883—1917 — редактор теоретического журнала германской социал-демократии “Die Neue Zeit”), переходит на позиции марксизма. Написал ряд работ, пропагандировавших и защищавших диалектический и исторический материализм, марксистскую теорию — “Экономическое учение Карла Маркса” (1887), “Томас Мор и его утопия” (1888), “Предшественники новейшего социализма” (1895), “Этика и материалистическое понимание истории” (1908), “Происхождение христианства” (1908), “Материалистическое понимание истории” (1—2 т., 1927—29) и др. В этих работах К. предпринял попытку систематизации философских и общесоциологических идей Маркса и Энгельса, стремился выявить взаимосвязь между экономическими и философскими взглядами основоположников марксизма, распространить развитую ими систему взглядов и диалектико-материалистическую методологию на нек-рые новые проблемы общественной жизни. Большое внимание в трудах К. уделено социально-политической теории марксизма — проблемам природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии и др. форм общественного сознания в истории и т. д. К. выдвинул т. наз. “теорию ультраимпериализма”, провозгласившую наступление новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий, что в перспективе ставит под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций. Философские и социально-политические взгляды К. (особенно периода, последовавшего за началом 1-й мировой войны) подвергались острой критике Лениным.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл

1854-1938) - теоретик нем. социал-демократии и Интернационала. Выступив со своей концепцией, направленной по замыслу против этического социализма этики Канта, он выдавал за марксистские ошибочные взгляды, извращающие марксизм. Истолковывая моральные явления вульгарно биологически. К, попытался совместить идеи социального дарвинизма с марксизмом. По словам К., этика марксизма - это прямое продолжение дарвинизма: Дарвин дал объяснение происхождению нравственности, а Маркс - объяснение нравственного идеала. В основе морали, по К., лежат социальные инстинкты человека: самоотверженность, храбрость, верность общему делу, дисциплина, правдивость по отношению к об-ву, честолюбие, к-рые имеют такую же силу, что и животные инстинкты самосохранения и размножения. Совокупность социальных инстинктов образует нравственный закон, всеобщее нравственное чувство - стремление делать то, что содействует благу об-ва, даже в том случае, если это наносит ущерб личному интересу. «Нравственный закон, - пишет К., - является не чем иным, как животным инстинктом, отсюда его таинственная природа, отсюда внутренний голос в нас, не стоящий ни в какой связи ни с каким внешним толчком или явным интересом». Обладающий чувством долга человек следует ему инстинктивно, без размышления. Специфически человеческое в морали К. видит лишь в нравственных нормах, сложившихся только с возникновением об-ва и подверженных постоянным изменениям. Направляя свои выводы против категорического императива Канта, по сути дела, К. приходит к тому же вневременному, абстрактному категорическому императиву, только объясненному биологически. Выступления К. против этического социализма сыграли нек-рую положительную роль, показав несостоятельность попыток соединения научного социализма с философией Канта. Но позитивная трактовка К. этических проблем, сводившая моменты абсолютного в морали к биологическому, а собственно общественное и историческое -к релятивному, извращала марксистское этическое учение. Позиция К.-это отказ от классовой характеристики морали: пролетарская и буржуазная мораль отличаются якобы лишь степенью интенсивности социальных инстинктов - у господствующих классов в период упадка социальные инстинкты слабеют, а у эксплуатируемых, наоборот, развиваются. К. приходит к выводу, что социализм возникает из социальных инстинктов, отрицая тем самым его научно-исторический характер. Осн. этические соч.: «Этика и материалистическое понимание истории» (рус. перевод 1922), «Происхождение морали» (рус. перевод 1906).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

КАУТСКИЙ Карл

16.10.1854, Прага, 17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков герм. с.-дтии и 2-го Интернационала. В идейном развитии К. эволюционировал от домарксистских взглядов к марксизму н от него к центризму и оппортунизму. Для филос. взглядов К. характерно эклектич. соединение элементов материализма и идеализма. В 1874 он примкнул к социалистич. движению, был близок к лассальянству (см. Лассаль). С кон. 70-х гг., а особенно после знакомства в 1881 с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883-1917 К. - редактор теоретич. журн. герм. с.-дтии «Die Neue Zeit». B 80-90-х гг. написал ряд работ и статей, пропагандировавших марксистские идеи: «Экономич. учение Карла Маркса» (1887, рус. пер. 1956), «Томас Мор и его утопия» (1888, рус. пер. 1905), «Комментарии к Эрфуртской программе» (1892, рус. пер. 1959), «Предшественники новейшего социализма» (Bd 1-2, 1895, рус. пер., т. 1-2, 1924-25) и др. Работа К. «Аграрный вопрос» (1899, рус. пер. 1900) получила положит. оценку В. И. Ленина. Однако и тогда К. совершал оппортунистич. ошибки, за что подвергался критике со стороны Энгельса. После ревизионистского выступления Э. Бернштейна К. выпустил кн. «Бернштейн и социал-демократич. программа» (1899, рус. пер. 1906), к-рая сыграла в общем положит. роль в борьбе с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о гос-ве и диктатуре пролетариата.

В нач. 20 в. К. опубликовал ряд работ, написанных, несмотря на отд. отступления, в духе марксизма: ст. «Славяне и революция», брошюры «Движущие силы и перспективы русской революции» (1906-07, рус. пер. 1907, под ред. и с предисл. В. И. Ленина), «Путь к власти» (1909, рус. пер. 1959). В дальнейшем, отрицая партийность марксистской философии, поддерживая антимарксистские теории насилия, социал-дарвинизма, пытался доказать совместимость науч. социализма с немарксистскими филос. системами. С началом 1-й мировой войны К. окончательно порвал с революц. марксизмом, оправдывал союз с социал-шовинистами.

Отрицание К. связи между господством монополий и захватнич. политикой империалистич. гос-в, попытка свести империализм к разновидности политики совр. капитализма вели, как показал Ленин (см. ПСС, т. 27, с. 387, 409-20), к затушевыванию коренных противоречий, свойственных монополистич. стадии развития капитализма. Столь же апологетической и реформистской была выдвинутая К. теория ультраимпериализма, рисовавшая ложную перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. К. сеял пацифистские иллюзии, по существу отрицал неизбежность пролет. революции. Окт.революцию 1917 К. встретил враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту бурж. демократии. Отступничество К. от марксизма было разоблачено Лениным в работе «Пролет. революция и ренегат Каутский». В кн. «Материалистич. понимание истории» (Bd 1-2, 1927, рус. пер., т. 2, 1931), биологизируя обществ. процесс, искажая учение марксизма о классах и гос-ве, К. фактически перешел на позиции социал-дарвинизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Каутский, Карл

1854 Прага - 1938 Амстердам) - самый крупный теоретик II Интернационала, ближайший ученик Энгельса. В немецкой с.-д. начал работать с 80-х г.г., редактируя научный орган "Neue Zeit". В 90-х г.г. Каутский выступил с рядом блестящих марксистских работ ("Эрфуртская программа", "Аграрный вопрос" и т. д.), поставивших его в первые ряды марксистских теоретиков. Критика Бернштейна, против ревизионизма которого Каутский выступил, правда, позднее Парвуса, Люксембург и Плеханова, сделала его общепризнанным главой марксистской школы. В эти же годы и позднее Каутский выдвигается, как обоснователь революционной с.-д. тактики. Он неоднократно выступает против немецких оппортунистов южно-германского типа и из профессионалистских кругов, против Жореса и др. 1905 - 1907 г.г. являются революционным апогеем в деятельности Каутского. Он не только приветствует русскую революцию, но и защищает ценность ее методов для европейского рабочего движения. В эти годы он расходится несколько даже с Бебелем. Написанная в начале 1909 г. работа "Путь к власти" заканчивает собой эту эпоху в деятельности Каутского. Как только стало необходимым конкретизировать "Путь к власти", найти практические пути в борьбе с империализмом - после поражения русской революции, - Каутский рвет со своими теоретическими выводами и делается защитником "пассивного радикализма", тактики выжидания и "измора", прилагает все усилия, чтобы дискредитировать методы борьбы русской революции. Его полемика в 1910 - 1913 г.г. с Люксембург, Паннекуком, Ленчем и др. показала, что Каутский уже наполовину потерян для революционного рабочего движения. Война окончательно ликвидировала революционера-Каутского. В течение ряда лет он проповедует нелепые теории об Интернационале как инструменте мира, а не войны, повторяет буржуазные идейки о "Срединной Европе", ликвидирует основы марксистской полит-экономии своей теорией о принципиальном противоречии между финансовым и промышленным капиталом. Плоды его литературной деятельности в эти годы были охарактеризованы Л. Д. Троцким в книге "Терроризм и коммунизм", "Я и моя путаница". Октябрьскую революцию Каутский встретил с нескрываемым неодобрением, борьбу же Советской Республики с контр-революцией осуждал, как раздувание гражданской войны. В эти тяжелые годы Каутский не стесняется писать клеветнические памфлеты против Советской России. Свой полный отказ от марксизма Каутский завершил в своей последней крупной работе "Пролетарская (?) революция и ее программа", где доказывает, что между капитализмом и коммунизмом пролегает не эпоха пролетарской диктатуры (как учил Маркс), а эпоха коалиции буржуазии и пролетариата. Политической роли Каутский ныне уже не играет. /Т. 3/

После основания Германской Компартии, в которую вошло большинство Независимых, Каутский ведет остаток партии обратно к слиянию с СДП. С 1924 года Каутский переезжает в Вену и занимается в основном литературной работой. Среди замечательных работ Каутского следует отметить "Истоки Христианства", "Экономические доктрины Карла Маркса", "Томас Мур и его Утопия" и множество всесторонней публицистики в "Neue Zeit".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (1854-1938)

немецкий историк, экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков социал-демократии и II Интернационала. С 1874 по 1879 учился в Венском университете. В 1874 К. примкнул к социалистическому движению, был близок с лассальянством. В 1875 вступает в социал-демократическую партию. С начала 80-х 19 в. К. активно печатается в социал-демократической прессе. В 1883 основал журнал "Новое время" (Die Neue Zeit), теоретический орган германской социал-демократии, редактором которого он был со дня открытия до 1917. С 1890 постоянно живет в Германии, активно участвуя в деятельности Германской социал-демократическое партии, а затем II Интернационала. В 1934 после прихода к власти фашистов, переезжает в Вену, а после захвата Австрии фашистской Германией (в 1938) уезжает в Прагу, а затем в Амстердам, здесь же в этом году умирает. Философские взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во 2-й половине 70-х и начале 80-х 19 в. он находился под влиянием теории Дарвина и философии позитивизма (Спенсер, Милль). В работах этого периода - "Влияние роста народонаселения на прогресс общества" (1880), "Социальные инстинкты в мире животных" (1883) - пытался объяснить историю человеческого общества дарвиновской теорией борьбы за существование. Утверждая, что законы роста народонаселения являются исходными при рассмотрении проблем социальной философии, К. усматривал движущие силы общественного развития в инстинктах человека. В дальнейшем К. написал ряд работ, пропагандировавших марксистскую теорию - "Экономическое учение Карла Маркса" (1887), "Томас Мор и его утопия" (1888), "Предшественники новейшего социализма" (1895), "Предшественники социализма" (1909-1921), "Этика и материалистическое понимание истории" (1-2 тт., 1927-1929) и др. Большое внимание в его трудах было уделено проблемам природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии в историческом процессе и т.д. К. выдвинул т. н. "теорию ультраимпериализма", провозглашавшую наступление новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий, что в перспективе ставило под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций. Идейная эволюция, которую прошел К. в своих социально-политических воззрениях, выразилась в том, что в 1910-1912 он становится идеологом центризма, а в 1917 в знак протеста против политики руководства социал-демократии Германии выходит из партии, оставляет пост редактора "Нового времени" и организует независимую социал-демократическую партию Германии (ее существование было, впрочем, недолгим). Октябрьский (1917) переворот в России К. встретил негативно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту демократии. Об этом он написал ряд статей и брошюр: "Демократия и диктатура" (рус. перевод 1918), "Демократия или диктатура" (рус. перевод 1921), "От демократии к государственному рабству" (1921). К. - одна из наиболее крупных фигур международного рабочего движения. Стремление К. подвергнуть ревизии политические доктрины марксистского толка явилось выражением переосмысления значительной частью европейских интеллектуалов социал-демократических ориентации, путей и методов борьбы за социальную справедливость и социализм, их неприятие псевдо-пролетарских государств, а также переворотов, инициируемых профессиональными революционерами.

И.Н. Андреева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме КАУТСКИЙ Карл — 0

Найдено научныех статей по теме КАУТСКИЙ Карл — 0

Найдено книг по теме КАУТСКИЙ Карл — 0

Найдено презентаций по теме КАУТСКИЙ Карл — 0

Найдено рефератов по теме КАУТСКИЙ Карл — 0