святой): английский гуманист (Лондон, 1478-1535). Канцлер Королевства (1529), он был обезглавлен за то, что не захотел признать духовную мощь короля. Автор работы «Утопия».
МОР Томас
Источник: Философский словарь
Даты жизни. Родился 7.2,1478 в Лондоне. В 14921494 занимался в Оксфордском университете. В 15251529 — канцлер герцогства Ланкастерского. В 15291532 — лорд-канцлер Англии. 6.7.1535 был казнен по повелению Генриха VIII в Лондоне.
Источник: Атеистический словарь
род. 7 февр. 1478, Лондон - ум. 6 июля 1535, там же: казнен по повелению Генриха VIII) - англ, юрист и философ, занимавшийся проблемами государства; в 1529 был лордканцлером, поддерживал Контрреформацию. В своем философском соч. о государстве "Утопия" (в соответствии с чем все политические книги стали называться "утопиями"), которое вышло в свет в 1516 на лат. языке (рус. пер. 1947), он переносит свое идеальное государство на далекий остров. Мор требует отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего "государство" Платона, требует религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества религиозных догм и передачи дела воспитания юношества духовенству.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Источник: Философский словарь. 1963
английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529-1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве - "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516). (Дословно "утопия" означает "нигдея" - место, которого нет). В первой ее части М. живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда "овцы поели людей". Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы "делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей". На первое место у М. выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему. ("Главное и почти что единственное дело сифогрантов - жителей Утопии - заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности". "Цвет плащей на всем острове один и тот же - естественный цвет шерсти"). М. требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего государство Платона. Именно частную собственность М. рассматривал как главную причину всех социальных бедствий: "распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот". М. требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачу дела воспитания юношества духовенству. М. не слишком верил в возможность реального воплощения собственных предначертаний: "Впрочем, я охотно признаю, что в государстве утопийцев есть очень много такого, чего нашим странам я скорее бы мог пожелать, нежели надеюсь, что это произойдет". Этими словами заканчивается текст "Утопии" М.
А. А, Г рицинов
Источник: Новейший философский словарь
7.2.1478, Лондон -6.7.1535, там же), англ. гуманист, гос. деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1492-94 занимался в Оксфордском ун-те, примыкал к кружку т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). Друг Эразма Роттердамского (в доме М. Эразм написал и ему посвятил «Похвалу глупости»). В 1525-29 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая ее угрозой общехрист. единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как «верховному главе» англ. церкви, после чего был заключен в Тауэр (1534), обвинен в гос. измене и казнен. В 1886 причислен католич. церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован.
Всемирную известность принес М. его трактат «Утопия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастич. острова Утопия (греч., букв.- «Нигдения», место, к-рого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным - см. Утопия). Здесь М. впервые изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехрист. общинах), но обобществлены произ-во и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политич. строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич. быта, она организована не столько на родственных, сколько на производств.началах. М. не мыслил себе революц. пути осуществления этого идеала - он был противником нар. движений, видя в них лишь разрушит. начало и анархию.
Описание обществ. строя Утопии составляет 2-ю часть трактата. Первая, написанная позже и представляющая собой диалог, дает сатирич. картину социального уклада Англии, контрастирующую с изображением Утопии, и своеобразный скептич. комментарий ко 2-й части. Написанная полатыни в расчете на ученыхгуманистов и просвещенных монархов, «Утопия» в сер. 16 в. .была переведена на др. европ. языки. На рус. яз.- впервые в 1789 (с франц.), в 1901 Е. В. Тарле (в приложении к его кн. «Обществ, воззрения Т. М. в связи с экономич. состоянием Англии его времени»), в 1903 А. Г. Генкелем, в 1935 А. И. Малеиным, в 1978 - Ю. М. Каган. «Утопия» оказала большое влияние на последующих реформаторов, в частности Морелли, Бабефа, СенСимона, Фурье, Кабе и др. представителей утопич. социализма.
Источник: Советский философский словарь
«Золотая книга...» оказала огромное влияние на формирование мировоззрения многих поколений социальных реформаторов и революционеров.
Источник: Краткий философский словарь 2004
7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, там же) — английский гуманист, государственный деятель и писатель, в своем творчестве с наибольшей полнотой отразивший социальные идеалы ренессансного гуманизма. Происходил из семьи лондонского юриста. Первоначальное образование получил в грамматической школе св. Антония. Тринадцати лет принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492—94 обучался в Оксфордском университете, затем по настоянию отца проходил курс юридических наук в школах правоведения Лондона. Много занимался освоением латинского и древнегреческого языков, изучал произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Лукиана, Августина). Значительное влияние на направление его интересов оказало сближение с кружком оксфордских гуманистов — Дж. Колетом, Т. Линакром, У. Гросином, У. Лили. В 1499 Мор познакомился с голландским гуманистом Эразмом Роттердамским.
Около 1502 стал адвокатом и преподавателем права. В 1504 избран в парламент, в стенах которого убедительно выступил против финансовых притязаний короля Генриха VII. Опасаясь репрессий, вынужден был на время оставить политику и вернуться к адвокатской деятельности. В 1510 Мор снова в парламенте, который был созван вступившим на престол королем Генрихом VIII; тогда же он назначен помощником городского шерифа. Искушенного в государственных делах юриста Мора привлекали к выполнению дипломатических миссий. В 1516 в составе английского посольства он направлен для переговоров во Фландрию.
Во время поездки Мор приступил к 1-й книге «Утопии», которую завершил по возвращении домой; 2-я книга, т. е. собственно повествование о якобы недавно открытом государстве утопийцев, была в основном написана гораздо раньше. Таким порядком работы Эразм Роттердамский объясняет «некоторое несходство слога» (на самом деле обе части «Утопии» и тематически и концептуально вполне самостоятельны, связь между ними весьма условна). Предварив все произведение вступительными письмами единомышленников-гуманистов, Мор издал его с помощью друзей в конце 1516 в Лувене (Нидерланды). По утверждению Эразма, в «Утопии», писавшейся с целью показать, отчего государство приходит в упадок, Мор прежде всего изобразил родную страну, «которую глубоко изучил и знал». Однако это суждение справедливо только в отношении первой книги трактата, содержащей анализ социально-экономического положения Англии, острую критику огораживаний, хозяйственного монополизма, констатирующей процесс разложения деревни, упадок ремесла, нравственную порчу общества. Во второй же книге описан фантастический остров Утопия (название, придуманное Мором, впоследствии стало нарицательным, см. Утопия). Идеальное государство Мора покоится на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. Счастье индивидуума не приносится в нем в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведет к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные, по понятиям того времени, условия для «духовной свободы и просвещения». Склонности каждого члена общества не игнорируются и тем более не подавляются: утопийцы свободны в выборе рода занятий, допускается разномыслие при истолковании наблюдений природы, несходство точек зрения на мораль, провозглашается различие верований и религиозная терпимость. «Аскетическая простота» утопийского быта не мешает проявлениям ренессансного жизнелюбия, предполагая — при минимальном удовлетворении материальных потребностей — утонченнейшие духовные наслаждения как наиболее соответствующие природе человека. Самый образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных. Ибо именно гуманисты, столь ревностные в изучении наук и искусств, в воспитании добронравия, призваны были занять первенствующе место в государстве, основанном на началах общности.
Третье издание «Утопии» (Базель, 1518) было дополнено разделом «Эпиграммы» — собранием поэтических произведений разных жанров (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм). По-видимому, в одно время с «Утопией» писалась «История Ричарда III» (не окончена), единственное историческое сочинение Мора, содержащее не только изложение событий из истории Англии, но и анализ системы власти, основывающейся на произволе и насилии. Первоначально было опубликовано анонимно в 1543 в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность «Истории...» Мору. В 1587 перепечатано в хронике Холиншеда; это издание использовал Шекспир, работая над трагедией «Ричард III».
Король Генрих VIII, обеспокоенный разорением крестьянства в результате огораживаний, одобрил критический пафос «Утопии» и назначил ее автора в 1517 своим советником. В 1518 Мор уже королевский секретарь, в 1521 он начал заседать в «Звездной палате» — высшем судебном учреждении Англии, тогда же назначен помощником казначея королевства и удостоен рыцарского звания.
В 1521 от имени Генриха VIII вышел из печати трактат «Защита семи таинств против Мартина Лютера», редактором (возможно, и соавтором) которого был Мор. Лютер в своем ответе отчитал и обругал короля, после чего Мор опубликовал «Отповедь Лютеру» (1523), обвинив немецкого реформатора в подстрекательстве народа к бунту против законных властей. В 1523 Мор избран спикером палаты общин, в 1525 ему пожалован пост канцлера герцогства Ланкастерского. После смещения кардинала Уолси, в октябре 1529 Мору была вручена большая печать лорда-канцлера Англии. В мае 1532 Генрих VIII, принявший сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться в церковных делах контролю королевской власти. Сторонник верховной власти папы, Мор был вынужден уйти в отставку и подвергся преследованиям. В апреле 1534 он был заключен в Тауэр, а в следующем году осужден по ложному обвинению в государственной измене и казнен. Причислен католической церковью к лику блаженных (1886), канонизирован (1935).
Соч.: The Complete Works of St. Thomas More, v. 1—16. New Haven— L., 1963; врус. пер.: Эпиграммы. История Ричарда III. M., 1973; Утопия. M., 1978.
Лит.: Осиновский И. И. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978; Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991; Reynolds The Field is Won. The Life and Death of St. Thomas More. L., 1968.
О. Ф. Кудрявцев
Источник: Новая философская энциклопедия
«Рай на земле возможен!»
Жизнь. Сэр Томас Мор был другом и единомышленником Эразма Роттердамского и, так же как и его друг, был прекрасным стилистом. Его перу принадлежит множество стихов, исторических хроник, античных переводов, памфлетов и философских работ. Однако бо́льшую часть своей жизни он активно занимался политической деятельностью и, вследствие своей учености и родовитости, неизменно занимал высокие посты при английском королевском дворе. Так, ему довелось побывать и членом парламента, и помощником шерифа Лондона, и лордканцлером английского правительства. При этом, находясь на всех вышеперечисленных высоких постах, он отличался неподкупностью и истинно государственным мышлением.
К сожалению, эти добродетели не смогли уберечь его от внезапно нагрянувшей беды. Будучи последовательным сторонником католической церкви, Томас Мор не согласился принести присягу на верность королю Генриху VIII, который практически соединил в своем лице светскую и духовную власть. В отместку за это он был обвинен в государственной измене, арестован и вскоре казнен. Уже в XX в. справедливость все же восторжествовала – в виде причисления Мора католической церковью к лику святых (1935 г.).
Утопия Томаса Мора. Однако его имя навсегда осталось в списках выдающихся деятелей европейской культуры не за его гражданскую позицию, а благодаря знаменитой книге, известной сегодня под названием «Утопия», которую он опубликовал в 1516 г. Полное название книги, в соответствии с тогдашними стандартами, звучит следующим образом: «Золотая книга столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Название острова – Утопия – переводится с древнегреческого как «место, которого нет». Этим подчеркивается чисто символический характер описываемой страны. Тем более, что все другие топографические названия также созданы по этому принципу: столица Утопии называется Амаурото (от греческого «amauros» – «исчезающий»), река – Анидра (от греческого «anhidros» – «лишенная воды»), правителя Утопии зовут Адем (что значит «без народа») и т. д.
Рассказ в этой книге ведется от имени некоего путешественника по имени Рафаэль Гитлодей, который повествует о своих приключениях самому автору – Томасу Мору. Однако это не монолог, а живая увлекательная беседа, в которой Мор принимает самое активное участие. Он постоянно задает вопросы, интересуется деталями и частностями, просит чтото разъяснить.
Социальноэкономическое устройство Утопии. Рафаэль Гитлодей, будто бы участник знаменитой экспедиции Америго Веспуччи, открывает в Новой Земле удивительную страну – Утопию, в которой царят полная социальная гармония и экономическое процветание. И все повествование направлено на объяснение тех принципов, которые положены в основу этого идеального общества. Вопервых, там полностью отсутствует частная собственность – все имущество обобществлено. Это приводит к абсолютному социальному равенству всех граждан Утопии, т. к. собственность, по мнению Мора, разделяет людей в силу появления понятий «мое» и «твое». Кроме того, у них нет денег, которые, как он считает, больше всего влияют на неравенство: «Совсем уничтожив само употребление денег, утопийцы избавились от алчности. Какое множество бед отсекли они, какую жатву преступлений вырвали с корнем! Ибо кому не известно, что с уничтожением денег отомрут обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления… К тому же одновременно с деньгами погибнут страх, тревога, заботы, тяготы и бессонные ночи. Даже сама бедность, которой одной только, казалось, и нужны деньги, после полного уничтожения денег тут же сама исчезнет».
Вовторых, все утопийцы в обязательном порядке работают: кто в сельском хозяйстве, кто ремесленничает, кто занимается кустарным производством. Причем такая специализация не закрепляется за человеком пожизненно, а длится два года, после чего утопиец переходит на другую работу. Кроме того, труд здесь не является тягостным бременем, а воспринимается как необходимый вклад в общую копилку. При этом все граждане работают всего лишь по шесть часов в день (во времена Мора рабочий день длился до 16 часов), оставляя, таким образом, время для приятного и полезного досуга – занятий наукой, искусством и самосовершенствованием. Что же касается особо тяжелой и грязной работы, без которой ни одно общество не обходится, то ее выполняют преступники и военнопленные.
Государственное устройство Утопии. Вся власть в Утопии принадлежит народу, который выбирает своих правителей. Таким образом, в Утопии царит демократический строй, причем избирательным правом пользуются все без исключения граждане Республики, в том числе и женщины. В соответствии с демократическими устоями все граждане Утопии равны перед законом и обладают всеми правами и свободами.
Бытовая жизнь в Утопии. Все общество утопийцев организовано по принципу «общей семьи». Никто не отгораживается от общественной жизни, не обособляется в своем семейном кругу, т. к. даже семьи на острове образованы не только на чувстве любви, но и по профессиональному признаку. Для большего сплочения народа в Республике строятся специальные роскошные дворцы, в которых проходят совместные общественные трапезы.
Не обойдены также вниманием в Утопии инвалиды, больные и престарелые. Для них созданы общественные лечебницы, где им обеспечивается самый внимательный уход. Ведь в Утопии ни один член общества не оставлен на произвол судьбы, здесь нет нищих, одиноких, забытых и отверженных.
Духовная жизнь в Утопии. Наряду с государственными чиновниками граждане Утопии выбирают также и священников. Надо отметить, что религии утопийцы придают особое значение – вера является обязательным условием добропорядочной и законопослушной жизни. Однако (и это особенно замечательно!) при этом в Республике царит полная веротерпимость, а принуждение к вере карается по закону. На острове даже проживают (вполне легально) атеисты, не верящие ни в какого бога. Они могут открыто дискутировать со священниками и верующими, хотя и не имеют права пропагандировать и распространять свои взгляды.
Все это стало возможным благодаря высокому уровню образования утопийцев, их просвещенности и открытости миру. Поэтому все граждане острова спокойны, дружелюбны, умны, вежливы. Все они ведут здоровый образ жизни, всем довольны и счастливы.
Выводы. По своему содержанию утопия есть явление социальное. В любые времена, в любом обществе появление в национальной литературе этого жанра указывало на существующие в нем в данный момент проблемы, будь то социальноэкономические, политические или духовные. И утопия каждый раз пыталась наметить пути выхода из кризиса, дать рецепт оздоровления или, на худой конец, обличить наличествующие пороки и недостатки. В отношении «Утопии» можно смело сказать, что Мором двигало чисто гуманистическое чувство уверенности в безмерных возможностях человека, в силе его разума. Главная идея книги: общество может стать счастливым, если перестроит свою жизнь на основе полной гармонии Разума и Природы, здравого смысла и сознательного отношения к делу. В этом и проявились высокие гуманистические и возрожденческие тенденции философских идей сэра Томаса Мора.
Источник: Философия. Краткая история.
More), (7 февр. 1477 или 1478 – 7 июля 1535) – англ. гуманист и политич. деятель, основатель утопического социализма. В 1492 поступил в Оксфордский ун-т, где сблизился с кружком англ. гуманистов (Колет, Гроцин, Линакр). Большое влияние на М. оказали взгляды итал. философа-гуманиста Пико делла Мирандола, в особенности его учение о человеке. В 1494 М. оставил ун-т и занялся изучением права. К 1497 относится начало многолетней дружбы М. с Эразмом Роттердамским, посвятившим ему впоследствии свое сочинение "Похвала глупости". Своей справедливостью М. приобрел популярность как адвокат, и в 1504 был избран в парламент. Смелым выступлением против финансовых притязаний королевской власти М. вызвал недовольство Генриха VII и вынужден был отойти от политической деятельности до вступления на престол Генриха VIII (1509). В 1510 М. стал помощником шерифа Лондона, с 1523 – пред. палаты общин, а с 1529 – лорд-канцлер королевства. В годы Реформации М. выступал в защиту католицизма, резко полемизировал с лютеранами. За выступление в защиту верховенства папы и отказ дать присягу королю, как главе церкви, М. был заключен в Тауэр и казнен. В обширном и разнообразном лит. наследии М., включающем переводы диалогов Лукиана, нек-рых произведений Пико делла Мирандола, лат. стихотворения и послания, "Историю короля Ричарда III", морально-филос. трактаты и полемич. соч. против лютеран, центр. место занимает "Утопия" (1516; см. соч. библиографич. справку в конце статьи), положившая начало лит-ре утопич. социализма. Само слово "утопия" составлено из греч. слов "отрицание" и "место", и означает "несуществующее место". В этой книге М. дал резкую критику совр. ему обществ. строя, нарисовал потрясающую картину бедствий трудящихся масс Англии, на к-рую ссылается Маркс, характеризуя процесс первоначального накопления в Англии (см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 724–40). Осн. причиной пороков общества М. считал господство частной собственности, но причину ее существования видел в дурных качествах людей – гордости, тщеславии. Миру эксплуатации и несправедливости М. противопоставлял идеальное общество острова Утопии. В Утопии не существует частной собственности. Земля является обществ. достоянием и находится в собственности гос-ва, представляющего собой федерацию городов. Основу производства составляет с. х-во, однако с.-х. населения в Утопии не существует. С.-х. произ-во организовано по принципу всеобщей трудовой повинности – в нем участвуют все граждане, живущие в городах и выезжающие на два года поочередно на земледельч. работы. Большая часть населения занимается ремесл. произ-вом. Гл. хоз. ячейка – семья, организованная не столько на родственных, сколько на производств. началах; в случае, если кто-нибудь испытывает склонность к др. виду ремесла, он переходит в др. семью; подобные переходы осуществляются и по распоряжению гос-ва в случае экономич. целесообразности. Все граждане Утопии участвуют в производит. труде. От физич. труда освобождена только небольшая группа лиц, проявивших особые способности к науч. занятиям. Все продукты с. х-ва и ремесл. произ-ва являются обществ. достоянием; все необходимое граждане получают из обществ. складов. Распределение осуществляется по потребности; в Утопии достигнуто изобилие продуктов, рабочий день сокращен до 6 часов. Это оказывается возможным в результате упразднения тунеядства, паразитизма. Особую категорию населения Утопии составляют рабы, выполняющие наиболее тяжелые работы. Это либо военнопленные, либо лица, осужденные на каторжные работы (смертная казнь в Утопии применяется только по отношению к закоренелым преступникам), причем честный труд и хорошее поведение могут привести к освобождению от рабства. Должностные лица в Утопии избираются гражданами прямо или косвенно. Утопийцы воюют только тогда, когда защищают свою территорию, прогоняя врагов, или защищают своих союзников и освобождают их от ига тирана. Короткий рабочий день и всеобщее изобилие создают возможности для занятий науками. В Утопии учатся все дети, кроме того, значительная часть мужчин и женщин, занятых физич. трудом, изучают науки в свободное от работы время. Обучение детей связано с их подготовкой к производств. деятельности в с. х-ве и ремесле. Женщины в Утопии пользуются равными с мужчинами правами, наравне с ними участвуют в произ-ве, в обществ. жизни, получают равное образование, участвуют в защите родины от врагов в случае войны и могут быть избранными в священники. Женщины, как правило, свободны от домашнего х-ва, т. к., хотя утопийцам и разрешается обедать дома, они предпочитают общие трапезы в специально отведенных дворцах. Больные содержатся в обществ. больницах, где им обеспечено лечение и уход. Гуманистич. мораль утопийцев осуждает тунеядство, в то же время она свободна от аскетизма. Утопийцы ценят красоту, здоровье как дары природы, физич. и духовные наслаждения. Утопийцы презирают золото, золотые цепи надевают только на рабов и из золота делают отхожие места. Высшее наслаждение они видят в изучении наук, в познании окружающего их мира. В Утопии господствует полная веротерпимость. Обязательными для всех являются вера в сотворение мира богом и в бессмертие души, без чего, по мнению утопийцев, невозможна нравственность. Атеистам запрещено проповедовать свои взгляды публично, они могут беседовать лишь со священниками и старейшинами, но никаким наказаниям они не подвергаются. Священники выборны, всякое насильств. навязывание религ. убеждений преследуется законом. В целом религия утопийцев сводится к пантеистич. почитанию "божественной природы", освобожденному от вероисповедных особенностей, обрядности, т.е. к той "естественной религии", к к-рой стремились гуманисты. Вызванная к жизни противоречиями эпохи первоначального накопления и зарождения капиталистич. отношений, связанная отчасти с предшеств. лит. традицией (сам М. упоминает Платона и "коммунизм" ранних христиан), отчасти с рассказами современников о быте индейцев (выдвинута также гипотеза о влиянии на "Утопию" сведений об общинном быте слав. народов – см. М. П. Алексеев, Славянские источники "Утопии" Т. Мора, в кн.: М. П. Алексеев, Из истории англ. лит-ры, 1960), "Утопия" М. объективно выражала протест трудящихся масс против капиталистич. эксплуатации. Воплощенная в "Утопии" мечта о бесклассовом обществе положила начало многовековой традиции утопич. социализма и оказала влияние на произведения Морелли, Годвина, Кабе, сен-симонистов и др. утопистов. Несмотря на неизбежную историч. ограниченность (непонимание роли технич. прогресса в развитии социалистич. строя, сохранение в обществе утопийцев рабства, религии, патриархальных семейных отношений и т.п.), М. сумел гениально предвосхитить нек-рые существ. черты коммунизма. Соч.: "Утопия", полн. назв. – "Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" ("De optimo rei publicae statu, deque nova insula Utopia, libellus vere aureus") – первые два изд. – Louvain, 1516 и Paris, 1517; лучшее при жизни автора 3 изд., Basel, 1518. Последующие многочисл. изд. – перепечатки с этих изд. Имеются переводы на англ. яз. – L., 1551; лучшее науч. изд. лат. текста и англ. пер.: The Utopia of sir Th. More. In Latin from the ed. of march 1518, and in English from the first ed. of R. Robynson´s transl. in 1551, with additional transl., introduction and notes by J. H. Lupton, Oxf., 1895; пер. на нем. яз. – Basel, 1524, нов. изд., Lpz., 1951; на франц. яз. – Р., 1550; лучший франц. пер. – Р., 1789; на итал. яз. – Venecia, 1548; на исп. – Cordova, 1637. Рус. пер. – Картина всевозможно лучшего правления или Утопия, СПБ, 1789; пер. Тарле Е. В., СПБ, 1901; пер. Генкеля А. Г., СПБ, 1903, 4 изд., X., 1923. Новейший пер. Малеина А. И. и Петровского ?. ?., вступ. ст. Волгина В. П., 2 изд., М., 1953; Opera omnia, Fr./M.–Lpz., 1689; The workes, wrytten in English tongue, L., 1557, переизд. v. 1–7, L.–?. ?., 1931; The correspondence of sir Th. More, Princeton, 1947. Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, [M. ], 1953, с. 34; [без автора ], Т. Морус и его Утопия, "Библиотека для чтения", 1837, т. 24, раздел 3; Яковенко В. И., Т. Мор. Его жизнь и обществ. деятельность, СПБ, 1891; Виппер Р., "Утопия" Т. Мора, "Мир божий", 1896, No 3; Тарле Е. В., Обществ. воззрения Т. М. в связи с экономич. состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Каутский К. Т., Т. М. и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Волгин В. П., Предшественники совр. социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.–Л., 1928; История философии, т. 2, [М. ], 1941 (см. по указателю); Осиновский И. Н., Социально-политич. взгляды T. M., M., 1954 (автореферат); Mортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956; История философии, т. 1, М., 1957, с. 322–25, 339; Осиновский И. H., T. M. в англ. историографии XX в., в сб.: Ср. века, вып. 21, М., 1962, с. 262–75; Вridgett ?h. ?., Life and writings of sir Th. More, L.–?. Y., 1891, нов. изд. – [Ann Arbor–L., 1962 ]; Hutton W. H., Sir Th. More, L., 1895; Dermenghem E., T. Morus et les utopistes de la Renaissance, P., [1927 ]; Rоuth E. M. G., Sir Th. More and his friends, L., 1934; Chambers R. W., The place of St. More in English literature and history, L., [1934 ]; его же, Th. More, 6 ed., L., [1938 ]; Sargent D., Th. More, ?. ?., [1948 ]; Sturm К., T. Morus, В.–Lpz., [1948 ]; Campbell W. E., Erasmus, Tyndalle and More, L., [1949 ]; Вattaglia F., Saggi sull "Utopia" di T. More, Bologna, 1949; Hexter J. H., More´s Utopia. The biography of an idea, Princeton, 1952; M?bus G., Macht und Menschlichkeit in der Utopia des T. Morus, В., 1953; Zavala S., Sir Th. More in New Spain. A utopian adventure of the Renaissance, [L., 1955 ]; Surtz E., Praise of pleasure, philosophy, education and communism in More´s Utopia, Camb. (Mass.), 1957; его же, The praise of wisdom; a commentary in the religious and moral problems and backgrounds of St. Th. More´s Utopia, Chi., 1957; Sullivan F., Sullivan M. P., Moreana. 1478–1945. A preliminary check list of material by and about St. Th. More, Kansas City, 1946; Sullivan F., Sir Th. More, a first bibliographical notebook..., Los Angeles, 1953; Gibson R. W., St. Th. More: a preliminary bibliography of his works and of Moreana to the year 1750. With a bibliography of Utopiana, New Haven–L., 1961; ?etsсh D., T. Morus, Warsz., 1962. A. Горфункель. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.