Волк
Волк
В самый древний период, когда основным занятием людей была охота, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым нужно оказывать уважение, поклоняться и ни в коем случае не возмущать их. Волк всегда был одним из самых сильных и опасных зверей в лесах, где жили славяне, поэтому культ его был широко распространен и сохранялся длительное время. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов, но только в том случае, когда племя оказывало ему надлежащие почести как своему покровителю, предку. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, одевался в волчью шкуру.
Следы обожествления и особого почитания волка сохранялись в народном сознании очень долгое время. Об этом свидетельствует устойчивый образ волка в устном народном творчестве. Волк несомненно наделен необыкновенными способностями. С одной стороны он является олицетворением темной тучи, заслоняющей солнце, и вообще темноты. Волком иногда оборачивался даже сам Перун, появляясь на земле; колдуны и ведьмы старались подражать Перуну и представали в виде волков. С другой стороны известен образ волка, помогающего герою славянских сказок царевичу во многих его предприятиях: летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны белого света в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу – Царь-девицу. Говорит этот сказочный волк человечьим голосом и одарен необычайной мудростью.
С принятием христианства культ и обряды, связанные с волком не исчезли, как не исчез из славянских лесов сам этот зверь. Существовало множество заговоров против злой силы волков; в самое морозное, темное время года, считалось, наступали волчьи праздники: начинают волки рыскать стада ми по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. Во многих местностях для предохранения скота от волков, в зимнее время подбирающихся по ночам к задворкам, было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках чародеев.
Источник: Словарь славянской мифологии
ВОЛК
животное, символизирующее жестокость, ярость, алчность, ненасытность, прелюбодейство. Волк являлся одним из главных символов воинской доблести. Культ космического волка существовал у викингов. Впоследствии к его символике вернулись в семиосфере Третьего рейха. Изображение волка присутствовало и на гербе Чечни. Волк являлся священным животным для греческого бога Аполлона, иногда полностью обожествляемого с ним, и римского бога войны Марса, чью колесницу везли волки. Не случайно и дети Марса, легендарные основатели «вечного города» Ромул и Рем, были вскормлены капитолийской волчицей. В Средние века образ волка приобрел негативную окраску. Он стал символизировать свирепость, хитрость, жадность. Так, на эмблеме доминиканского ордена изображались псы, нападающие на волков, поскольку название «доминиканцы» переводилось как «псы Господни», а волк символизировал еретичество. С другой стороны, волк являлся атрибутом Франциска Ассизского: по преданию, святой Франциск приручил это животное. Изображение трехглавого волка символизировало благоразумие. Часто образ волка использовался и как аллегория чревоугодия. В протестантской символике волчица олицетворяла папскую курию, что связывалось с ее капитолийским прообразом. Негативное отношение к волкам привело к тому, что к середине XIX в. в большинстве стран Европы они были полностью истреблены. Волчья стая ассоциировалась с разбойничьей бандой. На криминальном жаргоне волк обозначает бандита, не считающегося с воровскими законами. Волками часто называют работников милиции. В славянской мифологии существовали волкодлаки, т. е. люди-оборотни, способные превращаться в волка (с легкой руки А. С. Пушкина вошел в обиход термин вурдалак). В медицинской практике действительно известна болезнь ликомания, во время которой человек воображает себя волком и действует соответствующим образом. В предреволюционной России в лейб-гвардии гусарском полку на почве хронического употребления алкоголя ликомания приобрела формы коллективной психопатологии. В полночь гусары снимали с себя одежды, локали из лоханки шампанское, передвигались на четвереньках, кусались, выли на луну. Возможно, ликантропия имеет истоки в тотемных архетипах племенной традиции. Субпассионарии в дружинах викингов берсеркеры (воины, становившиеся «безумными» во время боя) принимали перед битвой определенный наркотик, надевали на себя шкуры волков или медведей и в таком состоянии в одиночку могли обратить в бегство целую армию противника. Классический сюжет разоблачения волкодлаков повествует о нанесении увечья волку, после чего у человека обнаруживали следы аналогичного повреждения. Источ.: Холл М. П. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Багдасарян В. Э. Демонологическая парадигма христианской конспирологии // Армагеддон. 1999. № 3.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия