ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ВОЛК

Найдено 1 определение
ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ВОЛК
(лат. Homo homini lupus est) — ставшее поговоркой выражение из комедии др.-рим. комедиографа Плавта «Ослы» (строки 493-495), используемое для характеристики таких человеческих отношений и нравов, в к-рых господствует крайний эгоизм, антагонизм, вражда.
В моральной философии это выражение актуализирует, по-видимому, Т.Гоббс, к-рый в посвящении ко второму изданию трактата «О гражданине» (1647) упоминает его наряду с другим: «Человек человеку — Бог», специально оговаривая их одинаковую правильность, но в политически разных условиях жизни человека. «Ч.ч.в.» справедливо в отношениях между гражданами разных государств, в то время как «человек человеку — Бог» в отношениях между согражданами, т.е. в государстве, где, по Гоббсу, человек благодаря справедливости, доброте и прочим мирным добродетелям возвышается до подобия Божия. «Ч.ч.в.» не следует сводить к состоянию «воины всех против всех», характерному, по Гоббсу, для догосударственной стадии развития человека. Однако, судя по «Человеческой природе» (1640), где Гоббс все человеческие страсти представляет через аллегорию состязания в беге (гл. XI), и в общественном, как и в естественном, состоянии, принцип «Ч.ч.в.» постоянно присутствует в отношениях между людьми в той мере, в какой недоверие и злоба являются мотивами человеческих поступков, хотя благодаря действию естественных законов (права) и законодательства, фактически принуждающих человека к тому, чтобы быть гражданином, принцип «Ч.ч.в.» смягчается и нейтрализуется. Однако «Ч.ч.в.», как показал Г.Зиммсль, представляет и более глубинные характеристики человеческой природы. Враждебность является формой или основой человеческих отношений наряду с симпатией; ее можно считать изначальной потребностью, и это как будто бы подтверждается простыми наблюдениями того, насколько легко человек поддается чувствам неприязни, недоверия и отвращения в отношении к другому. Оппозиционность и негативизм, по Зиммслю, психологически являются характерной реакцией человека на любое не только агрессивное, но и просто самостоятельное выражение Другого, причем такая реакция нередко значима для человека сама по себе (хотя и не всегда осознается) и не зависит от степени возможной опасности, проистекающей от Другого. Чем более близкие отношения или большие сходства связывают людей (партии, фракции), тем более острые и жесткие формы приобретает между ними антагонизм. У чужих и неблизких людей (партий), находящихся в состоянии потенциального или актуального конфликта, установка на сосуществование, компромисс, соглашение является доминирующей, а действительные различия (в качествах, интересах, подходах) воспринимаются как норма, с к-рой необходимо считаться. Наоборот, у связанных общностью, тем более тесной, любое расхождение, даже самое малое, предстает как существенное, принципиальное, имеющее отношение к общности как таковой. Только люди с гармоничным характером и глубокие натуры не позволяют разногласию и конфликту в частностях перерасти в тотальный разлад. См. Заповедь любви. Лит.: Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 270-506; Зиммеяь Г. Человек как враг // Змммель Г. И j6p. Т. 2. М.: Юрисгь, 1996. С. 501-508; Рикёр II. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопр. филос. 1996. № 4. С. 31.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

М. И. Волков - ученый, учитель, человек

Золотарёв В.А., Прилуцкая Л.А.
Читать PDF

«Вервольфы» В. Пелевина : генезис образа человека-волка

Куликова Екатерина Александровна
Цель данной статьи – исследовать развитие образа человека-волка в творчестве Виктора Пелевина. Анализ проводится на основе трех произведений автора.
Читать PDF

Семиотика отношений «Волк собака человек» и их отражение в текстах культуры

Бобылева Надежда Игоревна, Есеева Ольга Владимировна
Образы волка и собаки вызывают у людей сильные эмоции, которые основаны на физических ощущениях страха, радости или равнодушия.
Читать PDF

Образ волка в пьесе М. Розовского «Человек-волк» и «Красный волк» Ан. Иванова

Загороднева Кристина Владимировна
Статья посвящена образу хищника в драме Розовского «Человек-волк», который преследует героя-невротика и одновременно художника на протяжении всей пьесы.
Читать PDF

«Мне б услыхать зарю. . . », или человек и природа в творчестве Владимира Волковца

Каргаполова Л.А.
В статье анализируются отношения человека и природы на Севере, человек должен находиться в гармонии с Природой, а не противоборствовать ей; человек черпает энергию для своего творчества из Природы.
Читать PDF

Волков П. В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до потопа. Новосибирск: Издатель

Мумриков О.