Животное

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Животное
второй уровень живых систем, базирующийся на потреблении в пищу растений и себе подобных.
Ассоциативный блок.
Поскольку человек по определению "животное общественное", то "аборигены Новой Гвинеи съели Кука".

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Животное
подобно растению, есть органическое существо; но отличается от него преимущественно тем, что наделено чувствованием и способностью к произвольному движению, и, пользуясь им, принимает средства питания не пассивно только, подобно растению, но само их приискивает.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Животные
царство живых организмов, подразделяющееся на подцарства простейших и многоклеточных: группа гетеротрофных существ, как правило, способных к активному передвижению и поедающих органические вещества. Известно около 1,5 млн видов животных, но по последним данным о числе видов в тропических лесах можно предположить, что численность форм животных достигает 15-20 млн; животные возникли 800 млн лет назад.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЖИВОТНЫЕ
В мифологии и воззрениях кельтов весьма важную роль играли животные - как домашние, так и дикие. Превращения, вообще изменение облика - характерная черта кельтских легенд, и очень часто люди и боги поневоле или по собственному желанию принимали облик разных животных. Так, например, племянники Финна Мак Кумалла были превращены в псов. Особенно важное место в культуре кельтов занимали олени и кабаны. Основными домашними животными считались лошади, свиньи, овцы, быки и собаки, в особенности - охотничьи гончие псы. Археологические раскопки показали, что кельты приносили животных в жертву различным божествам (см. также главу 27).

Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.

ЖИВОТНЫЕ (опыты на животных)
Трудно полемизировать с тем, кому нравственное чувство подсказывает, что опыты на животных являются злом. Однако в подкрепление этого мнения часто выдвигаются ошибочные аргументы, вроде того, что животные — наши «братья», т. е. в духе натурализма отрицается принципиальное различие между человеком и животными. При этом игнорируют основной закон природы, управляющий животным миром,— закон, согласно которому один вид животных служит для удовлетворения потребностей другого вида: насекомые существуют для мышей, мыши для сов и т. д. Непризнание основного закона природы является крайним гуманизмом, или так называемым антинатурализмом. Это — явное суеверие.
Однозначная оценка здесь невозможна. С одной стороны, опыты на животных необходимы для медицины и производства лекарств. С другой стороны, не следует жестоко обращаться с животными, и даже не из-за них самих, а потому, что это калечит характер человека и делает его жестоким в отношении других людей.
Одна из причин распространенности этого заблуждения— сентиментализм, согласно которому все, что оскорбляет наши эстетические чувства, является моральным злом.
См.: гуманизм, этика.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Животные
Существа, наделенные способностью двигаться и чувствовать. Наделены ли они также способностью мыслить? Конечно, ведь человек мыслит, а он тоже животное. Разум других животных, хоть он обычно и ниже человеческого, различается по степеням сложности, которые могут быть измерены. Шимпанзе умнее собаки, а собака умнее устрицы. Впрочем, ум в животном не главное. В законченном дебиле животного не больше и не меньше, чем в гении. Можно ли сказать, что в дебиле меньше человеческого? Нет, нельзя, ибо при всей своей дебильности он по‑прежнему принадлежит к тому же виду. Биология в этом смысле более надежный, хотя и более «требовательный» проводник, чем антропология. Человек не может быть определен как мыслящее животное. Человек – это животное, родившееся от двух человеческих существ. Во всяком случае, именно так обстояло дело до последнего времени, и это одна из причин моего враждебного отношения к клонированию. Естественное рождение предполагает разнообразие существ, а клонирование ограничивается их простым повторением, вот почему первое лучше второго.
Натуралисты традиционно выделяют три царства: царство минералов, растительное царство и царство животных. Но переход от одного царства к другому далеко не так нагляден, как многие об этом думают. В качестве примера достаточно указать на кораллы и губки. Однако принципиальные различия между царствами остаются достаточно очевидными. Минералы не относятся к живым существам. Растения лишены души. Только животные имеют душу, только они чувствуют, что живут. Это открывает перед ними мир удовольствия и страдания. А нас, людей, заставляет почувствовать перед ними ответственность. Декарт был гуманистом, но его подход к животным бесчеловечен.

Источник: Философский словарь.

ЖИВОТНОЕ
многоаспектный символ окружающего мира, единства человека с природой. Аниматистское тождество человека с фауной демонстрируют конструируемые зооантропоморфные существа — жар-птица, симург, феникс, супарна, сы лин, Кулулу, Оаннес, Тот, Кецалькоатль и др. Во многих мифологических традициях, особенно у древних египтян, китайцев, индусов, ацтеков, животные выступают в качестве богов или в роли Демиурга. У манси создатель мира Кульотыр в образе гагары плавал по водам; у бушменов прародитель Цагн выступал в образе кузнечика-богомола; у эвенков Дябдар и Сэли, участвовавшие в сотворении мира, представлялись соответственно змеем и мамонтом. И напротив, по эсхатологическим мифам германцев в конце света явится космический волк, который сожрет землю, людей и богов. Часто животные выполняют в мифологических преданиях функцию героев. Великими учителями людей выступали австралийский клинохвостый орел Бунджиль, ворон тлинкитов Йель, меланезийский змей Нденгей, полинезийский кит (по другим мифологемам акула или черепаха) Тинирау, китайские змея Нюйва и птица Фуси идр. В мифологии многих народов в качестве трикстера представлен Ворон. Повсеместное распространение в первобытную эпоху имел культ тотемных предков. По имени животного зачастую давалось название целому племени. При осуществлении родового ритуала соплеменники имитировали поведение тотемного зверя. Прародителем чукчей считалась мать-моржиха; киргизского племени бу-гу — олениха Мюйюздлоу эне, покровительница Иссык-Куля; якутов — орел орлов. Согласно одной из версий, этноним «русские» произошел от названия тотемного зверя, каковым являлся медведь — урус. При аниматистском мировосприятии животные могли оцениваться как духи — покровители природных угодий. Эскимосский белый медведь Торнгарсоак повелевает морскими владениями и оленьими пастбищами. Животные часто выполняют роль помощников литературных героев. В русских сказках Ивану-царевичу содействует говорящий волк. При развитии политеистических религий животные становятся атрибутами либо символами антропоморфных богов. В греческом язычестве священным животным Зевса являлся орел, Аполлона — волк, Артемиды — лань, Афины — сова и т. д. Зачастую в облике животных выступают антропоморфные мифологические персонажи. Князем-оборотнем в русском былинном эпосе является Вольга: он постигает искусство оборачиваться ясным соколом, серым волком, гнедым туром-золотые рога. Чтобы сокрушить индейское царство, Вольга со своей дружиной превращаются в муравьев. Среди десяти наиболее чтимых аватар Вишну — воплощение в рыбу, черепаху, вепря, человека-льва и белого коня. Способностью к перевоплощению в животных обладали многие греческие боги — Зевс, Посейдон, Дионис и др. Широкое распространение имели ритуальные жертвоприношения животных. У ведических индусов высокую степень сакрализации имел церемониал ашвамедха — жертвоприношения коня. Царь, пожелавший иметь потомство, выпускал на волю коня, и, следуя за ним повсеместно вместе с войском в течение года, завоевывал те страны, где оказалось животное. Затем совершался сам ритуал жертвоприношения, имитирующий космогонические процессы. Престиж ашвамедхи был столь высок, что совершивший его считался способным низвергнуть Индру и стать царем вселенной. Животная семантика являлась способом объяснения человеком устройства мироздания. Зодиакальные календари тоже восходят к данному стремлению. Мифологема умирающего и воскресающего зверя служила аллегорией смены времен года. Магический обряд воспроизводства промыслового зверя представлял охотничью параллель земледельческому мифу об умирающем и воскресающем боге. В таком качестве у охотников арктической зоны Сибири выступали кит или полярный медведь, таежной — бурый медведь, у саами — олень. Символике Мирового дерева проводились аналогии различных уровней фауны. С вершиной дерева соотносились птицы, иногда две, олицетворявшие солнце и луну. К его середине относились копытные животные, иногда пчелы. С основанием дерева связывались лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры, медведи, змеи, насекомые. На полюсах древесной иерархии находятся орел и змея, соперничающие друг с другом. Иногда животное олицетворяет какую-либо космическую зону. Распространенными символами души являются птица, бабочка, мотылек. Ба у древних египтян изображалась в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве ба-богов фигурируют и священные животные: крокодил, бык, змея. В греческом искусстве души умерших изображались в виде бабочек. Иногда греки проводили прямое, а не аллегорическое отождествление бабочек с покойниками. Греческое слово «Психея» означало одновременно и душу и бабочку. При усложнении религиозного сознания сверхъестественные животные (такие, как единорог) символизируют определенные качества или идеи. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Одинокое животное. Биологический подход к тождеству личности

Чирва Дарья Викторовна
В статье излагаются основные принципы биологического подхода к тождеству личности, представляющего собой результат критического переосмысления психологического подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Человек и животное: к истории поведенческих сопоставлений

Кременцов Н. Л.
Второе издание. Первая публикация в 1989 г. Кременцов Н.Л. 1989. Человек и животное: к истории поведенческих сопоставлений // Поведение животных и человека: Сходство и различия. Пущино: 6-28.
Читать PDF
0.00 байт

Человек как культурное животное в немецкой антропологии начала XX

Андрюшина Л.В.
В статье проводится сравнительный анализ проблемы отличия человека и животных в немецкой антро- пологии начала XX века. Анализируются и сопоставляются идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу Жильбера Симондона «Два урока о животном и человеке»

Читать PDF
0.00 байт

С.Е. ЭРЛИХ. ЧИСЛО ЗВЕРЯ. ЭТНИЧНОСТЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФОРМА ЖИВОТНОГО СОСТОЯНИЯ

Фетисова Т.А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЖИВОТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОРУДИЙНОЕ

    специфическая форма обращения животных с предметами, когда производится воздействие одним предметом – орудием – на другой предмет или животное. В результате возникает опосредованное – через ор
  • Животного‑Машины Теория

    Предложенная Декартом и картезианцами теория, согласно которой животные суть механизмы, лишенные способности мыслить и чувствовать. Собака скулит, когда ее бьют? Ну и что? Будильник тоже звенит, а