ВАДЖРА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ваджра
индуист.) – «алмаз», «молния» – 1. В индуистской мифологии – громовая палица, оружие Индры, выкованное для него Тваштаром. По различным описаниям, она – медная, золотая, железная или каменная, имеет четыре или сто углов, тысячу зубцов. Имеет форму в виде диска или креста. 2. В буддийской мифологии – символ прочности и неуничтожимости, изображаемый в виде скипетра. Является атрибутом мифических будд и бодхисатв, олицетворяет мужское начало (обычно наряду с колокольчиком, символизирующим женское начало).

Источник: Мифологический словарь

ВАДЖРА
Санскр.) Букв., "алмазная палица" или скипетр. В индусских
сочинениях - скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это
божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом
Буддизме это магический скипетр Жрецов-Посвященных, заклинателей
духов и адептов - символ обладания Сиддхами или
сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных
церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ
власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого
скипетра называют Ваджрапани (см.).

Источник: Теософский словарь

ВАДЖРА

        в ведийской и индуистской мифологии — оружие (дубина, палица, "перун") громовержца Индры в его борьбе с асурами. В. описывается обычно как бронзовая ("аяса"), но иногда называется и золотой или сближается со "скалой", "камнем".
        Согласно эпич. мифу, божественный ремесленник Тваштар изготовил В. для Индры из костей мудреца Дадхичи. В. могла представляться в Ведах в виде диска ("чакра "; отсюда, по-видимому, мифологич. связь с солнцем), но также описывалась как четырехугольная или многогранная; иконография, стабильно представляющая В. в виде симметрич. двустороннего скипетра, считается поздней, но удивляет своей близостью к изображениям "перунов" греческого Зевса. В Ведах В. иногда называют острой, но основное ее кач-во, обыгрываемое эпосом в бесчисл. сравнениях, — сокрушительная мощь удара. Позднее на первый план выдвигается ее прочность, неуничтожимость (отсюда в класс. санскрите В. — алмаз). Заняв со временем место центрального понятия в тантрич. ветви (ваджраяна) северного буддизма, В. (тиб. "дордже") несет эту характеристику прочности, но сохраняет и древнее, восходящее к мифологии Индры значение символа магич. власти над миром.
Я. Васильков

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВАДЖРА
это слово первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра индийского Зевса — ведийского бога Индры. В Ведах слово «ваджра» исконно означало особое оружие, некогда изготовлявшееся из комля деревца с заостренными и оставленными торчать в разные стороны частями корней. Потом материал сменился, но форма осталась прежней. Буддийская ваджра как ритуальный предмет по форме представляет удвоенный оголовок данного оружия, рукоять же у ритуального предмета отсутствует. Постепенно символика ваджры изменилась. Одно из значений слова «ваджра» — «алмаз», «адамант». В рамках буддизма со словом «ваджра» начали ассоциироваться, с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой — само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также кару ну (сострадание) и у паю (искусные средства) в оппозиции праджня — упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания).

Источник: Буддизм. Карманный словарь

ВАДЖРА
санскр.; тиб. дордже, яп. конгосе, кит. дзиньганси, монг. очир) - символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христ-ва, полумесяц — ислама, ворота «тории» — синтоизма. Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств. истины учения Будды. В инд. мифологии В. была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами. В. может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме облик В. таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты), Ряд верховных божеств пантеона имеют слово «В.» в составе своих имен и В. в качестве одного из атрибутов. Таковы Ваджрадхара — «держатель В.» (символ принципа просветления), Ваджрапани — «рука, держащая В.» (символ уничтожения тупости и заблуждения), Ваджрасаттва — «имеющий сущность В.» (символ очищения) и др. В ваджраяне В. олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание, активность. В будд. изобраз. искусстве она выступает в паре с колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности. Н. Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ВАДЖРА
санскр. — алмаз, громовой камень) — ритуальный предмет, распространенный в Индии и на Тибете. Возник в рамках ведического культа Индры. В индуистской мифологии — зубчатый диск, громовая палица Индры. Характерны эпитеты Индры: Ваджрин, Ваджрабхрит (т. е. «носящий ваджру»). Ее выковал для бога певец Ушана. Ваджра ассоциировалась с солнцем. Отмечалось, что у нее сто углов и тысяча зубов. Согласно Махабхарате, она сделана из скелета мудреца — отшельника Дадхичи. Существует версия, что первоначально ваджра символизировала фаллос быка. Крестообразные формы ваджры дали основание обнаруживать близость с христианской символикой. Символика ваджры была заимствована шиваизмом и буддизмом. Представляет собой стилизованную форму булавы с круглым или заостренным навершием, покрытым острыми зубцами. У буддистов Тибета получила название «дордже». В тибетском варианте изготовлялась в виде скипетра с двумя навершиями. Буддистская ваджра символизировала прочность, неуничтожимость, ясность и всепобеждающую силу учения Будды. С ее помощью изгонялись демоны и преодолевалось невежество. Является вещественным эквивалентом бидже-мантре Хум. Трактуется как «первовещь». Использовалась в качестве атрибута изображений многих Будд, бодхисатв, идамов. Ее символика занимает ключевое место в тантристской форме махаямы — ваджраяне. Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание. Интерпретируется как знак плодородия. В сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы. Источ.: Традиционное искусство Востока. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ВАДЖРА
(санскр. vajra, тиб. rdo rje, молния, громовник или перун, как палица бога Индры, алмаз) — символ мгновенного, как вспышка молнии, Просветления (Бодхи). Термин также передаёт значение нерушимости Закона (Дхарма) Будды, прочного, как алмаз. Изображается и изготавливается (как ритуальный предмет) в виде двустороннего пучка из пяти молний, исходящих из единой круглой сферы (символ Просветления), и является атрибутом будд и бодхисаттв Махаяны. Особое развитие эта символика получила в мифологии и ритуалах Ваджраяны, многие персонажи которой — «носители или держатели» В., а некоторые даже двойной В., которая знаменует обретение Абсолюта и прекращение всех действий. В. изображается в виде четырёх пучков молний из одного шара (или молнии, пронзающей четыре стороны света). В середине этой фигуры имеется ещё единая ось, нередко трактуемая как пятая молния. Форма В. имеет множество истолкований. Согласно одному из распространённых, пять молний одной стороны — это пять ядов сознания, или его омрачений: похоть, ярость, гордыня, невежество, ложные взгляды. Молнии же другой стороны суть пять знаний мудрого буддиста, которые очищают ум. Кроме того, В. — это ещё и название одного из семейств пяти будд, или Истинносущих. Семейство В. связано с синим Акшобхьей, который обладает нерушимой чистотой и непоколебимостью и пребывает в восточном направлении пространства мандалы. В обыденном мире, а также в ритуалах, в паре с колокольчиком, В. обозначает мужскую духовность, состоящую в действенном сострадании (каруна) и мастерском применении искусных средств (упайя) на Пути освобождения, а также в умении научить Закону и оказать духовную по- мощь другим существам. Но в абсолютной интерпретации В. является символом неразрывного единства мудрости (праджня) и сострадания. В тибето-могольском буддизме упор в осмыслении термина делается на алмаз, дордже (rdo rje), т.е. не на молниеносное Просветление, а на неуничтожимый Закон, ибо в Ваджраяне В. — это символ неразрушимости, чистоты и превосходства тантрического Учения (Ваджра-дхарма) над другими направлениями буддизма. В. является атрибутом различных божеств четырёх классов тантр, а также ритуальным предметом, используемым в тантрической практике. В последние годы в переводах на русский язык термин В. нередко называется «ваджр», чтобы передать мужской род. См. Тантра.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Доктринальные основания формирования стиля деятельности личности в традиции Ваджраяны

Нестеркин Сергей Петрович
В статье рассматриваются некоторые доктринальные основания формирования стиля деятельности личности, выработанные в русле тибетской Ваджраяны.
Читать PDF
0.00 байт

Прибежище в ламе как особенность Ваджраяны

Коротецкая Лариса Михайловна
Важной особенностью Ваджраяны является четвертое, «внутреннее » Прибежище Учитель, или Лама. Лама в Алмазном пути «ключ» к глубоким наставлениям и поучениям.
Читать PDF
0.00 байт

Секты и течения индуизма в «Апта-ваджрасучи-упанишаде»

Бурмистров Сергей Леонидович
Рассматриваются воззрения различных сект и течений индуизма, представленные в рукописи «Апта-ваджрасучи-упанишады» из Индийского фонда Института восточных рукописей РАН.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние философии Ваджраяны на концепцию достижения абсолюта в творчестве М. Элиаде и Ю. Эволы

Куценко Борис Олегович
Статья посвящена исследованию влияния буддийской философии на доктрину достижения абсолюта в творчестве М. Элиаде и Ю. Эволы.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменологическая интерпретация доктрины несубстанционального «я» в философии Ваджраяны

Куценко Б.О.
Статья посвящена исследованию философской интерпретации основных понятий буддийской абхидхармы в европейской феноменологии.
Читать PDF
0.00 байт

Чань-буддизм и ваджраяна в боевых искусствах

Абаев Николай Вячеславович
В статье рассматривается вопрос об общности философско-методологических и психотехнических принципов чань (дзэн) буддизма и тантрического буддизма ваджраяны в эзотерической традиции дзогчэн, оказавших влияние на методы психофизиче
Читать PDF
0.00 байт

Философско-сотериологические аспекты буддизма Ваджраяны

Ветлужская Лидия Леонидовна
В статье рассматривается система философско-сотериологических приягцтов буддизма Ваджраяны, раскрывается принцип тождественности природа адепта и природы Будды.
Читать PDF
0.00 байт

Категории пространства и времени в буддизме Ваджраяны и Учении Живой Этики (опыт сопоставления)

Федотов А. В.
Представление о вселенной в буддизме и хронотоп Васубандху. Связь проблемы «пространства-времени» с «просветлением» Будды, концепция «просветления». Учение Нагарджуны о пространстве-времени и двух типах истины.

Похожие термины:

  • ВАДЖРА-ПАНДЖАРА-ТАНТРА

    (санскр. a–rya-da–kinë-vajra-panjara-maha– tantra-ra–ja-kalpa-na–ma, тиб.
  • ВАДЖРАЯНА, мантраяна

    буддийское направление тантризма. Как эзотерическая практика внутри махаяны (см. Буддизм) ваджраяна возникла в 3—7 вв. в Индии и оттуда распространилась в Тибет, где раздробилась на множество сект
  • ВАДЖРАЧАРЬЯ

    Санскр.) Духовный ачарья (гуру, учитель) йогачарьев, "Верховный Учитель Ваджры".
  • ВАДЖРАДХАРА

    Санскр.) Верховный Будда у северных буддистов.
  • ВАДЖРАЯНА

    Одна из трех «колесниц» буддизма, «громовая» или «алмазная колесница», направление в буддизме, декларирующее возможность достичь состояния будды в текущей жизни или в ближайшем перерождении. Уче
  • Ваджранга

    индуист.) – «алмазно-твердое тело» – знаменитый подвижник, противник Индры. Сын Кашьяпы и Дити, которого Дити родила после того, как Индра уничтожил ее сыновей дайтьев. По требованию матери В. побе
  • ВАДЖРАПАНИ

    Один из основных бодхисаттв Ваджраяны, олицетворение силы, обязанность которого — истреблять заблуждения и леность ума.
  • ВАДЖРАСАТТВА

    Санскр.) Имя шестого Дхиани-Будды (которых в народном Северном Буддизме лишь пять) в школе Йогачарья, - последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же Бодхисаттв - "сынов разума" первых. Поэтому
  • БОДХИСАТТВА Ваджрапани

    Разрушитель заблуждений. Изображается в виде гневного божества со скипетром (ваджра) в руке. Защитник высшего закона. Эманация будды Акшобхьи.
  • ИКОНОГРАФИЯ ВАДЖРАЯНЫ

    (Алмазной колесницы) занимает совершенно уникальное место не только в буддийском (и мировом) искусстве, но и в собственно духовном совершенствовании членов религиозных общин. Ибо созданный образ
  • ВАДЖРАЙОГИНИ

    (санскр. vajra-yoginë, тиб. rdor je rnalbyor ma) — полугневный йидам в женском облике из окружения Чакрасамвары. На изображениях В. красного цвета, юная и очень красивая. У неё три глаза (посередине лба — вертикал
  • ВАДЖРАКИЛАЯ

    (санскр. vajra-këlaya, тиб. rdor je phur pa, неразрушимый кинжал) — гневный йидам, главный в школе ньингма, способствующий устранению препятствий в Пути. Изображается тёмно-синим, с тремя ликами и шестью руками
  • ВАДЖРАВАРАХИ

    (Алмазная Свинья) — дакини и тантрическая супруга Чакрасамвары (воплощение Акшобхьи). В. олицетворяет примерно те же силы, что и Ваджрайогини, и символизирует единство сострадания и мудрости. Изоб
  • ВАДЖРНАЯ ПЕСНЬ

    класс поэтических произведений, спонтанно создаваемых великими мастерами тантры для передачи их опыта и полного постижения истинной природы. См. Доха.