Санскр.) Имя шестого Дхиани-Будды (которых в
народном Северном Буддизме лишь пять) в школе Йогачарья, -
последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же Бодхисаттв -
"сынов разума" первых. Поэтому востоковеды относятся к
Ваджрасаттве как к "вымышленному Бодхисаттве".
ВАДЖРАСАТТВА
ВАДЖРАСАТТВА
Источник: Теософский словарь
ВАДЖРАСАТТВА
санскр. - дословно «алмазное существо», или «имеющий сущность ваджры») — один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения; В. считают первой и осн. эманацией Адибудды.. Он также олицетворение всех 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата), вместе взятых. Его праджня — Ваджрасатвика.В.обычно изображается в традиционной позе будд, с ваджрой в правой руке и колокольчиком — в левой. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ВАДЖРАСАТТВА
(санскр. vajra-sattva, тиб. rdo rje sems dpa, Молние-сущностный, Тот, чья Сущность Ваджра) — будда Ваджраяны, символ чистоты Просветления (Бодхи) и Закона (Дхарма). Изображается сидящим, с телом белого цвета. В правой руке у сердца он держит ваджру, а левой у бедра — колокольчик. В мифологии его иногда отождествляют с Ваджрадхарой (в культе последнего), но основная функция В. — быть первым воплощением Ади-Будды, как неописуемого единства всего сущего. Соответственно он является как бы «праотцом» всех остальных будд Самбхога-кайи (например, будды Амитабхи, Акшобхьи и др.), которые уже суть его воплощения различных цветов, форм, стран, видов духовной деятельности и т.д. В тибетском искусстве В. зачастую предстаёт в позе соития (яб-юм) со своей духовной супругой. Его 100-слоговая мантра используется в практиках тантрического очищения.