ВАДЖРАПАНИ
ВАДЖРАПАНИ
Один из основных бодхисаттв Ваджраяны, олицетворение силы, обязанность которого — истреблять заблуждения и леность ума.
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
ВАДЖРАПАНИ
Санскр.) или Манджушри, Дхиани-Бодхисаттва (как
духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рожденный
непосредственно из субъективной формы существования; божество,
которому профаны поклоняются как богу, а Посвященные - как
субъективной Силе, истинная природа которой известна лишь и
объясняется высшими Посвященными Школы Йогачарья.
духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рожденный
непосредственно из субъективной формы существования; божество,
которому профаны поклоняются как богу, а Посвященные - как
субъективной Силе, истинная природа которой известна лишь и
объясняется высшими Посвященными Школы Йогачарья.
Источник: Теософский словарь
ВАДЖРАПАНИ
санскр.- букв.«рука, держащая ваджру») — один из бодхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Особенно почитаем в ваджраяне, где наряду с Авалокитешварой и Манджушри является одним из осн. персонажей пантеона ранга бодхисаттв. Обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его гл. функция — уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о В. говорят, что он сопровождал Будду, когда тот покидал К,апилавасту, присутствовал, когда к Будде пришли нага (змеи) для передачи ему сутры Праджняпарамита. Культ В. особенно популярен в Тибете, Монголии, Бурятии. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ВАДЖРАПАНИ
(Держащий Ваджру в Руке, Держатель Громовника) — в буддизме Махаяны и Ваджраяны один из главных бодхисаттв и йидамов (известны как мирные, так и гневные формы). Относится к семье будды Акшобхьи, поэтому, как и этот будда, изображается с телом синего цвета. Он стоит в угрожающей позе защитника Закона с ваджрой в правой поднятой руке, одетый в тигриную шкуру и со связкой змей на шее (он покоритель нагов). В качестве мифологического образа он символизирует духовную силу, способную устранять мрак сознания, незнание и заблуждения. В «Лотосовой сутре» он считается воплощением Авалокитешвары, в тибетском же буддизме, не взирая на гневный облик, его иногда причисляют к буддам. Здесь считается, что В., будучи средоточием силы всех будд, играл важную роль в покорении демонов Тибета, когда Падмасамбхава распространял здесь буддизм. См. также Бодхисаттва, Йидам, Нага.