У-ВЭЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

У-вэй
в древнекитайской философии принцип невмешательства или недеяния; одно из главных требований дао (см. Дао) по отношению к человеку.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

У-ВЭЙ
недеяние) – в китайской религиозно-философской традиции отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый человек упорядочивает окружающую его действительность и гармонизирует мир. Категория “у-вэй” занимает важное место в философии даосизма.  

Источник: Религиоведческий словарь

У-ВЕЙ
кит.-«не-деяние») – основная цель и главный метод даосской практики психической саморегуляции, условие постижения Дао. «Не-деяние» означает ненарушение закона естественности, принцип ненанесения вреда природе. У-вэй это не бездействие, а действие, сообразуемое с законами природы, разумная соизмеримость с естественным ритмом, с постоянно меняющимися условиями. Поэтому мудрый человек предпочитает «недеяние», то есть делает только то, что требует от него Природа: поддерживает собственную жизнедеятельность, размножается и выполняет ту работу, к которой наиболее приспособлен. Такой человек равнодушен к мирской славе, роскоши и излишествам; он предчувствует неблагоприятные изменения в природе и загодя готовится к ним; он достигает наивысшего совершенства в своей профессии и пользуется уважением окружающих. Однако главное положительное свойство «недеяния» заключается в том, что оно позволяет постоянно следовать своему Дао и достигнуть бессмертия.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

У ВЭЙ
кит., букв. — недеяние, отсутствие [целенаправленной] деятельности) — термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов «у» («отсутствие/ небытие», см. Ю—у), выполняющего роль оптативного отрицания, и «вэй» («деяние, свершение, осуществление»), означающего целенаправленный процесс деятельности по достижению конкретного состояния. Согласно прямой дефиниции «Мо-цзы» (гл. 40, определение 75), «вэй — это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)». Даосы, провозгласив отказ от своевольного целеполагания и высмеяв веру в исчерпывающее знание, выразили в отрицательном понятии «у вэй» принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, мо цзя), ни с прагматических (мо цзя, легизм) позиций. У юй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй у вэй), «занятия делом недеяния» (чу у вэй чжи ши), чему присуща универсальная результативность, ибо такова сущность «постоянно бездействующего (у вэй), но все осуществляющего дао» и таково воплощение дэ («Дао дэ цзин»,2,3,10, 37,51,63, уточняющие определения даны также в гл. 36 «Гуань-цзы» и гл. 20 *Хань фэй-цзы»). В «Чжуанцзы» (гл. 7) у вэй, воплощающееся в самопроизвольном «превращении вещей» (ухуа, см. У), приобрело мистическую окрашенность как способность подобного пустоте или зеркалу совершенного человека выходить за пределы естества и «побеждать вещи» (шэн у), что стало теоретической основой для т. н. религиозного даосизма и производной от него «алхимии». В противоположность этой тенденции в синтезировавшем даосизм с другими философскими учениями трактате «Хуайнаньцзы» у вэй рационализировано как «следование вещам» (инь у) и «совершение дел в соответствии с принципами» (сюнь ли эр цзюй ши, см. -Ти-принцип). Данную позицию укрепил Ван Чун, отождествивший у вэй с «небесной (природной)» (тянь) «естественностью» (цзы-жань), благодаря которой «вещи самоосуществляются» (у цзы вэй) («Лунь хэн», гл. 54). Конфуцианство также признавало принцип «недеяния», но распространяло его лишь на личность императора, который должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмических импульсов в социальную сферу («Лунь юй», XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности «благородного мужа» (цзюнь цзы) исключались «малые пути (дао)» (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях — траура или отсутствия дао в государстве (там же, XVII, 21, VIII, 13).
Лит.: Древнекитайская философия, т. 1—2. M., 1972—73; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
А. И. Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия

У-ВЭЙ
кит. - недеяние, действие через неделание) - принцип даосской философии, одно из центральных понятий "Дао-дэ-цзин". У.-в., наряду с цзыжань (естественностью) оформляет и конкретизирует способ движения дао и дэ. "Дао постоянно осуществляет недеяние, тем самым нет ничего, что бы оно не делало" (37 чжан "Дао-дэ-цзин"). Черпая источник внутренней силы в "безмолвии" и "небытии", У.-в., согласно Лао-цзы, первичнее любого деятельного импульса, любой наступательной активности. Доходить до недеяния следует путем непрерывного уменьшения своих желаний, а поскольку недеяние присутствует всюду, способности человека становятся безграничными. В раннем даосизме У.-в. противостоит ритуалам конфуцианцев и законам моистов. Являясь действием особого, внутреннего стиля, У.-в. призывает следовать естественным законам природы и не принуждать природу самого человека. Как внутреннее, Ув. противостоит внешнему, как естественное - искусственному, как истинное - ложному. У Чжуан-цзы недеяние приобретает черты незнания и неслужения. Быть социально ангажированным, служить на государственной службе - значит действовать вопреки внутренней природе, совершать насилие. Не знать - это то, что истина вне учености, а знание мешает жизни и противостоит ей. Конфуциански истолкованное У.-в. сделало акцент на недеянии, как на жертвенном служении во благо общества. Внутренняя интуиция "я", выдвинутая Чжуан-цзы в качестве критерия истины, заменилась общественным законом, требующим забвения личного действия. Однако У.-в. остался сугубо даосским познавательным принципом и практическим критерием любого вида деятельности. В качестве такового У.-в. повлиял на создание и развитие дыхательной гимнастики и внутреннего боевого даосского стиля Тай-цзи-цюань. Превратившись со времени Лао-цзы в психологическую установку, в культурный настрой, У.-в. характеризует собой не только образ китайского мышления, но также распространяется на весь менталитет культур восточного типа. Как понятие, с проникновением буддизма в Китай, У.-в. полностью растворяется в теории школы чань. Характерно, что чаньские ритуалы, восприняв даосский принцип недеяния и трансформировав его на теоретической базе буддизма, отличались жестким аскетизмом, повышенной строгостью в выполнении и четкой регламентацией.
Недеяние означает ненужность и невозможность что-либо сделать с идеей "я". Следует предоставить "я" самому себе, чтобы внешние и внутренние привязанности стали восприниматься как помехи личностного роста. Понимание личности как "не-я" предполагает видение нирваны в качестве абсолютного покоя, лишенного каких-либо проявлений жизни, при этом "не-я" личности вынуждено удерживать образ собственной индивидуальности и способствовать спасению других индивидуальностей. Противоречие между принятым логическим постулатом о несуществовании "я" и реальным существованием индивидуального субъекта находит свое разрешение в воле как смысловом ядре недеяния. Волевая концентрация "не-я" лишена индивидуализма, "собственной важности", всех тех гносеологических и психологических характеристик, которые Э. Фромм обозначил как "иметь". Метатеоретический уровень установки У.-в. позволяет применить ее в качестве объяснительного принципа к восточному (Китай, Япония) искусству, различным формам верований, психологическим феноменам. Объяснение энергии всякого действия, всякого творчества, понятых как недеяние, роднит принцип У.-в. с феноменом христианской веры. Внутри веры действие происходит свободным и самостоятельным образом, одновременно полностью оставаясь зависимым от божественного провидения.
Л. С. Чернов

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

О взаимоотношении буддизма с конфуцианством в период его становления в Китае в эпохи Вэй (220-265 гг

Янгутов Леонид Евграфович, Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич
В статье рассматриваются проблемы распространения буддизма в Китае, его взаимоотношение с конфуцианством. Показано, что конфуцианство явилось основным идеологическим противником буддизма.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема пустоты в китайском буддизме периодов Вэй и Цзинь

Орбодоева Марина Валерьевна
В данной статье рассматривается становление философской и сотериологической мысли в Китае, а также первые попытки понять проблему пустоты в китайском буддизме.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация буддизма в Китае в период эпох Вэй и Цзинь

Орбодоева Марина Валерьевна
В данной статье рассматриваются этапы проникновения и становления буддизма в Китае в период эпох Вэй и Цзинь. Представлен анализ переводческой деятельности данного периода, исследуется зарождение и становление сангхи в Китае.

Похожие термины:

  • ВЭЙ БОЯН

    Ок. 100-170. Вэй ао, Юнь Яцзы, Тайсу чжэньжэнь. Даос, философ, теоретик нумерологии (см. С ян шу чжи сюэ) и алхимии. Большая часть данных о нем содержится в агиографич. соч., прежде всего в "Шэнь сянь чжуань"
  • ЧЭНЬ ВЭЙ

    Гадательные книги", "гадательные апокрифы". Обобщающее назв. мантич. лит-ры и традиции использования текстов конф. канонов (см. "Ши сань цзин") в гадательной практике, гл. обр. применительно к проблема
  • ЦЗИН ВЭЙ

    Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин [1]) и поперечно-горизонтальных (вэй [3])
  • Вэй Гу

    В народной мифологии бог — покровитель врачей, обожествленный целитель VIII века, которому император пожаловал титул яована («князя врачей»). У даосов этот бог известен под именем Гуйцзан.
  • ХУ ВЭЙ

    Xy Вэйшэн, Ху Фэй-мин, прозв. Дунцяо. 1633, Дзцин пров. Чжэцзян,- 1714. Каноновед, географ. Вместе с Янь Жоцюем помогал Сянь Цянъсюэ в редактировании "Дай Цин и тун чжи" ("Свод описаний [империи] Великой Цин").
  • ВЭЙ ЛЯОВЭН

    Прозе. Хуафу, Хэшань. 1178, Пуцзян окр. Цюнчжоу (совр. пров. Сычуань), - 1237. На столичных экзаменах получил высшую ученую степень цзиньши. Был смотрителем уезда, затем помощником главы ведомства обществ,
  • ВЭЙ МОУ

    Вэй-гун Цзымоу, Чжун шань-гун Цзымоу. 4 в. до н.э. Правитель удела Чжуншань. Покровительствовал одному из ведущих мыслителей школы мин цзя Гунсунь Луну и придерживался близких ему взглядов. Упоминае
  • ПЭЙ ВЭЙ

    Пэй Иминь. 267, Вэньси обл. Хэдун (ни территории совр. пров. Шаньси),- 300. Философ, ученый из гос-ва Зап. Цзинь. Славился энциклопедич. познаниями, в т.ч. в обл. медицины. В разное время был воспитателем нас
  • ВЭЙ ШУ

    Апокрифы", "вспомогательные книги". Толкования конф. канонич. текстов (см. "Ши сань цзин"), применявшиеся для гадания. В отличие от "канонов" - цзин [1], букв, "основа ткани", такие книги именовались вэй - "у
  • ВЭЙ

    1]. "Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть". Термин кит. философии, выражающий три осн. понятия, производные от его трех грамматич. функций и объед
  • ВЭЙ ЮАНЬ

    Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь. 23.4.1794, Шаоям пров. Хунань,- 1856(7), Ханчжоу пров. Чжэцзян. Философ-неоконфуцианец, ученый-энциклопедист, литератор и политич. деятель, представитель "школы новых текстов" ("школы т
  • Принцип недеяния (у-вэй)

    основной принцип отношения человека к миру, разрабатываемый в китайской философии, подразумевающий установку на невмешательство в природные процессы, адаптацию к существующим особенностям соци
  • ВЭЙ ШАНЦЗЮНЬ

    В народной мифологии бог — покровитель медицины, даосский монах, одна из «ипостасей» Яована.