ПЭЙ ВЭЙ

Найдено 1 определение
ПЭЙ ВЭЙ
Пэй Иминь. 267, Вэньси обл. Хэдун (ни территории совр. пров. Шаньси),- 300. Философ, ученый из гос-ва Зап. Цзинь. Славился энциклопедич. познаниями, в т.ч. в обл. медицины. В разное время был воспитателем наследника престола, виночерпием (при ритуальных жертвоприношениях) в Гос. академии (Гоц-зы), чиновником в Палате документов (Шан-шу). Казнен Сыма Лунем - правителем гос-ва Чжао. Из соч. сохранилось только "Чун ю лунь" ("О почитании наличия/бытия"). Фрагменты его утраченных работ и жизнеописание вошли в "Цзинь шу" ("Историю дин. Цзинь", 7 в.). К конфуцианству, не обеспечившему сохранность гос. структур империи Хань (кон. 3 в. до н.э.- 3 в. н.э.), относился в целом негативно, но считал необходимым использование его этич. категорий: "Накапливать гуманность (жэнь [2]) и смирение, сохранять почтительность и скромность, руководствоваться преданностью (чжун [2], см. Чжун шу) и благонадежностью (синь [2]), действовать с почтительной осторожностью (цзин [4]) и уступчиво". Данные характеристики, по П.В., определяют правление посредством "недеяния" (у вэй [1], см. Вэй [1]), к-рое осуществляется государем исключительно за счет "отбора талантов (мудрых) и выдвижения добродетельных" (сюань сянь цзюй шань) чиновников, "назначения достойных людей" на администр. посты. В духе учения о "почитании имен" (мин цзяо, см. Чжэн мин) проповедовал незыблемость социальных ролей, необходимость "следования юных за взрослыми", "проведения границ между благородными мужами и низкими людьми". Доктрина "недеяния" сочеталась у П.В. с отрицанием развивавшейся Хэ Я нем и Ван Би идеи "ценности отсутствия/небытия" (гуй у, см. Ю - у) как онтологич. основы мироздания. Последней он считал "наличие/бытие" (ю)- "воплощение" структурообразующих "принципов" (ли [1]) Вселенной. Доказывал непрерывность жизненного процесса, суть к-рого - "самопорождение" (цзы шэн) всего сущего. Взгляды П.В. оказали заметное влияние на учение Го Сяна (3 - нач. 4 в.). Ма Чжэнъдо

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь