ВЭЙ ЮАНЬ
ВЭЙ ЮАНЬ
Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь. 23.4.1794, Шаоям пров. Хунань,- 1856(7), Ханчжоу пров. Чжэцзян. Философ-неоконфуцианец, ученый-энциклопедист, литератор и политич. деятель, представитель "школы новых текстов" ("школы текстов новых письмен", см. Цзин сюэ), воссозд. в 18 в. Род. в семье чиновника, находился на гос. службе, в 1844 получил высшую ученую степень цзиньши, дружил с Гун Цзычжэнем и Линь Цзэсюем. Взгляды В.Ю. отражены в сб. эссе "Гувэйтан цзи" ("Собр. [соч.] из Зала древних сокровенностей", 1878), состоящем из 10 цзюаней ("свитков") и включающем его гл. филос. соч. "Мо гу" ("Записки Молчальника [Мо]"). В 1909 сб. переиздан под заглавием "Вэй Мошэнь вэнь цзи" ("Собр. прозы Вэй Мошэня"). Писал коммент. к древнекит. классике, из к-рых наиболее значительный - "Лао-цзы бэнь и" ("Коренной смысл [соч.] Лао-цзы"), содержащий ориг. разбивку текста "Дао дэ цзина" на 68, а не на 81 параграф и включенный в состав сер. "Чжу цзы цзи чэн" ("Корпус филос. классики", "Собр. книг философов"). В.Ю. создал также историко-политич. и страноведческие труды: "Шэн у цзи" ("Записки о священной войне", 1842), "Юань ши синь бянь" ("Новая редакция истории [дин.] Юань", изд. 1905), "Хай то ту чжи" ("Описания заморских гос-в [с приложением] карт", 1849). В последнем соч., осн. на работе Линь Цзэсюя "Сы чжоу чжи" ("Сведения о четырех материках") и, по утверждению нек-рых историков, известном в Японии в эпоху "революции Мэйдзи" (1867-8), были использованы также сведения из зап. источников, что было новаторством для Китая того времени. Продолжением концепции В.Ю. в политике стал лозунг: "Руками варваров управлять варварами". После поражения Китая в "опиумной войне" 1840-2 В.Ю. одним из первых выдвинул программу модернизации страны путем заимствования зап. научно-технич. достижений, получившую впоследствии назв. "политика усвоения заморских дел". Утверждая, что в мире нет неизменных законов (фа [1]), В.Ю. пытался проводить практич. преобразования в обл. транспортировки хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли, ирригации и т.п., выступал за отмену экзаменац. системы (кэ цзюй). Он считал практический, прежде всего личный, опыт критерием "истины и лжи" (ши - фэй), отождествляемых с "пользой и вредом" (ли - хай), и заявлял, что без действия (син [3]) не может быть знания (чжи [2], см. Чжи - син). По В.Ю., образующие мир "превращения пневмы" (ци хуа, см. Ци [1], Хуа) представляют собой ни на миг не замирающий процесс изменений, источник к-рого - универсальная "двойственность" (дуй) явлений. Все членится на пары противоположностей, в к-рых один элемент - "главенствующий" (чжу), а др.- "содействующий" (фу). Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в друга. Человек способен к творческому самосозиданию ("сотворению превращений"- цзао хуа) посредством сознательного и методич. приобщения к творческому самосозиданию природы, с к-рой он связан единством "духовной энергии" (лин шуан). Человеч. проблемы разрешаются в процессе взаимодействия различ. мнений. Филос. и социально-политич. взгляды В.Ю. оказали глубокое влияние на последующее реформаторское движение (см. Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун). *В.Ю. Предисл. к сб. "Материалы эпохи царствующей дин.", "Записки Мо" // Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени (1840 - 1898). М., 1961; В.Ю. цзи (Собр. [соч.] В.Ю.). Пекин, 1975; В.Ю. Гувэйтан нэй вай цзи (Внутр. и внеш. собр. [соч.] из Зала древних сокровенностей). Тайбэй, 1976; **Цзиньдай айгочжуи сысянцзя - В.Ю. (Мыслитель-патриот нового времени - В.Ю.). Пекин, 1976; Се Инфэнь. В.Ю. синь сюэ сысян шуяо (Изложение основ идеологии новых наук В.Ю.) // Хунань вэньсянь. 1976. Т. 4. №1; Чжун Чжаопэн. В.Ю. // Чжунго цзиньдай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов Китая нового времени). Кн. 1. Цзинань, 1982; Ли Ханьу. Шилунь В.Ю. дэ бяньч-жэнфа сысян фаньчоу (Предварительные суждения о категориях диалектич. мысли В.Ю.) // Чжунго чжэсюэ. Вып. 13. Пекин, 1985; Чжан Минхуа. В.Ю. гайгэ сысян чутань (Введение в реформаторскую идеологию В.Ю.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. Тяньцзинь. 1985. №4. А.И. Кобзев