ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Трансцендентальный
букв. выходящий за пределы. Трансцендентальное сознание – независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще».

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
переступать») - то, что связано с предпосылками возможного опыта. В философии Канта означает такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что возможно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание.

Источник: Тематический философский словарь

Трансцендентальный
от лат. transcendens — выходящий за пределы) — то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство основных определений (трансценденталий) сущего, их шесть: вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое; у Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Трансцендентальный
(transcendentalis) — превышающий показания чувства, происходящий не из опыта и ощущения, но от рассудка. Так например, кислое, сладкое, шероховатое мы дознаем чувствами; но категории — качества, количества, причины и действия, возможности и необходимости, и так далее, происходят от рассудка; они трансцендентальны.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Трансцендентальный
(transcendentalis) — превышающий показания чувства, происходящий не из опыта и ощущения, но от рассудка. Так например, кислое, сладкое, шероховатое мы дознаем чувствами; но категории — качества, количества, причины и действия, возможности и необходимости, и так далее, происходят от рассудка; они трансцендентальны.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
делающий a pripri возможным познание: «трансцендентальные принципы разума» -— принципы, которые еще до всякого опыта составляют природу нашего познания. Трансцендентальный анализ, проведенный Кантом (в «Критике чистого разума») — это размышление о познавательном акте, независимом от того объекта, на который может быть направлено наше познание.

Источник: Философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
мысленная («теоретическая») оппозиция категориям «чувственный», «эмпирический». Активно использовался в гносеологии И. Канта: «трансцендентальный субъект» (т. е. не единичный, а идеализированный, теоретический), «трансцендентальный объект», «трансцендентальное (т. е. теоретическое) знание», «трансцендентальная апперцепция» и т. д. (См. теоретический, идеализация).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Трансцендентальный
термин употребляется в феноменологии в очень широком смысле, основное значение которого связано со стремлением вернуться к первоисточникам нашего знания и нашей деятельности (т.е. к первоисточникам бытия и жизни); трансцендентальными являются те характеристики сознания, которые обнаруживаются в процессе феноменологической редукции и феноменологического исследования сознания

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
(от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных (доопытных) форм. Понятие, возникшее в средневековой философии и широко используемое Кантом . Его философию называют трансцендентальной. В понимании Канта Т. характеризует познание, которое интересуется не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание возможно априори.

Источник: Краткий философский словарь.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира. ТРИАДА - метод философского конструирования, получивший широкое развитие в немецкой классической философии. Гегель превратил Т. в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
от лат.-переступать) – в ряде школ философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое и т.п.). В философии И.Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные, (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому, в то время как трансцендентное – имманентному. У Гуссерля трансцендентальным называется сознание, очищенное от всех элементов опыта, а трансцендентальный субъект противопоставлен эмпирическому как автономный источник своих собственных содержаний.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – 1) В схоластике – предельно общие понятия (единое, истинное, доброе и др., превосходящие высшие родовые понятия). 2) В философии Канта – априорные познават. формы, организующее эмпирич. познание. В этом смысле трансцендентальны формы чувственности – пространство и время, категории – субстанция, причинность и др., а потому Т. у Канта называются и трактующие эти проблемы части "Критики чистого разума" ("Т. эстетика", "Т. логика", "Т. аналитика", "Т. диалектика"). "Я называю т р а н с ц е н д е н т а л ь н ы м всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori" (Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). Кант, в противоречии с собственным же определением Т. и его отличением от трансцендентного (см. тамже, с. 338), нередко употреблял этот термин и в смысле трансцендентного. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
относящийся к априорным (вне-опытным или до-опытным) условиям возможности познания. Различие между Т. и трансцендентным введено Кантом в "Критике чистого разума" (в докритический период Кант употреблял эти термины схоластической философии как синонимы). Если трансцендентное противоположно имманентному, то Т. - эмпирическому.
У Гуссерля целью феноменологической редукции является выход на уровень "трансцендентального сознания" - сознания, очищенного от всех чувственно-эмпирических элементов. "Трансцендентальный субъект" в феноменологии - в отличие от "эмпирического субъекта" - есть автономный источник своих собственных содержаний.
По Хайдеггеру, трансцендентальный уровень рассмотрения - важнейший шаг на пути к онтологической постановке вопроса. "Т. познание" исследует "возможность понимания бытия", бытийственное устройство сущего, оно затрагивает тем самым "переход (трансценденцию) чистого разума к сущему", тогда как "онтологическое познание" исследует "саму возможность этой трансценденции".

Источник: Современная западная философия: словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, к-рые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира. Понятие Т. характеризует высшие и универс. предметы метафизич. познания - напр., единое, истинное, благое (см. Трансценденталии).
Кант придал термину «Т.» гносеологич. значение: понятие Т. в его философии характеризует все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, к-рые организуют науч. опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности - пространство и время, категории рассудка - субстанция, причинность и т. д.). «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (К а н т И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). Отвергнув терминологич. традицию и пытаясь провести различие между Т. и трансцендентным, Кант, однако, нередко употреблял эти термины в сходном смысле.

Источник: Советский философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
(от лат. transcendens — выходящий за пределы) — философское понятие, означающее нечто, лежащее за границами того или иного объекта, категории или сущности. Понятия Т. и трансценденталии впервые были введены схоластами для обозначения группы категорий, содержание которых невыводимо из опыта и постигается только интуитивно, вследствие чего трансценденталии стоят вне основного категориального ряда, как бы выходя за пределы других категорий и возвышаясь над ними. Учение о трансценденталиях было подвергнуто критике Т. Гоббсом, Б. Спинозой и многими другими философами Нового времени, в том числе И. Кантом. Однако последний, отвергая учение схоластов, не только сохранил понятие Т., но и широко использовал его, придав ему гносеологическое значение. Кант называл догматизмом подход всех живших и творивших до него философов, начинавших построение системы с онтологии, т.е. учения о бытии. Прежде чем говорить о бытии и его познании, необходимо, утверждал Кант, исследовать сам «инструмент познания», его формы, возможности и взаимодействия с миром вещей. Познание теоретическое, обладающее признаком всеобщности, возможно, по Канту, благодаря наличию априорных, или доопытных, форм чувственного созерцания и мышления. Поскольку эти формы не зависят от опыта и организуют его, постольку к ним применимо понятие Т. Свою философию Кант называл Т., или критическим, идеализмом, как она именуется и в настоящее время большинством исследователей и последователей великого основоположника немецкой классической философии (см. И. Кант. Схоластика).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
лат. transcendere — переступать) — в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три оси. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопостигаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист 12— 13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин “Т.” вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза и Гоббс называли его “наивным” и “бессмысленным”, Кант — “стерильным” и “тавтологичным”. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать непреходящую ценность метафизики, философского обоснования истин теологии. Учение о Т. определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную законченную теорию бытия. С т. зр. Канта, термин “Т.” характеризует формальные, априорные предпосылки познания (напр., время, пространство, причинность).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Трансцендентальный
(лат. transcendo – выхожу за пределы, transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – в схоластике – предельно общие понятия (вещь, сущее, единое, добро, истина, нечто), т.е. понятия, которые выходят за сферу ограниченного существования конечного опытного (экспериментального, чувственного) мира. Названные выше понятия назывались в средневековой философии трансценденталиями. В схоластике различали имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые – находятся за пределами их наличного бытия. У И. Канта этот термин имеет теоретико-познавательный характер. В «Критике чистого разума» он отмечал, что основоположения, которые целиком находятся в пределах возможного опыта, будет называть имманентными, а те, что выходят за пределы этого опыта, будет называть трансцендентными. И. Кант пытался закрепить различия между понятиями трансцендентальный и трансцендентный, понимая под последним также то, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (Бог, душа, бессмертие). В таком понимании трансцендентное близко к понятию иррационального (см. Иррациональное). В философии И. Канта это понятие характеризует все то, что относится к априорным (врожденным, доопытным) формам познания, которые организуют, упорядочивают опытное знание. Например, пространство и время, согласно И. Канту, это не объективные характеристики бытия, а априорные понятия, с помощью которых можно упорядочить существующий в мире хаос. Человек приписывает вещам действительного мира их существование в пространстве и времени, поскольку ему удобно так мыслить. Следует отметить, что хотя И. Кант различал понятия трансцендентный (см. Трансцендентный) и трансцендентальный, однако довольно часто употреблял эти термины в сходном смысле.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
(transzendental; от лат. transcenderé — «переступать») — в схоластической философии в общем плане равнозначный трансцендентному; в особенности то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство основных определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое. Сущее — вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделено от других сущих — нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле — добро, без учета воли — совершенно. У Канта это понятие употребляется в ином, неонтологическом значении (cp. Т. Ziehen. Logik, 1920). Кант называет трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта — в таком случае речь шла бы о трансцендентном, — а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: «Следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод». В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта, причем указывают на такой вид познания предметов, который является возможным априори.
Н. Knittermeyer. DerTerminus t. ¡n seiner histor. Entwicklung bis zu Kant, 1920; M. Scheler. Die t. e und die psycholog. Methode, 1922; G. Schulemann. Die Lehre von den T. ¡en ¡n der scholast. Philos., 1929; O. Muck. Die t. e Methode ¡n der scholast. Philos. der Gegenwart, 1964; A. Gideon. Der Begriff T. ¡n Kants «Kritik der reinen Vemunft», 1977; J. Kopper. Das t. e Denken des Deutschen Idealismus, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Трансцендентальный
 (лат. trans-cendere — переступать) — в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три осн. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умо-постигаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленная божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист, 12—13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин «Т.» вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номиналигма. Спиноза и Гоббс называли его «наивным» и «бессмысленным», Кант — «стерильным» и «тавтологичным». Т. в кантовском смысле может быть лишь познание, к-рое занимается не только предметами, но и способом априорного познания предметов. Умопостигаемое бытие, или трансцендентный мир «вещей в себе», по Канту, лежит за границами опытного познания и потому не отражается в трансцендентальных (логических) определениях. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать «непреходящую ценность» метафизики, философского обоснования истин теологии. По своему объективному содержанию учение о трансцендентальных определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную, законченную теорию бытия. В марксистской философии термин «Т.» не применяется. Трансцендентальный идеализм — термин, означающий особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями. Происходит от лат. слова transcen-dentalis, к-рым в схоластической философии обозначались понятия, возвышающиеся над всеми мыслимыми категориями и родами. По Канту, весь предшествующий ему идеализм развивал учение о бытии «догматически», т. е. не исследуя предварительно условий и самой возможности безусловно всеобщих и безусловно необходимых истин. Кант полагал, что теоретическая философия («метафизика») должна объяснить, как возможны такие истины в науке (математика, естествознание) и возможны ли они в философии. Этим объяснениям и посвящается, по Канту, трансцендентальный (он же «критический») идеализм, в к-ром доказывается, будто условием возможности таких истин являются априорные формы сознания, и исследуется вопрос о применимости этих форм как внутри опыта, так в га его пределами. Соответственно этому пониманию ряд теорий в «Критике чистого разума» Канта получил название «трансцендентальных» (напр., «трансцендентальная эстетика», «трансцендентальная логика»).

Источник: Философский словарь. 1963

Трансцендентальный
Отнюдь не синоним трансцендентному.
Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит выше их и по этой причине может быть приложимо к той или иной сущности. Так, Единица, Истина, Добро и само Бытие суть трансцендентальные понятия.
Однако в последние два столетия в термин «трансцендентальный» благодаря Канту принято вкладывать несколько иной смысл. Трансцендентальным мы называем все то, что относится к априорным условиям опыта, а также те знания, которые из этого опыта могут вытекать. Это неэмпирическое в эмпирическом. «Я называю трансцендентальным, – пишет Кант, – всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов». Или, как он уточняет во втором издании своего труда: «…поскольку это познание должно быть возможным a priori» («Критика чистого разума», Введение, VII). Как видим, ничего общего с трансцендентным, по отношению к которому трансцендентальное следует скорее рассматривать как противоположность. Действительно, трансцендентно все, что выходит за рамки опыта; трансцендентально все, что входит в опыт и делает его возможным. «Слово трансцендентальный, – подчеркивает Кант, – означает не что‑то такое, что стоит выше всякого опыта, но нечто такое, что наверняка предшествует опыту (a priori) и вместе с тем имеет только одно предназначение – сделать возможным эмпирическое познание. Если понятия выходят за рамки опыта, их употребление будет трансцендентным, то есть отличным от имманентного употребления, основанного на опыте» («Пролегомены…», Приложение). Трансцендентное противостоит имманентному, но противостоит ему извне: то, что трансцендентно, не может быть имманентным; то, что имманентно, не может быть трансцендентным. Трансцендентальное противостоит эмпирическому, но противостоит ему изнутри. В эмпирическом познании, если оно необходимо и универсально, всегда присутствует трансцендентальное, то есть неэмпирическое начало. «Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта» («Критика чистого разума», Введение, I). Допустим, я заявляю, что 7+5=12 или что любой факт имеет причину. В той мере, в какой эти знания универсальны и необходимы, они не могут целиком проистекать из опыта: у них должен быть некий априорный источник (способность к рассуждению, категории и принципы мышления). То же самое относительно пространства и времени, которые являются априорными формами чувственности и благодаря которым становится возможен опыт, иначе говоря, эти формы не могут быть результатом чувственности. Их трансцендентальная идеальность (тот факт, что они существуют только в качестве субъективных условий чувственной интуиции) является залогом их эмпирической реальности (для всякого объекта возможного опыта), но отнюдь не проистекает из этой реальности: априорные условия опыта по определению не могут быть объектами опыта. Таким образом, трансцендентальность выступает в виде своего рода парадоксальной трансцендентности, существующей как бы внутри имманентности, что и побуждает некоторых людей строить на этом основании религию человека или религию духа (Люк Ферри, воспользовавшись выражением Гуссерля, назвал это явление «трансцендентностью в имманентности»). Однако Кант, насколько мне известно, так далеко никогда не заходил. Для него подлинный Бог трансцендентен, что, с одной стороны, исключает возможность его познания, а с другой – исключает его трансцендентальность.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
111.52 кб

Трансцендентальный смысл музыкального искусства

Яруллин В. Х.
В работе исследуется трансцендентальная компонента музыки.
Читать PDF
105.76 кб

Был ли у И. Канта трансцендентальный субъект?

Круглов Алексей Николаевич
Читать PDF
238.69 кб

Обзор международных научных семинаров "трансцендентальный поворот в современной философии" (апрель 2

Катречко Сергей Леонидович
Читать PDF
176.94 кб

Трансцендентальный субъект управления обществом

Григоренко Дмитрий Евгеньевич
В статье исследован трансцендентальный субъект управления обществом.
Читать PDF
377.06 кб

Трансцендентальный плюрализм Б. В. Яковенко

Никулина Ольга Вячеславовна
В статье анализируется философская теория трансцендентального плюрализма выдающегося представителя русского неокантианства Б.В. Яковенко.
Читать PDF
229.83 кб

Трансцендентальный опыт сознания

Лобастова В. А.
В статье дается характеристика естественной установки сознания и показывается необходимость ее преодоления.
Читать PDF
196.14 кб

2010. 03. 024. Эллисон г. E. трансцендентальный и эмпирический реализм. Allison H. E. transcendental

Бутина Е. А.
Читать PDF
311.36 кб

Как возможен трансцендентальный материализм

Кодола Валерий Григорьевич
Точно так же как возможен трансцендентальный идеализм, так же возможен и трансцендентальный материализм, суть которых отражает взгляды мыслящих существ на феномены, следствием которых может быть все, что становится доступным вообр
Читать PDF
388.61 кб

Трансцендентальный анализ математики: абстрактная природа математического знания

Катречко Сергей Леонидович
Трансцендентальная философия (трансцендентализм) Канта нацелена на исследование как человеческого способа познания в целом (В 25), так и отдельных видов нашего познания с целью обоснования их объективной значимости.
Читать PDF
428.11 кб

Трансцендентальный анализ математики: конструктивный характер математической деятельности

Катречко Сергей Леонидович
Трансцендентальная философия Канта нацелена на исследование как человеческого способа познания в целом (В 25), так и отдельных видов нашего познания с целью обоснования их объективной значимости.
Читать PDF
226.37 кб

Трансцендентальный солипсизм

Слинин Ярослав Анатольевич
В статье я намерен показать, что декартово правило не принимать за истинное ничего неочевидного и сомнительного приводит к солипсизму.
Читать PDF
156.78 кб

Экзистенциальная функция понятия «Трансцендентальный субъект»

Н. А. Суркова
Статья посвящена исследованию экзистенции как до конца необъективируемой первоосновы разума.
Читать PDF
0.00 байт

Критика натурализма и трансцендентальный поворот в феноменологии (концепция эпохе и редукции в «Идее

Савин А.Э.
Целью статьи является раскрытие предпосылок и генезиса трансцендентального поворота в феноменологии Гуссерля посредством экспликации сущности методов эпохе и редукции, впервые представленных в методически отрефлексированном виде в
Читать PDF
334.81 кб

Аналитическое кантоведение, трансцендентальный идеализм и вещь в себе

Соболева Майя Евгеньевна
Интерес к Канту в современной теоретической аналитической философии связан прежде всего с дискуссиями о характере наших чувственных восприятий, об эпистемологическом статусе опыта и о так называемом «конструктивизме».
Читать PDF
238.80 кб

Отношение понятий "субъект права" и "трансцендентальный субъект" в теории права

Поскачина Марина Никитична
Рассматривается отношение между двумя основными понятиями теории права и трансцендентальной феноменологии. Каждое понятие имеет самостоятельное значение, которое при известных условиях выполняет свою функцию.

Похожие термины:

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ

    самообозначение Делезом собственной философской установки, являющейся несущей конструкцией его интеллектуального творчества. Тема "Т.Э." нашла отражение в работах Делеза "Давид Юм: его жизнь, его
  • ИДЕАЛ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

    по Канту, представление, идея, необходимое понятие разума о Боге не как понятие его доказанной реальности (см. Доказательства бытия Бога), а как "регулятивный принцип разума, состоящий в том, что раз
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

    , или феноменологический, – доктрина, считающая, что все существующее является результатом конституирующей деятельности трансцендентального сознания.
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

    главный метод критической философии И. Канта, ограничивающий сферу компетенции теоретической философии уяснением логических оснований научного познания (идеалом которого выступает математика
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ

    концепция антипозитивистского натурализма, основанная на реалистическом взгляде на науку. Разрабатывалась Р. Бхаскаром и в последующем У. Аутвейтом. Включает трансцендентальную перспективу в ре
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

    одно из основных понятий послекантовской метафизической логики. Введено в философский обиход Кантом, обозначает у него "высшее основоположение" априорных синтетических суждений. При расссмотрен
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА

    часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательно
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

    одна из основных категорий теории познания И. Канта, которой он обозначал формы и категории мышления (рассудка и разума), являющихся предпосылками любого внешнего опыта, делающих его вообще возмож
  • Трансцендентальная дедукция категорий

    (Transzendentale Deduktion der Kategorien - нем.) Ключевой раздел "Критики чистого разума" И.Канта. Главная задача дедукции - обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого ра
  • ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    нем. transzendentale Deduktion) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции—обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА

    второй отдел трансцендентальной логики Канта, представляющий собой (в отличии от трансцендентальной эстетики и трансцендентальной аналитики, исследовавших чувственность и рассудок) собственно
  • ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    У Канта, если употреблять понятие "эстетика" в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентально
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie) — последнее, незаконченное сочинение Э. Гуссерля.
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    неклассическое направление трансцендентально-критической философии, основоположником которого является Гуссерль. Данный вид трансцендентального анализа Гуссерль оценивает как неокартезианст
  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    Нередко ошибочно называется трансцендентально-феноменологической редукцией. Это совершенно разные мировоззренческие операции. Первая операция (феноменологическая) действительно значима и пре
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены
  • ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    по Канту, понятие, которое имеет свой источник лишь в рассудке и превышает возможность опыта, но является необходимым для систематического упорядочения понятий и знаний в совершенную науку. В кач
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА

    вторая часть трансцендентального учения о началах в "Критике чистого разума" Канта - "наука о правилах рассудка вообще", исследующая этот рассудок под углом зрения его априорных форм и структур. До
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

    ТМ (Transcendental M editation) - новое религиозное движение на основе индуизма. ТМ первой завоевала успех среди новых религиозных движений 1960-х. ТМ возникла из индуизма, приняв форму терапевтических групп, пре
  • Трансцендентальная реальность

    синонимы: дух, трансценденция, абсолют,целое в 4-м смысле этого слова) вид бытия или способ существования сущего, который задается его самотождественностью. В отличие от традиционных взглядов Т.р. в