ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Трансцендентальный
букв. выходящий за пределы. Трансцендентальное сознание – независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще».

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
переступать») - то, что связано с предпосылками возможного опыта. В философии Канта означает такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что возможно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание.

Источник: Тематический философский словарь

Трансцендентальный
от лат. transcendens — выходящий за пределы) — то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство основных определений (трансценденталий) сущего, их шесть: вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое; у Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Трансцендентальный
(transcendentalis) — превышающий показания чувства, происходящий не из опыта и ощущения, но от рассудка. Так например, кислое, сладкое, шероховатое мы дознаем чувствами; но категории — качества, количества, причины и действия, возможности и необходимости, и так далее, происходят от рассудка; они трансцендентальны.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
делающий a pripri возможным познание: «трансцендентальные принципы разума» -— принципы, которые еще до всякого опыта составляют природу нашего познания. Трансцендентальный анализ, проведенный Кантом (в «Критике чистого разума») — это размышление о познавательном акте, независимом от того объекта, на который может быть направлено наше познание.

Источник: Философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
мысленная («теоретическая») оппозиция категориям «чувственный», «эмпирический». Активно использовался в гносеологии И. Канта: «трансцендентальный субъект» (т. е. не единичный, а идеализированный, теоретический), «трансцендентальный объект», «трансцендентальное (т. е. теоретическое) знание», «трансцендентальная апперцепция» и т. д. (См. теоретический, идеализация).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Трансцендентальный
термин употребляется в феноменологии в очень широком смысле, основное значение которого связано со стремлением вернуться к первоисточникам нашего знания и нашей деятельности (т.е. к первоисточникам бытия и жизни); трансцендентальными являются те характеристики сознания, которые обнаруживаются в процессе феноменологической редукции и феноменологического исследования сознания

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
термин, перенесенный И. Кантом (см.) из средневековой схоластики в теорию познания. Для Канта Т. эквивалентно априорному. Впрочем, априорное и Т. не тождественны друг другу. В отличие от априорного Т. отчетливо выражает возможность перехода, трансцензуса, от априорного к апостериорному. В силу сказанного разумно говорить о трансцендентальной, а не априорной схеме. См. трансцендентальная схема, трансцендентное.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
(от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных (доопытных) форм. Понятие, возникшее в средневековой философии и широко используемое Кантом . Его философию называют трансцендентальной. В понимании Канта Т. характеризует познание, которое интересуется не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание возможно априори.

Источник: Краткий философский словарь.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира. ТРИАДА - метод философского конструирования, получивший широкое развитие в немецкой классической философии. Гегель превратил Т. в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
от лат.-переступать) – в ряде школ философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое и т.п.). В философии И.Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные, (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому, в то время как трансцендентное – имманентному. У Гуссерля трансцендентальным называется сознание, очищенное от всех элементов опыта, а трансцендентальный субъект противопоставлен эмпирическому как автономный источник своих собственных содержаний.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – 1) В схоластике – предельно общие понятия (единое, истинное, доброе и др., превосходящие высшие родовые понятия). 2) В философии Канта – априорные познават. формы, организующее эмпирич. познание. В этом смысле трансцендентальны формы чувственности – пространство и время, категории – субстанция, причинность и др., а потому Т. у Канта называются и трактующие эти проблемы части "Критики чистого разума" ("Т. эстетика", "Т. логика", "Т. аналитика", "Т. диалектика"). "Я называю т р а н с ц е н д е н т а л ь н ы м всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori" (Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). Кант, в противоречии с собственным же определением Т. и его отличением от трансцендентного (см. тамже, с. 338), нередко употреблял этот термин и в смысле трансцендентного. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
относящийся к априорным (вне-опытным или до-опытным) условиям возможности познания. Различие между Т. и трансцендентным введено Кантом в "Критике чистого разума" (в докритический период Кант употреблял эти термины схоластической философии как синонимы). Если трансцендентное противоположно имманентному, то Т. - эмпирическому.
У Гуссерля целью феноменологической редукции является выход на уровень "трансцендентального сознания" - сознания, очищенного от всех чувственно-эмпирических элементов. "Трансцендентальный субъект" в феноменологии - в отличие от "эмпирического субъекта" - есть автономный источник своих собственных содержаний.
По Хайдеггеру, трансцендентальный уровень рассмотрения - важнейший шаг на пути к онтологической постановке вопроса. "Т. познание" исследует "возможность понимания бытия", бытийственное устройство сущего, оно затрагивает тем самым "переход (трансценденцию) чистого разума к сущему", тогда как "онтологическое познание" исследует "саму возможность этой трансценденции".

Источник: Современная западная философия: словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, к-рые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира. Понятие Т. характеризует высшие и универс. предметы метафизич. познания - напр., единое, истинное, благое (см. Трансценденталии).
Кант придал термину «Т.» гносеологич. значение: понятие Т. в его философии характеризует все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, к-рые организуют науч. опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности - пространство и время, категории рассудка - субстанция, причинность и т. д.). «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (К а н т И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). Отвергнув терминологич. традицию и пытаясь провести различие между Т. и трансцендентным, Кант, однако, нередко употреблял эти термины в сходном смысле.

Источник: Советский философский словарь

Трансцендентальное

(нем. transzendental от лат. transcendere - переходить, переступать)
Один из важнейших терминов кантовской философии. Кант употребляет его
в двух смыслах. В первом и основном смысле Кант называет
трансцендентальными те исследования или представления, которые
способствуют объяснению возможности априорного синтетического
познания (напр. "трансцендентальная эстетика" - это учение о
чувственности в аспекте истолкования возможности априорного
синтетического познания в этой области). Второй более традиционный во
времена Канта (и своего рода шлейф его докритической философии) смысл
слова "трансцендентальный" в критических сочинениях - имеющий
отношение к вещам вообще (этот аспект понятия связан с соответствующим
схоластическим термином "трансценденталия"; напр. "трансцендентальная
идеальность пространства" означает неприменимость пространственных
определений к вещам безотносительно их данности нам).
Трансцендентальное применение понятий, упускающее из виду различие
между вещами для нас и вещами вообще, противопоставляется Кантом
трансцендентному употреблению, сознательно переступающему границы
возможного опыта.

Источник: Термины кантовской философии

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
(от лат. transcendens — выходящий за пределы) — философское понятие, означающее нечто, лежащее за границами того или иного объекта, категории или сущности. Понятия Т. и трансценденталии впервые были введены схоластами для обозначения группы категорий, содержание которых невыводимо из опыта и постигается только интуитивно, вследствие чего трансценденталии стоят вне основного категориального ряда, как бы выходя за пределы других категорий и возвышаясь над ними. Учение о трансценденталиях было подвергнуто критике Т. Гоббсом, Б. Спинозой и многими другими философами Нового времени, в том числе И. Кантом. Однако последний, отвергая учение схоластов, не только сохранил понятие Т., но и широко использовал его, придав ему гносеологическое значение. Кант называл догматизмом подход всех живших и творивших до него философов, начинавших построение системы с онтологии, т.е. учения о бытии. Прежде чем говорить о бытии и его познании, необходимо, утверждал Кант, исследовать сам «инструмент познания», его формы, возможности и взаимодействия с миром вещей. Познание теоретическое, обладающее признаком всеобщности, возможно, по Канту, благодаря наличию априорных, или доопытных, форм чувственного созерцания и мышления. Поскольку эти формы не зависят от опыта и организуют его, постольку к ним применимо понятие Т. Свою философию Кант называл Т., или критическим, идеализмом, как она именуется и в настоящее время большинством исследователей и последователей великого основоположника немецкой классической философии (см. И. Кант. Схоластика).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
лат. transcendere — переступать) — в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три оси. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопостигаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист 12— 13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин “Т.” вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза и Гоббс называли его “наивным” и “бессмысленным”, Кант — “стерильным” и “тавтологичным”. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать непреходящую ценность метафизики, философского обоснования истин теологии. Учение о Т. определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную законченную теорию бытия. С т. зр. Канта, термин “Т.” характеризует формальные, априорные предпосылки познания (напр., время, пространство, причинность).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Трансцендентальный
(лат. transcendo – выхожу за пределы, transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – в схоластике – предельно общие понятия (вещь, сущее, единое, добро, истина, нечто), т.е. понятия, которые выходят за сферу ограниченного существования конечного опытного (экспериментального, чувственного) мира. Названные выше понятия назывались в средневековой философии трансценденталиями. В схоластике различали имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые – находятся за пределами их наличного бытия. У И. Канта этот термин имеет теоретико-познавательный характер. В «Критике чистого разума» он отмечал, что основоположения, которые целиком находятся в пределах возможного опыта, будет называть имманентными, а те, что выходят за пределы этого опыта, будет называть трансцендентными. И. Кант пытался закрепить различия между понятиями трансцендентальный и трансцендентный, понимая под последним также то, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (Бог, душа, бессмертие). В таком понимании трансцендентное близко к понятию иррационального (см. Иррациональное). В философии И. Канта это понятие характеризует все то, что относится к априорным (врожденным, доопытным) формам познания, которые организуют, упорядочивают опытное знание. Например, пространство и время, согласно И. Канту, это не объективные характеристики бытия, а априорные понятия, с помощью которых можно упорядочить существующий в мире хаос. Человек приписывает вещам действительного мира их существование в пространстве и времени, поскольку ему удобно так мыслить. Следует отметить, что хотя И. Кант различал понятия трансцендентный (см. Трансцендентный) и трансцендентальный, однако довольно часто употреблял эти термины в сходном смысле.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
Фикции, издержки абстрагирования, относимые либо к гипостазируемым "очищенным", "внеэмпирическим" феноменам, либо к другим отвлеченным фантазмам ума, связываемым с условиями и возможностями познания как такового. Трансцендентализм, как правило, тяготеет к априоризму.
Термин "трансцендентальное" совершенно не подходит для обозначения пропозиций (про-позиций, предпозиций) сознания. Говорить о доопытности, внеопытности данного пропозиционального нелепо и в том случае, если выбирать из него то, что могло бы относиться не только к сознанию человека, но и к сознанию любого думающего инопланетянина, любого мыслящего существа вообще.
Удобный термин "трансценденталии" приходится изымать из обращения ввиду того, что он относился в истории философии не только к трансцендентальному, но и - к трансцендентному.
Эвристическое значение исследований Т. более чем сомнительно. Наоборот, мертвая бухгалтерия трансцендентализма способна порождать только иллюзии, так как в ней разрывается связь не только с психологической реальностью, но и с ментальной логикой.
Попытки устроения философии по типу математики представляются неоправданной игрой. Трансцендентальное с большим успехом можно выделить даже из инженерных принципов работы автомобиля, но такое Т., как и всякое прочее, будет бесполезной, муляжной вычлененностью, операции с которой весьма произвольны. В отличие от математики философия не должна делать шаг от внеумности (которую она частично все же допускает) к внесознательности вообще, переходу к чисто знаковым алгоритмизированным операциям. Замена одной математической науки другой, ей противоположной, нисколько не вредит им обеим - все дело в исходных аксиомах и принципах, но распускание подобных вееров значимостей в философии является абсурдом, тем более что полный антипсихологизм (читай: антиреализм) часто идет вместе с невиденьем более приемлемых альтернатив, оказывается тем же психологизмом, но ухудшенным, спрятанным в скорлупу схоластических традиций.

Источник: Философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
(transzendental; от лат. transcenderé — «переступать») — в схоластической философии в общем плане равнозначный трансцендентному; в особенности то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство основных определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое. Сущее — вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделено от других сущих — нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле — добро, без учета воли — совершенно. У Канта это понятие употребляется в ином, неонтологическом значении (cp. Т. Ziehen. Logik, 1920). Кант называет трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта — в таком случае речь шла бы о трансцендентном, — а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: «Следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод». В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта, причем указывают на такой вид познания предметов, который является возможным априори.
Н. Knittermeyer. DerTerminus t. ¡n seiner histor. Entwicklung bis zu Kant, 1920; M. Scheler. Die t. e und die psycholog. Methode, 1922; G. Schulemann. Die Lehre von den T. ¡en ¡n der scholast. Philos., 1929; O. Muck. Die t. e Methode ¡n der scholast. Philos. der Gegenwart, 1964; A. Gideon. Der Begriff T. ¡n Kants «Kritik der reinen Vemunft», 1977; J. Kopper. Das t. e Denken des Deutschen Idealismus, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

трансцендентальное
(от лат. «переходить, переступать, выходить») – нечто, находящееся на границе какой-либо сферы или мира вообще: то, чем определяются условия возможности перехода этой границы, условия принадлежности некоей сфере (у канта – сфере возможного опыта, сфере объектов природы), условия построения и существования той или иной системы. Так, платоновские идеи как сущности чувственных вещей, являясь трансцендентными миру вещей, по сути, выступают и как трансцендентальные условия возможности их существования как таковых («идея есть предел становления вещи»). В философии канта термин «т.». Приобретает особую роль. Кант учит, что рассудок сам является конструктором собственного опыта, является источником законов объективного мира. Происходит это благодаря тому, что построение объекта познания (= познание его) осуществляется по априорной системе правил, которая, фактически, по канту, и является способностью мышления, рассудком как таковым (тогда становится очевидной ее неизменность, ибо другие правила конструируют не только другой мир, но и другого субъекта, субъект и его мир коррелятивны, являясь двумя сторонами познавательного конструирующего процесса). То есть для того, чтобы стать объектом опыта, предметом познания, необходимо сообразоваться с этим «фильтром» (см. «коперниканский переворот»), особенности которого приобретают благодаря этому трансцендентальную природу. Учение об этих априорных принципах, особенностях познавательной деятельности (сообразно трем основным познавательным способностям, каковыми являются чувственность, рассудок и разум) называется у канта соответственно трансцендентальной эстетикой, логикой и диалектикой. Переход к трансцендентному осуществляется тогда, когда мы начинаем использовать априорные формы рассудка – категории – для непосредственного получения знания о вещах. При этом мы игнорируем условие чувственности, т.е. Обстоятельство, что категории и вытекающие из них основоположения суть лишь чистые формы знания, которые только тогда превращаются в знание как таковое, когда наполняются эмпирическим содержанием. «категории имеют трансцендентальное значение, но не имеют трансцендентального применения». Трансцендентальное применение и есть попытка получения знания на основе одних лишь категорий. При этом их использование действительно становится относящимся к сфере трансцендентного, вещей самих по себе, не подчиняющихся условию чувственности, «существующих» вне пространства и времени. А ведь эти априорные трансцендентальные формы чувственности одни только очерчивают сферу допустимого, «трансцендентального» применения категорий (см. Антиномии чистого разума).

Источник: Краткий философский глоссарий

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
(нем. Transcendental, англ. transcendential, фр. transcendentale, от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникшее в зап.-европ. схоластике понятие, к-рое обозначало выходящие за сферу конечного, эмпирически данного мира высшие определения бытия — «сущее» («ens»), «единое» («unum»), «истинное» («verum»), «благое» («bonum») и т.д. Проблема трансценденталий разрабатывалась в филос. системах Альберта Великого, Фомы Аквинского, Иоанна Дунса Скотта и др. ср.-век. мыслителей. Осуществив коперниковский переворот, И.Кант придал этому термину филос.-антропологич. и гносеологич. значение. Именно в применении «Т. принципа» выражается активный, творч. характер познания человека как родового существа. Т. — это такое доопытное, к-pое упорядочивает эмпирич., чувственно данное, тем самым делая возможным и опыт, и всякое познание вообще. В процессе мышления, по Канту, не сознание сообразуется с вещами, а наоборот, вещи с сознанием. Т.о., данное понятие в «Критике чистого разума» обозначает: 1) все приемы и методы, имеющие своей целью априори установить условия или предпосылки познания; 2) вопросы о соотношении между представлениями и предметами, обладающими абсолютной реальностью (напр., Кант противополагает Т. идеальность пространства и времени их эмпирич. реальности); 3) нек-рые условия познания, обнаруженные посредством «Т. метода» (так, единство самосознания, без к-рого невозможен никакой познавательный процесс, Кант называет «Т. апперцепцией», а чистые априорные формы познания, обусловливающие содержание знания отд. эмпирич. субъектов, — «Т. субъектом»). Всякое Т. априорно, но не всякое априорное трансцендентально. След-но, Т. противопоставляется как трансцендентному, так и эмпирич., чувственному. Трансцендентное есть то, что выходит за пределы возможного опыта и вообще имманентного (см. Имманентное и Трансцендентное); Т. же, несмотря на независимость от эмпирич. опыта, имеет силу лишь в опыте, т.е. апостериори (см. Априори и Апостериори). Тем самым Т., как и вообще априорное, по Канту, не представляет собой ни явления, ни вещи в себе. В совр. философии ???_под Т. зачастую понимают то, что в процессе познания противоположно опытному, эмпирич., чувственно данному. Лит.: Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Он же. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Он же. Критика способности суждения // Там же. М., 1965. Т. 5; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX в. М., 1989; Ойзеpман Т.И., Наpский И.С. Теория познания Канта. М., 1991; Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979; Lauth R. Zur Idee der Transzendentalphilosophie. M?nchen; Salzburg, 1965; Philonenko A. Le transcendantal et la pens?e moderne: Etudes d’histoire de la philosophie. P., 1990. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Трансцендентальный
 (лат. trans-cendere — переступать) — в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три осн. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умо-постигаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленная божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист, 12—13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин «Т.» вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номиналигма. Спиноза и Гоббс называли его «наивным» и «бессмысленным», Кант — «стерильным» и «тавтологичным». Т. в кантовском смысле может быть лишь познание, к-рое занимается не только предметами, но и способом априорного познания предметов. Умопостигаемое бытие, или трансцендентный мир «вещей в себе», по Канту, лежит за границами опытного познания и потому не отражается в трансцендентальных (логических) определениях. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать «непреходящую ценность» метафизики, философского обоснования истин теологии. По своему объективному содержанию учение о трансцендентальных определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную, законченную теорию бытия. В марксистской философии термин «Т.» не применяется. Трансцендентальный идеализм — термин, означающий особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями. Происходит от лат. слова transcen-dentalis, к-рым в схоластической философии обозначались понятия, возвышающиеся над всеми мыслимыми категориями и родами. По Канту, весь предшествующий ему идеализм развивал учение о бытии «догматически», т. е. не исследуя предварительно условий и самой возможности безусловно всеобщих и безусловно необходимых истин. Кант полагал, что теоретическая философия («метафизика») должна объяснить, как возможны такие истины в науке (математика, естествознание) и возможны ли они в философии. Этим объяснениям и посвящается, по Канту, трансцендентальный (он же «критический») идеализм, в к-ром доказывается, будто условием возможности таких истин являются априорные формы сознания, и исследуется вопрос о применимости этих форм как внутри опыта, так в га его пределами. Соответственно этому пониманию ряд теорий в «Критике чистого разума» Канта получил название «трансцендентальных» (напр., «трансцендентальная эстетика», «трансцендентальная логика»).

Источник: Философский словарь. 1963

Трансцендентальный
Отнюдь не синоним трансцендентному.
Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит выше их и по этой причине может быть приложимо к той или иной сущности. Так, Единица, Истина, Добро и само Бытие суть трансцендентальные понятия.
Однако в последние два столетия в термин «трансцендентальный» благодаря Канту принято вкладывать несколько иной смысл. Трансцендентальным мы называем все то, что относится к априорным условиям опыта, а также те знания, которые из этого опыта могут вытекать. Это неэмпирическое в эмпирическом. «Я называю трансцендентальным, – пишет Кант, – всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов». Или, как он уточняет во втором издании своего труда: «…поскольку это познание должно быть возможным a priori» («Критика чистого разума», Введение, VII). Как видим, ничего общего с трансцендентным, по отношению к которому трансцендентальное следует скорее рассматривать как противоположность. Действительно, трансцендентно все, что выходит за рамки опыта; трансцендентально все, что входит в опыт и делает его возможным. «Слово трансцендентальный, – подчеркивает Кант, – означает не что‑то такое, что стоит выше всякого опыта, но нечто такое, что наверняка предшествует опыту (a priori) и вместе с тем имеет только одно предназначение – сделать возможным эмпирическое познание. Если понятия выходят за рамки опыта, их употребление будет трансцендентным, то есть отличным от имманентного употребления, основанного на опыте» («Пролегомены…», Приложение). Трансцендентное противостоит имманентному, но противостоит ему извне: то, что трансцендентно, не может быть имманентным; то, что имманентно, не может быть трансцендентным. Трансцендентальное противостоит эмпирическому, но противостоит ему изнутри. В эмпирическом познании, если оно необходимо и универсально, всегда присутствует трансцендентальное, то есть неэмпирическое начало. «Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта» («Критика чистого разума», Введение, I). Допустим, я заявляю, что 7+5=12 или что любой факт имеет причину. В той мере, в какой эти знания универсальны и необходимы, они не могут целиком проистекать из опыта: у них должен быть некий априорный источник (способность к рассуждению, категории и принципы мышления). То же самое относительно пространства и времени, которые являются априорными формами чувственности и благодаря которым становится возможен опыт, иначе говоря, эти формы не могут быть результатом чувственности. Их трансцендентальная идеальность (тот факт, что они существуют только в качестве субъективных условий чувственной интуиции) является залогом их эмпирической реальности (для всякого объекта возможного опыта), но отнюдь не проистекает из этой реальности: априорные условия опыта по определению не могут быть объектами опыта. Таким образом, трансцендентальность выступает в виде своего рода парадоксальной трансцендентности, существующей как бы внутри имманентности, что и побуждает некоторых людей строить на этом основании религию человека или религию духа (Люк Ферри, воспользовавшись выражением Гуссерля, назвал это явление «трансцендентностью в имманентности»). Однако Кант, насколько мне известно, так далеко никогда не заходил. Для него подлинный Бог трансцендентен, что, с одной стороны, исключает возможность его познания, а с другой – исключает его трансцендентальность.

Источник: Философский словарь.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
от лат. transcendent, transcen-dentalis — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический термин, претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Первоначально Т. выступало как синоним трансцендентного, что базировалось на средневековом учении о трансценденталиях (nomina transcendentia).
Первой крупной вехой явилось учение Фомы Аквин-ского о трансцендентальное™ как надкатегориальнос-ти и фиксации шести самых известных трансценден-талий, сопряженных с сушим. Дуне Скот выдвинул идею метафизики как «scientia transcendents» и расширил Т. с помощью разделительных атрибутов сущего. В 17—18 вв. существовало три основных течения в понимании Т.: идущая от Дунса Скота трансцендентальная философия И. Шарфа, Ф.А. Аэпинуса и др.; понимание трансценденталий в метафизике X. Вольфа, А.Г. Баумгартена, трансцендентальная космология Вольфа и его последователей. В этот период в качестве терминологических начинают появляться обороты с латинским словом «transcendentalis» (К. Шайблер, И. Шарф и др.), хотя синонимичность Т. и трансцендентного по-прежнему сохранялась (вплоть до И.Г. Ламберта и И.Н. Тетенса). В 18 в. Баумгартен истолковал Т. как сущностное, а Тетенс — как всеобщее.
Т. существенно было переосмыслено И. Кантом, хотя у него заметны следы и старого значения этого понятия. В его критической философии Т. связывается с априорным (движение к чему началось уже в трансцендентальной космологии Вольфа и в метафизике Дунса Скота) и противопоставляется эмпирическому и трансцендентному. Кант называет Т. «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori; он подчеркивает, что Т. касается возможности или применения априорного знания и есть «не всякое априорное знание, а только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления... применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно»; синонимом Т. у Канта выступает также критическое. Дальнейшее развитие термина «Т.» шло преимущественно в двух направлениях: истолкование кантов-ского понятия Т. (Т. как априорное — Г. Гельмгольц, Г. Спенсер, Б. Баух и др.; Т. как выяснение условий возможности чего-либо — П. Шторп, И.Б. Лотц и др.; Т. как противоположность трансцендентному иЛи эмпирическому — И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г. Коген и др.) или же игнорирование кантовских различений либо апелляция к средневековому значению термина «Т.» как синониму термина «трансцендентное» (или внутренне тесно связанное с ним) (амер. трансценден-талисты, Ф. Шлейермахер, Махариши Махеш Йоги, частично — X. Фаихингер, М. Хайдеггер, Г. Риккерт, С.Л. Франк, X. Книттермейер, Б. Лонерган и др.).
Самую существенную после Канта трансформацию термин «Т.» претерпел в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, в которой Т. употребляется как коррелят трансцендентного и обозначает мотив обращающегося вопрошания о последних источниках всех познавательных образований, самоосмысления познающим самого себя и своей познающей жизни, чисто и окончательно обоснованной из источника Я-сам универсальной философии.
Современный этап развития термина «Т.» связан с полемикой в аналитической философии по вопросу о трансцендентальном аргументе, с трансцендентальным прагматизмом К.О. Апеля и Ю. Хабермаса и критикой «трансцендентально означаемого» М. Фуко, Ж. Деррида и их последователями.
О Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Ф. Шеллинг Соч.: В 2т. М., 1987. Т. 1; Франк С.Л. Непостижимое // С.Л. Франк. Соч. М., 1990; Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994; Фуко Л/. Археология знания. Киев, 1996; Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzenden-tale Phanomenologie // Husserliana. Haag, 1954. Bd 6; Haber-masJ. Erkenntnis und Interesse. Frankfurt am Mein, 1973; Gideon A. Der BegrifF transzendental in Kants Kritik der reinen Vfer-nunft. Darmstadt, 1977; Bedingungen der Moglichkeit: «transcendental arguments» und transzendentales Denken. Stuttgart, 1984.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
от лат. transcendens, transcendentia, transcendentalis — перешагивающий, выходящий за пределы) — фундаментальный философский термин, претерпевший за свою историю существенные изменения своего значения. Его истоки уходят в античную философию (см. Трансцендентное), латинские выражения появляются уже у Августина, однако как таковая история понятия трансцендентального началась в Средние века, когда по крайней мере с 1-й четверти 13 в. стало употребляться выражение «nomina transcendentia», ставшее распространенным, однако, лишь в рамках скотизма. Роланд из Кремоны для обозначения вещи и нечто использует термин «transcendentes». Альберт Великий употребляет уже термин «transcendentia». Раймонд Луллий использует термин «трансцендентальный пункт» (punctus transcendens). Он возникает в том случае, если познавательная способность человека в определении предмета перешагивает другую способность или выходит за рамки самой себя. Классическую для Средневековья интерпретацию трансцендентального (transcendentia) как надкатегориального дал Фома Аквинский. Это понимание сохраняется и у Дунса Скота, значительно обогатившего трансцендентальное разделительными атрибутами сущего (см. также ст. Трансценденталш, Трансцендентальное отношение).
Большое влияние на дальнейшее развитие трансцендентального оказал Ф. Суарес, сузивший сферу трансцендентального до единого, истинного и благого. Ф. Бэкон называет привходящие свойства сущего трансценденциями (transcendentes); к ним он относит большое и малое, подобное и различное, возможное и невозможное, бытие и небытие и др. Изучением трансценденций, основывающимся на законах природы, должна заниматься первая философия. Дж. Бруно выделяет два вида форм: трансцендентные, стоящие выше рода и называемые началами, и формы известного рода, отличные от другого рода. Трансцендентные формы являются свойствами единой универсальной субстанции до разделения на телесность и бестелесность. Р. Декарт употребляет термин «трансцендентальное» лишь однажды, однако в 20 в. под влиянием трансцендентальной феноменологии и истолкования в ней трансцендентальной субъективности он стал рассматриваться как первый трансцендентальный философ. Но и в картезианстве трансцендентальные определения в средневековом смысле слова тоже играли некоторую роль у И. Клауберга, воспринявшего формулировки традиции о трансценденталиях и пытавшегося придать им смысл в рамках учения Декарта. Трансцендентальное Клауберг понимал в онтологическом смысле, как то, что свойственно вещам всем вместе и каждой в отдельности. Дж. Беркли понимает под трансцендентальными положения, выходящие за рамки отдельных наук и оказывающие влияние на все частные науки.
Понятие трансцендентального продолжает свое развитие и в творчестве таких протестантских мыслителей, как К. Мартини, И. Г. Апьстед, И. Шарф и др.; трансцендентальное по-прежнему означает у них надкатегориальное. К. Шайблер начинает применять уже термин transcendentalis, однако трансцендентальное и трансцендентное в этот период остаются синонимами. Некоторая разница между ними состоит в том, что первый термин употребляется в немецком аристотелизме чаще в значении надприродного, второй же — как обозначение для общих понятий. Г. Гутке выделял трансцендентные суждения, которые как со стороны субъекта, так и со стороны предиката представлены трансцендентными терминами, а также свободны от ограничивающих определений предикабилий и предикаментов. Лейбниц употребляет понятие трансцендентного в своем собственном, еще не устоявшемся значении в математике; он пишет о трансцендентном числе, трансцендентных алгебре и геометрии, трансцендентном анализе и т. д. Трансцендентными являются для него величины и функции, которые не могут быть изображены обычными арифметическими операциями. А. Калов понимает под трансцендентальными надприродные сущности. И. Юнгиус определяет «transcendentalis» и «transcendens» как отношение, которое не абстрагировано от какого-либо предикамента, а распространяется на множество предметов. У Ф. А, Аэпинуса объединяются трансцендентность (transscensus) сущего и его общие атрибуты.
Наиболее существенную трансформацию после Фомы и Дунса понятие трансцендентального претерпело в трансцендентальной космологии Хр. Вольфа. Общая, или трансцендентальная, космология рассматривает мир в целом и раскрывает, что общего есть у действительного мира со всяким возможным, и развивает эти общие понятия. Как онтология создает общие понятия и основоположения для философских дисциплин, так и трансцендентальная космология совершает это для физики. Это новое значение трансцендентального более не является надкатегориальностью характеристик сущего, а связано с априорными понятиями и основоположениями для эмпирических наук; трансцендентальное теперь состоит не в объединенности и всеобщности сущего, а во всеобщности априори в отношении к единичному опыту. Новое заглавие Вольфа стремительно распространялось; оно встречается у Г. Б. Билфингера, И. П. Ройша, X. Ф. Баумайстера, И. Г. Винклера, Д. С. Аничкова и др. И. Г. Дарьес говорит не только о трансцендентальной космологии, но по аналогии и об общей, или трансцендентальной, монадологии. Предмет трансцендентальной космологии Дарьеса отличен от вольфианцев: он состоит не в изучении всеобщих априорных законов мира вообще, а в изучении распространенных между «механическим» и «пневматическим миром» отношений. Если у Вольфа еще, хотя бы в виде аналогии, сохранялась связь между трансцендентальной космологией и учением о трансценденталиях, то у его последователей исчезла всякая связь между трансцендентальной космологией и онтологией. Но в метафизике у Вольфа сохраняется и средневековое значение трансцендентального как онтологического: трансцендентальная истина есть свойство самой вещи, упорядочение признаков, присущих какой-либо вещи, трансцендентальное благо есть полнота (совершенство) в многообразном, а их трансцендентальное единство — это единство в отношении свойств, определяющих сущность вещи. Почти никто из вольфианцев не использовал средневековое значение понятия трансцендентального; исключение составляют X. Ф. Баумайстер и А. Г. Баумгартен. Последний трансцендентальное единое объясняет как существенно единое, трансцендентальную истину проясняет как необходимую метафизическую истину, а трансцендентальное совершенное — как существенное совершенное. Тем самым еще до Канта в трансцендентальной космологии и онтологии Вольфа, Баумайстера и Баумгартена наметился разрыв со средневековой традицией истолкования трансцендентального, движение к чему началось еще у Дунса Скота и Ф. Суареса.
У И. Г. Ламберта и И. Н. Тетенса понятие трансцендентального (transcendent) появилось уже на немецком языке. Ламберт выступил против трактовки Баумгартеном трансцендентального как существенного. Говоря в своих сочинениях по метафизике о трансценденталиях, Баумгартен и Баумайстер опирались на их средневековую интерпретацию, одной из самых характерных черт которой являлось онтологическое истолкование трансценденталий. И если Баумайстер еще пытается разъяснить становящийся непонятным онтологический смысл трансценденталий, то у Ламберта онтологическая интерпретация трансценденталий уже вызывает полное непонимание. Сам он истолковывает понятие трансцендентального, исходя из его этимологии. Употребляя термин «трансцендентный» (трансцендентное и трансцендентальное для Ламберта тождественны, поскольку, выступая против латинского термина Баумгартена transcendentalis, он сам употребляет немецкий термин transcendent) в собственном смысле, мы имеем, согласно Ламберту, дело с понятием, которое переносит нас от своего предмета к другому предмету иного вида. Тетенс называет основной наукой общую трансцендентальную (transcendente) философию. В ней он выделяет трансцендентальные понятия, которым свойственна всеобщность. Первой операцией на пути к ним является отделение имматериального и материального от общего им трансцендентального; трансцендентальными являются понятия действительности, субстанции, причины, действия, изменения.
Понятие трансцендентального было существенно переосмыслено в философии И. Канта, в которой оно связывается с априорностью, критикой разума и его возможностей и противопоставляется трансцендентному. Однако в высказываниях Канта о трансцендентальных реализме, предмете, объекте и субъекте заметны следы средневекового, онтологического понимания трансцендентального. В критической философии трансцендентальное стало у Канта центральным понятием; оно используется для обозначения большинства разделов, рубрик, для характеристики познавательных способностей, представлений и т. д. Кант называет трансцендентальным «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 44). Самое его известное определение гласит: «трансцендентальным (т. е. касающимся возможности или применения априорного познания) следует называть не всякое априорное знание, а только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления (созерцания или понятия) применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно» (там же, с. 73). Кант утверждает, что «термины трансцендентальный и трансцендентный не тождественны» (там же, с. 217), чем порывает с многовековой историей отождествления трансцендентального и трансцендентного и превращает грамматическое отличие в понятийное: «слово трансцендентальное... означает не то, что выходит за пределы всякого опыта, а то, что опыту (a priori) хотя и предшествует, но предназначается лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание. Когда эти понятия выходят за пределы опыта, тогда их применение называется трансцендентным и отличается от имманентного применения, т. е. ограничивающегося опытом» (Он же. Соч. в 6 т., т. 4(1). M., 1965, с. 199).
У Фихте понятие трансцендентального встречается уже в его ранних сочинениях в связи с «трансцендентальной свободой» как способностью быть первой независимой причиной; позднее Фихте употребляет понятие трансцендентального для обозначения своей собственной позиции. В вопросе различения трансцендентального и трансцендентного Фихте идет вслед за Кантом. Особенностью фихтевского понимания трансцендентального является его истолкование «трансцендентального пункта», который понимается им как описание интеллектуального созерцания в том виде, в каком оно может быть мыслимо. Ф. Шеллинг также первоначально употребляет понятие трансцендентального в связи с понятием свободы: трансцендентальной свободы как «эмпирическибесконечной» свободы, а затем абсолютной трансцендентальной свободы. В зрелый период творчества трансцендентальное употребляется Шеллингом в рамках его трансцендентального идеализма, трансцендентальной философии. Трансцендентальное рассмотрение состоит «в постоянной самообъективации субъективного» (Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма.— Соч. в 2 т., т. 1. M., 1987, с. 237). В поздних работах Шеллинг использует понятие трансцендентального уже в историческом смысле. Сходным образом оно употребляется и Гегелем, у которого трансцендентальное существенной роли не играет. Объясняя кантовское понятие трансцендентального, Гегель сближает трансцендентальное и трансцендентное; трансцендентализм понимается им как философия, показывающая источники того, что становится трансцендентным. Размыванию значения трансцендентального способствовали Новалис и Ф. Шлегель. Новалис говорил о трансцендентальном искусстве, трансцендентальной поэзии, считая, что все истинные поэты, даже если и неосознанно, творили трансцендентально. Шлегель полагал, что учение досократиков является трансцендентальной физикой, и утверждал, что трансцендентальное — это то, что может и находится в «вышине».
Дальнейшее развитие понятия трансцендентального шло в двух направлениях: во-первых, в истолковании кантовского понятия трансцендентального (трансцендентальное как априорное — Г. Гельмгольц, Г. Спенсер, Б. Баухидр.; трансцендентальное как выяснение условий возможности чего-либо — П. Наторп, И. Б.Лотц и др.; трансцендентальное как противоположность трансцендентному, или эмпирическому, — Г. Коген, В. Виндельбанд и др.) или понятия трансцендентального субъекта (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, М. Адлер, А. Зон-Ретель и др.), во-вторых, в игнорировании кантовских различений или апелляции к средневековому значению трансцендентального как синонима трансцендентного или внутренне тесно связанного с ним (американские трансценденталисты, частично — X. Файхингер, Г. Риккерт, X. Книттермейер, Б. И. Лонерган и др.).
Самую существенную после Канта трансформацию понятие трансцендентального претерпело у Э. Гуссерля. Несмотря на преемственность, трансцендентальная феноменология как универсальнейшее сущностное изучение сознания вообще вела Гуссерля к изменению и расширению кантовского смысла трансцендентального. Он пишет: «Я сам употребляю слово «трансцендентальный» в самом широком смысле для... такого оригинального мотива, который благодаря Декарту является смыслопридающим во всех нововременных философиях и во всех них приходит... к самому себе... Это мотив обращающегося назад вопрошания о последних источниках всех познавательных образований, самоосмысления познающим самого себя и своей познающей жизни... это мотив чисто обоснованной из этого источника, окончательно обоснованной универсальной философии. Этот источник имеет название Я-сам со всей моей действительной и возможной познавательной жизнью, в конце концов со всей моей жизнью вообще. Вся трансцендентальная проблематика кружится вокруг отношения этого моего Я-ego — к тому, что, само собой разумеется, для этого полагается: к душе, а затем снова вокруг отношения этого Я и жизни моего сознания — к миру» (Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie.— Husserliana, Bd. 6. Den Haag, 1954, S. 100—101). Гуссерль рассматривает понятие трансцендентального наряду с его коррелятом — понятием трансцендентного. Я, несущее в себе мир как значимый смысл, называется Гуссерлем трансцендентальным. Трансцендентально-философскими проблемами являются проблемы, произрастающие из соотношения трансцендентального и трансцендентного. В целом термин «трансцендентальный» встречается у Гуссерля в отношениии феноменологии, логики, идеализма, сознания, субъективности, анализа, редукции, метода, опыта и др; Гуссерль употребляет также выражения трансцендентальная философия и трансцендентализм. М. Хайдеггер понимает трансцендентальное онтологически, как исследование сущности априорного синтеза в его возможности и тесно связывает трансцендентальное и трансцендентное: «Трансцендентальным является то, что касается трансценденции. С трансцендентальной точки зрения мышление рассматривается в своем выхождении к предмету. Трансцендентальное рассмотрение обращается не к самим предметам, не к самому мышлению как только лишь представлению отношения «субъект—предикат», а к выхождению и к отношению к предмету— как такое выхождение» (Heidegger M. Die Frage nach dem Ding. Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grundsatzen. Tub., 1962, S. 50).
С. Л. Франк истолковывает трансцендентальное как направленность мысли на саму рациональность; осознание основы рациональности делает видимым то, из чего рациональность проистекает и что само является трансрациональным, непостижимым. Поэтому трансцендентальное мышление является трансцендированием. В трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги трансцендентальное понимается как переход к трансцендентному
В рамках аналитической философии трансцендентальное привлекло внимание в связи с возникшей под влиянием Стросона и И Беннета полемики по вопросу о трансцендентальном аргументе, в которой приняли участие Б Страуд,Ю Миттелыцтрас, Я Хинтикка Шапер Уолкер Ашенберг, К. Гартман идр Аргумент называется трансцендентальным, если он показывает что оспариваемое совершается или уже совершилось, что прагматически нельзя не признавать определенные предпосылки, иногда его определяют также как аргумент пресуппозиции Подобное значение трансцендентального является доминирующим для современной англоязычной литературы Однако в последнее время в рамках аналитической философии трансцендентальное критикуется (Р Рорти идр ) и ввиду «паразитизма» трансцендентального ставится задача «детрансцендентализации»
Рикер определил структурализм как «кантианство без трансцендентального субъекта», с чем согласился К Леви-Строс На идею трансцендентальной субъективности направлена и критика M Фуко, трансцендентальное связывается им с формой субъекта и с возвращением к истокам Усилия Фуко направлены на искоренение «трансцендентального нарциссизма» и избавление истории от «дурной бесконечности обретения и потери истоков» (Фуко M Археология знания К, 1996,0 199) Критику Фуко продолжает Ж Деррида, трансцендентальное объясняется им следующим образом «Изначальное Различие абсолютного Начала, которое может и должно неограниченно и с априорной уверенностью удерживать и возвещать свою чистую конкретную форму, давая, подобно посю- и потусторонности, смысл любой эмпирической гениальности и любой фактичной продуктивности, — может быть, это и имелось в виду всегда под понятием «трансцендентального >, через всю загадочную историю его смещений» (Деррида Ж Введение — В кн Гуссерль Э Начала геометрии M 1996 с 209) Деррида критикует «трансцендентально означаемое» как порождение западной логоцентрической традиции, стремящейся во всем найти порядок и смысл Определенной «ревизии» и изменению подвергается понятие трансцендентального и у К-О АпеляиЮ Хабермаса (см Трансцендентальная философия) Наряду с различной критикой трансцендентального в конце 20 в предпринимаются также попытки реабилитации трансцендентальной постановки вопроса
См также ст Трансценденталии, Трансцендентное, Трансцендентальный метод. Трансцендентальная философия, Трансцендентальное отношение. Трансцендентальный идеализм.
Соч Рорти Р Философия или Зеркало природы Новосибирск, 1997} ко M Археология знания К, 1996 Он же Слова и вещи СПб 1994, Деррида Ж Введение — В кн Гуссерль Э Начала геометрии M , 1996, Махариши Махеш Йоги Трансцендентальная медитация — В кн Трансцендентальная медитация, вып 1 M , 1991, Кант И. Критика чистого разума M , 1994, Он же Пролегомены — Соч в 6 т, т 4 (1) M , 1965, Букаков С Трансцендентальная проблема религии — Вопросы философии и психотогии, 1914, кн 4 (124), кн 5 (125) Он же Философия хозяйства — Соч в 2т, т 1 1993 ФранкС Л Непостижимое — Соч M 1990, Аничков Д С Annotationes m logicam et metaphysicam M, 1782 Беркли Дж Трактат о принципах человеческого знания — Соч M , 1978, Бэкон достоинстве и приумножении наук — Соч в 2 т, т 1 1977 Бруно Дж О причине, начале и едином — Он же Диалоги M , 1949, Wolff Ch Dist-ursus piaelimiiians de Philosophia m genere — Idem Philosophia ration i!u> sie Logica Francoftirti, 1723, Idem Cosmologia generalis Frincofui-li 1/31 LambeilJ H Anlage zur Architectonic, oder Theorie des Einfachen und des Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis, Bd l Riga, 1771, Husserl E Die Knsis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie — Husseriiana, Bd 6 Den Haag, 1954, Idem Erste Philosophie — Ibid, Bd 7 Den Haag, 1956, Idem Hat Kant wirklich das Grundproblem der Erkenntnistheorie getroffen9 — Ibid, Idem Kants kopernikanische Umdrehung und der Sinn einer solchen kopernikanischen Wendung uberhaupt — Ibid, Idem Zur Kritik Kants und Leibnizs — Ibid, Heidegger M Die Frage nach dem Ding Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grundsatzen Tub , 1962, Sohn-RethelA Geistige und korperliche Arbeit Fr/M , 1972, Strew/son P The Bounds of Sense L, 1966, Semet I Kants Analytic l., 1966, Idem Kants Dialectic Cambr, 1974, SchaperE, VossenkuhlW (Hg) Bedingungen der Moglichkeit «transcendental arguments» und transzendentales Denken Stuttg , 19S4 Лит. Historisches Worterbuch der Philosophie, Bd 10, hg von I Ritter und K Grunder Basel, 1998, HmskeN Kants Weg zur Transzendentalphilosophie Stuttg , 1970, Gideon A Der Begriff transzendental in Kants Kritik der reinen Vernunft Darmstadt, 1977, Lauth R Transzendentale Entwicklungslinien von Descartes bis zu Marx und Dostojewski Hamb , 1989, Carboncim S Transzendentale Wahrheit und Traum Christian Wolffs Antwort auf die Herausforderung durch den Cartesianischen Zweifei Stuttg , 1991, KnoepflerN Der Begriff transzendental bei Kant Innsbruck, 1996, Schnadelbach H Unser neuer Neukantianismus — Brandt R, Orlik F (Hg ) Philosophisches Denken — Politisches Wirken Marburg, 1992, Круглое A H Трансцендентализм в филосо фии 2000 См также лит Трансценденталии, Трансцендентный, Трансцендентальный метод. Трансцендентальная философия. Трансцендентальное отношение
A H Круглов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный смысл музыкального искусства

Яруллин В. Х.
В работе исследуется трансцендентальная компонента музыки.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный субъект управления обществом

Григоренко Дмитрий Евгеньевич
В статье исследован трансцендентальный субъект управления обществом.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный плюрализм Б. В. Яковенко

Никулина Ольга Вячеславовна
В статье анализируется философская теория трансцендентального плюрализма выдающегося представителя русского неокантианства Б.В. Яковенко.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный опыт сознания

Лобастова В. А.
В статье дается характеристика естественной установки сознания и показывается необходимость ее преодоления.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 03. 024. Эллисон г. E. трансцендентальный и эмпирический реализм. Allison H. E. transcendental

Бутина Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Как возможен трансцендентальный материализм

Кодола Валерий Григорьевич
Точно так же как возможен трансцендентальный идеализм, так же возможен и трансцендентальный материализм, суть которых отражает взгляды мыслящих существ на феномены, следствием которых может быть все, что становится доступным вообр
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный анализ математики: абстрактная природа математического знания

Катречко Сергей Леонидович
Трансцендентальная философия (трансцендентализм) Канта нацелена на исследование как человеческого способа познания в целом (В 25), так и отдельных видов нашего познания с целью обоснования их объективной значимости.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный анализ математики: конструктивный характер математической деятельности

Катречко Сергей Леонидович
Трансцендентальная философия Канта нацелена на исследование как человеческого способа познания в целом (В 25), так и отдельных видов нашего познания с целью обоснования их объективной значимости.
Читать PDF
0.00 байт

Был ли у И. Канта трансцендентальный субъект?

Круглов Алексей Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный солипсизм

Слинин Ярослав Анатольевич
В статье я намерен показать, что декартово правило не принимать за истинное ничего неочевидного и сомнительного приводит к солипсизму.
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциальная функция понятия «Трансцендентальный субъект»

Н. А. Суркова
Статья посвящена исследованию экзистенции как до конца необъективируемой первоосновы разума.
Читать PDF
0.00 байт

Критика натурализма и трансцендентальный поворот в феноменологии (концепция эпохе и редукции в «Идее

Савин А.Э.
Целью статьи является раскрытие предпосылок и генезиса трансцендентального поворота в феноменологии Гуссерля посредством экспликации сущности методов эпохе и редукции, впервые представленных в методически отрефлексированном виде в
Читать PDF
0.00 байт

Аналитическое кантоведение, трансцендентальный идеализм и вещь в себе

Соболева Майя Евгеньевна
Интерес к Канту в современной теоретической аналитической философии связан прежде всего с дискуссиями о характере наших чувственных восприятий, об эпистемологическом статусе опыта и о так называемом «конструктивизме».
Читать PDF
0.00 байт

Обзор международных научных семинаров "трансцендентальный поворот в современной философии" (апрель 2

Катречко Сергей Леонидович
Читать PDF
0.00 байт

Отношение понятий "субъект права" и "трансцендентальный субъект" в теории права

Поскачина Марина Никитична
Рассматривается отношение между двумя основными понятиями теории права и трансцендентальной феноменологии. Каждое понятие имеет самостоятельное значение, которое при известных условиях выполняет свою функцию.

Похожие термины:

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ

    самообозначение Делезом собственной философской установки, являющейся несущей конструкцией его интеллектуального творчества. Тема "Т.Э." нашла отражение в работах Делеза "Давид Юм: его жизнь, его
  • ИДЕАЛ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

    по Канту, представление, идея, необходимое понятие разума о Боге не как понятие его доказанной реальности (см. Доказательства бытия Бога), а как "регулятивный принцип разума, состоящий в том, что раз
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

    , или феноменологический, – доктрина, считающая, что все существующее является результатом конституирующей деятельности трансцендентального сознания.
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

    главный метод критической философии И. Канта, ограничивающий сферу компетенции теоретической философии уяснением логических оснований научного познания (идеалом которого выступает математика
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ

    концепция антипозитивистского натурализма, основанная на реалистическом взгляде на науку. Разрабатывалась Р. Бхаскаром и в последующем У. Аутвейтом. Включает трансцендентальную перспективу в ре
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

    одно из основных понятий послекантовской метафизической логики. Введено в философский обиход Кантом, обозначает у него "высшее основоположение" априорных синтетических суждений. При расссмотрен
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА

    часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательно
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ

    нем transzendentale Einheit der Apperzeption)— понятие философии Канта, введенное им в «Критике чистого разума» Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) аппе
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

    одна из основных категорий теории познания И. Канта, которой он обозначал формы и категории мышления (рассудка и разума), являющихся предпосылками любого внешнего опыта, делающих его вообще возмож
  • Трансцендентальная дедукция категорий

    (Transzendentale Deduktion der Kategorien - нем.) Ключевой раздел "Критики чистого разума" И.Канта. Главная задача дедукции - обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого ра
  • ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    нем. transzendentale Deduktion) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции—обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА

    второй отдел трансцендентальной логики Канта, представляющий собой (в отличии от трансцендентальной эстетики и трансцендентальной аналитики, исследовавших чувственность и рассудок) собственно
  • ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    У Канта, если употреблять понятие "эстетика" в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентально
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie) — последнее, незаконченное сочинение Э. Гуссерля.
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    неклассическое направление трансцендентально-критической философии, основоположником которого является Гуссерль. Данный вид трансцендентального анализа Гуссерль оценивает как неокартезианст
  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    Нередко ошибочно называется трансцендентально-феноменологической редукцией. Это совершенно разные мировоззренческие операции. Первая операция (феноменологическая) действительно значима и пре
  • РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ

    метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, свя
  • НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    этап в развитии немецкой и западноевропейской философской мысли с середины 18 до первой трети 19 в., представленный именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В отечественной историко-философской тради
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены
  • Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга

    «Система трансцендентального идеализма» (1800) — важнейшее произведение раннего Шеллинга. Это прежде всего был его критический ответ на философские представления, господствовавшие на исходе XVIII в.