ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Философский словарь
Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
Источник: Краткий философский словарь.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
У Гуссерля целью феноменологической редукции является выход на уровень "трансцендентального сознания" - сознания, очищенного от всех чувственно-эмпирических элементов. "Трансцендентальный субъект" в феноменологии - в отличие от "эмпирического субъекта" - есть автономный источник своих собственных содержаний.
По Хайдеггеру, трансцендентальный уровень рассмотрения - важнейший шаг на пути к онтологической постановке вопроса. "Т. познание" исследует "возможность понимания бытия", бытийственное устройство сущего, оно затрагивает тем самым "переход (трансценденцию) чистого разума к сущему", тогда как "онтологическое познание" исследует "саму возможность этой трансценденции".
Источник: Современная западная философия: словарь
Кант придал термину «Т.» гносеологич. значение: понятие Т. в его философии характеризует все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, к-рые организуют науч. опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности - пространство и время, категории рассудка - субстанция, причинность и т. д.). «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (К а н т И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). Отвергнув терминологич. традицию и пытаясь провести различие между Т. и трансцендентным, Кант, однако, нередко употреблял эти термины в сходном смысле.
Источник: Советский философский словарь
(нем. transzendental от лат. transcendere - переходить, переступать)
Один из важнейших терминов кантовской философии. Кант употребляет его
в двух смыслах. В первом и основном смысле Кант называет
трансцендентальными те исследования или представления, которые
способствуют объяснению возможности априорного синтетического
познания (напр. "трансцендентальная эстетика" - это учение о
чувственности в аспекте истолкования возможности априорного
синтетического познания в этой области). Второй более традиционный во
времена Канта (и своего рода шлейф его докритической философии) смысл
слова "трансцендентальный" в критических сочинениях - имеющий
отношение к вещам вообще (этот аспект понятия связан с соответствующим
схоластическим термином "трансценденталия"; напр. "трансцендентальная
идеальность пространства" означает неприменимость пространственных
определений к вещам безотносительно их данности нам).
Трансцендентальное применение понятий, упускающее из виду различие
между вещами для нас и вещами вообще, противопоставляется Кантом
трансцендентному употреблению, сознательно переступающему границы
возможного опыта.
Источник: Термины кантовской философии
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Источник: Философский энциклопедический словарь
Термин "трансцендентальное" совершенно не подходит для обозначения пропозиций (про-позиций, предпозиций) сознания. Говорить о доопытности, внеопытности данного пропозиционального нелепо и в том случае, если выбирать из него то, что могло бы относиться не только к сознанию человека, но и к сознанию любого думающего инопланетянина, любого мыслящего существа вообще.
Удобный термин "трансценденталии" приходится изымать из обращения ввиду того, что он относился в истории философии не только к трансцендентальному, но и - к трансцендентному.
Эвристическое значение исследований Т. более чем сомнительно. Наоборот, мертвая бухгалтерия трансцендентализма способна порождать только иллюзии, так как в ней разрывается связь не только с психологической реальностью, но и с ментальной логикой.
Попытки устроения философии по типу математики представляются неоправданной игрой. Трансцендентальное с большим успехом можно выделить даже из инженерных принципов работы автомобиля, но такое Т., как и всякое прочее, будет бесполезной, муляжной вычлененностью, операции с которой весьма произвольны. В отличие от математики философия не должна делать шаг от внеумности (которую она частично все же допускает) к внесознательности вообще, переходу к чисто знаковым алгоритмизированным операциям. Замена одной математической науки другой, ей противоположной, нисколько не вредит им обеим - все дело в исходных аксиомах и принципах, но распускание подобных вееров значимостей в философии является абсурдом, тем более что полный антипсихологизм (читай: антиреализм) часто идет вместе с невиденьем более приемлемых альтернатив, оказывается тем же психологизмом, но ухудшенным, спрятанным в скорлупу схоластических традиций.
Источник: Философский словарь
Н. Knittermeyer. DerTerminus t. ¡n seiner histor. Entwicklung bis zu Kant, 1920; M. Scheler. Die t. e und die psycholog. Methode, 1922; G. Schulemann. Die Lehre von den T. ¡en ¡n der scholast. Philos., 1929; O. Muck. Die t. e Methode ¡n der scholast. Philos. der Gegenwart, 1964; A. Gideon. Der Begriff T. ¡n Kants «Kritik der reinen Vemunft», 1977; J. Kopper. Das t. e Denken des Deutschen Idealismus, 1989.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Краткий философский глоссарий
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит выше их и по этой причине может быть приложимо к той или иной сущности. Так, Единица, Истина, Добро и само Бытие суть трансцендентальные понятия.
Однако в последние два столетия в термин «трансцендентальный» благодаря Канту принято вкладывать несколько иной смысл. Трансцендентальным мы называем все то, что относится к априорным условиям опыта, а также те знания, которые из этого опыта могут вытекать. Это неэмпирическое в эмпирическом. «Я называю трансцендентальным, – пишет Кант, – всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов». Или, как он уточняет во втором издании своего труда: «…поскольку это познание должно быть возможным a priori» («Критика чистого разума», Введение, VII). Как видим, ничего общего с трансцендентным, по отношению к которому трансцендентальное следует скорее рассматривать как противоположность. Действительно, трансцендентно все, что выходит за рамки опыта; трансцендентально все, что входит в опыт и делает его возможным. «Слово трансцендентальный, – подчеркивает Кант, – означает не что‑то такое, что стоит выше всякого опыта, но нечто такое, что наверняка предшествует опыту (a priori) и вместе с тем имеет только одно предназначение – сделать возможным эмпирическое познание. Если понятия выходят за рамки опыта, их употребление будет трансцендентным, то есть отличным от имманентного употребления, основанного на опыте» («Пролегомены…», Приложение). Трансцендентное противостоит имманентному, но противостоит ему извне: то, что трансцендентно, не может быть имманентным; то, что имманентно, не может быть трансцендентным. Трансцендентальное противостоит эмпирическому, но противостоит ему изнутри. В эмпирическом познании, если оно необходимо и универсально, всегда присутствует трансцендентальное, то есть неэмпирическое начало. «Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта» («Критика чистого разума», Введение, I). Допустим, я заявляю, что 7+5=12 или что любой факт имеет причину. В той мере, в какой эти знания универсальны и необходимы, они не могут целиком проистекать из опыта: у них должен быть некий априорный источник (способность к рассуждению, категории и принципы мышления). То же самое относительно пространства и времени, которые являются априорными формами чувственности и благодаря которым становится возможен опыт, иначе говоря, эти формы не могут быть результатом чувственности. Их трансцендентальная идеальность (тот факт, что они существуют только в качестве субъективных условий чувственной интуиции) является залогом их эмпирической реальности (для всякого объекта возможного опыта), но отнюдь не проистекает из этой реальности: априорные условия опыта по определению не могут быть объектами опыта. Таким образом, трансцендентальность выступает в виде своего рода парадоксальной трансцендентности, существующей как бы внутри имманентности, что и побуждает некоторых людей строить на этом основании религию человека или религию духа (Люк Ферри, воспользовавшись выражением Гуссерля, назвал это явление «трансцендентностью в имманентности»). Однако Кант, насколько мне известно, так далеко никогда не заходил. Для него подлинный Бог трансцендентен, что, с одной стороны, исключает возможность его познания, а с другой – исключает его трансцендентальность.
Источник: Философский словарь.
Первой крупной вехой явилось учение Фомы Аквин-ского о трансцендентальное™ как надкатегориальнос-ти и фиксации шести самых известных трансценден-талий, сопряженных с сушим. Дуне Скот выдвинул идею метафизики как «scientia transcendents» и расширил Т. с помощью разделительных атрибутов сущего. В 17—18 вв. существовало три основных течения в понимании Т.: идущая от Дунса Скота трансцендентальная философия И. Шарфа, Ф.А. Аэпинуса и др.; понимание трансценденталий в метафизике X. Вольфа, А.Г. Баумгартена, трансцендентальная космология Вольфа и его последователей. В этот период в качестве терминологических начинают появляться обороты с латинским словом «transcendentalis» (К. Шайблер, И. Шарф и др.), хотя синонимичность Т. и трансцендентного по-прежнему сохранялась (вплоть до И.Г. Ламберта и И.Н. Тетенса). В 18 в. Баумгартен истолковал Т. как сущностное, а Тетенс — как всеобщее.
Т. существенно было переосмыслено И. Кантом, хотя у него заметны следы и старого значения этого понятия. В его критической философии Т. связывается с априорным (движение к чему началось уже в трансцендентальной космологии Вольфа и в метафизике Дунса Скота) и противопоставляется эмпирическому и трансцендентному. Кант называет Т. «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori; он подчеркивает, что Т. касается возможности или применения априорного знания и есть «не всякое априорное знание, а только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления... применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно»; синонимом Т. у Канта выступает также критическое. Дальнейшее развитие термина «Т.» шло преимущественно в двух направлениях: истолкование кантов-ского понятия Т. (Т. как априорное — Г. Гельмгольц, Г. Спенсер, Б. Баух и др.; Т. как выяснение условий возможности чего-либо — П. Шторп, И.Б. Лотц и др.; Т. как противоположность трансцендентному иЛи эмпирическому — И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г. Коген и др.) или же игнорирование кантовских различений либо апелляция к средневековому значению термина «Т.» как синониму термина «трансцендентное» (или внутренне тесно связанное с ним) (амер. трансценден-талисты, Ф. Шлейермахер, Махариши Махеш Йоги, частично — X. Фаихингер, М. Хайдеггер, Г. Риккерт, С.Л. Франк, X. Книттермейер, Б. Лонерган и др.).
Самую существенную после Канта трансформацию термин «Т.» претерпел в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, в которой Т. употребляется как коррелят трансцендентного и обозначает мотив обращающегося вопрошания о последних источниках всех познавательных образований, самоосмысления познающим самого себя и своей познающей жизни, чисто и окончательно обоснованной из источника Я-сам универсальной философии.
Современный этап развития термина «Т.» связан с полемикой в аналитической философии по вопросу о трансцендентальном аргументе, с трансцендентальным прагматизмом К.О. Апеля и Ю. Хабермаса и критикой «трансцендентально означаемого» М. Фуко, Ж. Деррида и их последователями.
О Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Ф. Шеллинг Соч.: В 2т. М., 1987. Т. 1; Франк С.Л. Непостижимое // С.Л. Франк. Соч. М., 1990; Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994; Фуко Л/. Археология знания. Киев, 1996; Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzenden-tale Phanomenologie // Husserliana. Haag, 1954. Bd 6; Haber-masJ. Erkenntnis und Interesse. Frankfurt am Mein, 1973; Gideon A. Der BegrifF transzendental in Kants Kritik der reinen Vfer-nunft. Darmstadt, 1977; Bedingungen der Moglichkeit: «transcendental arguments» und transzendentales Denken. Stuttgart, 1984.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
Большое влияние на дальнейшее развитие трансцендентального оказал Ф. Суарес, сузивший сферу трансцендентального до единого, истинного и благого. Ф. Бэкон называет привходящие свойства сущего трансценденциями (transcendentes); к ним он относит большое и малое, подобное и различное, возможное и невозможное, бытие и небытие и др. Изучением трансценденций, основывающимся на законах природы, должна заниматься первая философия. Дж. Бруно выделяет два вида форм: трансцендентные, стоящие выше рода и называемые началами, и формы известного рода, отличные от другого рода. Трансцендентные формы являются свойствами единой универсальной субстанции до разделения на телесность и бестелесность. Р. Декарт употребляет термин «трансцендентальное» лишь однажды, однако в 20 в. под влиянием трансцендентальной феноменологии и истолкования в ней трансцендентальной субъективности он стал рассматриваться как первый трансцендентальный философ. Но и в картезианстве трансцендентальные определения в средневековом смысле слова тоже играли некоторую роль у И. Клауберга, воспринявшего формулировки традиции о трансценденталиях и пытавшегося придать им смысл в рамках учения Декарта. Трансцендентальное Клауберг понимал в онтологическом смысле, как то, что свойственно вещам всем вместе и каждой в отдельности. Дж. Беркли понимает под трансцендентальными положения, выходящие за рамки отдельных наук и оказывающие влияние на все частные науки.
Понятие трансцендентального продолжает свое развитие и в творчестве таких протестантских мыслителей, как К. Мартини, И. Г. Апьстед, И. Шарф и др.; трансцендентальное по-прежнему означает у них надкатегориальное. К. Шайблер начинает применять уже термин transcendentalis, однако трансцендентальное и трансцендентное в этот период остаются синонимами. Некоторая разница между ними состоит в том, что первый термин употребляется в немецком аристотелизме чаще в значении надприродного, второй же — как обозначение для общих понятий. Г. Гутке выделял трансцендентные суждения, которые как со стороны субъекта, так и со стороны предиката представлены трансцендентными терминами, а также свободны от ограничивающих определений предикабилий и предикаментов. Лейбниц употребляет понятие трансцендентного в своем собственном, еще не устоявшемся значении в математике; он пишет о трансцендентном числе, трансцендентных алгебре и геометрии, трансцендентном анализе и т. д. Трансцендентными являются для него величины и функции, которые не могут быть изображены обычными арифметическими операциями. А. Калов понимает под трансцендентальными надприродные сущности. И. Юнгиус определяет «transcendentalis» и «transcendens» как отношение, которое не абстрагировано от какого-либо предикамента, а распространяется на множество предметов. У Ф. А, Аэпинуса объединяются трансцендентность (transscensus) сущего и его общие атрибуты.
Наиболее существенную трансформацию после Фомы и Дунса понятие трансцендентального претерпело в трансцендентальной космологии Хр. Вольфа. Общая, или трансцендентальная, космология рассматривает мир в целом и раскрывает, что общего есть у действительного мира со всяким возможным, и развивает эти общие понятия. Как онтология создает общие понятия и основоположения для философских дисциплин, так и трансцендентальная космология совершает это для физики. Это новое значение трансцендентального более не является надкатегориальностью характеристик сущего, а связано с априорными понятиями и основоположениями для эмпирических наук; трансцендентальное теперь состоит не в объединенности и всеобщности сущего, а во всеобщности априори в отношении к единичному опыту. Новое заглавие Вольфа стремительно распространялось; оно встречается у Г. Б. Билфингера, И. П. Ройша, X. Ф. Баумайстера, И. Г. Винклера, Д. С. Аничкова и др. И. Г. Дарьес говорит не только о трансцендентальной космологии, но по аналогии и об общей, или трансцендентальной, монадологии. Предмет трансцендентальной космологии Дарьеса отличен от вольфианцев: он состоит не в изучении всеобщих априорных законов мира вообще, а в изучении распространенных между «механическим» и «пневматическим миром» отношений. Если у Вольфа еще, хотя бы в виде аналогии, сохранялась связь между трансцендентальной космологией и учением о трансценденталиях, то у его последователей исчезла всякая связь между трансцендентальной космологией и онтологией. Но в метафизике у Вольфа сохраняется и средневековое значение трансцендентального как онтологического: трансцендентальная истина есть свойство самой вещи, упорядочение признаков, присущих какой-либо вещи, трансцендентальное благо есть полнота (совершенство) в многообразном, а их трансцендентальное единство — это единство в отношении свойств, определяющих сущность вещи. Почти никто из вольфианцев не использовал средневековое значение понятия трансцендентального; исключение составляют X. Ф. Баумайстер и А. Г. Баумгартен. Последний трансцендентальное единое объясняет как существенно единое, трансцендентальную истину проясняет как необходимую метафизическую истину, а трансцендентальное совершенное — как существенное совершенное. Тем самым еще до Канта в трансцендентальной космологии и онтологии Вольфа, Баумайстера и Баумгартена наметился разрыв со средневековой традицией истолкования трансцендентального, движение к чему началось еще у Дунса Скота и Ф. Суареса.
У И. Г. Ламберта и И. Н. Тетенса понятие трансцендентального (transcendent) появилось уже на немецком языке. Ламберт выступил против трактовки Баумгартеном трансцендентального как существенного. Говоря в своих сочинениях по метафизике о трансценденталиях, Баумгартен и Баумайстер опирались на их средневековую интерпретацию, одной из самых характерных черт которой являлось онтологическое истолкование трансценденталий. И если Баумайстер еще пытается разъяснить становящийся непонятным онтологический смысл трансценденталий, то у Ламберта онтологическая интерпретация трансценденталий уже вызывает полное непонимание. Сам он истолковывает понятие трансцендентального, исходя из его этимологии. Употребляя термин «трансцендентный» (трансцендентное и трансцендентальное для Ламберта тождественны, поскольку, выступая против латинского термина Баумгартена transcendentalis, он сам употребляет немецкий термин transcendent) в собственном смысле, мы имеем, согласно Ламберту, дело с понятием, которое переносит нас от своего предмета к другому предмету иного вида. Тетенс называет основной наукой общую трансцендентальную (transcendente) философию. В ней он выделяет трансцендентальные понятия, которым свойственна всеобщность. Первой операцией на пути к ним является отделение имматериального и материального от общего им трансцендентального; трансцендентальными являются понятия действительности, субстанции, причины, действия, изменения.
Понятие трансцендентального было существенно переосмыслено в философии И. Канта, в которой оно связывается с априорностью, критикой разума и его возможностей и противопоставляется трансцендентному. Однако в высказываниях Канта о трансцендентальных реализме, предмете, объекте и субъекте заметны следы средневекового, онтологического понимания трансцендентального. В критической философии трансцендентальное стало у Канта центральным понятием; оно используется для обозначения большинства разделов, рубрик, для характеристики познавательных способностей, представлений и т. д. Кант называет трансцендентальным «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 44). Самое его известное определение гласит: «трансцендентальным (т. е. касающимся возможности или применения априорного познания) следует называть не всякое априорное знание, а только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления (созерцания или понятия) применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно» (там же, с. 73). Кант утверждает, что «термины трансцендентальный и трансцендентный не тождественны» (там же, с. 217), чем порывает с многовековой историей отождествления трансцендентального и трансцендентного и превращает грамматическое отличие в понятийное: «слово трансцендентальное... означает не то, что выходит за пределы всякого опыта, а то, что опыту (a priori) хотя и предшествует, но предназначается лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание. Когда эти понятия выходят за пределы опыта, тогда их применение называется трансцендентным и отличается от имманентного применения, т. е. ограничивающегося опытом» (Он же. Соч. в 6 т., т. 4(1). M., 1965, с. 199).
У Фихте понятие трансцендентального встречается уже в его ранних сочинениях в связи с «трансцендентальной свободой» как способностью быть первой независимой причиной; позднее Фихте употребляет понятие трансцендентального для обозначения своей собственной позиции. В вопросе различения трансцендентального и трансцендентного Фихте идет вслед за Кантом. Особенностью фихтевского понимания трансцендентального является его истолкование «трансцендентального пункта», который понимается им как описание интеллектуального созерцания в том виде, в каком оно может быть мыслимо. Ф. Шеллинг также первоначально употребляет понятие трансцендентального в связи с понятием свободы: трансцендентальной свободы как «эмпирическибесконечной» свободы, а затем абсолютной трансцендентальной свободы. В зрелый период творчества трансцендентальное употребляется Шеллингом в рамках его трансцендентального идеализма, трансцендентальной философии. Трансцендентальное рассмотрение состоит «в постоянной самообъективации субъективного» (Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма.— Соч. в 2 т., т. 1. M., 1987, с. 237). В поздних работах Шеллинг использует понятие трансцендентального уже в историческом смысле. Сходным образом оно употребляется и Гегелем, у которого трансцендентальное существенной роли не играет. Объясняя кантовское понятие трансцендентального, Гегель сближает трансцендентальное и трансцендентное; трансцендентализм понимается им как философия, показывающая источники того, что становится трансцендентным. Размыванию значения трансцендентального способствовали Новалис и Ф. Шлегель. Новалис говорил о трансцендентальном искусстве, трансцендентальной поэзии, считая, что все истинные поэты, даже если и неосознанно, творили трансцендентально. Шлегель полагал, что учение досократиков является трансцендентальной физикой, и утверждал, что трансцендентальное — это то, что может и находится в «вышине».
Дальнейшее развитие понятия трансцендентального шло в двух направлениях: во-первых, в истолковании кантовского понятия трансцендентального (трансцендентальное как априорное — Г. Гельмгольц, Г. Спенсер, Б. Баухидр.; трансцендентальное как выяснение условий возможности чего-либо — П. Наторп, И. Б.Лотц и др.; трансцендентальное как противоположность трансцендентному, или эмпирическому, — Г. Коген, В. Виндельбанд и др.) или понятия трансцендентального субъекта (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, М. Адлер, А. Зон-Ретель и др.), во-вторых, в игнорировании кантовских различений или апелляции к средневековому значению трансцендентального как синонима трансцендентного или внутренне тесно связанного с ним (американские трансценденталисты, частично — X. Файхингер, Г. Риккерт, X. Книттермейер, Б. И. Лонерган и др.).
Самую существенную после Канта трансформацию понятие трансцендентального претерпело у Э. Гуссерля. Несмотря на преемственность, трансцендентальная феноменология как универсальнейшее сущностное изучение сознания вообще вела Гуссерля к изменению и расширению кантовского смысла трансцендентального. Он пишет: «Я сам употребляю слово «трансцендентальный» в самом широком смысле для... такого оригинального мотива, который благодаря Декарту является смыслопридающим во всех нововременных философиях и во всех них приходит... к самому себе... Это мотив обращающегося назад вопрошания о последних источниках всех познавательных образований, самоосмысления познающим самого себя и своей познающей жизни... это мотив чисто обоснованной из этого источника, окончательно обоснованной универсальной философии. Этот источник имеет название Я-сам со всей моей действительной и возможной познавательной жизнью, в конце концов со всей моей жизнью вообще. Вся трансцендентальная проблематика кружится вокруг отношения этого моего Я-ego — к тому, что, само собой разумеется, для этого полагается: к душе, а затем снова вокруг отношения этого Я и жизни моего сознания — к миру» (Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie.— Husserliana, Bd. 6. Den Haag, 1954, S. 100—101). Гуссерль рассматривает понятие трансцендентального наряду с его коррелятом — понятием трансцендентного. Я, несущее в себе мир как значимый смысл, называется Гуссерлем трансцендентальным. Трансцендентально-философскими проблемами являются проблемы, произрастающие из соотношения трансцендентального и трансцендентного. В целом термин «трансцендентальный» встречается у Гуссерля в отношениии феноменологии, логики, идеализма, сознания, субъективности, анализа, редукции, метода, опыта и др; Гуссерль употребляет также выражения трансцендентальная философия и трансцендентализм. М. Хайдеггер понимает трансцендентальное онтологически, как исследование сущности априорного синтеза в его возможности и тесно связывает трансцендентальное и трансцендентное: «Трансцендентальным является то, что касается трансценденции. С трансцендентальной точки зрения мышление рассматривается в своем выхождении к предмету. Трансцендентальное рассмотрение обращается не к самим предметам, не к самому мышлению как только лишь представлению отношения «субъект—предикат», а к выхождению и к отношению к предмету— как такое выхождение» (Heidegger M. Die Frage nach dem Ding. Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grundsatzen. Tub., 1962, S. 50).
С. Л. Франк истолковывает трансцендентальное как направленность мысли на саму рациональность; осознание основы рациональности делает видимым то, из чего рациональность проистекает и что само является трансрациональным, непостижимым. Поэтому трансцендентальное мышление является трансцендированием. В трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги трансцендентальное понимается как переход к трансцендентному
В рамках аналитической философии трансцендентальное привлекло внимание в связи с возникшей под влиянием Стросона и И Беннета полемики по вопросу о трансцендентальном аргументе, в которой приняли участие Б Страуд,Ю Миттелыцтрас, Я Хинтикка Шапер Уолкер Ашенберг, К. Гартман идр Аргумент называется трансцендентальным, если он показывает что оспариваемое совершается или уже совершилось, что прагматически нельзя не признавать определенные предпосылки, иногда его определяют также как аргумент пресуппозиции Подобное значение трансцендентального является доминирующим для современной англоязычной литературы Однако в последнее время в рамках аналитической философии трансцендентальное критикуется (Р Рорти идр ) и ввиду «паразитизма» трансцендентального ставится задача «детрансцендентализации»
Рикер определил структурализм как «кантианство без трансцендентального субъекта», с чем согласился К Леви-Строс На идею трансцендентальной субъективности направлена и критика M Фуко, трансцендентальное связывается им с формой субъекта и с возвращением к истокам Усилия Фуко направлены на искоренение «трансцендентального нарциссизма» и избавление истории от «дурной бесконечности обретения и потери истоков» (Фуко M Археология знания К, 1996,0 199) Критику Фуко продолжает Ж Деррида, трансцендентальное объясняется им следующим образом «Изначальное Различие абсолютного Начала, которое может и должно неограниченно и с априорной уверенностью удерживать и возвещать свою чистую конкретную форму, давая, подобно посю- и потусторонности, смысл любой эмпирической гениальности и любой фактичной продуктивности, — может быть, это и имелось в виду всегда под понятием «трансцендентального >, через всю загадочную историю его смещений» (Деррида Ж Введение — В кн Гуссерль Э Начала геометрии M 1996 с 209) Деррида критикует «трансцендентально означаемое» как порождение западной логоцентрической традиции, стремящейся во всем найти порядок и смысл Определенной «ревизии» и изменению подвергается понятие трансцендентального и у К-О АпеляиЮ Хабермаса (см Трансцендентальная философия) Наряду с различной критикой трансцендентального в конце 20 в предпринимаются также попытки реабилитации трансцендентальной постановки вопроса
См также ст Трансценденталии, Трансцендентное, Трансцендентальный метод. Трансцендентальная философия, Трансцендентальное отношение. Трансцендентальный идеализм.
Соч Рорти Р Философия или Зеркало природы Новосибирск, 1997} ко M Археология знания К, 1996 Он же Слова и вещи СПб 1994, Деррида Ж Введение — В кн Гуссерль Э Начала геометрии M , 1996, Махариши Махеш Йоги Трансцендентальная медитация — В кн Трансцендентальная медитация, вып 1 M , 1991, Кант И. Критика чистого разума M , 1994, Он же Пролегомены — Соч в 6 т, т 4 (1) M , 1965, Букаков С Трансцендентальная проблема религии — Вопросы философии и психотогии, 1914, кн 4 (124), кн 5 (125) Он же Философия хозяйства — Соч в 2т, т 1 1993 ФранкС Л Непостижимое — Соч M 1990, Аничков Д С Annotationes m logicam et metaphysicam M, 1782 Беркли Дж Трактат о принципах человеческого знания — Соч M , 1978, Бэкон достоинстве и приумножении наук — Соч в 2 т, т 1 1977 Бруно Дж О причине, начале и едином — Он же Диалоги M , 1949, Wolff Ch Dist-ursus piaelimiiians de Philosophia m genere — Idem Philosophia ration i!u> sie Logica Francoftirti, 1723, Idem Cosmologia generalis Frincofui-li 1/31 LambeilJ H Anlage zur Architectonic, oder Theorie des Einfachen und des Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis, Bd l Riga, 1771, Husserl E Die Knsis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie — Husseriiana, Bd 6 Den Haag, 1954, Idem Erste Philosophie — Ibid, Bd 7 Den Haag, 1956, Idem Hat Kant wirklich das Grundproblem der Erkenntnistheorie getroffen9 — Ibid, Idem Kants kopernikanische Umdrehung und der Sinn einer solchen kopernikanischen Wendung uberhaupt — Ibid, Idem Zur Kritik Kants und Leibnizs — Ibid, Heidegger M Die Frage nach dem Ding Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grundsatzen Tub , 1962, Sohn-RethelA Geistige und korperliche Arbeit Fr/M , 1972, Strew/son P The Bounds of Sense L, 1966, Semet I Kants Analytic l., 1966, Idem Kants Dialectic Cambr, 1974, SchaperE, VossenkuhlW (Hg) Bedingungen der Moglichkeit «transcendental arguments» und transzendentales Denken Stuttg , 19S4 Лит. Historisches Worterbuch der Philosophie, Bd 10, hg von I Ritter und K Grunder Basel, 1998, HmskeN Kants Weg zur Transzendentalphilosophie Stuttg , 1970, Gideon A Der Begriff transzendental in Kants Kritik der reinen Vernunft Darmstadt, 1977, Lauth R Transzendentale Entwicklungslinien von Descartes bis zu Marx und Dostojewski Hamb , 1989, Carboncim S Transzendentale Wahrheit und Traum Christian Wolffs Antwort auf die Herausforderung durch den Cartesianischen Zweifei Stuttg , 1991, KnoepflerN Der Begriff transzendental bei Kant Innsbruck, 1996, Schnadelbach H Unser neuer Neukantianismus — Brandt R, Orlik F (Hg ) Philosophisches Denken — Politisches Wirken Marburg, 1992, Круглое A H Трансцендентализм в филосо фии 2000 См также лит Трансценденталии, Трансцендентный, Трансцендентальный метод. Трансцендентальная философия. Трансцендентальное отношение
A H Круглов
Источник: Новая философская энциклопедия