ТРАДИЦИЯ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Традиция
понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Традиция
лат. tradition – передача) – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Традиция
(от лат. tradicio – передача, предание) – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий и сохраняющий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ТРАДИЦИЯ
(Tradition; лат.) — передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают, в то время как все, что на традиции основано, называют традиционным.
О. Samuel. Die Ontologie der Kultur, 1955; A. Künzli. T. und Revolution, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТРАДИЦИЯ
лат. tiaditio - передача) - форма преемственности в различных видах человеч. деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное мл частичное воспроизведение спосо- бов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. характер и в зависимости от их соц. содержания могут играть различную роль. В развитии соцналястич. культуры м формировании нового человека большое значение приобретают социалист. Т.

Источник: Атеистический словарь

Традиция
(лат. traditio – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В философии – устойчивая тенденция в решении каких-либо проблем (например, материалистическая традиция в решении проблемы соотношения природы и духа, материи и сознания). В качестве традиции выступают определенные нормы поведения, обычаи, ценности, обряды и т. д., которые наиболее распространены в обыденной жизни и в религии.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ТРАДИЦИЯ
лат. traditio — передача, предание) — исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т. п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в об-ве или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Различают Т. прогрессивные, связанные с творческим развитием культуры, и реакционные, связанные с изжившими себя пережитками прошлого. В науке Т. означает преемственность знании и методов исследования, в искусстве—преемственность стиля, мастерства.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТРАДИЦИЯ
от лат.-передача) – механизм воспроизводства социальных институтов и норм; передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. Сложившиеся в обществе традиции, отражая объективные условия его существования, выражаюг преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе ее наиболее устойчивые моменты. Традиции проявляют жизнь прошлого в настоящем и будущем. Существование традиций, их образование, закрепление, развитие и исчезновение обусловлены социальными обстоятельствами, идеями и идеалами людей.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ТРАДИЦИЯ
(лат. tradition – передача, повествование) – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых культурах, обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определённые культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ТРАДИЦИЯ
элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, вкусы, взгляды и т.д. Традиция выполняет ряд культурных функций: а) устанавливает преемственность культуры; б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению; в) выступает механизмом социализации и инкультурации людей; г) выполняет селективную (регулирующую) функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ТРАДИЦИЯ

(от лат. traditio - предание) - 1) передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. Традиция безымянно авторитетна, принимается и передается в свободном согласии с тем, что ушедшие из жизни носители имеют право голоса в жизни наследников. Традиция передается не механически, а в живом творческом усилии своих участников. 2) Нередко по ошибке традицию отождествляют с традиционализмом, пренебрегая тем, что участие в жизни традиции позволяет личности противодействовать вырождению человека в массовом обществе. 3) В герменевтике: участие в жизни традиции необходимо для понимания священных текстов (Г.-Г.Гадамер).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ТРАДИЦИЯ
множество представлений, обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них – полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции. Основной проблемой, связанной с традицией, в таком случае становится проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций, а также проблема природы самих инноваций.
Литература: [60].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ТРАДИЦИЯ
универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека. Традиционные нормы и действия ориентированы не просто недостижение неких частных, локальных целей, не просто на повторение уже достигнутых образцов, а нацелены на сохранение к воспроизводство идеально-духовной нормативной базы всех видов и форм человеческой жизнедеятельности. Традиция - это форма бытия духовного. В традициях фиксируется и сохраняется наидревкейший первичный опыт духовно-практического освоения мира, включая и сохранение в своеобразных формах знаний исчезнувших цивилизаций. В этом плане типичными формами традиций являются мифы, легенды, предания, сказки, ритуалы, обычаи, посвящения, инициации, сопровождающие все виды жизнедеятельности человека во все времена его исторического пути. Традиции выступают как своеобразные естественные библиотеки человечества, в которых постоянно осуществляется сверхвременной синтез, объективное обобщение идеально-духовных смыслов временных событий истории. Поэтому традиции всегда представляют тот пласт предзнания, предпонимания. который является предпосылкой и основой всякого культурного творчества. Индивид становится личностью лишь в лоне традиции. В социологии используется более узкое понимание традиции, как механизма социального воспроизводства институтов и норм, который узаконивает последние самим фактом их принадлежности к традиции. Выделяются «традиционные общества», воспроизводство которых осуществляется на базе и посредством традиций.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ТРАДИЦИЯ
лат. traditio - передача) - разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для Т. характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой. В тех случаях, когда эта форма строго канонизируется и начинает доминировать над содержанием поведения людей, Т. становится обрядом, вырождается в ритуал. Сложившиеся в об-ве или коллективе Т., отражая объективные условия его существования, выражают преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе ее наиболее устойчивые моменты. Т. (национальные, культурные, бытовые, иногда также говорят об общественно-политических Т.) выполняют прогрессивную роль до тех пор, пока они отвечают историческим потребностям. Они становятся тормозом общественного развития, когда культивируют изживший себя уклад жизни. Примером могут служить патриархальное отношение к женщине, многоженство, калым, к-рые иногда пытаются изобразить как национальные Т. Программа КПСС, указывая на необходимость борьбы с вредными Т. прошлого, тормозящими прогресс социалистического об-ва, одновременно подчеркивает необходимость «всемерно развивать новые, единые для всех наций революционные традиции строителей коммунизма...» (Программа КПСС, с. 115). Используя революционное наследство прошлого, социалистическое об-во постоянно обогащает его новым содержанием, соответствующим условиям коммунистического строительства. Это одна из сторон коммунистического воспитания масс.

Источник: Словарь по этике

Традиция
исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обычаи, правила, нормы человеческой деятельности. Т. — механизм удержания и закрепления социального опыта. Т. способны консервировать в себе целые пласты человеческой деятельности в силу определенной «мировоззренческой обоснованности». Существуют два типа мировоззренческого обоснования Т. Первый сводится к тому, что Т. — это внешние рамки жизни, ее каркас, фундамент социальных автоматизмов, облегчающий групповые и межиндивидуальные контакты. Второй связывает Т. с особой знаково-символической формой представленности вечности в нашей жизнц. В этом случае Т. становится особым каналом связи времени и вечности, исторического и сверхисторического; обращение к ней приобретает оттенок магизма. Упование на так понимаемую Т. в определенные периоды истории есть не что иное, как попытка утопического мышления найти путь к тому невозможному, запредельному состоянию общества, которое разрешит все проблемы сегодняшнего дня. Так понимаемая Т. — это предельное выражение утопии. Любая утопия критикует конкретный, данный общественный строй, а не жизнь вообще. Т. же утопична по отношению к истории в целом. Современные традиционалисты стремятся к тихой «консервативной» революции: сохраняя социальный порядок, следуя Т., ничего не меняя по существу, они хотят обрести иное видение общества и человека. Если утопия видит спасение человека в чем-то внешнем, то Т. рассчитывает изменить внешнее, историю с помощью изменения внутреннего — человеческого отношения к миру. Т. базируется на тождестве внутреннего и внешнего, индивидуального и социального.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

ТРАДИЦИЯ
от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определ. обществах, классах и социальных группах в течение длит. времени. Т. охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве Т. выступают определ. обществ. установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.
Т. не сводится к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким, как обычай и обряд, но распространяется на гораздо более широкую область социальных явлений. Определ. Т. функционируют во всех социальных системах и в известной мере являются необходимым условием их жизнедеятельности. Наиболее широка сфера Т. в докапиталистич. обществ. формациях. Т. присущи самым различным областям обществ. жизни (экономике, политике, праву и т. д.), но удельный вес их в той или иной области неодинаков. Он достигает максимума в религии. Т. занимают определ. место в науке и иск-ве.
В классовых обществах Т. носят классовый характер. С одной стороны, классовая дифференциация оказывает существ. влияние на общенац. культурное наследие, с другой - каждый класс, социальная группа обладают своими собств. Т. Отсюда множественность и противоречивость Т. и отношения к ним. Каждое поколение, с необходимостью воспринимая ряд Т., вместе с тем в определ. мере осуществляет выбор тех или иных Т., и в этом смысле оно выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Длительность существования Т. сама по себе не определяет ее совр. значение; жизнеспособность Т. коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями в новых историч. условиях. Общество, класс или группа, воспринимая одни элементы социального наследия, в то же время отвергают другие, поэтому Т. могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается).
Марксизм исходит из дифференцированной оценки роли Т. Слепое преклонение перед Т. порождает консерватизм и застой обществ. жизни; пренебрежит. отношение к социальному наследию приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценных достижений человечества. При социализме сохранение и развитие прогрессивных ценностей прошлого, революционных, трудовых, патриотич. Т. сочетается с борьбой против реакц. и отживших Т., косности и рутины.

Источник: Советский философский словарь

ТРАДИЦИЯ
(traditio — передача, предание) — универсальная форма фиксации; исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению духовные ценности, элементы социальнокультурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Составляющие Т.: нормы, ценности, идеи, навыки, ритуалы, символы, модели поведения — выполняют психологическую, социальную и педагогическую функцию. Психологическая роль Т. заключается в культурноисторическом развитии психологии личности (Л.С. Выготский). Социальная Т. заключается в закреплении и воспроизведении в новых поколениях людей уже установившихся способов жизнедеятельности, типов мышления и поведения. Педагогическая Т. — в передаче нравственных ценностей, накопленных старшим поколением, младшему. Содержание понятия «Т.» постоянно изменялось. В эпоху Просвещения Т. рассматривалась как совокупность предрассудков. Ф. Бэкон, О. Конт, противопоставляли Т. понятию «детрадиционализации», избавления от всего старого, привычного и инерционного. Для Э. Гуссерля Т. — автономное смысловое образование, потеря достоверности в научной Т. по мере удаления от первоначальных смыслов. Марксизм под Т. понимал всё то, что создавалось творчеством народных масс и передавалось из поколения в поколение. Общим в структуре всех Т. является наличие предметного и нормативнорегулятивного компонентов. Предметный выступает как самонаследие, объект Т., включающий ценности материального и духовного порядка. Нормативнорегулятивный определяет способ, каким субъекты используют переданные им традиционные ценности, это ядро Т. В структуру Т. входят также процессуальный и рефлексивный компоненты. Под первым понимаются характеристики способов передачи наследия (открытый или закрытый, широкий или узкий, общий или профессиональный). Рефлексивный же компонент включает в себя отношение людей к самой
Т., осознание включенности в неё, сознательный выбор той или иной Т. (явные и неявные, зрелые и незрелые Т.). Различают Т. прогрессивные, связанные с творческим развитием культуры, и реакционные, связанные с пережитками прошлого. Выделяют Т. цивилизационного типа (античная, римская, византийская, восточная), религиозного (христианская, языческая, исламская, буддистская), Т. как формы общественного сознания (религиозная, правовая, политическая, литературная, бытовая, научная), культурновременного типа (Т. Средневековья, Просвещения, Ренессанса). В науке Т. означает преемственность знания и методов исследования.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ТРАДИЦИЯ
от лат. traditio – передача; предание) в социологии – механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при к-ром поддержание последних обосновывается, узаконяется самим фактом их существования в прошлом; термин "Т. " нередко распространяют также на сами социальные установления и нормы, к-рые воспроизводятся подобным образом ("нац. Т. "). Традиционные действия и отношения ориентированы не на достижении определ. цели (что характерно для рационального действия) и не на реализацию специально зафиксированной нормы, но на повторение прошлого образца. (Целесообразность, функциональность Т., обеспечивающей поддержание определ. социального строя и норм, обычно не осознается.) Традиционно воспроизводимые элементы культуры составляют обычаи (иногда в лит-ре обычай и Т. не различаются). Т. передается либо практически (иммитационно), либо фольклорно; адекватность передачи обеспечивается многократными повторами, системами символич. текстов (мифология) и действий (ритуал); всякое новшество в механизме Т. оценивается как вредное отклонение и устраняется. Универсальной формой поддержания социальной орг-ции и культуры Т. может служить лишь в относительно простых, изолированных и стабильных социальных структурах, где идеологич. и рационально-практич. сферы деятельности не обособлены от сферы воспроизводства культуры. ("Традиционные" общества, чертами к-рых в наибольшей мере обладают первобытные, азиатские, патриархальные социальные формы.) Т. оказывается здесь необходимым и достаточным средством "простого воспроизводства" социальной системы во времени. "Во всех этих формах основой развития является воспроизводство заранее дан- н ы х... отношений отдельного человека к его общине и определенное, для него предопределенное, объективное существование как в его отношении к условиям труда, так и в его отношении к своим товарищам по труду, соплеменникам и т.д. – в силу чего эта основа с самого начала имеет о г р а н и ч е н н ы й характер, но с устранением этого ограничения она вызывает упадок и гибель" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс ?., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 475). В более развитых обществах, к-рые не могут жить Т., последняя дополняет систему других (идеологических, в т.ч. юридич., а также рационально-практич.) средств поддержания и воспроизводства обществ. структуры; Т. здесь подлежит соответств. интерпретации; ее функции ограничиваются легитимизацией (нередко – символической и просто вербальной) определ. порядков и норм. Полем действия традиц. форм в совр. обществах естественно оказываются те сферы жизнедеятельности, где в меньшей степени приложимы характерные для соответств. общества регулятивные механизмы: этнич. отношения, субкультура переходного возраста, семейно-бытовые и пр. отношения, нек-рые специфич. виды социальной организации (военные и пр.). Особое значение приобретает обращение к механизму Т. в социальных движениях, апеллирующих к привычным для масс или определ. групп формам сознания. Так, в народных движениях средневековья обращение к мессианистич. или монархич. Т. служило средством оправдания бунта; в англ. революции 17 в. раннехристианские, а во франц. революции 18 в. – античные идеологич. Т. занимали важное место в системе узаконения нового порядка. В каждом случае происходит соответств. переосмысление исторически сложившейся Т. В совр. бурж. обществе Т., как правило, служит средством восполнения рациональных и нормативных (юридич., нравств.) систем воспроизводства культурной системы; Т. в особенности используется реакц. режимами и движениями, ищущими "традиц. " оправданий в массовом сознании и использующими Т. для манипулирования им. Характерной чертой совр. национализма и фашизма является использование традицион. форм для легитимизации по существу нетрадиционных отношений (в т.ч. идеологических), обращение к древней (или псевдонац.) символике, обрядности и пр. В социалистич. обществе использование революц., трудовых и патриотич. Т. стало одним из важных средств мобилизации нар. масс для обороны страны, утверждения принципов социалистич. труда, идеологич. воспитания молодежи. При этом исторически сложившиеся Т. и отд. их элементы приобретают соответствующее новое социальное значение. Ю. Левада. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТРАДИЦИЯ
(лат. traditio - передача; предание) - способ воспроизводства, хранения и трансляции элементов социального и культурного наследия.
В содержательном, ценностном плане Т. представляет собой некую систему норм поведения, обычаев, верований и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть общественного («классического») наследия данного социума, культурной общности или мыслительного направления.
В функциональном плане Т. выступает посредником между прошлым и современностью, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), к-рые сами по себе включаются в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою данность и укорененность в культуре. Трансляция осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных связей и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал), моральных принципов и норм (кодексы), символов и значений (знаки и тексты). Т. представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего.
В качестве «должного» Т. для отдельного индивида, поколения и целого социума оказывается «сущим», т.е. нормой, непрестанно повторяющимся элементом их жизнедеятельности. Однако подобная апология Т. реализуется лишь в «примитивных», «архаичных» обществах, организованных по принципу «самодовлеющих общин, к-рые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме» (К.Маркс), и только здесь регулирующая и мироустроительная функции Т. приобретают универсальный масштаб и характер. Природа Т. противоречива, что, естественно, порождает крайности в ее восприятии и оценке.
С одной стороны, Т. выглядит как абсолютизация и консервация прошлого, символ неизменности, синоним перманентного отставания и «отсталости», предмет магического поклонения и прибежище консерватизма. Подобная эмоционально-негативная характеристика Т., несомненно, имеет под собой определенное объективное основание. Она обусловлена свойственной Т. нерефлектирующей приверженностью к прошлому (К.Мангейм), мифологизацией действительности и культовой психологией (Э.Кассирер), недоверием к креативной деятельности и недооценкой индивидуальности субъекта деятельности.
С другой стороны, Т. выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости бытия, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, социальной группы и целого общества. Как только идентичность сформировалась, она приобретает черты и статус Т., что побуждает некоторых современных авторов отождествлять эти понятия. Утрата или ослабление Т. нередко воспринимается и переживается как разрыв с прошлым, распад «связи времен», амнезия исторической памяти, вне к-рой осмысленная и целесообразная деятельность индивида или общества становится просто невозможной. Появление таких феноменов, как «возвращение к истокам» или «новое — хорошо забытое старое», лишь подтверждает существование проблемы интерпретации Т., источника ее витальной силы. Вместе с тем Т. нередко выступает в роли консервативной, ретроградной силы на пути становления нового, более прогрессивных форм и норм жизни. Коснеющая и застывающая в своей неизменности Т. может занять позицию «сознательного консерватизма», даже архаизма, и тем самым превратиться в традиционализм, когда отстаиваются не ценности какойто конкретной Т., а сам принцип неизменяемости и неизменности бытия. Живое противоречие между Т. и новацией, Т. и современностью проявляет свою действительную жизне- и мироустроительную силу, когда Т. готова к обновлению и сама становится источником развития. Практика показывает, что, напр., модернизация идет успешнее там, где считаются с Т. реформируемого общества.
В свою очередь, Т. лишь тогда сохраняет свою жизненную силу, когда она отвечает на потребности времени и сама обновляется. Понятие Т. имеет фундаментальное значение для понимания природы этического вообще как средоточия абсолютных начал и ценностей морали, и нравственной нормы как универсального (см. Всеобщность), отличного от закона или пруденциального правила, требо Екания. Лит.: Ерасов ЕС. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982; Плохое В.Д. Традиция и общество. М.: Мысль, 1982; Суханов ИВ. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Мысль, 1976; Традиции и обновление: Диалог мировоззрений. Ч. 1-2. Нижний Новгород.: Волго-Вят. акад. гос. службы; Нижегор. митрополия Рус. Православной Церкви, 1995. В. И. Толстых

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

ТРАДИЦИЯ
от лат. traditio — передача) — анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые Т., как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в т.н. традиционном обществе, где Т. определяются все сколь-ни-будь существенные стороны социальной жизни.
Т. имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В Т. аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С др. стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Т. — это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее.
Две крайности в истолковании Т. — традиционализм и антитрадиционализм — противопоставляют Т. разуму: первый ставит Т. выше разума, второй оценивает ее как предрассудок, который должен быть преодолен с помощью разума. Т. и разум не противостоят, однако, друг другу: Т. утверждается благодаря размышлению над прошлой деятельностью И не требует слепого повиновения.
Противопоставление Т. и разума, характерное для эпохи Просвещения и для романтизма, не учитывало того, что разум не является неким изначальным фактором, призванным играть роль беспристрастного и безошибочного судьи. Разум складывается исторически, и рациональность может рассматриваться как одна из Т. «...Рациональные стандарты и обосновывающие их аргументы представляют собой видимые элементы конкретных традиций, которые включают в себя четкие и явно выраженные принципы и незаметную и в значительной мере неизвестную, но абсолютно необходимую основу предрасположений к действиям и оценкам» (П. Фейерабенд). Вместе с тем разум — это не одна из многих равноправных Т., а особая, можно сказать, привилегированная Т. Он старше всех иных Т. и способен пережить любую из них. Он является универсальным и охватывает всех людей, в то время как все другие Т. ограничены не только во времени, но и в пространстве. Разум — самая гибкая из Т., меняющаяся от эпохи к эпохе. Он представляет собой критическую, и в частности, самокритическую Т. И, наконец, разум имеет дело с истиной, стандарты которой не являются конвенциональными. Т. проходят через разум и могут оцениваться им. Эта оценка всегда является исторически ограниченной, поскольку разум всегда принадлежит определенной эпохе и разделяет все ее «предрассудки». Тем не менее оценка разума может быть более широкой и глубокой, чем оценка одной Т. с т. зр. какой-то иной, неуниверсальной и некритической. Разные Т. не просто сосуществуют друг с другом. Они образуют определенную иерархию, в которой разум занимает особое место. Противоположность Т. и разума носит относительный характер: Т. складываются при участии разума, а сам разум является продолжением и развитием имманентно присущей человеку Т. рациональности. «Даже самая подлинная и прочная традиция формируется не просто естественным путем, благодаря способности к самосохранению того, что имеется в наличии, но требует согласия, принятия, заботы. По существу своему традиция — это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах. Но такое сохранение суть акт разума, отличающийся, правда, своей незаметностью» (Х.Г. Гадамер).
Повседневная жизнь во многом опирается на Т., и апелляция к ней — стандартный прием практической аргументации.
Обращение к Т. — обычный способ аргументации в морали. Наши моральные установления и поступки в значительной степени определяются Т. Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от Т., неизбежно остаются декларативными и не имеющими никаких практических последствий. Совершенно нереально было бы ожидать от современной науки обоснования какой-то новой морали.
Аргумент к Т. неизбежен во всех научных рассуждениях, в которые входит «настоящее» как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя. «...В науках о духе, вопреки всему их методологизму, присутствует действенный момент традиции, составляющий их подлинное существо и характерную особенность» (Гадамер).
Феиерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Гадамер X.Г. Истина и метод. М., 1988; Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ТРАДИЦИЯ
от лат. traditio — передача, предание) — способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему Всеобщность данного понятия подтверждается его присутствием во всех сферах человеческой жизнедеятельности и активным использованием его в различных областях знания (говорят о традиции «национальной», «народной», «групповой», а также «культурной», «научной», «художественной» и т. д.). В ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. В функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал), символических текстов и знаков (см. Символ веры. Символы культуры}. Традиция представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего (как у П. А. Флоренского, предпочитающего говорить о «древности»). Но только в т. н. примитивных, архаичных обществах, организованных по принципу «самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме» (К. Маркс), регулирующая роль и мироустроительная функция традиции приобретают универсальный масштаб и характер.
Природа традиции противоречива, что, естественно, порождает крайности в ее восприятии и оценке. С одной стороны, традиция выглядит как апология и консервация прошлого, символ неизменности, а порой — синоним отставания и «отсталости». Подобная эмоционально-негативная характеристика и оценка традиции, безусловно, имеет под собой объективное основание. Она обусловлена свойственной традиции нерефлектирующей приверженностью к прошлому (К. Мангейм), мифологизацией действительности и культовой психологией (Э. Кассарер), недоверием к креативной деятельности и недооценкой индивидуальности субъекта действия и т. д. С другой стороны, традиция выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, группы или целого социума. Как только идентичность сформировалась, она приобретает черты и статус традиции, что побуждает некоторых современных авторов говорить о тождественности этих понятий. Утрата или ослабление традиции нередко воспринимается и переживается как разрыв с прошлым, распад «связи времен», амнезия исторической памяти, вне которой осмысленная и целесообразная деятельность индивида или общества становится просто невозможной. Существование таких вневременных истин, как «возвращение к истокам» или «новое — хорошо забытое старое», лишь подтверждает важность и актуальность проблемы интерпретации традиции, источника ее витальной силы.
Признавая правомерность противопоставления традиции инновациям и современности, следует проявлять большую осторожность в истолковании данной антитезы. Это возможно, если проблему наследия, или традиции, рассматривать в контексте более общего понятия развитая. При таком подходе любая традиция становится равноправным участником процесса развития, диалога «нового» со «старым», обеспечивая не только момент преемственности, но и жизненной полноты, богатства самого процесса изменения и обновления действительности. Современный аналитический подход к проблеме традиции преодолевает тенденцию свести ее к «косным и отжившим элементам прошлого», делая акцент на изучении исторической динамики и судьбы культурного наследия и культурной самобытности. Проекция будущего немыслима без «тени», которую отбрасывает традиция. С этим понятием ассоциируется не только «застой», но и «возрождение», сообщающее старым образцам и ценностям новый жизненный смысл.
Вместе с тем традиция может выступить в качестве консервативной, ретроградной силы на пути становления новых, более прогрессивных форм и норм жизни. Коснеющая и застывающая в своей «неизменности» традиция может стать в позицию «сознательного консерватизма», даже архаизма, и тем самым превратиться в традиционализм, когда отстаиваются не ценности какой-то конкретной традиции, а сам принцип неизменности и неизменяемости. Живое противоречие «традиция—инновация» проявляет свою действительную силу тогда, когда традиция готова к обновлению и становится источником развития, а у инновации нет другого способа утвердить себя и выжить иначе как доказав свою органичность и укорененность в культуре. Практика показывает, что модернизация идет успешнее там, где считаются с традициями реформируемого общества, а, в свою очередь, традиции сохраняют свою жизненную силу, отвечая на потребности времени и врастая в новые формы жизнеустройства, т. е. обновляясь. Крушение той или иной традиции связано не только с осознанием стеснительности ее рамок, но и с открытием новых возможностей и перспектив в развитии (общественной жизни, науки, искусства и т. д.).
Велика роль и значение традиции в научном (см. Традиция в науке) и художественном творчестве. Термин «традиция» широко используется в характеристике и оценке эстетической и культурной значимости искусства целых эпох, направлений и отдельных художников, внесших особый вклад в сокровищницу мировой культуры, создавших уникальные образцы — памятники искусства. Если верно, что без прошлого нет будущего, то истинное новаторство возможно лишь на основе сохранения традиций, их творческого продолжения и развития. Это справедливо как для искусства, так и для исторического творчества вообще.
Лит.: Сарсенбаев Н. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; ЕрасовВ. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982; Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Традиции и обновление. Диалог мировоззрений, ч. 1—2. Нижний Новгород, 1995.
В. И. Толстых

Источник: Новая философская энциклопедия

ТРАДИЦИЯ
лат. traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах. Тем самым Т. включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума и его субъектов определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, т.е. коммуникативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений. Т. обеспечивает воспроизводство в системах настоящей ("живой", "непосредственной") деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой ("мертвой", "овеществленной") деятельности, т.е. она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание Т. делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит основанием для отождествления Т. и социокультурного опыта. Последнее, однако, неправомерно, так как для включения в систему Т. социокультурный опыт должен пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость воспроизведения в структурах деятельности. В узком смысле слова термин Т. употребляется для характеристики самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти. Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с помощью Т., не предполагает формулирование и экспликацию целей действующими субъектами, его смыслы скрыты (даны) в нем самом. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Такой вид Т. можно назвать аутентичной, "первичной", нерефлексивной Т. Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы Т. пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипах. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной Т. редуцирует ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид Т. статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких Т. идет, как правило, речь, когда говорят о "консервативности", "косности", "неизменности" и т.д. Т. как формы фиксации и механизме передачи культурных содержаний. Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах Т. приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, Т. вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем, это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована Т. Она может быть социализирована в деятельности как "потребителей", так и "творцов" культуры. В последнем случае порождаются такие ее специфические виды как, например, авторская Т., а также вырабатываются Т. работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, "вторичных", рефлексивных Т. Совокупность "первичных" и "вторичных" Т. конституирует понятие Т. в широком смысле слова. Оба эти вида Т. объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения. Различает же прежде всего та или иная степень отрефлексированности "вторичных" Т. и изменения за счет этого их регулятивного потенциала. "Вторичные" Т. способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпритацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц. В этом смысле возможность изменения Т. выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах. Широкое понимание Т. позволяет рассматривать ее как универсальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и ее подсистем. Она, обеспечивая преемственность, предполагает, с одной стороны, полагание определенных границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инерции, а с другой - определенный сдвиг значений в передаваемых содержаниях, т.е. постепенное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение. Инновация только тогда приживается в социуме, когда вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся Т. или порождает новую Т.Т., следовательно, в значительной мере есть то, что удерживает нас в культуре и истории. "Связывая" человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, Т. открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого. Особым видом Т. являются так называемые негативные Т., т.е. основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей. Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного). Негативная Т. строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться. Тем самым она оказывается зависимой от своего "противника", а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться. Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся. Не попадает в поле действия Т. только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое - ценностно-нейтральное. Оно не замечается, замалчивается и умирает. Утрата ценности в Т. есть прекращение движения, невозможность развития в данном направлении. Связанные с этой ценностью явления выпадают из системы трансляции и как бы перестают существовать, во всяком случае, актуально. Являясь генетически первичной формой упорядочивания и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, Т. выступает основой для возникновения социокультурных норм. Однако в развитых социальных системах Т. сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования. Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то Т. можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализиро-ванных норм, что верно, прежде всего, для "первичных" Т. Уже "вторичные" Т., имея производное от субъекта происхождение, но не нуждаясь в институционализации, могут быть рассмотрены как занимающие промежуточную позицию между собственно нормой и собственно Т. Такую же позицию могут занимать и фрагменты Т., подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь и интериоризируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в Т. Регулирование социальных систем гл. о. на основе Т. (как правило, "первичной") или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения т.н. традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности Т. сужается, среди самих Т. возрастает вес "вторичных" Т. Т. становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом "освобождения от гнета прошлого". Однако, и в этих обществах роль Т. как незаменимого механизма развития культуры сохраняется.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Национальная философская традиция в арабской средневековой философии

Кучуков Р. Р.
В статье исследуются особенности формирования национальной философской традиции на примере арабской средневековой философии.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен рациональности: философская традиция и современные интерпретации

Стоцкая Татьяна Геннадиевна
В статье рассмотрен эвристический потенциал категории «рациональность», показаны основные подходы к ее изучению.
Читать PDF
0.00 байт

Восточно-патристическая традиция в религиозно-философских концепциях Н. С. Арсеньева и В. И. Несмело

Дорошин Иван Александрович
Философские взгляды Н.С. Арсеньева и В.И. Несмелова, которые были незаслуженно забыты в России, относятся к лучшим образцам российской науки.
Читать PDF
0.00 байт

Доксография пифагореизма и неопифагорейская традиция

Афонасин Евгений Васильевич
Общее введение Е. В. Афонасина (Центр изучения древней философии и классической традиции НГУ), призванное представить основные свидетельства о пифагореизме в римский период, со времен Цицерона до конца второго века н. э.
Читать PDF
0.00 байт

Corpus Dionysiacum и классическая традиция

Афонасин Евгений Васильевич
Два библиографических обзора, посвященные Дионисийскому корпусу . В первом обзоре кратко рассматриваются недавние работы, посвященные проблеме неоплатонических источников корпуса. Эта тема будет продолжена в следующем выпуске.
Читать PDF
0.00 байт

Классическая трансцендентальная традиция и перспективы ее развития

Шергенг Н. А.
На основе исследования гносеологической, прогностической и экзистенциально-коммуникативной функции трансцендентального субъекта выработано новое понимание «классической философии» как мышления, не допускающего подмены понятия «тра
Читать PDF
0.00 байт

Славяно-русская гуманистическая традиция в современном российском обществе

Дьяченко Инна Николаевна
Определяется степень трансформации ценностей и установок русской гуманистической традиции в условиях современного российского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Православная традиция и русская философия Имени

Фриауф Василий Александрович
Что такое имя? Лингвистический феномен или онтологическая трансценденталия?
Читать PDF
0.00 байт

Российская традиция философии сердца и западная теория эмоциональной культуры

Хвастунова Юлия Викторовна
Исследуются современные представления в области философской гносеологии.
Читать PDF
0.00 байт

Православная традиция и экзегеза в осмыслении русской религиозной философии XIX-XX вв

Семенюк Антон Павлович
Автор статьи обосновывает мысль о том, что русская религиозная философия во многом явилась интеллектуальным движением за возрождение Священного Предания.
Читать PDF
0.00 байт

Научная конференция, посвященная памяти Соломона Элиазаровича крапивенского новая традиция волгоград

Читать PDF
0.00 байт

Традиция и революция

Диденко Павел Ильич
В статье оригинально представлены концепции социальной революции А.И. Герцена и социальной реформы П.А. Столыпина, обсуждается связь этих идей с традициями крестьянской общины и российской государственности.
Читать PDF
0.00 байт

Традиция упрощенного тайцзицюань семьи Чэнь

Гуйсян Кань
В статье описаны основы традиции тайцзицюань. профессора ушу Кань Гуйсян.
Читать PDF
0.00 байт

Сокулер З. А. Герман Коген и философия диалога. М. : Прогресс-Традиция, 2008. 312 с

Белов В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурная традиция в контексте онтологического измерения личностной идентичности

Аполлонов Иван Александрович
Целью работы является рассмотрение этнических форм культуры в качестве онтологической основы личностной идентичности.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

    обозначение комплекса общих идей, концепций, теорий, характерных для социально-политической мысли Великобритании и США. Эта традиция зародилась на рубеже Средних веков и Нового времени, когда нач
  • ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ, или апостольское, традиция

    лат. tradi-tio, букв. — передача) - совокупность религ. положений и установлений, носящих якобы богооткро-венный характер. Цель и назначение П. с. - поддержать и обосновать «богоустановленность» св. писа
  • МИСТИКА И ЦЕРКОВНАЯ ТРАДИЦИЯ

    - для мистически одаренных натур их прозрения субъективно представляются намного убедительнее церковной веры. Отсюда - сложности во взаимоотношениях мистики и церковных традиций. "Мистик в момен
  • ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ

            в Индии до XIX в. единственный способ существования, трансляции и развития духовной культуры. Т. предполагает, что обучение ее содержанием охватывает всю личность человека, во всех ее аспек
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

    - особая общность истоков, судеб и наследия, приведшая к формированию культу рно-истор. общности с единым культурно-генетич. кодом, с характерным самоощущением и самосознанием европейцев. По образ
  • ГУМАНИТАРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

    исторически вторая  тенденция  рассмотрения  возникновения  и  развития  философии техники, которая рассматривает технику в объективном аспекте ее возникновенияи представляет собой совокупно
  • ИНЖЕНЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

    исторически первая тенденция рассмотрения возникновения и развития философии техники, которая рассматривает технику в субъективном  аспекте ее возникновения иуказывает,  что  является  ее  су
  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ТРАДИЦИЯ

    - один из аспектов культурологич. взаимодействия человека со средой, выражающий противоречивую ориентированность в его деятельности. В качестве субъекта культуры человек может быть характеризов
  • ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО в искусстве

    от лат. traditio — передача и позднелат. novatio — обновление и изменение) — соотносительные понятия, противоположность и взаимозависимость к-рых выражает реальную диалектику всякого полноценного акта
  • Традиция культурная

    механизм поддержания, сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов. Его действие заключается в непосредственной передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколени
  • Традиция, Предание

    (Tradition). Целостный процесс передачи религиозной истины из поколения в поколение. Т.о., традиция присутствует во всех религиозных общинах в устной или письменной форме, а ее содержание воплощается в
  • Реформатская традиция

    (Reformed Tradition, The). Понятие "реформатская" употребляется для того, чтобы отличать кальвинистскую традицию от лютеранской и анабаптистской. Реформатская традиция уходит корнями в теологию Ульриха Цви
  • Уэслианская традиция

    (Wesleyan TVadition, The). В широком смысле слова уэслианская традиция представляет собой теологическую базу бесчисленных движений и конфессий, так или иначе воспринявших идеи Дж. Уэсли. Это, прежде всего, ра
  • ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО

    [от лат. novator обновитель] — исторически сложившиеся понятия, характеризующие диалектичность процесса созидательной деятельности людей. Традиция — это исторически сложившиеся и передаваемые из п
  • ТРАДИЦИЯ В НАУКЕ

    это способ перевода индивидуальной познавательной деятельности в социально заданную форму. Науку и традицию часто противопоставляют, рассматривая традицию как то, что навязывает человеку предр
  • УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ

    Кельтские предания, естественно, передавались из уст в уста, и лишь в первые века после появления христианства на землях кельтов кельты начали записывать на собственном языке различные тексты, бу
  • Адам в мусульманской традиции

    первый человек. Соответствует христианскому Адаму. Согласно Корану Аллах создал его из глины, по другой версии - из праха земного. Назначение Адама — быть наместником Аллаха на земле, знать имена в
  • Алтайцев традиционные верования

    Алтайцы коренное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской обл. Численность в России ок. 70 тыс. чел. По традиц. представлениям нач. 20 в., земля, на к-рой живет человек, называлась «чын
  • ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И АНТИТРАДИЦИОНАЛИЗМ

    две крайние позиции в трактовке традиции. Традиционализм исходит из убеждения, что практическая мудрость по-настоящему воплощена в делах, а не в писаных правилах, и ставит традицию выше разума. Ан
  • Армян в России религиозные и культурные традиции

    Армянская Апостольская церковь (ААЦ) одна из древнейших христ. церквей. В догматических и культовых традициях она очень близка к православию. На историческую территорию Армении христ-во пришло во