это способ перевода индивидуальной познавательной деятельности в социально заданную форму. Науку и традицию часто противопоставляют, рассматривая традицию как то, что навязывает человеку предрассудки в восприятии и понимании мира, а науку – как то, что позволяет человеку взглянуть на мир непредвзято и познать объективную истину. Именно подобным образом относится к традициям эпоха Просвещения, и за это критикуют «призраки» и «идолы» идеологи новоевропейской науки Декарт и Бэкон. Так же рассуждает и Ф. Ницше, описывая «историческую болезнь» ученого: в течение долгих лет он изучает то, что думали и говорили другие и в конце концов теряет способность к самостоятельности суждений. Необходимо учесть и то, что европейская культура является письменной, т. е. традиции передаются через классические тексты: священные книги, научные, литературные тексты и т. п. Но текст является не только средством сохранения знания, но в такой же мере и средством его забывания, когда утрачиваются действительное содержание традиции, ее смысл, и остаются лишь слова, только правильное их использование позволяет безошибочно функционировать в обществе. В результате возникает стремление очистить процесс познания от культурных предрассудков и поставить ученого непосредственно перед лицом природы. Эта идея выражается в идеале объективного знания, который формируется в Средние века. Познание уподобляется строительству храма. Пока идет строительство, необходимы леса, по которым передвигаются рабочие. Но когда храм построен, леса должны быть убраны. Храм – это и есть объективная истина, а леса – исторические и культурные условия его производства. Возможность подобного рода объективного знания не раз была поставлена под сомнение в философии. В частности, постпозитивистская философия в лице Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и других представителей убедительно доказала, что исторические, культурные, социальные условия производства научного знания являются не чем-то внешним для него, а входят в само содержание науки.
Очевидно, что научная деятельность, как и любая другая деятельность человека возможна только в контексте истории, культуры, а значит и традиции. Именно благодаря традиции науку удается сохранить как особого рода социальный проект и передавать от поколения к поколению. Развитие философии науки в XX в. показало, что невозможно сформулировать законченный список признаков, отличающих науку от других форм познания, деятельности и жизни. В то же время европейская традиция содержит парадигмальные образцы научных проблем, методов, научных текстов, сравнение с которыми позволяет нам и сегодня решать вопрос о научности или ненаучности той или иной работы. В философской литературе выделяют различные формы сохранения и передачи научных традиций: парадигма; дисциплина; научная школа и научное направление; классификационные системы научных дисциплин; категориальные модели действительности, определяющие рубрикацию при организации знаний. Парадигма – понятие, введенное Т. Куном в его знаменитой работе «Структура научных революций». Дисциплина – это конкретное единство традиции и новации. Формой контроля за воспроизводством традиции в данном случае является постоянная реактуализация правил. «Дисциплина определяется областью объектов, совокупностью методов и корпусом положений, которые признаются истинными, равно как и действием правил и определений, техник и инструментов: все это в целом составляет анонимную систему, которая находится в распоряжении тех, кто хочет или может ею воспользоваться, при том, что ее смысл и ее правомочность никак не связаны с тем, кто оказался ее изобретателем». Но дисциплина не может быть бесконечным повторением одного и того же. Она может существовать только как процесс получения новых высказываний, иначе она бессмысленна. «Для существования дисциплины необходимо... чтобы было возможно формулировать – и формулировать бесконечно – новые положения». Научное направление, как правило, связано с именем крупного ученого, но не обязательно предполагает непосредственные контакты между представителями одного направления. Очень близкими по смыслу понятиями являются «научное сообщество» (Т. Кун) и «дискурсивное сообщество» (М. Фуко). Научное сообщество – это группа ученых, работающих в рамках одной парадигмы. В понятии «дискурсивное сообщество» акцент, помимо необходимости владеть содержанием, делается на социальных условиях, определяющих возможность вхождения субъекта в дискурс, напр. в науку. Научное направление, научное и дискурсивное сообщество – это неявные формы сохранения и передачи традиций. Научная школа, в отличие от научного направления, предполагает непосредственное общение между учеными, временную и географическую локализации и является явной формой передачи научных традиций, напр. французская историческая школа Анналов.
В основе научных традиций могут лежать как образцы действий (методов исследований), так и образцы продуктов. Например, на интересный факт, когда традиция в науке задается по образцу раз произведенного продукта, указывает американский специалист по термодинамике М. Трайбус: «С того времени, когда Рудольф Клаузиус написал свою книгу «Механическая теория теплоты»... почти все учебники по термодинамике для инженеров пишутся по одному образцу Конечно, за прошедший век интересы изменились и состоят не в изучении паровых машин, однако и сейчас, читая книгу Клаузиуса, нельзя сказать, что она устарела». Традиции, таким образом, управляют не только ходом научного исследования. Не в меньшей степени они определяют форму фиксации полученных результатов, принципы организации и систематизации знания. И образцы – это не только образцы постановки эксперимента или решения задач, но и образцы продуктов научной деятельности. Учитывая это, мы легко обнаружим своеобразную связь традиций разного типа, которые иногда напоминают две стороны одной и той же медали. Так, напр., теория, выступающая в роли куновской парадигмы, может одновременно фигурировать и как образец для построения других теорий. «Я хотел бы подчеркнуть одно обстоятельство, – пишет Р. Фейнман, – Теории, посвященные остальной физике, очень похожи на квантовую электродинамику... Почему все физические теории имеют столь сходную структуру?» Одну из возможных причин Фейнман видит в ограниченности воображения физиков: «Встретившись с новым явлением, мы пытаемся вогнать его в уже имеющиеся рамки»153 . Но это и значит в данном случае строить новые теории по образцу уже имеющихся, используя последние как своеобразные проекты. Подобным образцом передачи научных традиций являются научные классификации. Нет алгоритма построения классификаций, но есть образцы, играющие в данном случае роль идеала и определяющие стремления, направления деятельности ученого (напр., такой классификацией является таблица Менделеева).
Категориальные модели действительности (механическая, термодинамическая, эволюционная, вероятностно-статистическая и т. п.) характеризуют наиболее существенные черты исследуемой в теории предметной области. Это абстрактная модель изучаемых в теории взаимодействий. Категориальные модели действительности – это фундаментальные теоретические схемы, лежащие в основе теории. Фундаментальная теоретическая схема задается корреляцией фундаментальных абстрактных объектов теории (см. Научная теория).
В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые, вообще говоря, не только несводимы, нередуцируемы друг к другу, но рассекают действительность в разных плоскостях. Эти системы абстракций определенным образом соотносятся друг с другом, но не перекрывают друг друга. Даже в пределах одной науки существует несводимость одной категориальной модели действительности к другой. Можно показать, что, напр., тепловые явления, описываемые статистической механикой, несводимы к механическим, что в них есть определенная специфика, которая не может быть отражена в механике. Таким образом, любая научная дисциплина, как бы велики ни были успехи в интеграции охватываемых ею знаний, состоит из нескольких научных областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории. Именно они объединяют вокруг себя соответствующие данной предметной области эмпирический материал. Это является основанием для выделения в рамках одной дисциплины, напр. физики, различных учебных курсов, построения учебных планов, без которых невозможна передача научного знания. Аналогичную роль играет классификация научных дисциплин. Во-первых, она отражает исторически сложившиеся представления научного сообщества о структуре мира, определяет границы научного познания, иерархию наук в рамках установленных наук. Во-вторых, она является основанием для организации учебного процесса: создания факультетов, кафедр, присвоения ученых степеней и т. п. Е. П . Стародубцева