(Reformed Tradition, The).
Понятие "реформатская" употребляется для того, чтобы отличать кальвинистскую традицию от лютеранской и анабаптистской. Реформатская традиция уходит корнями в теологию Ульриха Цвингли, отца цюрихской Реформации, и женевского священника Жана Кальвина, крый в своих библейских комментариях, памфлетах и особенно в " Наставлениях в христианской вере" разработал вариант протестантской теологии. У Кальвина за время, прошедшее после Реформации, появилось множество последователей отдельных людей и групп. Они не всегда придерживаются тех же взглядов, что и Кальвин. Так, между кальвинистами, крые стоят примерно на одних позициях и во многом напоминают друг друга, есть определенные различия, порожденные историческими и даже географическими причинами. Эти отличия привели к возникновению нескольких течений в русле одной традиции.
Реформация и реформатская традиция. Первое течение внутри реформатской традиции сложилось в Сев.Зап. Европе, Швейцарии, Франции, Голландии, Германии, а также распространилось на восток в Венгрию и на юг в Италию (Вальденская церковь). Реформатские церкви в Сев.Зап. Европе активно разрабатывали ранние вероисповедания и катехизисы, крые до сих пор остаются вероучительными нормами во многих церквях. В 1537г. Кальвин разработал первый Реформатский катехизис,а в 1541 г. переписал его. Этот труд был переведен на многие языки и пользовался большим авторитетом. Еще большую роль сыграл Гейдельбергский катехизис 1563 г., крый до сих пор остается каноническим документом во многих европейских реформатских церквях. В Гельветическом (1536, 1566), Галльском (1599) и Бельгийском вероисповеданиях (1561) тоже излагались основные положения кальвинистской доктрины.
На Британских овах господствующим направлением Реформации стал кальвинизм. Королева Елизавета обязала Англиканскую церковь сохранять римскую литургию и форму управления, но теологической основой Англиканской церкви стал кальвинизм, как видно из "Тридцати девяти статей" (1563), крые были созданы на основе "Сорока двух статей"(1553)архиепископаКранмера. ВXVIIв. "Наставления в христианской вере" Кальвина были учебником для всех изучающих теологию. Пуритане, состоявшие из индепендентов и пресвитериан и исповедовавшие более последовательные кальвинистские взгляды, стремились искоренить все следы католицизма в государственной Церкви. В то же время немалое число протестантов, находившихся под влиянием анабаптистов, принимало крещение взрослых, считая его единственным правильным способом совершатьтаинство, и в то же время принимало большую часть реформатских учений. Поскольку они верили в учение о предопределении, их называли "партикулярными" баптистами и отличали от "свободных" баптистов, отрицавших это учение. Эти нонконформистские группы ввели Вестминстерское исповедание, катехизисы, порядок церковного управления и богослужения, принятые во всех англоязычных пресвитерианских церквях. Пресвитерианская церковь Шотландии и Шотландская церковь, опиравшиеся на Шотландское исповедание (1560) и Женевский катехизис, в 1647 г. приняли вестминстерские нормы поеле того как Английский парламент, в к-ром господствующую роль играли индепенденты, отказался признать их в качестве норм Англиканской церкви.
XVII и XVIIIвв. Начиная с XVII в. колонисты из Европы и Великобритании, эмигрировавшие в Массачусетс, НьюЙорк, Юж. Африку, Австралию, Новую Зеландию и другие места, стали создавать там реформатские и пресвитерианские церкви. Хотя зачастую они не получали весомой поддержки от Церкви в метрополии (по крайней мере, в начале), тем не менее они основывали свои собственные церкви, придерживаясь традиционной доктрины, литургии и церковного управления тех церквей, из крых они вышли. Большинство пресвитерианских церквей принимает вестминстерские документы, а европейские реформатские церкви придерживаются тех исповеданий и катехизисов, на основе крых они были созданы.
История реформатской традиции полна споров и разногласий. То и дело возникали проблемы, крые требовали от ее приверженцев пересмотра и защиты их базисных верований. Одно из наиболее важных начинаний связано с деятельностью голландского теолога Якоба Арминия, крый отверг учение Кальвина о благодати. В 1610 г. его последователи разработали "Ремонстрацию" (от лат. remonstro "отказываюсь") и представили ее на рассмотрение.
В результате в 1618 г. в Голландии был созван Дортский синод, куда съехались теологи из разных стран, осудившие учение Арминия и утвердившие пять положений: (1) полная греховность человека; (2) безусловное избрание; (3) к искуплению во Христе предназначены лишь избранные; (4) благодать Божья действует неодолимо; (5) эта благодать помогает истинным верующим пребывать в вере до конца. Арминиане были изгнаны из Реформатской церкви, но создавали свои собственные общины. Они оказали большое влияние, подготовив почву для методизма Уэсли и других нереформатских и антиреформатских христианских групп. Каноны Дортского синода стали одной из "трех форм единства", это вероучительные нормы большинства голландских реформатских церквей. Бельгийское исповедание и Гейдельбергский катехизис двадругих виданорм.
В Англии и Шотландии произошел конфликт иного рода. Пуритане пытались полностью реформировать Англиканскую церковь и встретили противодействие со стороны королевы Елизаветы и двух ее преемников Якова I и Карла I. Пользуясь авторитетом в парламенте, они могли противостоять монархии, но это противостояние привело к войне. Война разгорелась сначала в Шотландии, где Карл I стремился навязать пресвитерианам епископализм. Пресвитериане сопротивлялись, и, когда Карл I решил поднять против них английскую армию, пуритане выдвинули в парламенте такие требования, что он решил запугать их силой. Он потерпел поражение, был взят в плен, и в 1649 г. парламент приговорил его к смертной казни. В течение последующих девяти лет страной правил К-ром вель, но вскоре после его смерти на престол взошел Карл II, сын Карла I, крый проводил политику отца в Англии и Шотландии. Хотя английские пуритане вынуждены были покориться, шотландцы взялись за оружие и устроили нечто вроде партизанской войны. "Сторонники завета", названные так потому, что они договорились защищать "царские права Иисуса Христа", оставались в оппозиции, когда на престол взошел Яков, брат Карла, исповедовавший католицизм. Они продолжали бороться до тех пор, пока Яков не был свергнут с престола. В1688 г. к власти пришел Вильгельм Оранский.
Несмотря на то что реформатская традиция порождала конфликты, она оказала положительное влияние на христианский мир. В XVIII в. она стала одним из главных очагов евангельского пробуждения. В Шотландии это движение возникло в 1700г. под влиянием Т. Бостона и группы Marrow Men, названной так по названию пуританского трактата The Marrow of Modern Divinity (" Суть современной теологии"). Религиозное пробуждение, связанное с деятельностью этой группы, в конце концов слилось с евангельским пробуждением в Англии. Его вдохновителем был Дж. Уайтфилд. В то же время в американских колониях Дж. Эдварде участвовал в Великом пробуждении, к-рое через Уайтфилда было связано с английским евангельским пробуждением. В основе этих течений лежал кальвинизм.
Реформатская традиция в недавнем прошлом и в настоящее время. Возрождение евангельской проповеди на этом не кончилось и в 1818 г. благодаря шотландскому влиянию распространилось в Европе, когда Р. Халдейн совершил миссионерскую поездку в Швейцарию. Его идеями прониклись С.Малан и М. дОбинье, благодаря крым евангельское пробуждение охватило другие части Европы. В Голландии оно пользовалось особым авторитетом на его основе выросли труды Г. ван Принстерера, Г. Бавинка и А. Кейпера. Кейпер основал Свободный университет в Амстердаме и возглавил движение, к-рое откололось от государственной Церкви и привело к созданию Реформатской церкви. В 1901 г. он, как лидер антиреволюционной партии, стал премьерминистром. Деятельность Кейпера способствовала тому, что пробуждение кальвинизма происходило не только в церковных кругах, но и во многих других сферах общественной жизни, а его влияние распространилось далеко за пределами Голландии.
В Великобритании реформатская традиция принесла такие же плоды. Одним из самых важных событий в церковной жизни было отделение части Шотландской церкви, из крой образовалась Свободная церковь Шотландии. Хотя непосредственным поводом для этого события стала борьба против права попечителей назначать служителей в конгрегации, главной причиной было то, что Шотландская церковь во многом отступила от реформатских позиций, а те, кто хотел оставаться на них, отстаивали право самим выбирать служителей. Когда им отказали в этом требовании, они отделились и создали собственную автономную церковь. Но реформатское движение охватило не только Церковь. Промышленная революция в Великобритании привела к огромным переменам, в т.ч. к повсеместной эксплуатации рабочих. Чтобы воспрепятствовать этому, многие общественные деятели, как, напр., Э.Э.Купер, седьмой граф Шефтсбери в Англии, преподобный Т. Челмерс в Шотландии и другие, стремились провести законы, защищающие интересы рабочих, шахтеров и физически неполноценных людей. Многие из этих лидеров были убежденными кальвинистами, и позднее немало людей, стоявших на тех же позициях, заседали в Британском парламенте и, стремясь улучшить положение рабочего класса, разрабатывали другие законы.
Эта реформатская общественнополитическая деятельность перекинулась в Америку, где люди, действовавшие в русле реформатской традиции, приняли в ней большое участие. Многие представители пресвитерианских и реформатских церквей участвовали в движении за отмену рабства, а позднее в борьбе за гражданские права. К сожалению, в Юж. Африке реформатское движение поддерживало апартеид, но эта практика постепенно меняется, поскольку некрые реформатские общины в стране и за ее пределами через такие организации, как Реформатский экуменический синод, оказывают давление на южноафриканские церкви и стремятся, чтобы они изменили свое отношение к государственной политике.
Реформатская традиция всегда поощряла христианское образование членов Церкви. Кальвин настаивал на катехизации молодых верующих, и созданное им учебное заведение,известное сейчас как Женевский университет, послужило образцом для системы образования, крую разработал Джон Нокс в "Первой книге дисциплины", а также при создании Лейденского университета в Нидерландах и нескольких семинарий во Франции. В Америке эта образовательная традиция повлияла на создание Гарвардского и Йельского университетов. В последние годы Кальвинистский колледж в ГрэндРэпидсе (Мичиган), Теологический колледж в Гамильтоне (Онтарио) и аналогичные заведения указывают на то, что реформатская традиция в образовании все еще жива и играет важную роль в воспитании и подготовке образованных христиан.
В кон. XIX в. и в XX в. роль христианского образования возрастает. Хотя к тому времени уже сложилась целая школа протестантских ученых, А. Кейпер пробудил новый интерес к этой традиции, встретившей отклик во многих странах. Выдающиеся современные ученые Г. Дойеверд, Д.Х.Т. Волленховен, Дж.Г. Бавинк и многие другие, прежде всего в Свободном Амстердамском университете, Дж. Орр в Шотландии, Дж.Г.Мейчен и К. Ван Тиль в США, П. Марсель во Франции разрабатывали реформатский подход во многих областях.
Начиная с 1850 г. различные реформатские и пресвитерианские церкви стремились наладить сотрудничество в разных сферах. В1875 г. был создан Мировой союз реформатских церквей, придерживающийся пресвитерианской системы. Он продолжает работать и по сей день. Поскольку некрые из церквей, входящих в Союз, отошли от истинно реформатских позиций, как свидетельствуют новые исповедания и обряды, непохожие на реформатские, некрые реформатские объединения, в особенности недавно созданные общины, отказались войти в Союз. В результате, чтобы обеспечить реформатское свидетельство, в 1960 г. была создана новая организация Реформатский экуменический синод. Перед этим появились нецерковные организации. В 1953 г. во французском городе Монпелье под руководством П. Марселя была создана Международная ассоциация реформатской веры и действия, а в США недавно организована Национальная ассоциация пресвитерианских и реформатских церквей. Т.о., христиане реформатской традиции все больше сплачиваются, чтобы нести Евангелие в мир. В результате реформатская традиция оказывает влияние не только в западном мире, но и в таких местах, как Юж. Корея, Индонезия, Индия и Африка.
Реформатская традиция важная часть западной культуры, повлиявшая на разнообразные сферы западноевропейской мысли и жизни. Тем не менее постепенно большая часть ее наследия подверглась секуляризации, ее религиозные корни были отброшены или отвергнуты. Поэтому неудивительно, что западный мир с его эгоцентризмом, сменившим былую жажду делать все "во славу Божью", результат этого отвержения.
W.S. RE1D(nep.A.K.) Библиография: J. Bratt, ed.. The Heritage of John Calvin; W.S. Reid, ed .,John Calvin: His Influence in the Western World; W. F. Graham, The Constructive Revolutionary; J .T. McNeill, The History and Character of Calvinism.
См. также: Кальвин, Жан; Цвингли, Ульрих; Дортский синод; Спор о сути; Кальвинизм; Эдвардс, Джонатан; Уайтфилд, Джордж; Кейпер, Абрахам.