(Wesleyan TVadition, The).
В широком смысле слова уэслианская традиция представляет собой теологическую базу бесчисленных движений и конфессий, так или иначе воспринявших идеи Дж. Уэсли. Это, прежде всего, различные методистские деноминации У эслианские методисты, Свободные методисты, Африканские епископальные методисты, Африканские епископальные методисты Сиона, Епископальные христианеметодисты и Объединенные методисты. Уэслианской традиции в той или иной мере обязаны своим возникновением и другие движения и деноминации (Ч. Финни и Движение святости, Ч. Пархем и движение пятидесятников, Ф. Бризи и "Церковь Назарянина"), Понимаемая более узко, уэслианская традиция обычно ассоциируется с арминианством и противопоставляется кальвинизму. Однако здесь возможны недоразумения. Кальвинисты всегда подозревали уэслианцев в чрезмерных симпатиях к пелагианству. Уэслианцы, со своей стороны, говорили, что кальвинисты слишком близки к антиномизму. Но как Кальвин не был антиномистом, так Арминий и Уэсли не были пелагианами. Доктрина об оправдании верой принципиально важна и для уэслианской, и для кальвиновской традиции. Расходясь по вопросу о свободе воли, во многих других отношениях эти две традиции очень близки. К примеру, по словам Уэсли, в том, что касается оправдания, его учение почти не отличается от учения Кальвина. Главное различие между двумя традициями касается не свободной воли, а освящения. С точки зрения Уэсли, теология должна соблюдать четкий баланс, признавая как веру, так и дела; как оправдание, так и освящение. Уэслианцы считают такой подход своей особой заслугой.
Отличия уэслианства. Уэслианская традиция рассматривает оправдание верой как путь к освящению, или "библейской святости ". Оправдание верой само по себе составляет основу доктрины. В проповеди, озаглавленной "Оправдание верой", Уэсли пытается дать определение этому термину. Прежде всего он перечисляет все то, что не дается нам с оправданием. Оправдание не делает нас действительно праведными (это происходит при освящении). Оправдание не освобождает нас от обвинений со стороны дьявола, закона и даже Бога. Мы согрешили, и поэтому обвинения остаются в силе. Однако оправдание приносит нам прощение грехов. Бог оправдывает злодеев, а не добродетельных людей. Праведники не нуждаются ни в покаянии, ни в прощении. Прощение же обретается верой. Затем Уэсли объясняет, что такое вера и что не есть вера. Вера, о крой идет речь, это не вера язычников, не вера дьявола и даже не та вера, крую имели апостолы до распятия Христа. Это "божественная, сверхъестественная очевидность, или уверенность в вещах невидимых, недоступных нашим телесным чувствам". К-ром е того, "оправдывающая вера подразумевает твердое упование и уверенность, что Христос умер за мои грехи, что Он возлюбил меня и отдал себя за меня" (Сочинения Уэсли, V, 6061). Такая вера достигается через покаяние и готовность уповать на Христа как на единственного Избавителя от грехов.
Доктрина об оправдании верой составляет основу уэслианской традиции. На этой доктрине зиждется доктрина об освящении, суть крой состоит в следующем. Мужчина и женщина, созданные по образу вечного Бога, были праведны и совершенны. Они пребывали в Боге, и Бог пребывал в них. Бог требовал от них полного и совершенного повиновения, и они, будучи совершенны, повиновались Ему именно так. Затем люди ослушались Бога, отпали от Него и утратили свою праведность. Мы, их потомки, унаследовали от них растленную и смертную природу. Мы мертвы мертвы духом, мертвы во грехе, мертвы для Бога. Наша природа обрекает нас на вечную смерть. Однако Бога нельзя победить. Когда мы были грешниками, Христос умер за нас. Он понес наши грехи, и Его страданиями мы исцелились. Т.о., грешники бывают оправданы верой в полную, совершенную и достаточную жертву Христову. Однако это не конец, а лишь начало. Согласно уэслианской традиции, спасение завершится тогда, когда мы вернемся к изначальной праведности. Свершить это может лишь Дух Святой. Нас оправдывает вера, но освящает насСв. Дух.
Благодати уэслианская традиция противопоставляет не закон, а дела закона. Уэслианцы указывают на то, что Иисус пришел не отменить, а исполнить закон. Бог создал нас по своему образу, и Он хочет, чтобы этот образ был восстановлен. Он хочет вернуть нас к полному и совершенному повиновению через процесс освящения. Если мы откликаемся на зов Духа Святого, Дух начинает истреблять в нас все то, что отделяет нас от Бога, от нас самих и от других людей. Люди бывают оправданы не добрыми делами, но для добрых дел. Добрые дела, не проистекая от веры в Христа, не могут предшествовать оправданию, но они последуют за оправданием как его неизбежный результат. Уэсли писал, что методисты, крые не исполняют всей праведности, заслуживают, чтобы их бросили в озеро огненное. Призыв "исполнить всю праведность", т. е. обрести первоначальную праведность, стал отличительной чертой уэслианства.
Исполнение всей праведности тождественно процессу освящения. Уэсли утверждал, что вмененная праведность должна превратиться в дарованную праведность. Тем, кто раскаялся и уверовал, Бог дарует Духа, чтобы они могли через веру преодолеть грех. Уэслианцы уповают на спасение от греха, а не только от ада. Уэсли ясно говорит о процессе, крый должен завершиться вторым деянием благодати, т.е. полным освящением. Он определяет полное освящение как "чистую любовь". Уэсли верил, что в момент полного освящения человек достигает такой любви, края совершенно свободна от личной заинтересованности. Итак, освящение ("библейская святость ") обретается через веру, как даяние Духа Святого. Освящение начинается в момент нового рождения. В ходе этого процесса, крый длится вплоть до полного освящения, человек начинает любить Бога и ближнего, как самого себя, становится кротким и смиренным, уподобляясь Иисусу Христу, воздерживается от всяких злых проявлений, исполняет заповеди Божьи, довольствуется любой участью и все делает во славу Божью.