ТОТЕМИЗМ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТОТЕМИЗМ
вера в сверхъестественное родство между человеческими родами и определенными животными или растениями (тотемами).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Тотемизм
отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

ТОТЕМИЗМ
одна из ранних форм религии, главным элементом которой является вера в существование мистического родства между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений.  

Источник: Религиоведческий словарь

ТОТЕМИЗМ
почитание животного, которое считается предком племени и удостаивается такого наименования. Тотем — что-то вроде знамени для некоторых племен или кланов африканских или полинезийских обществ. Отличается от фетиша — животного или объекта, «приносящего счастье».

Источник: Философский словарь

ТОТЕМИЗМ
религиозные верования, возникшие на ранней ступени развития общества: представления об общем предке племени или рода - животном, растении, реже - явлении природы или неодушевленном предмете; вера в происхождение человека от животного или растения, камня, предмета.

Источник: История и теория культуры

ТОТЕМИЗМ
на языке индейцев «ототем» – его род): вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и определенными животными или растениями (тотемами). Одна из ранних форм науки и родоплеменных религий, приверженцы которой воспринимали тотем как общего предка их рода, способного оказывать им сверхъестественную помощь.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Тотемизм
англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – 1) форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальником и покровителем рода 2) одна из форм религии, связанная с наделение сверхъестественной силой животных, растений, явлений природы.  

Источник: Словарь по культурологии

Тотемизм
комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлениями о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами – видами животных, растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Т. был распространен у всех народов мира, реликтовые явления сохраняются до сих пор.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ТОТЕМИЗМ
вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже – растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений. Непочтение к тотему – мифическому «предку», с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим наказание. Тотемом является и само животное или растение, и его знак.

Источник: Краткий философский словарь.

Тотемизм
вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже — растений или даже предметов, ранняя форма религиозных представлений. Непочтение к тотему — мифическому «предку», с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим наказание. Т. является и само животное или растение, и его знак.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

ТОТЕМИЗМ
(Totemismus) — вера многих отсталых народов, и прежде всего североамериканских индейцев, в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. Тотемом называется и грубо обработанный знак этой вещи, используемый вождем в качестве подписи.
J. Lubbock. Origin of Civilisation. London, 1870; A. Lang. The Secret of the Totem. London, 1905; S. Freud. Totem und Tabu, 1913; C. Lévi-Strauss. Le totémisme aujourd’hui. Paris, 1962, dt. 1965; E. Leach (Hg.). Mythos und T, 1973.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Тотемизм
(букв. — его род) — первобытное представление о существовании родственной связи между членами человеческого коллектива, с одной стороны, и тем или иным видом животных или растений — с другой, реже — с неодушевленными предметами. Объект поклонения (тотем) считался предком-покровителем племени, рода. Т. — древнейшая ступень и форма религии. Как система взглядов на объективный мир и на самого человека Т. выражает представления раннего родового об-ва, когда человек еще не осознал своего отличия от природы и не выделял себя из природы. С развитием и укреплением матриархата Т. распадается, хотя пережитки его сохраняются в классовом об-ве, в нек-рых религ. ритуалах и мифах («причащение тела и крови христовой», мифы о непорочном зачатии и т. п.).

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Тотемизм
англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – 1) форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальником и покровителем рода 2) одна из форм религии, связанная с наделение сверхъестественной силой животных, растений, явлений природы. древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений. комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленных предметов); каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира; пережитки сохранились во многих религиях.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Тотемизм
 (от слова «ототеман», на языке североамер. индейцев племени оджибве — «род его») — одна из ранних форм религии первобытного об-ва. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 в.). Осн. в Т. — вера в общее происхождение и кровную близость к.-л. группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение Т. обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в об-ве, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей. Тотем, могучий покровитель людей, обеспечивает их пищей. Т. распространен среди племен Австралии, Сев. и Южн. Америки, Меланезии, Полинезии, Африки. Пережитки Т. сохранились в развитых религиях (бог как отец верующих; чистые и нечистые животные; причастие как вкушение тела бога), в фольклоре [(сказки о брачных и родственных отношениях людей с животными).

Источник: Философский словарь. 1963

ТОТЕМИЗМ
(англ. totem – его род) – первобытная форма верования, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или другой общины с каким-либо видом животных или растений (реже явлениями природы и неодушевлёнными предметами). Тотем считался не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу (вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу). Тотемные племена верили в то, что после смерти каждый человек обращается животное своего тотема, следовательно, каждое животное – это умерший родственник. Тотему поклонялись, его умилостивляли и к нему приобщались. Тотемизм – самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы. Это видимый знак единства и солидарности рода, признак кровного родства. Возникает понятие «мы» в противовес понятию «они» («свои» и «чужие»).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ТОТЕМИЗМ
на языке северо-америк. индейцев оджибве «от-отем», букв. - его род) - одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (родами) и животным и растит, миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще последнее) -воспринимался как реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами духов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традиц. комплекс представлений, связанный с Т., — это вера в возможность постоянного «непорочного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потомков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих животных и растений на территории своего рода (племени) и обеспечить его материальное благополучие; в то, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Наиболее обстоятельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, но пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

Источник: Атеистический словарь

ТОТЕМИЗМ
от алгонкинского "ототем" - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопред-ка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Т. является клановый (родовой) Т.. К неосновным видам Т. относят: индивидуальный (нагуализм) и половой Т. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира. Термин "Т." был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее обстоятельные исследования Т. в 19-20 вв. осуществили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Фрэзер и др. Истолкование и объяснение Т. ныне предлагают десятки разнообразных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и "комплекс Эдипа") на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) - запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь - иудаизма и христианства. Психоаналитическая концепция Т. неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифологичность.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

тотемизм
ТОТЕМИЗМ — одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамер. индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения Т. было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития Т. такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Позднее в Т. были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, с др. стороны — к изменению отношения к самому тотему. Напр., возникли запреты на употребление тотема в пищу за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках Т. возникла целая система запретов, которые назывались табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и удобном для исследования виде Т. был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки, однако пережитки Т. (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во всех религиях мира.         А.Н. Красников

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТОТЕМИЗМ
одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой — изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов—табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам—табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т. п.) можно обнаружить во многих религиях мира.
А. Н. Красников

Источник: Новая философская энциклопедия

ТОТЕМИЗМ
(от алгонкинск. ототем, букв. - его род) - вера в сверхъестеств. родство между человеч, группами (родами) и видами материальных предметов, большей частью животными или растениями; одна из древнейших форм религии. Слово «тотем» впервые употреблено в литературе в конце XVIII в., но факты суеверного отношения к животным и растениям были известны и раньше. После опубликования работ Дж. Мак-Леннана (1870) и Дж. Фрэзера (1887) проблема Т. стала широко обсуждаться в науке. Изучение этногр. материала показало, что тотемич. верования и обряды известны в том или ином виде во всех частях света и очень мн. народам, но наиболее развит Т. у самых отсталых народов, особенно у туземцев Австралии. Археол. открытия свидетельствуют о существовании Т. уже в эпоху верхнего палеолита (пещерная живопись и пр.). У совр. австралийцев-аборигенов каждое племя делится на роды, носящие названия животных (иногда растений, изредка др. предметов). Своего тотема члены рода считают родственником, отцом, старшим братом, другом и т. п. Его обычно не убивают, мясо его не едят. В тотемич. мифах рассказывается о странствованиях фантастич. «предков» (человеческих или полуживотных), связанных с данным тотемом; в периодически совершаемых обрядах эти мифы разыгрываются в лицах.
Др. обряды направлены, по представлениям австралийцев, на размножение тотемич. животного или растения (см. Интичиума), при этом иногда практикуется ритуальное поедание тотема. Местами есть вера в «тотемич. инкарнацию»: беременность женщины объясняется вхождением в ее тело «тотемич. зародыша». В особых тайниках хранятся свящ. эмблемы тотема - чуринги, деревянные или каменные, покрытые символич. узорами. Тотемич. группы (роды) экзогамны: браки внутри них запрещены. Помимо обычного «родового» («кланового») Т., у австралийцев есть реже встречающийся Т. фратрий, а также половой (у мужчин свой тотем, у женщин свой) и индивидуальный Т. Для объяснения Т. были предложены десятки разных теорий. Нек-рые из бурж. ученых (У. Б. Робертсон-Смит, Ф. Б. Джевонс, Б. Анкерман, А. Ван-Геннен, Э. Дюркгейм) во многом приблизились к правильному пониманию проблемы Т., исследования сов. ученых (Д. К. Зеленина, А. М. Золотарева, С. П. Толстова, Д. Е. Хайтуна и др.) позволили ее решить. Т. - форма религии раннеродового общества, в к-рой фантастически отразились условия жизни первобытных охотничьих общин. Господствовавшие внутри них кровнородств. связи были бессознательно перенесены на внешний мир; предметы окружающей природы, особенно животные, казались человеку связанными с ним теми же кровнородств. связями.
С переходом к более сложным формам родоплеменного строя, начиная с развитого материнского рода, Т. постепенно распадается, но его остатки и пережитки сохраняются долго. Они обнаружены у большинства народов Океании, в Индонезии, в Юго-Вост. и Южн. Азии, Африке, Южн. и Сев. Америке, в пашей стране - в Сибири. Отдаленные пережитки Т. сохранились и в поздних религиях: напр., в христианстве догмат «непорочного зачатия» Иисуса Христа Марией - пережиток веры в «тотемич. инкарнацию», обряд «причащения» - отдаленный отголосок древнего ритуала поедания тотема.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТОТЕМИЗМ
архаич. форма религии, основанная на вере в тесную родств. связь между определ. видом животного (реже растения) – тотемом и родовой группой. Тотем, к-рый обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Т. связан с системой табу – запретом убивать и поедать тотемич. животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве. В наст. время Т. сохранился в Австралии, где он охватывает все стороны жизни племени, в несколько иных формах у индейцев Сев. Америки, из языка к-рых и взято слово "тотем"; в др. частях света сохранился б. ч. в виде пережитков. Сложен вопрос об отношении Т. к распространенному и в развитых религиях культу животных. Иногда культ животных выводили из Т. (Ланг, Джевонс), другие видели в Т. частную форму этого культа. Однако в отличие от культа животных тотем выступает собственно не как божество, а скорее как помощник или родственник племени. Тесная связь Т. с экзогамной организацией, а также с табу и обрядами инициации, характерными именно для тотемич. групп, сделала проблему Т. одной из центральных в этнографии как ключ к объяснению этих институтов. В разное время было выдвинуто до 50 теорий Т. Представление о Т. как особой стадии религии принадлежит Дж. Леббоку (J. Lubbock, The origin of civilization, L., 1870) и Мак Леннану (J. F. MacLennan, The worship of animals and plants, "Fortnightly Review", 1869, Oct.-Nov.; 1870, Febr.), но особенно оно распространилось после брошюры Фрейзера о Т. (J. G. Frazer, Totemism, Edin., 1887). Осн. факты, относящиеся к австрал. Т., были описаны Б. Спенсером и ?. Гилленом (В. Spencer, F. Gillen, The nature tribes of Central Australia, L., 1899). Ф. Джевонс объяснял Т. перенесением на внешний мир родовой организации и видел в Т. "договор" о дружбе и покровительстве между человеком и видом животного на манер "завета" библейского бога с Авраамом (F. В. Jevons, An introduction to the history of religion, [L.], 1896). Из Т. он выводил и приручение домашних животных. Фрейзер предложил в разное время три теории Т. В "Золотой ветви" (v. 1–2, N. Y.–L., 1894, рус. пер., M., 1928) он считает Т. производным анимизма, связывая его с представлениями о "внешней душе", заключенной в к.-л. животном или дереве. Позднее (1905) Фрейзер видел в Т. не религию, а форму социальной магии, считая центральным в Т. обряд, направленный на умножение тотемного вида, переход же от Т. к религии он связывал со сменой "первобытной демократии" деспотизмом. В соч. "Т. и экзогамия" ("Totemism and exogamy", v. 1–[5], L., 1910–1937) Фрейзер выводит Т. из незнания примитивными народами фактов, относящихся к рождению. Дюркгейм предложил чисто социальную теорию Т. (1912). Тотем оказывается лишь персонификацией или эмблемой социальных сил, власть к-рых индивид смутно ощущает на себе. Согласно теории Фрейда ("Тотем и табу", Lpz.–W., 1913, рус. пер., М., 1923), аффективные импульсы негативного или амбивалентного характера переносятся с отца или группового лидера на тотемное животное с помощью изученных в психоанализе процессов замещения и символизации (см. также Религия, раздел История учений о религии). Из этнологов эту теорию (в модернизированном виде) применял Г. Рохейм (G. Roheim, Australian totemism, L., [1925]). Леви-Брюль выводил представления о тождестве человека с тотемич. животным из особенностей первобытного мышления (см. "Первобытное мышление", М., 1930, с. 58 cл.). С др. стороны, нек-рые этнологи (А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Леви-Строс) под влиянием неудач эволюционистов приходили вообще к отрицанию реальности Т. как социального явления или ограничивались описанием его "функций" внутри культуры (Малиновский и др.). Русские и советские ученые открыли явления Т. в Сибири и на Дальнем Востоке (Н. Харузин, А. Золотарев, Д. К. Зеленин), обнаружили пережитки Т. в Вост. Европе (Зеленин, Н. Никольский и др.). Связь Т. с дуальной организацией общества и экзогамией рассматривалась у С. П. Толстова и Золотарева. Выяснению социальной сущности Т. посвящены работы Толстова и С. А. Токарева. Лит.: Зеленин Д. К., Тотемический культ деревьев у русских и у белоруссов, "ИАН СССР. Отд. общ. наук", 1933, .No 8: его же, Идеологич. перенесение на диких животных соц.-родовой организации людей, там же, 1935, No 4; его же, Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов, М.–Л., 1937; Золотарев ?., Пережитки Т. у народов Сибири, Л., 1934; Хайтун Д. Е., Т. Его сущность и происхождение. [Душанбе], 1958; Токарев С. ?., Ранние формы религии и их развитие, ?., 1964; Makаrius R., L´origine de l´exogamie et du tot?misme, P., 1961. Д. Ляликов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.