МОНОТЕИЗМ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОНОТЕИЗМ
см. Политеизм и монотеизм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МОНОТЕИЗМ
единобожие, религиозное учение о едином боге.

Источник: Тематический философский словарь

МОНОТЕИЗМ
см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ

Источник: Новейший философский словарь

Монотеизм
греч. "mono", "единый" и "qeoz", "бог") - "единобожие", представление о едином (или единственном) боге.

Источник: Философия политики: глоссарий

МОНОТЕИЗМ
религиозные верования, представления и учения о едином Боге. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.  

Источник: Религиоведческий словарь

Монотеизм
(monotheism) - вера в одного Бога, личностного и трансцендентного одновременно. Монотеизм противопоставляется деизму, пантеизму и политеизму.

Источник: Новые религиозные движения.

МОНОТЕИЗМ
единобожие; система религиозных представлений, основу которой составляет вера в одно единственное божество, в единого Бога. Противоположность — политеизм.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МОНОТЕИЗМ
единобожие, система религиозных верований, основанных на представлении о едином боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.

Источник: История и теория культуры

МОНОТЕИЗМ
от греч. monos - единственный и theos - Бог) - учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия и ислам, а в широком смысле также и христианство (см. Троица).

Источник: Философский энциклопедический словарь

МОНОТЕИЗМ
(от греч. monos – единый и theos – бог) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) – это вера в Творца мира, нравственно требовательного.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Монотеизм
от греч. monos — единственный + theos — Бог) — учение о едином персонофицированном Боге. Мо-нотеическими в сторогом смысле слова являются иудаизм и ислам, а в широком смысле и христианство, поскольку толкует о триединстве Бога: Боге-отце, Боге-Сыне и Боге-Святом духе.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Монотеизм
(греч. monos – один + theos – бог) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Однако монотеизм носит относительный характер, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

МОНОТЕИЗМ
(Monotheismus; от греч. monos — «единственный» и theos — «бог») — учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия и ислам, а в широком смысле также и христианство.
W. Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee, I—XII, 1912— 1955; A. Falaturi u.a. (Hgg.). Drei Wege zu einem Gott, 1976; O. Keel (Hg.). M. im AT und seiner Umwelt, 1980.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МОНОТЕИЗМ
греч.–единобожие) – система религиозных представлений, основу которой составляет вера в единого Бога. Монотеистическими религиями считаются иудаизм, христианство, ислам, бахаизм. Но в каждой из них (особенно в первых двух) видны проявления политеизма: так, в христианстве почитается не только Троица как некое единство, но и каждая из ее составляющих (ипостасей) – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а также Богородица, святые.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МОНОТЕИЗМ
от греч. monos - единственный, единый; theos - бог) — религ. представление и учение о едином боге, единобожие, в противоположность политеизму - многобожию. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане. Однако принцип М. последовательно не проводится ни в одной из религий. Раскрывая соц. основу возникновения М., Ф. Энгельс писал: «...единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, ...единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота...» (Соч., т. 27, с. 56).

Источник: Атеистический словарь

Монотеизм
(от греч. monos — единственный, единый; theos — бог)— религ. представление и учение о едином боге, единобожие. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане. Однако принцип монотеизма последовательно не проводится ни в одной из религий. Напр., в иудаизме и исламе сохраняются представления о существах, к-рые несут на себе печать прежних племенных богов. М. формировался под влиянием социальных условий. Раскрывая социальную основу М., Ф. Энгельс писал: «…единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя… единство бога, контролирующего многочисленные явления природы… есть лишь отражение единого восточного деспота…» (т. 27, с. 56).

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МОНОТЕИЗМ
вера в единого Бога. Монотеизм знаменует собой высшую ступень в развитии религии. Первая монотеистическая религия, по всей видимости, практиковалась в Египте во время правления Аменхотепа III, очистившего колонны храмов и сами храмы от изображения каких бы то ни было фигур (например, храм в Луксоре). Монотеизм был востребован еврейским народом. Протестантизм, устранивший изображения Бога и религиозные символы, является монотеизмом в более строгом смысле, чем католицизм, утверждающий божественную «троицу» (мусульманские школы даже излагают доктрину католицизма как религию с «тремя Богами») и наполнивший церкви статуями и образами. Политеизм обычно уподобляют фетишизму.

Источник: Философский словарь

МОНОТЕИЗМ

(от греч. monos - единый и Theos - бог) - вера в единого личного и трансцендентного Бога; в Исламе, Иудаизме и Христианстве это вера в Творца мира, действующего в космосе и истории, нравственно требовательного и стремящегося обрести доверие всех сотворенных Им существ. Монотеистичность христианства нередко отрицают, ссылаясь на церковное учение о Св. Троице, но святоотеческая трактовка исключает троебожие, настаивая на единстве божественной природы трех Лиц. Древнегреческая религиозная философия во многих своих течениях монистична, но не монотеистична, т.к. Высшее начало в ней (Единое, Благо, Ум, Логос и др.) не имеют личностных черт. Согласно Ф.Шеллингу, задолго до всякого политеизма существовало "сознание единого, всеобщего, общего для всего человечества Бога" (См.: ПРАМОНОТЕИЗМ).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МОНОТЕИЗМ
от греч. ????? – единый, ???? – бог) – форма религ. верования, почитание единого бога, единобожие, в отличие от политеизма – многобожия. К монотеистич. религиям обычно относят христианство, иудаизм и ислам. Понятно М. условно и относительно, т.к. по существу ни одна из религий не является последовательно монотеистической: в христианстве, напр., наряду с культом единого бога существует дуализм бога и сатаны, культ ангелов, святых, бесов и т.д. М. – результат историч. развития религ. верований. Уже в свободомыслящей бурж. науке с 18 в. укрепилось мнение (Вольней, Конт, Леббок и др.), что М. есть последняя и высшая, форма религии, выросшая из политеизма в процессе развития абстрактного мышления. Энгельс указал на социальную основу М.: "...Единый бог никогда не мог бы появиться без е д и н о г о ц а р я..., единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 56). Впервые элементы М. возникают в Древнем Китае (культ верховного бога Шан-ди), в Индии (учение о Брахме как едином боге), в Древнем Египте (религ. реформа царя Эхнатона-Аменхотепа, введшего культ единого бога-солнца), в Вавилоне (все боги суть лишь проявления единого верховного бога Мардука); в Древнем Перу инки пытались ввести общегос. культ единого бога-солнца. У древних евреев племенной и нац. бог Яхве (Саваоф) вначале почитался наряду с др. богами, а в 6–5 вв. до н.э. превратился в единого бога-творца и вседержителя. Христианство, усвоив культ этого верховного бога (бог-отец) и дополнив его верой в бога-сына, воплотившегося в "богочеловека" Христа, и неоплатонич. учением о едином мировом духе (бог-дух святой) не может считаться строго монотеистич. религией: христианский бог – "Троица". Еврейский М. был в 6–7 вв. воспринят арабами из секты ханифитов, отсюда вырос ислам, в к-ром М. проявился гораздо отчетливее, чем в христианстве. Данные совр. науки опровергают ложную теорию прамонотеизма, утверждающую изначальное почитание единого бога. С. Токарев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Монотеизм
Вера в единого Бога. Мыслители нового времени догадывались, что в противном случае Бог утратит долю своей божественности, а власть его будет неизбежно ограничена властью других богов, признаваемых в рамках политеизма. Фактически высшие достижения в осмыслении божественного, начиная с античности (Платон, Аристотель, Плотин и другие), всегда тяготели к признанию его единства, во всяком случае на высшей ступени иерархии, и его уникальности – добро в себе, недвижимый перводвигатель или Существо с большой буквы мало расположены к существованию во множественном числе. На мой взгляд, это явное свидетельство прогресса – чем меньше богов, тем лучше.
Вместе с тем в последние десятилетия в адрес монотеизма раздавалось немало упреков. Он якобы прямо ведет к монолитности, тоталитаризму, исключению иного, стиранию различий, отрицанию плюралистичности и множественности. Одно то, что этот вопрос с таким жаром обсуждается крайне правыми, уже выглядит для меня подозрительно. Да и сама история опровергает их выводы (надо быть слепым, чтобы не увидеть всей ненависти и презрения к монотеизму со стороны обоих крупнейших тоталитарных режимов ХХ века). Но это еще не все, поскольку существует такая вещь, как универсальность. Если Бог всего один, значит, он один на всех. Следовательно, все мы братья (во всяком случае, способны к братству), все мы открыты одной истине и подчинены, хотя бы юридически, одному закону. Разве это не тоталитаризм, воскликнет кто‑нибудь! Но тогда давайте называть тоталитаризмом и науку – ведь она одна на всех, и мораль, которая стремится к тому, чтобы стать одной на всех, и права человека, ибо они имеют смысл только в том случае, если универсальны. И ради чего? Ради Зевса, Ареса и Афродиты? Ради Одина и Тора? Ради того балагана, который именовался Олимпом? Или ради Вальгаллы? Уж лучше признать, как говорил Ален, великое отсутствие, присутствующее повсеместно. Мир опустел, когда из него ушли боги, но может быть, вскоре он вернется к себе самому?
Совокупность обязанностей, иначе говоря, обязательств и запретов, которые мы добровольно налагаем на себя вне зависимости от ожидаемой награды или наказания и не надеясь ни на что.

Источник: Философский словарь.

МОНОТЕИЗМ
(от греч. monos - один, единый и theos - бог) - термин богосл. происхождения, подчеркивающий то, что иудаизм, христианство и ислам, в отличие от иных религий, считают гл. объектом культа «единого бога». Деление религий на монотеистические и политеистические искусственно и носит формальный характер. В действительности монотеистич. религий не было и нет, и культ единого бога в иудаизме, христианстве и исламе органически связан с поклонением множеству др. богов, образующих сложную иерархич. систему. В иудаизме наряду с культом Яхве, как верховного нац. бога, существует поклонение «праотцам», отводится значит. место представлениям об ангелах и о злобных демонич. силах, во главе с Вельзевулом. Таким образом, попытки теологов представить иудаизм монотеистич. религией лишены оснований. В христианстве единый бог мыслится в трех лицах: «бог-отец», «бог-сын» и «бог-дух святый». Положение о троичности верховного божества является догматом христ. вероучения и внесено в «символ веры» (см. Троица). Следовательно, в самой вероисповедной основе христ. доктрины лежит отрицание М. Весьма большое место в христианстве отводится также культу «богородицы», к-рая считается заступницей верующих перед богом, а также культу апостолов, пророков, угодников-великомучеников и вообще т. н. святых, и, кроме того, ангелов. Наконец, в христианстве наряду с теологией (учением о боге) существует еще и демонология (учение о «силах зла» - о Сатане и его «воинстве»). Совр. христ. пантеон - это множество божеств, связанных с фантасмагорич. системой соподчинения. Все это означает, что христианство является политеистич. и синкретич. религией. Сказанное относится и к исламу, к-рый хотя и провозглашает догмат «нет божества, кроме аллаха», впитал в себя местные первобытные культы, а также элементы иудаизма и христианства.
В исламе также большое место занимает почитание ангелов, вера в «злых духов», почитание «святых» и пророка Мухаммеда. Однако, если М. в чистом виде и не существует, то тенденция к его разработке, к установлению культа «единого» (хотя бы и относительно единого) бога, безусловно, в истории религий проявлялась. Она отражала в религ. форме установление рабовладельческих (и позже - феод.) держав во главе с царской властью. Указывая на это, Ф. Энгельс писал, что «единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя... единство бога... есть лишь отражение единого восточного деспота...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 27, с. 56).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МОНОТЕИЗМ
религиеведческое, философское, теологическое (богословское) понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им.
В религиеведческом плане монотеизм — одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое время). Монотеистические религии — это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие «монотеизм» тем или иным образом соотносится с понятиями «политеизм», «монолатрия» и «генотеизм». «Политеизм» — признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. «Монолатрия» означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. «Генотеизм» предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые религиеведческие теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция «прамонотеизма» В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале.
Как теологическое и как философское понятие «монотеизм» в содержательном плане по существу совпадает с понятием «теизм», впервые оно встречается у кембриджского платоника Г. Мора. «Теизм» поначалу обозначал нечто противоположное «атеизму» и равнозначное «деизму». Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между «теизмом» и «деизмом», суть которого выразил уже И. Кант: «Деист верит в одного Бога, а теист — в одного живого Бога». Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии «теизм» Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. «Теизм», однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим. Ю. А. Кимелев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
496.82 кб

Монотеизм vs политеизм?

Магомедов Камиль Магомедович
В статье даётся сравнительный анализ монотеизма и политеизма как понятий, по которым проводится классификация религий.
Читать PDF
189.25 кб

Еще раз об истоках монотеизма

Саркарова Наила Ахедовна
Статья посвящена выяснению глубинных истоков монотеизма. В ней ставится под сомнение распространенная установка, согласно которой история монотеизма начинается с иудаизма, приводятся аргументы.
Читать PDF
192.32 кб

Метрика мира в различных формах монотеизма

Саркарова Наила Ахедовна
Данная статья продолжает обсуждение некоторых спорных вопросов, связанных с выяснением особенностей метрики видения мира в различных формах монотеизма, начатое в первой статье.
Читать PDF
487.30 кб

Учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о первоначальном монотеизме и рецепция данного учения в творчес

Фурсов Валентин Александрович
В статье рассматриваются учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о прамонотеизме и рецепция данного учения в творчестве В. С. Соловьева.

Похожие термины:

  • ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ

    понятия, означающие многобожие, характерное для языческих религий, и единобожие, характерное для мировых религий.
  • монотеизм (от греч. моно-один и теос-бог)

    учение о едином боге. Характерен для зрелых религий – иудаизма, христианства и мусульманства (ислама). Специфика в этом отношении христианского монотеизма состоит в принципе «тринитарности» (еди
  • Теизм монотеизм

    (от греч. mono – единый и theos – Бог) – вера в единого индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего вне и над миром, Бога, который рассматривается как творец, хранитель и влас