СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУБЪЕКТИВНОСТЬ
все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т. д.; зависимость от субъекта (противоположность - объективность). У Гегеля и Кьеркегора бесконечная субъективность является признаком самостоятельности духовной жизни; Кьеркегор рассматривает субъективность как противоположность точке зрения, отдающей преимущество всеобщему перед особенным.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Субъективность
зависимость суждений, мнений, представлений от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений. Под субъектом может пониматься не только индивид, но и группа лиц, общество, культура, цивилизация или даже человечество в целом. Можно выделить разные уровни субъективности: зависимость от личных, индивидуальных пристрастий; зависимость от групповых пристрастий; зависимость от пристрастий общества в целом; зависимость от односторонности и пристрастности культуры или даже эпохи.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

СУБЪЕКТИВНОСТЬ
(Subjektivität) — все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его чувствами, мыслями, суждениями и т. д.; кроме того, это зависимость от субъекта (противоположность — объективность). У Гегеля и Кьеркегора бесконечная субъективность является признаком самостоятельности духовной жизни; Кьеркегор рассматривает субъективность как противоположность точке зрения, отдающей преимущество всеобщему перед особенным.
М. A. de Oliveira. S. und Vermittlung, 1973; К. Düsing. Das Problem der S. in Hegels Logik, 1976; G. Schmidt. S. und Sein, 1979; M. Frank. Die Unhintergehbarkeit von Individualität — Reflexionen über Subjekt, Person und Individuum, 1986; K. Cramer u. a. (Hgg.). Theorie der S., 1987; R. Konersmann. Spiegel und Bild — Zur Metaphorik neuzeitl. S., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СУБЪЕКТИВНОСТЬ
зависимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д. (противоположность — объективность). Под субъектом может пониматься не только индивид, но и группа лиц, общество, культура, цивилизация или даже человечество в целом. С. была характерна, напр., для распространенной когда-то уверенности в силе магических заклинаний и действий, в бессмертии человеческой души и т.п. Субъективным являлось и господствовавшее в недавнем прошлом в некоторых обществах убеждение в возможности построения в обозримом будущем общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей.
Можно выделить разные уровни С.: зависимость от личных, индивидуальных пристрастий; зависимость от групповых пристрастий (напр., зависимость от предубеждений, разделяемых в определенное время научным сообществом); зависимость от пристрастий общества в целом; зависимость от односторонности и пристрастности культуры или даже эпохи.
Каждая историческая эпоха вырабатывает собственный стиль мышления, в силу чего она смотрит на мир своими глазами, пользуется своей специфической системой мыслительных координат. Воздействие стиля мышления сказывается на всех аспектах теоретизирования, так что все выработанное в определенную эпоху носит на себе ее отпечаток. Зависимость суждений человека от той эпохи, в которую он живет, может рассматриваться как одно из проявлений С. его мышления.
Само настоящее, в которое погружен каждый исследователь, диктует своеобразную С. в истолковании им как прошлого, так и будущего. «...Мы не можем выйти из нашей истории и из нашего времени и рассмотреть само по себе прошлое с абсолютной позиции, как бы помимо всякой определенной и потому обязательно односторонней оптики» (М. Хайдеггер). Взаимная непроницаемость и принципиальная необъяснимость культур друг для друга, на которой настаивали О. Шпенглер, Хайдеггер, Л. Витгенштейн и др., может рассматриваться как следствие С., присущей каждой культуре. Зависимость воззрений от общества, культуры и эпохи можно назвать, используя выражение Э. Гуссерля, «непсихологически понятой С.». Такого рода зависимость означает, что всякая система взглядов, включая и научные теории, является в известной мере субъективной и что полная объективность представляет собой только идеал, требующий для своего достижения выхода из истории.
Универсальность С. не означает, однако, отказа от требования максимальной объективности в тех областях, где последняя представляется (как, скажем, в науке) основополагающей ценностью. Преодоление С. предполагает, в первую очередь, что исследователь абстрагируется от своих субъективных верований, предпочтений и предрассудков. Он должен стремиться также критически подойти к тем ценностям, которые присущи его сообществу и обществу в целом. Ему следует подняться и над «методами мышления наблюдателя» (К. Леви-Строс) с тем, чтобы достигнуть формулировки, приемлемой не только для честного и объективного наблюдателя, но и для всех возможных наблюдателей. Идеалом науки, представляющейся сферой наиболее эффективного преодоления С., является окончательное освобождение от «т.зр.», с которой осуществляет рассмотрение некоторый «наблюдатель», описание мира не с позиции того или др., а «с ничьей точки зрения» (Э. Кассирер). Этот идеал никогда не может быть достигнут, но наука постоянно стремится к нему, и это стремление движет ее вперед.
С. описаний и С. оценок существенно различаются: первым удается, как правило, придать большую объективность, чем вторым. Это вызвано прежде всего тем, что в случае описаний всегда предполагается, что их субъекты, так же как и их основания, совпадают; оценки же могут не только принадлежать разным субъектам, но и иметь разные основания в случае одного и того же субъекта (см.: Интерсубъективность). В этом смысле оценки всегда субъективны.
С. всякого оценивания нередко истолковывается односторонне, вплоть до требования исключить любые оценки из гуманитарных и социальных наук (см.: Науки о природе и науки о культуре). Однако в своей общей форме принцип «свободы от оценок» не верен. Науки о культуре имеют конечной целью рационализацию человеческой деятельности, последняя же невозможна без оценок. Как требование освобождения наук о культуре от оценок, так и пожелание отделения в этих науках оценок от описаний утопичны. Речь может идти только о необходимости тщательного обоснования оценок, уменьшения их С. в той мере, в какой это возможно, и исключении необоснованных, заведомо субъективных оценок. Приемы снижения С. оценок являются теми же, что и в случае описаний: отказ от личных и групповых пристрастий, стремление рассматривать все объекты с одной и той же т.зр., критический анализ господствующих ценностей и т.д. Описания никогда не достигают идеала полной объективности; тем более нельзя требовать этого от оценок. «Всякое оценивание, — пишет Хайдеггер, — даже когда оценка позитивна, есть субъективация. Оно предоставляет сущему не быть, а, на правах объекта оценивания, всего лишь — считаться. Когда "Бога" в конце концов объявляют "высшей ценностью", то это — принижение божественного существа. Мышление в ценностях здесь и во всем остальном — высшее святотатство, какое только возможно по отношению к бытию». Хайдеггер призывает «мыслить против ценностей» с тем, чтобы, сопротивляясь субъективации сущего до простого объекта, открыть для мысли просвет бытийной истины: «...из-за оценки чего-либо как ценности оцениваемое начинает существовать просто как предмет человеческой оценки. Но то, чем нечто является в своем бытии, не исчерпывается предметностью, тем более тогда, когда предметность имеет характер ценности». Этот призыв не претендовать на установление универсальной, охватывающей все стороны человеческого существования иерархии ценностей и даже избегать по мере возможности оценок того, что лежит в самой основе социальной жизни, в известной мере оправдан. Глубинные основы социального существования в каждый конкретный период истории воспринимаются и переживаются человеком, живущим в это время, как непосредственная данность, т.е. как нечто объективное. Попытка вторгнуться в эти основы с рефлексией и оценкой лишает непосредственности и субъективирует их, поскольку всякая оценка субъективна. Но есть, однако, и др. сторона. Социальная жизнь, как и жизнь отдельного человека, представляет собой процесс непрерывных перемен, причем перемен, во многом следующих из самой человеческой деятельности. Никакая деятельность не является возможной без оценок. И потому она невозможна без связанной с оценками субъективации мира и превращения сущего в тот «простой объект», который может быть преобразован человеком. Человек не должен субъективировать все подряд, иначе «истина бытия» перестанет ощущаться им, и он окажется в зыбком мире собственной рефлексии и фантазии. Вместе с тем человек не может не действовать, и значит, не может не оценивать и не разрушать объективное. Мысли, идущей наперекор ценностям, он постоянно противопоставляет мышление в ценностях. Проблема не в исключении одного из этих противоположно направленных движений мысли, а в их уравновешивании, в таком сочетании объективации и субъективации мира, которое требуется исторически конкретными условиями человеческого существования.
О Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985; Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Человек и его ценности. М., 1988. Ч. 1; ИвинА.А. Теория аргументации. М., 2000. А.А. Ивин

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
116.04 кб

В. Н. Карпов: субъективность как гносеологическая позиция

Коновалова Елена Николаевна
Исследуется специфика раскрытия В. Н. Карповым, представителем русской духовно-академической философии XIX в., идеи субъективности.
Читать PDF
208.22 кб

Субъективность как основа самодвижения личности

Хомутова Наталья Николаевна
Личность является необходимым и определяющим звеном существования культуры. На современном этапе развития российского общества активная личность выступает как главное звено общества, нацеленное на идентичность и свободу.
Читать PDF
212.64 кб

Понимание и субъективность: герменевтические стратегии Х. -г. Гадамера и К. -О. Апеля

Борисов Евгений Васильевич
Полемика К.-О. Апеля с философской герменевтикой Х.-Г. Гадамера порождает вопрос о разграничении онтологической и прагматико-методологической стратегий в герменевтике.
Читать PDF
247.96 кб

Дискурс исторической эпистемологии и субъективность: социально-антропологические аспекты

Бахтин Максим Вячеславович
Статья посвящена актуальным проблемам современной эпистемологии. Автор рассматривает гносеологический статус процедур объяснения и понимания истории.
Читать PDF
187.59 кб

Международная научная конференция «Субъективность и идентичность» (Москва, 15-17 сентября 2010 г. )

Соколов П. В.
Читать PDF
239.75 кб

Субъективность и топос (к определению современности)

Грякалов Алексей Алексеевич
Читать PDF
113.33 кб

Множественная субъективность С. Кьеркегора

Тетенков Н. Б.
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной философии – проблема множественной субъективности. К этой теме обратился в своём творчестве датский философ С.
Читать PDF
156.41 кб

Субъективность как бытие от первого лица

Костомаров А. С.
Статья посвящена рассмотрению феномена субъективности в современной, постметафизической философии. В исследовании разрабатывается концепция субъективности как формы понимания и утверждения смысла от первого лица.
Читать PDF
203.88 кб

Аффективная субъективность и проблема устойчивого развития общества

Миненко Геннадий Николаевич
Анализируются антропологические основания концепции устойчивого развития общества.
Читать PDF
231.79 кб

Субъективность и объективность историка с позиций философской герменевтики XX века

Калимонов Ильдар Кимович
Статья посвящена проблеме объективности исторического познания с позиций философской герменевтики XX века, развивающей идеи Г. Риккерта и В. Дильтея.
Читать PDF
473.90 кб

Телесность субъективность аутизм (материалы семинара)

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Субъективность ценностей

    Этика, если верен приведенный выше анализ, не содержит никаких утверждений, ни истинных, ни ложных, а состоит из пожеланий некоторого общего рода, а именно таких, которые касаются желаний человече
  • СУБЪЕКТ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ

    характеристики познания и практической деятельности человека. Субъект - человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в
  • Субъективность трансцендентальная

    смыслообразующий центр интенциональной жизни сознания, "универсум возможных смыслов" (Гуссерль)
  • ИНТУИЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ

    Интуитивное осознание субъективного аспекта феномена времени сыграло важную роль в формировании представлений о времени как о некоторой равномерно текущей сущности, связанной как с материальны
  • ЕМКОСТЬ СУБЪЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ

    Прагматически значимый, но не подлежащий измерению предел качественно-количественного (бесструктурно-структурного) наполнения здесь-теперь-так сознания (я-среды). О подобном пределе можно говори
  • СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ

    С точки зрения философии эмпиризма мышление — это часть происходящих в индивиде психических процессов. Начатое эмпириками изучение такого рода процессов, естественно, было подхвачено психологи
  • Субъективное право

    предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по реализации своих законных интересов. В отличие от объективного права, представляющего соб
  • семантическое пространство субъективное

    СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СУБЪЕКТИВНОЕ (англ. Subjective Semantic Space) — операциональнаяй модель представления категориальной структуры индивидуального сознания в виде математического пространства, к
  • СУБЪЕКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

    элемент субъективной реальности человеческого сознания, воспроизводящий объективное пространство материального мира. С. пр. может существовать и как непосредственное восприятие1 объективного п
  • Следствия субъективной теории ценностей

    Следствия этой доктрины значительны. Прежде всего, такая вещь, как "грех", не может существовать в каком-либо абсолютном смысле; то, что один человек называет "грехом", другой может называть "доброде
  • ПАЛЕОЯДРО СУБЪЕКТИВНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

    Предполагаемое, а иногда четко устанавливаемое однородное первосознание, скрытое за обычным, развернутым в дифференцированные ощущения субъективным сознанием. В виде некоторого микроабсолюта и