СОЦИАЛЬНОСТЬ
Социальность
это взаимообусловленность жизни людей и жизнью друг друга, и процессами, и результатами совместной и индивидуальной деятельности.
СОЦИАЛЬНОСТЬ
совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообрязные социальные функции в составе различных групп, выступая при этом не в роли суверенной личности, а выразителем интересов данной общности. С. характеризует человека как часть социума, зависимую от него, подчиненную ему, детерминируемую внешними социальными механизмами, формирующуюся в результате воздействия внешней социальной среды. Обладание С. предполагает способность личности играть определенные общественные роли, искусно менять типовые социальные маски, подчиняться требованиям общественного мнения, нормам морали и принципам законности, разрешать возникающие противоречия в пользу не части (индивида), а целого (социума). Взгляд на человека как на гражданина, члена коллектива, «производительную силу», участника производственных отношений, обладателя определенной профессии, должности, звания, титула означает, что во внимание берется прежде всего его С. Функционирование С. имеет не инстинктивный, а сознательный характер и предполагает у человека наличие способности мыслить, анализировать, оценивать, принимать решения, переводить при посредстве волевых усилий свои оценки и решения в действия и поступки. Из этого складывается социальная жизнь человека, представляющая собой цепь взаимосвязанных, внешне наблюдаемых поступков в общественной среде, сопровождающаяся соблюдением или нарушением социальных норм.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
СОЦИАЛЬНОСТЬ
пакетное понятие, пространство адекватных интерпретаций которого: 1) соотносится по объему с содержательной и функциональной "нагруженностью" терминов "история", "культура" и т.п.; 2) относимо к предметностям классической и неклассической социологии; 3) отражает взаимообусловленность индивидного ("атомарного", "ядерного") бытия людей, с одной стороны, и над-индивидуальных структур социальной статики и социальной динамики, с другой. Неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования /читай: совместное, коллективистское по форме воспроизводство дискретной социальной реальности — А.Г./ конституирует амбивалентность социально-гуманитарного познания. В границах последнего различимы познание социального (анализ общественных структур и закономерностей различной степени общности, т.е. опосредованно-общественного) и гуманитарное познание (конкретно-индивидуальное описание феноменов социальной жизни, т.е. непосредственно-личного). В классических своих трактовках С. выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов; б) противостоящей им (как коллективистское начало); в) центрированной на репертуары "стягивающего" взаимодействия людей. Кардинальная историческая трансформация базовых форм С. была зафиксирована посредством ряда совпадающих финальных характеристик в различных языках социальных описаний 20 ст. (постмодернистская философия, интеракционизм, теории коммуникативного действия, социальная феноменология и т.д.). [См. Постистория, "Смерть субъекта", "Смерть Автора", "В тени молчаливого большинства, или Конец социального" (Бодрийяр), Социология.] A.A. Грицанов
Источник: Постмодернизм. Энциклопедия