СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Действие социальное
действие, сознательно осуществляемое индивидом с учетом ожидания других людей, а также их прошлого, настоящего и будущего поведения – реакции на данное действие.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Действие социальное
имеющая культурный смысл единица активности, она направлена на определенную цель, связана с использованием определенных средств для удовлетворения определенных потребностей, намерений, желаний.
Источник: Человек и общество. Культурология
Социальное действие
множество позитивных преобразовательных актов, направленных на создание и воссоздание окружающей среды, пространство самоутверждения человека (реализация сознательного поведения, межиндивидуальная коммуникация, охватывающая сферы материального, интеллектуального, демографического, культурного поддержания жизни). Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая определённые ожидания и реакцию других людей.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Действие социальное
важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М. Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определённой мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Понятие С.Д. введено М. Вебером: действием оно является постольку, поскольку действующий индивид (индивиды) связывает с ним субъективный смысл, а социальным - поскольку по предполагаемому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Субъективный смысл СД. в перспективе вызывает проект понимающей социологии и одновременно осуществляет переход от теории рационального деятеля к теории рационального действия. Между действием как таковым и его результатом допускается существование внутренней связи, определяемой как ментальные состояния, пропозициональные установки (мотивы) и как "социальная перспектива" (нормы), обычно относимые к детерминантам действия. В первом случае концепция СД. часто психологизируется: термины должны соответствовать "описаниям", которые производятся в повседневной жизни (Знанецкий, Дэвидсон). С другой стороны, такой подход допускает идеализацию обладающего полной информацией субъекта, предполагающего сделать выбор в ситуации, когда все причины и следствия эксплицированы. В пределе наличие полного описания ситуации приводит к тому, что рациональное действие не нуждается в реальном субъекте; то, что мы объясняем отражает наше словоупотребление и нуждается в семантической интерпретации. Во втором случае используется холистская парадигма (Дюркгейм, Парсонс), рассматривающая подсистемы действия (организм, личность, социум, культура), которые оказывают на него тотальное давление. Дальнейшее развитие этого подхода привело к переформулированию социологии на базе понятия системы вместо понятия действия (Луман). В некотором роде эта операция выступила процедурой подмены субъекта действия, которым становится не изолированный индивид (методологический индивидуализм, метод робинзонад) и "общественный субъект" (Франкфуртская школа), а общество, понятое как коммуникация (Хабермас). Способность к коммуникации трактовалась как способность готового к взаимопониманию речевого субъекта ставить правильно построенное предложение в определенные соотношения к реальности. Коммуникативными действиями называются "только такие символические выхождения вовне (ausserungen), с помощью которых действующее лицо (Aktor)... обретает отношение по крайней мере к одному миру, но постоянно также к объективному миру" (Хабермас). Свойство рациональности коммуникативные действия приобретают только в рамках общественности, вырабатывающей посредством аргументации согласие. Теории С.Д., возникая в рамках т.наз. общего модернистского проекта, предполагали не столько объяснение действия, сколько овладение действием так же, как и миром.
Д.М. Булынко
Д.М. Булынко
Источник: Новейший философский словарь
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе к-рых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д. подготавливается обществ. движениями, руководствующимися более или менее детально разработанными программами и определенной идеологией. Развитые обществ. движения создают свои организации - партии, ассоциации, политич. союзы т. д.
Виды С. д. различаются в зависимости от разрешаемых проблем (экономические, социальные, политические, развития духовной жизни общества), их социального и классового содержания (чьи интересы и потребности стимулируют данную проблему и в чьих интересах она разрешается), методов их разрешения (реформа или революция).
Осн. проблемы С. д. в марксистско-ленинской социологии - соотношение стихийного и сознательного элементов в его структуре (см. Сознательность и стихийность), a также намерений и последствий деятельности обществ. сил, на основании чего устанавливается глубина переворота или изменения и историч. значение С. д.
С. д. личностей - поступки, имеющие обществ. значение - рассматриваются в рамках психологии личности (мотивация поступков, намерений, отношение к «Я» как источнику и субъекту действия, соотношение смысла и значения действия, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в его мотивации), в социальной психологии (восприятие С. д. со стороны ближайшего окружения и роль этого восприятия в мотивации С. д., осознание личностью принадлежности к определенной группе как фактор мотивации С. Д., роль референтной группы в С. д., механизмы группового контроля С. д. личностей), в этике (нравств. оценка и самооценка поступка, проблема выбора С. д. и ответственности за него перед обществом, социальной группой и самим собой).
Целый ряд представителей бурж. социологии (М. Вебер, Знанецкий, Парсонс) рассматривают С. д. в качестве центрального понятия в структуре социологич. теории, видят в нем исходный пункт всей системы обществ. отношений и средство интеграции различных областей социального знания. Парсонс, в частности, называет свою социологич. теорию теорией С. д. Гл. внимание они уделяют расчленению С. д. на субъекта действия, ситуацию действия и ориентации субъекта. Осн. признаком социальности при этом являются не объективные последствия С. д., а наличие субъективного смысла действия для самого деятеля. Осн. видами ориентации субъекта выступают мотивационная и ценностная ориентации, причем каждая из них содержит, в свою очередь, познавательный (когнитивный), эмоциональный и оценивающий аспекты. Детальная разработка психологич. аспектов С. д. при забвении других его сторон приводит в конечном счете к психологизации как самой социологии, так и всей системы социального знания.
Виды С. д. различаются в зависимости от разрешаемых проблем (экономические, социальные, политические, развития духовной жизни общества), их социального и классового содержания (чьи интересы и потребности стимулируют данную проблему и в чьих интересах она разрешается), методов их разрешения (реформа или революция).
Осн. проблемы С. д. в марксистско-ленинской социологии - соотношение стихийного и сознательного элементов в его структуре (см. Сознательность и стихийность), a также намерений и последствий деятельности обществ. сил, на основании чего устанавливается глубина переворота или изменения и историч. значение С. д.
С. д. личностей - поступки, имеющие обществ. значение - рассматриваются в рамках психологии личности (мотивация поступков, намерений, отношение к «Я» как источнику и субъекту действия, соотношение смысла и значения действия, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в его мотивации), в социальной психологии (восприятие С. д. со стороны ближайшего окружения и роль этого восприятия в мотивации С. д., осознание личностью принадлежности к определенной группе как фактор мотивации С. Д., роль референтной группы в С. д., механизмы группового контроля С. д. личностей), в этике (нравств. оценка и самооценка поступка, проблема выбора С. д. и ответственности за него перед обществом, социальной группой и самим собой).
Целый ряд представителей бурж. социологии (М. Вебер, Знанецкий, Парсонс) рассматривают С. д. в качестве центрального понятия в структуре социологич. теории, видят в нем исходный пункт всей системы обществ. отношений и средство интеграции различных областей социального знания. Парсонс, в частности, называет свою социологич. теорию теорией С. д. Гл. внимание они уделяют расчленению С. д. на субъекта действия, ситуацию действия и ориентации субъекта. Осн. признаком социальности при этом являются не объективные последствия С. д., а наличие субъективного смысла действия для самого деятеля. Осн. видами ориентации субъекта выступают мотивационная и ценностная ориентации, причем каждая из них содержит, в свою очередь, познавательный (когнитивный), эмоциональный и оценивающий аспекты. Детальная разработка психологич. аспектов С. д. при забвении других его сторон приводит в конечном счете к психологизации как самой социологии, так и всей системы социального знания.
Источник: Советский философский словарь
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
термин, используемый в соц. философии, социологии и культурологии для обозначения единицы активности индивида, группы, класса, описываемой через направленность на использование опред. средств и непосредственно связанной с удовлетворением опред. потребностей, намерений, желаний. Чаще всего Д.с. используется в след. значениях: 1) простейший элемент любого вида соц. деятельности людей, связанных между собой соц. отношениями; 2) способ разрешения соц. проблем и противоречий, в основе к-рых лежит столкновение интересов и потребностей осн. соц. сил данного об-ва; 3) чел. поведение, к-рое по своему смыслу, подразумеваемому действующим индивидом или группой, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании (М.Вебер). Д.с. включает: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения: 3) цель действия; 4) метод действия; 5) др. действующее лицо, на к-рое направлено действие; 6) результат действия. Перечень элементов, составляющих отд. соц. действие, не будет полным, если не уделить внимания внешн. окружению действующего лица или ситуации. Термин «Д.с.» введен в науч. оборот М.Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение др. людей, причем, под «другими» понимаются как отд. лица —знакомые или незнакомые, так и неопред. мн-во незнакомых людей. Социальным, по Веберу, действие становится лишь при двух условиях: 1) если это действие сознательное, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) если оно ориентировано на поведение др. людей. Главное здесь — сознательная ориентация действующего индивида на реакцию др. людей, на взаимодействие с к-рыми он рассчитывает; такую ориентацию Вебер определяет с помощью понятия «ожидание». Действие, не содержащее такого ожидания хотя бы в минимальной степени и не предполагающее опред. меры осознанности этого ожидания, не явл. Д.с. Поск. осн. характеристикой Д.с. как ориентированного на поведение «другого» явл. именно сознательность, рациональная осмысленность этой ориентации, постольку и классификация типов Д.с. у Вебера основана на степени этой сознательности и рациональности, обнаруживаемых в рамках каждого данного типа Д.с. (или шире — соц. поведения): целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиц. действие. Каждый из этих типов действия, взятый в отдельности, не рассматривается Вебером как Д.с., поск. в нем нет еще осознанной ориентации на ожидание «другого» участников соц. взаимодействия. Веберовская концепция Д.с. свое дальнейшее развитие получила у Т.Парсонса, включившего ее в свою общую теорию соц. поведения человека. Парсонс вводит в толкование понятия Д.с. два момента, детерминирующих его, заставляющих понять Д.с. в кач-ве элемента более широкой и всеобъемлющей системы — системы чел. действия вообще. При этом понимание действия все больше сближается с пониманием поведения. Общая система чел. действия, включающая наряду с соц. системой также «систему личности» и «систему культуры», предстала как система детерминаций, вновь превращавших субъектов Д.с. из причины опред. соц. процессов в следствие, причем не только соц., но и социокульт., глубинно-психол. (совершающихся в бессознательных недрах личности) и т.д. механизмов, обусловливающих чел. поведение. В кач-ве центр. понятия теории соц. поведения Д.с. выдвигается также в социол. концепциях Ф.Знанецкого, Р.Макайвера, Г.Беккера. Лит.: Фролов С.С. Социология. М., 1999; Социология / Под ред. В.И.Курбатова. Ростов н/Д, 1998; Смелзер Н. Социология. М., 1994; Вебер М. Избр. произв. М., 1990. Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
основополагающая категория номиналистически ориентированного направления в социологии, в рамках которого человеческая деятельность рассматривается как совокупность неопределенного множества действий обособленных индивидов, а каждое из таких индивидуально мотивированных действий предстает как простейшая единица (первоэлемент) такого рода деятельности. В широкий научный обиход это понятие введено M Вебером, положившим его в фундамент своего оригинального социологического построения, внутренне противостоявшего социологическому реализму и О. Копта и К. Маркса. Согласно веберовскому толкованию, получившему со временем статус парадигмы в номиналистической социальной теории, социальное действие — это действие, сознательно ориентированное индивидом на ожидания других людей и тем самым уже соотнесенное с их настоящим, прошлым или будущим поведением: «акция», заранее предполагающая—хотя ив самом обобщенном виде—более или менее определенную «реакцию». Следовательно, социальным является далеко не всякое действие индивида («актора», как называют его социологи), но лишь такое, которое предполагает существование других людей—обобщенного «другого», сколь бы своеобычным и субъективным оно ни было по своей изначальной интенции; и уже тем самым оно представляет собой определенное общественное отношение (см. Отношения общественные}. Однако «общественное» понимается здесь значительно шире, чем в марксизме, поскольку в составе ожиданий «другого» действующий индивид может и должен предполагать не только ожидания социально-экономического порядка, но и социокультурного, прежде всего этически-ценностного свойства. Действия, не предполагающие у «других» такого рода ожиданий (и соответствующих реакций), не относятся к числу социальных действий. Тем более что только на фоне—и в контексте—такого рода предположений и возможно понимание смысла, вкладываемого индивидом в свои действия и без которого вообще не существует социального действия.
Подчеркивая этот решающий момент осмысленности, т. е. осознанности социального действия, как действия, совершаемого самостоятельным индивидом, М. Вебер тем не менее не относит к их числу и полуавтоматические реакции людей в толпе на стихийные явления (напр., дождь). вынуждающие их делать одно и то же безотносительно друг к другу. Но еще более решительно он отказывается причислять к социальным действия индивида в «массе», происходящие вследствие его заражения общим настроением, охватившим ее; такие действия, по его убеждению, должны быть предметом изучения не социологии, а коллективной психологии: здесь проходит граница между рационалистическим антипсихологиз.мом веберовской теории социального действия и психологизмом с его иррационалистическими опасностями, В обоих случаях действие человека в толпе не есть социальное в точном смысле этого понятия, поскольку индивид не выступает в этом случае субъектом действия, целиком и полностью ответственным за него, т. е. вменяемым: ход мысли, обнаруживающий юридические истоки такого понимания социального действия.
Вебер выделяет 4 типа социального действия: 1) целерациональное, использующее средства для достижения рациональной цели; 2) ценностно-рациональное, основанное на вере в ценность определенного поведения независимо от его последствий; 3) аффективное и 4) традиционное, основанное на традициях, обычаях и привычках.
Акцент на вменяемости человеческого действия, определяющей его социальную значимость, дает возможность Веберу отграничить свою «понимающую социологию», с одной стороны, от «социологии подражания» Г. Тарда и «массовой психологии» Г. Лебона, а с другой — от тех («реалистических») социологических ориентации, которые рассматривают социальную реальность как нечто, складывающееся «за спиной» индивида, так что его действия оказываются в конечном счете следствием социальных процессов, но ни в коем случае не их причиной. А это и есть социологический реализм, на позициях которого стояли Конт и Маркс, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Противоположность номиналистического и реалистического пониманий социального действия попытался преодолеть Т. Пирсоне, в формировании социологической концепции которого одинаково важную роль сыграли и Вебер, и Дюркгейм. Не приняв принципиальных ограничений, при условии которых первый из них только и мог истолковать социальное действие как действие самостоятельного, свободного и потому вменяемого субъекта, полностью ответственного за свои поступки, Парсонс вводит в содержание этой категории два момента, детерминирующие его, превращая в элемент более широкой и всеобъемлющей системы. Во-первых, под вопросом оказывалась сама сознательность субъекта социального действия, степень осознанности его действий вообще, которую Пирсоне рассматривал как следствие определенной работы системы индивидуального человеческого сознания, истолкованной к тому же в духе психоанализа, настаивающего на «примате» бессознательного. Во-вторых, как нечто обусловленное, поставленное в зависимость от «системы культуры», были истолкованы им и ожидания как самого этого субъекта действия, так и тех, кто в той или иной степени, прямо или косвенно оказывался объектом его акции. В итоге парсонсовская «общая система человеческого действия», включающая наряду с «социальной системой» также «систему личности» и «систему культуры», предстала в качестве системы детерминации, вновь превращавших субъекта социального действия из активной причины в пассивное следствие социокультурных и глубинно-психологических процессов, детерминирующих его поведение на самых различных уровнях. Фактически это было реставрацией социологического реализма прошлого века, а не «синтезированием» социологического реализма и номинализма, распространившихся в нач. 20 в.
В качестве центрального понятия теории социального поведения социальное действие выдвигалось также Ф. Знанецким, Р. Мак-Айвером, затем Г. Беккером, неовеберяанцами и Ю. Хабермасом.
Лит.: Вебер М. Основные социологические понятия.— В кн.: Он же. Избр. произв. М., 1990, с. 602-639; Wer M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951; Panons T. The Social System. N. Y.-L., 1951.
Подчеркивая этот решающий момент осмысленности, т. е. осознанности социального действия, как действия, совершаемого самостоятельным индивидом, М. Вебер тем не менее не относит к их числу и полуавтоматические реакции людей в толпе на стихийные явления (напр., дождь). вынуждающие их делать одно и то же безотносительно друг к другу. Но еще более решительно он отказывается причислять к социальным действия индивида в «массе», происходящие вследствие его заражения общим настроением, охватившим ее; такие действия, по его убеждению, должны быть предметом изучения не социологии, а коллективной психологии: здесь проходит граница между рационалистическим антипсихологиз.мом веберовской теории социального действия и психологизмом с его иррационалистическими опасностями, В обоих случаях действие человека в толпе не есть социальное в точном смысле этого понятия, поскольку индивид не выступает в этом случае субъектом действия, целиком и полностью ответственным за него, т. е. вменяемым: ход мысли, обнаруживающий юридические истоки такого понимания социального действия.
Вебер выделяет 4 типа социального действия: 1) целерациональное, использующее средства для достижения рациональной цели; 2) ценностно-рациональное, основанное на вере в ценность определенного поведения независимо от его последствий; 3) аффективное и 4) традиционное, основанное на традициях, обычаях и привычках.
Акцент на вменяемости человеческого действия, определяющей его социальную значимость, дает возможность Веберу отграничить свою «понимающую социологию», с одной стороны, от «социологии подражания» Г. Тарда и «массовой психологии» Г. Лебона, а с другой — от тех («реалистических») социологических ориентации, которые рассматривают социальную реальность как нечто, складывающееся «за спиной» индивида, так что его действия оказываются в конечном счете следствием социальных процессов, но ни в коем случае не их причиной. А это и есть социологический реализм, на позициях которого стояли Конт и Маркс, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Противоположность номиналистического и реалистического пониманий социального действия попытался преодолеть Т. Пирсоне, в формировании социологической концепции которого одинаково важную роль сыграли и Вебер, и Дюркгейм. Не приняв принципиальных ограничений, при условии которых первый из них только и мог истолковать социальное действие как действие самостоятельного, свободного и потому вменяемого субъекта, полностью ответственного за свои поступки, Парсонс вводит в содержание этой категории два момента, детерминирующие его, превращая в элемент более широкой и всеобъемлющей системы. Во-первых, под вопросом оказывалась сама сознательность субъекта социального действия, степень осознанности его действий вообще, которую Пирсоне рассматривал как следствие определенной работы системы индивидуального человеческого сознания, истолкованной к тому же в духе психоанализа, настаивающего на «примате» бессознательного. Во-вторых, как нечто обусловленное, поставленное в зависимость от «системы культуры», были истолкованы им и ожидания как самого этого субъекта действия, так и тех, кто в той или иной степени, прямо или косвенно оказывался объектом его акции. В итоге парсонсовская «общая система человеческого действия», включающая наряду с «социальной системой» также «систему личности» и «систему культуры», предстала в качестве системы детерминации, вновь превращавших субъекта социального действия из активной причины в пассивное следствие социокультурных и глубинно-психологических процессов, детерминирующих его поведение на самых различных уровнях. Фактически это было реставрацией социологического реализма прошлого века, а не «синтезированием» социологического реализма и номинализма, распространившихся в нач. 20 в.
В качестве центрального понятия теории социального поведения социальное действие выдвигалось также Ф. Знанецким, Р. Мак-Айвером, затем Г. Беккером, неовеберяанцами и Ю. Хабермасом.
Лит.: Вебер М. Основные социологические понятия.— В кн.: Он же. Избр. произв. М., 1990, с. 602-639; Wer M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951; Panons T. The Social System. N. Y.-L., 1951.
Источник: Новая философская энциклопедия