СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ
одно из осн. направлений совр. зап. социологии, восходящее к Веберу, к-рый и разработал понятие С. д. Последнее, по Веберу,— это все человеческое поведение, когда и поскольку действующий индивид придает ему субъективный смысл, ориентируясь при этом на поведение др. индивидов. (Поэтому инстинктивная реакция, напр., не будет С. д.) Согласно Веберу, С. д.— это осн. элемент социальной действительности, а социальные институты, группы и др. социальные общности — это лишь результаты и способы организации определенных действий индивидов. В дальнейшем понятие С. д. разрабатывалось прежде всего социологами, придерживавшимися социально-атомистических ориентации (Ф. Знанецкий, Р. Макайвер, Дж. Хоманс и др.). Парсонс, напротив, стремился соединить его с представлением об иерархии социальных систем, организующих и контролирующих С. д. индивидов. Он рассматривал четыре осн. уровня организации С. д. (или уровня систем действия): 1) уровень биологического организма; 2) уровень личности; 3) уровень социальной системы; 4) уровень культурной системы. Протекание действия на каждом уровне связано с решением четырех функциональных проблем: “поддержанием образца”, т. е. сохранением самотождественности системы, достижением цели, интеграцией и адаптацией. Осн. в его теории С. д. является проблема равновесия, т. е. поддержания стабильности существующих социальных систем. С т. эр. марксизма деятельность людей не может быть сведена к следованию общепринятым образцам поведения, как и к исполнению ими определенных социальных ролей. Люди сами творят свою историю, действуя, однако, при условиях и обстоятельствах, задаваемых об-вом, его предшествующим развитием. “...Социолог-материалист,— писал Ленин,— делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения” (Т. 1. С. 424).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ
одно из направлений в совр. немарксистской социологии, особенно в американской. Возникло в 20-е гг. 20 в. (М. Вебер, Ф. Зпанецкий, Р. Макивер). Окончат. форму С. д. т. придали работы Т. Парсонса, а также С. Стауффера, Э. Шилса, У. Муррея, К. Клакхона, Э. Толмена и др. Исходным пунктом осн. идей С. д. т. является концепция "понимания", разработанная М. Вебером, согласно к-рой в основе социальных отношений людей лежит установление ими "смысла" (понимание) намерений и целей действий друг друга. С. д. т. связана с концепцией "поля социологии". 1. В качестве "клеточки" исследования рассматривается отношение двух (любых) индивидов. 2. Психич. отношение индивида к действительности (в т.ч. и к окружающим его людям), всегда имеющее форму эмоционального сознат. отношения, построенного на основе практич. задач и потребностей индивида, понимается в качество альтернативы познания. Обозначая терминами "ценность", "ценностный подход" практич. сознание, С. д. т. вслед за неопозитивизмом противопоставляет его познанию, объявляя, что тот образ действительности, на основе к-рого действует человек (группа) в повседневных отношениях, является лишь "удобной фикцией". 3. Социологич. анализ обществ. условий жизнедеятельности индивидов и групп – это только анализ представлений индивидов об этих условиях. 4. Для понимания существа деятельности групп, слоев, классов, социальных образований достаточно обратиться к характеристикам сознания индивидов, составляющих эти группы. Теоретики социального действия считают, что, признавая социальную обусловленность индивидуального сознания, они избегают пороков понимания общества как "суммы атомов". На самом деле, связи людей по сознанию еще не объясняют внутр. механизмов деятельности групп, оставляя индивидов не связанными по существу своей деятельности, объективному социальному положению. Те концепции, к-рые развиваются в С. д. т. (прежде всего модель "действия - взаимодействия", "социальной системы", "социальной структуры"), отличаются фетишизацией момента личных отношений в социальных отношениях. Модель "действия-взаимодействия" рассчитана на обобщение гл. черт всех социальных связей в обществе – трудовых, политических, бытовых и т.д. В этой модели С. д. т. пытается объединить воедино концепции интеракционизма в социальной психологии с фрейдизмом. Сущностью взаимодействия считается процесс коммуникации как сознат. отношения индивидов друг к другу, причем гл. упор делается на актах ожидания одним индивидом тех или иных действий или сознат. позиций другого (т.н. экспектациях). Процесс взаимодействия трактуется в С. д. т. как т.н. закон "взаимодополнительности экспектаций". Видя в этом процессе подчинение индивидуальных ценностей, взглядов групповым, С. д. т. исходит из того, что норма поведения – это мнения непосредств. человеч. окружения. Использование идей фрейдизма в схеме "взаимодействия", о к-ром представители С. д. т. заявляют открыто, выражается, во-первых, в понимании личности и динамики личностных процессов, во-вторых, в перенесении на структуру "взаимоотношения" индивидов структуры динамики личности во фрейдизме. Аналогом фрейдистского понятия "эго" (как слоя сознания) в С. д. т. является "эго" как действующий индивид и как воплощение момента "индивидуальности"; аналогом фрейдистского "супер-эго" в С. д. т. выступает "альтер-эго" – индивид. с к-рым первый взаимодействует и к-рый является воплощением "нормативности", "социального", "общества". Основой функционирования любой единицы общества (коллектив, социальный институт и т.д.) теоретики "действия" считают "единство ценностей" или "нормативный порядок", к-рые понимаются как наличие общих черт в эмоциональной сфере жизни людей и сходства психологич. реакций и моральных установок. Эта точка зрения констатирует лишь внешние моменты социальной орг-ции всякого рода. С. д. т. выдвигает в качестве единиц социальной структуры статус и роль. Фиксируя внешние связи и отношения в совр. бюрократич. организации, теоретики социального действия выступают в качестве пропагандистов подчинения индивида правилам и кодексу бурж. организации. См. Структурно-функциональный анализ. Лит.: Новиков Н. В., Об исходных посылках и гл. чертах бурж. теории "социального действия", в кн.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964; его же, Критика совр. бурж. "науки о социальном поведении", М., 1966; Parsons Т. [а. о.], Working papers in the theory of action, Chi., 1953; Sоrоkin P. ?., Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Mills Сh. W., Sociological imagination, Oxf., 1959. См. также лит. при ст. Знанецкий, Парсонс. Н. Новиков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.