БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
БИОЛОГИЧЕСКОЕ и СОЦИАЛЬНОЕ
два уровня организации живой материи, один из которых воспроизводится через генотип, содержащий в ««свернутом» виде все необходимое для последующей жизни, другой – через культуру как систему материальных и духовных средств. Наследование через культуру (которая не связана органически с телом индивидов, подобно тому, как связаны органы и инстинкты с телом животных, а всегда может быть более или менее безболезненно заменена другой, более совершенной) делает социальную жизнь гораздо более пластичной, способной адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Между биологическими механизмами, определяющими поведение отдельных особей в сообществах животных, и социальными нормами, регулирующими поведение людей, существует определенная взаимосвязь, которую изучает наука социобиология. В широком смысле социальное включает в себя биологическое, которое в рамках социального преобразуется, преодолевая инстинктивную скованность и функциональную специализированность. Важнейшие инстинкты (самосохранения, продолжения рода или размножения) у человека проявляются иначе, чем у растений и животных, а человеческая рука может выполнять такие тонкие и сложные функции, какие никогда не будут свойственны лапе даже самой умной обезьяны. Высшей формой социального будет духовность как софийность сознания и бытия людей.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
понятия, характеризующие качественную специфику и взаимодействие двух органически связанных уровней развития материи: живой природы и ее высшей формы — жизнедеятельности человеческого об-ва. Они конкретизируют и углубляют представления о природе и об-ве, но не совпадают с ними. Общими чертами Б. и с. являются активный характер отражения, способность к развитию и самосохранению, целостность, открытость, высокий уровень структурной организации, способность к воспроизведению себе подобных, историзм и др., однако конкретные проявления этих черт в живой природе и об-ве существенно различаются. Основа их различий — в характере жизнедеятельности Б. И с. Биологическое гл. обр. приспосабливается к изменяющимся условиям, а социальное целенаправленно регулирует обмен веществ между собой и природой посредством труда. Изменяя внешнюю природу, человек в то же время изменяет свою собственную природу, отмечал Маркс (Т. 23. С. 188). Историческая логика такова, что в ходе взаимодействия Б. и с. происходит постоянное обогащение, гармонизация, оптимизация их отношений. Однако в определенных общественных условиях возникают противоречия, серьезные препятствия для существования и развития жизни. Социальные изменения, достижения науки и техники в 20 в. выдвинули в число актуальных вопрос о соотношении Б. и с. в человеке. Метафизически ориентированные исследователи решают его, абсолютизируя крайности биологизма, вульгарного социологизма, возрождая позитивизм и эклектику. Диалектико-материалистический метод требует всестороннего учета уровней, форм, характера взаимодействия Б. и с., исследования реальной истории их взаимоотношений в антропогенезе. в истории человечества, в индивидуальном развитии. Он ориентирует на исследование социальной сущности человека, опосредствующей и преобразующей биологическое. Вместе с тем марксистская философия в союзе с др. науками успешно разрабатывает вопросы интеграции естественнонаучного и социокультурного знания о человеке, формирования его творческих способностей и разумных потребностей. психофизическую проблематику и т. д.
Источник: Философский энциклопедический словарь