СЛОВО

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Слово
слог или совокупность слогов, которые означают понятие, представление или какой-либо предмет. Объяснением значения слов занимается семантика, значения близких по смыслу слов — синонимика (см. Синоним), происхождением слов — этимология.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Слово
такое воплощение смысловой энергии в познавательной интенции, при котором смысловая энергия несет в себе потенцию своей сущности. Благодаря этому через слово возможно приобщение не только к смысловой энергии сущности, но и ко всей полноте сущности, хотя и наличествующей лишь потенциально. Звуковая форма слова есть оформление внутри собственного самобытия, ибо смысловая энергия не может ни оформлять телесно, ни оформляться.

Источник: Диалектика человеческого бытия: глоссарий

Слово
ежедневная газета, выходившая в Петербурге с 1 декабря 1904 г. по 1 июля 1906 г. Редактором подписывался Быков, издателем Перцов. Газета объявила себя органом партии конституционного центра. В смысле политического направления отличалась крайней неустойчивостью: одни статьи противоречили другим. Газета имела незначительный успех, тираж быстро начал падать. С конца 1906 года возобновляется, как орган конституционного центра. /Т. 2/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СЛОВО
голос непостижимой реальности, ее откровение; собранная в один фокус историческая воля целого народа; орган самоорганизации личности, форма ее исторического бытия (А. Ф. Лосев); не будучи по своей сути ни обозначением предметного бытия в его объективном содержании, ни выражением эмоционального состояния человека при встрече с предметным миром, проистекает из Логоса, является его несовершенным отображением (С. Л. Франк); не творится и не сочиняется, а находится или отыскивается, обретается (П. А. Флоренский).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

СЛОВО
единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Слово находится между сознанием и мыслимым предметом, участвует в бытии обоих. Оно отделяет их друг от друга, давая возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. Без него представление не могло бы возникнуть. Но слово также связывает предмет и сознание: без него представление не могло бы стать знаком того, что мыслится. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СЛОВО
слог или совокупность слогов, которые означают понятие, представление или какой-либо предмет. Объяснением значения слов занимается семантика, значения близких по смыслу слов (см. Синоним) - синонимика, происхождения слов - этимология (от греч. etymon - корневое слово и logos - наука). Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные - предметам; имена прилагательные - конкретному бытию, качеству предметов; предлоги и союзы - связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы - процессам, происходящим между предметами. Предложение содержит высказывания, вопросы и т. д. о наблюдаемом или переживаемом мире. См. также Логос.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЛОВО
основная единица языка. Значимость и значение С. определяется в составе текста, рассматриваемого как теория. Сами по себе, как отмечал Соссюр, языковые знаки не образуют языка. Ему надо было показать, как функционируют языковые знаки. В этой связи он разрабатывал в отличие от значения концепт значимости. Отношение значения связывает акустический образ и понятие. Понятие есть значение акустического образа. Отношение значимости связывает друг с другом языковые знаки. «Язык есть не что иное, как система чистых значимостей...» [С. 144]. Значимость одного знака зависит от наличия других знаков. Отношение значимости предполагает и однородность языковых знаков, и их отличие друг от друга.
Значимость языкового знака — это его языковая ценность [С. 148]. Значимость относительна и определяется социальным коллективом. Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. М., 1977.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Слово
Элемент языка. Слово – не минимальный (в отличие от фонемы или монемы) элемент, но в каждом конкретном языке оно выступает в качестве отдельной значащей единицы, распознаваемой и улавливаемой эмпирически. Заблуждением было бы видеть в словах копии вещей, потому что слова суть копии, или матрицы, наших мыслей. Из того, что существует слово «ничто», еще не следует, что ничто существует.
Слова являются инструментами; это кусочки смысла и ирреальности (реальны только звуки, но, воспринимаемые как шум, они не значат ничего), служащие для выражения не имеющей значения или бессмысленной реальности. Мы пользуемся словами словно набором дискретных единиц для того, чтобы расчленить реальность («разорвать тишину»), а затем в силу своих возможностей склеить ее заново из этих кусочков. Отсюда слабые звуки, невнятные идеи и громкое звучание духа. Отсюда же искушение молчанием. «Что значит имя? – вопрошал Шекспир. – Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».

Источник: Философский словарь.

СЛОВО
Вначале было Слово…» — так начинается повествование о сотворении мира и всего живого. В этом изречении заложено философское значение самого факта жизни: сотворение есть результат деятельности Творца, а не стихий, каждая Тварь создается совершенной, приспособленной изначально к суровым условиям существования, но при этом не оспаривается и принцип борьбы, в которой побеждает сильнейший, уничтожающий более слабого. Благодаря слову мировая цивилизация сохраняет многовековые знания и опыт, традиции и навыки, передавая их от одного поколения к другому, выступая при этом символом преемственности, смычкой, передаточным звеном. Слово обладает еще и удивительной способностью заключить в очень малую форму достаточно объемную информацию. У многих народов слово — часть мистического и космического порядка — ассоциируется с элементами воздуха, без которого жизнь человечества была бы просто невозможной. Мистические слова — абракадабра и др. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Слово
знак; для нас слово - это пароль (ключ), позволяющий из области сознания войти в область подсознания (подпрограмму), связанную с некоторым объемом понятия. Слово является также командой, запускающей ту или иную программу действия человека. В общем случае понятие слово позволяет рассматривать человека в виде биологического робота.
Библейская фраза "вначале было слово" интересна, так как по теории информационных систем вначале жизни была информация, а слово как знак, с помощью которого информационные системы действуют друг на друга, является элементом, близкостоящим к понятию информация.
В связи с тем, что слово вводит интеллект и внимание в область понятий, одной из актуальнейших задач современных средств массовой информации является искажение смысла и исключение слов из обихода.
Естественной задачей системы образования является возвращение смысла слов, т.е. задача системы образования противостоять СМИ.
Ассоциативный блок.
Вообще-то, любое слово - категория.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

СЛОВО
(Wort) — слог или совокупность слогов, которые обозначают понятие, представление или какой-нибудь предмет. Подобно тому как мысль проявляется только через слово, постоянное объективирование слова осуществляется лишь через чувственно воспринимаемый знак, через письмо. Объяснением значения слов занимается семантика, значения близких по смыслу слов (см. Синоним) — синонимика, происхождения слов — этимология (от греч. etymon — корневое слово и logos — учение). Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные (substantiva) — предметам и представлениям, имена прилагательные (Adjektiva) — конкретному бытию (Sosein), качеству предметов; предлоги и союзы (Präpositionen и Konjunktionen) — связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы (Verben) — процессам, происходящим между предметами. Предложение содержит высказывания, вопросы и т. д. о наблюдаемом или переживаемом мире; см. также Логос.
А. Portmann, R. Ritsema (edd.). Man and Speech. Leiden, 1973; M. Wessler. Die Einheit von W. und Sache, 1974; A. M. Disciullo, E. Williams. On the Definition of Word. Cambridge (Mass.), 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Слово
Словом называется: 1) каждое членораздельное звуковое выражение представлений и понятий, которое требует определенного произношения гласных и согласных; 2) вся совокупность членораздельных звуков и их видимых знаков, употребляемых для выражения всей суммы наших представлений и понятий и их взаимного соотношения. В таком смысле говорят: человеческое слово; 3) целая ораторская речь, преимущественно церковная; 4) иногда вообще сказание, например, Слово о полку Игореве. — Для систематической науки о человеческом слове необходимо: рассмотрение происхождения человеческого слова, что относится к антропологии и психологии (при помощи физиологии), преимущественно к отделу о производительном воображении; происхождения частей слова или речи и их соотношения, выражающегося в связной речи, что составляет предмет грамматики, или частнее синтаксиса; начала же для грамматики сообщает логика и преимущественно психология, разбором деятельности рассудка, вырабатывающего умственные единицы, и силы суждения и умозаключения, которым свойственно отчетливо соединять и разделять их. Наконец, к науке о человеческом слове относится рассмотрение различных родов или форм цельных словесных произведений, как то: описательных и исторических, научных, ораторских, зависящих от того, какая категория соединения представлений, понятий и слов должна преобладать, судя по задаче словесного произведения. Этому отделу словесной науки пособляет вторая часть логики, которая рассматривает не предварительные упражнения (как бы экзерциции и прелюдии, что относится к 1-й ч. логики), но различные роды цельных систематических произведений словесных. К словесной науке относится еще рассмотрение поэтических произведений; но оно относится и к теории искусства. У Платона слово иногда употребляется в смысле разума; еще точнее и явственнее встречается это выражение у новоплатоников (Плотин). Слово у них значит идеальное начертание всего сущего и в основании своем имеет первослово или перворазум.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Слово
Словом называется: 1) каждое членораздельное звуковое выражение представлений и понятий, которое требует определенного произношения гласных и согласных; 2) вся совокупность членораздельных звуков и их видимых знаков, употребляемых для выражения всей суммы наших представлений и понятий и их взаимного соотношения. В таком смысле говорят: человеческое слово; 3) целая ораторская речь, преимущественно церковная; 4) иногда вообще сказание, например, Слово о полку Игореве. — Для систематической науки о человеческом слове необходимо: рассмотрение происхождения человеческого слова, что относится к антропологии и психологии (при помощи физиологии), преимущественно к отделу о производительном воображении; происхождения частей слова или речи и их соотношения, выражающегося в связной речи, что составляет предмет грамматики, или частнее синтаксиса; начала же для грамматики сообщает логика и преимущественно психология, разбором деятельности рассудка, вырабатывающего умственные единицы, и силы суждения и умозаключения, которым свойственно отчетливо соединять и разделять их. Наконец, к науке о человеческом слове относится рассмотрение различных родов или форм цельных словесных произведений, как то: описательных и исторических, научных, ораторских, зависящих от того, какая категория соединения представлений, понятий и слов должна преобладать, судя по задаче словесного произведения. Этому отделу словесной науки пособляет вторая часть логики, которая рассматривает не предварительные упражнения (как бы экзерциции и прелюдии, что относится к 1-й ч. логики), но различные роды цельных систематических произведений словесных. К словесной науке относится еще рассмотрение поэтических произведений; но оно относится и к теории искусства. — У Платона слово иногда употребляется в смысле разума; еще точнее и явственнее встречается это выражение у новоплатоников (Плотин). Слово (λόγος) у них значит идеальное начертание всего сущего и в основании своем имеет первослово (πρώτος λόγος) или перворазум.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

СЛОВО
одна из осн. единиц языка (речевой деятельности). Понятие С. используется в различных науках, изучающих язык и речевую деятельность, – в философии, психологии, физиологии, логике, лингвистике и др., причем выступает чаще всего как априорное, неопределяемое понятие, служащее исходным пунктом для дальнейших построений. При выделении С. исследователь опирается в этом случае на свою собств. языковую интуицию ("чувство языка"). С. может быть рассмотрено в плане обеих важнейших функций речи – функции общения и функции обобщения. С первой т. зр. С. является мельчайшим значимым сегментом потока речи. Со второй т. зр. С. есть форма закрепления полученных в процессе обществ. практики знаний о том или ином классе предметов и явлений действительности; в этом плане оно выступает как заместитель данного класса предметов и явлений в различных видах речемыслит. деятельности, т.е. как частный случай знака. Звуковая сторона С. может выступать в речевой деятельности на разных уровнях: как отрезок потока речи, ограниченный паузами; как единица "фонологич. контроля" в процессе внутр. имитации слышимой речи при ее распознавании; как "квант" осознания речи ее носителем ("психологич. единица" в амер. психолингвистике) и т.д. Семантич. сторона (значение) С. интерпретируется различными исследователями по-разному. Наиболее распространена концепция, согласно к-рой значение С. складывается из трех компонентов (по Ч. Моррису, трех "значений"): прагматического, семантического и синтаксического. П р а г м а т и ч. компонент соответствует отношению С. к ситуации его употребления и является предметом физиологич. трактовки С. как сигнала сигналов. Семантич. компонент соответствует отношению С. к денотату (обозначаемому предмету), т.е. предметному содержанию и предметной отнесенности С. С этой т. зр. С. рассматривается прежде всего как языковый коррелят понятия. Если в С. значение неразрывно с динамикой употребления С. и реализуется всегда в конкретной ситуации общения и в конкретном речевом контексте, то в понятии семантич. сторона языкового знака берется как застывший продукт социально-историч. практики, безотносительно к языковым формам закрепления этой практики. С и н т а к с и ч. компонент значения С. соответствует его отношению к другим С. в потоке речи. Наряду со значением иногда выделяется смысл С. – т? в его семантич. стороне, что не является объективным и константным у всех носителей языка, а обусловлено мотивом деятельности конкретного носителя или группы носителей языка. Как самостоят. аспект смысловой стороны С. часто выдвигается его эмоционально-аффективная окрашенность. С. как лингвистич. понятие не имеет общепринятого и исчерпывающего различные его аспекты определения, не говоря уже о том, что нет таких определений С., к-рые были бы одинаково приложимы к языкам различных типов. С фонетич. т. зр. С. чаще всего определяется как группа звуков, объединяемая одним ударением. Однако существуют заведомо единые С., характеризующиеся неск. ударениями (напр., перекати-поле), с др. стороны, единым ударением нередко объединяются отрезки речевого потока, большие, чем С. С морфологич. т. зр. С. обычно определяется как "цельнооформленная" единица, т.е. такая, к-рая выступает в парадигме грамматич. словоизменения как единое целое: ’железнодорожный‘, ’железнодорожного‘, ’железнодорожному‘ в отличие от ’железная дорога‘, ’железной дороги‘, ’железной дороге‘. Однако такой критерий неприменим к языкам, имеющим по своему грамматич. строю менее четкое морфологич. оформление, чем индоевроп. языки флективного типа (напр., к языкам, в к-рых прилагательное неизменяемо). С синтаксич. т. зр. С. определяется либо как потенциальный минимум предложения, либо как минимальный поддающийся субституции в предложении значимый отрезок потока речи. Однако оба эти критерия применимы не ко всем типам С. и совсем непригодны для выделения С. в языках нефлективного типа. С семантич. т. зр. различные определения С. сводятся к пониманию его как минимального отрезка потока речи, соотносимого с фрагментом действительности. Однако все эти определения нестроги и не могут служить формальным критерием при выделении С. Поэтому в лингвистич. описаниях нередко встает вопрос вообще о правомерности выделения С. как языковой единицы. Возникают даже теоретич. концепции, избегающие понятия С. (дескриптивная лингвистика). В последние годы в лингвистике получает все большее распространение концепция, согласно к-рой С. в языке (в отличие от речи или речевой деятельности) принципиально не может быть определено исчерпывающим образом как целостная единица. На место понятия "С. вообще" ставятся взаимно дополняющие друг друга понятия фонетич., фонологич., акцентуационного, морфологич. (формально-грамматич.) С., С.= лексемы и пр. Каждая из этих единиц относится к определ. уровню системы языка. Единство всех этих единиц, соответствующих С., обеспечивается единством их речевой реализации. Такой подход позволяет дать строгую интерпретацию как пограничным случаям, так и эквивалентам С. в языках различных типов. Совокупность всех С. данного языка образует его словарный состав ("тезаурус"). Он может быть расчленен по разным признакам. Предполагается, что значения всех С. языка образуют семантич. систему. Однако наличие стойких семантич. связей между С. в психике говорящих доказано лишь для узких тематич. групп С. ("семантич. полей"). Кроме того, С. могут классифицироваться, исходя из единообразия их грамматич. оформления, по функцион. классам или частям речи. В письм. речи под С. понимается часть текста между двумя пробелами ("графич. С."). Лит.: Виноградов В. В., Осн. типы лексич. значений С., "Вопр. языкознания", 1953, No 5; Лурия А. Р., Роль С. в формировании временных связей у человека, "Вопр. психологии", 1955, No 1; Выготский Л. С., Мышление и речь, в его кн.: Избр. психологич. исследования. М., 1956; Амосова ?. ?., С. и контекст, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филол. паук", 1958, вып. 42, No 243; Апресян Ю. Д., Совр. методы изучения значений и нек-рые проблемы структурной лингвистики, в сб.: Проблемы структурной лингвистики, M., 1963; Шафф ?., Введение в семантику, пер. с польск., М., 1963; Шмелев Д. Н., Очерки по семасиологии рус. языка, М., 1964; Кацнельсон С. Д., Содержание С., значение и обозначение, М.–Л., 1965; Леонтьев ?. ?., С. в речевой деятельности, М., 1965; Уфимцева ?. ?., С. в лексико-семантич. системе языка, М., 1968; Lаziсzius J., La d?finition du mot, "Cahiers F. de Saussure", Gen?ve, 1945, [No] 5; Morris Сh., Signs, language and behavior, N. Y., 1946; Brown R., Words and things, Glencoe (Ill.), [1958]; Togeby K., Qu´est-ce qu´un mot?, в кн.: Recherches structurales, Copenhague, 1949; Slama-Gazacu T., Language et contexte, ‘s-Gra-venhage, 1961; Ullmann St., Semantics, Oxf., 1962; Bolinger D. L., The uniqueness of the word, "Lingua", 1963, v. 12, No 2. А. А. Леонтьев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СЛОВО
(word). Единица языка, формально трудная для выделения, центральная для лингвосферы и соотносимая с человеком как центром универсума. В лингвистике «слово» – понятие-пария, признанное многими специалистами ненаучным, неопределимым, остатком синкретически-мифологических представлений о языке, как в психологии таким же понятием-парией стала «душа», а в философии – «мудрость».
Многие лингвисты избегают понятия «слово», принимая в качестве основного понятия минимально значимую единицу языка (морфему, или «монему», в терминологии А. Мартине) либо автономное синтаксическое образование (словосочетание, «синтаксическая молекула» Ш. Балли). Согласно Э. Сепиру, слово представляет лишь «формальную единицу речи», выделенную пробелами, и выполняет либо функцию морфемы (служебные, «грамматические» слова), либо функцию предложения (слова знаменательные), либо совмещает обе функции, соединяя грамматику и семантику. Вместе с тем Э. Сепир утверждает: «Корневые и грамматические элементы языка, абстрагируемые от реальности речи, соответствуют концептуальному миру науки, абстрагированному от реальности опыта, а слово, наличная единица живой речи, соответствует единицам действительно воспринимаемого опыта, миру истории и искусства» [297]. К сходному выводу приходит М. В. Панов: слово представляет собой смысловое единство, части которого так же не разлагаются на значения составляющих его морфем, как фразеологизмы не разлагаются на значения составляющих слов [298].
Л. Ельмслев, Р. Барт и Б. Потье, под разными теоретическими углами, выдвигали на место слова категорию «лексия», которая может быть простой («конь»), составной («конь-огонь») и сложной («скакать на коне»). Как замечают авторы влиятельного аналитического словаря «Семиотика и язык» А. – Ж. Греймас и Ж. Курте (в статье «Слово»), «не добившись успеха в определении этого термина, лингвисты много раз пытались исключить его из своего словаря и круга забот. Но всякий раз оно возвращалось в новом одеянии и заново поднимало все те же вопросы» [299].
Слово занимает центральное место в иерархии языковых единиц, которая насчитывает пять основных ступеней:
1) фонема, звук как смыслоразличительный элемент языковой системы;
2) морфема, минимальная значимая часть слова;
3) слово;
4) предложение – совокупность слов, содержащих одно сообщение (мысль, высказывание);
5) текст – последовательность предложений, образующих одно произведение, целостный акт авторского самовыражения и речевой коммуникации.
Возможны и более дробные деления – например, между фонемой и морфемой ставят «морфы» (варианты, или составляющие единицы морфемы), а между словом и предложением – словосочетания. Но если расширить иерархию языковых единиц до семи уровней, слово все равно займет в ней срединное место. Фонемы и морфемы – микроединицы языка, предложение и текст – макроединицы, а слово – то, по отношению к чему определяется их масштаб.
Точно так же масштабы микромира (частицы, атомы, молекулы) и макромира (звезды, галактики, метагалактики) определяются их отношением к человеку: «микро» – то, что меньше человека, «макро» – то, что больше. Слово – наибольшая единица языкового микромира, в котором срастаются смыслоразличительные элементы-морфемы, и наименьшая единица языкового макромира, в котором слова свободно сочетаются в тексты различной длины. Положение слова в мире символических величин равнозначно положению человека в мире физических величин: середина и точка отсчета. Не исключено, что существуют общие закономерности сложения таких иерархий: от фонемы до текста, от кварка до вселенной, от клетки до биосферы (организм посередине).
Объяснить лингвистически «словность» языка так же трудно, как и объяснить физически существование срединного, «человечески обжитого» мира среди микро– и макромиров, среди атомов и галактик. Для этого требуется ввести антропный принцип в физику, как и «словный» (логосный) принцип в лингвистику, допустив, что все эти мельчайшие и крупнейшие единицы суть лишь условные проекции слова как первичной реальности, расчленяя которую, мы получаем морфемы и фонемы, а сочетая которые, получаем предложения и тексты. Слово потому и невыводимо теоретически из других единиц и понятий языка, что сами они выводятся из слова как первичной данности языка.
По наблюдению В. Г. Гака, «попытки замены понятия “слова” другими понятиями оказываются безуспешными, так как значение понятия “слово” именно в том, что оно объединяет признаки разных аспектов языка: звукового, смыслового, грамматического» [300]. Все разделы языкознания расходятся от слова и сходятся к слову, поскольку это не только научная, но и интуитивно данная, первичная категория языка, как и человек – в физической картине мира. Слово равнообъемно, равномощно миру, предназначенному для обитания человека. Отсюда древняя интуиция первологоса: мир сотворен Словом, и по его образу и подобию сотворен человек. Не морфемами, не фразами, не текстами, а именно Словом, которое сохраняет целостность даже тогда, когда разделяется на тысячи слов, точнее – соединяет их в себе.
Слово не просто находится посредине, но в нем встречаются нисходящий порядок смыслового членения текста и восходящий порядок смысловой интеграции звуков (фонем). С одной стороны, части слова, микроединицы языка, лишены свободы, не могут употребляться отдельно друг от друга и значимы только вместе, в составе слова. С другой стороны, собрания слов, предложения и тексты, лишены жесткой внутренней связи, их элементы могут свободно сочетаться между собой, переходить из одного сочетания в другое. Слово – наименьшая единица языка с наибольшей внутренней связью частей. Слово еще морфологически цельно (по составу) и уже семантически свободно (по значению).
Слово – мера связности и подвижности в структуре языка, точка пересечения координат порядка и свободы, идеальная мера организованной анархии самого языка. Слово – это микрокосм языка как целого, подобно тому как человек – средоточие и посредник макро– и микромиров, точка их вхождения и «погруженности» друг в друга. Как сознание человека объемлет окружающий мир, а тело объемлется миром, так слово объемлется языком, «океаном слов» – и вместе с тем объемлет его. Поэтому сколь угодно большой по объему текст, если в нем выделяется признак цельности, называется «словом» («напутственное слово», «Слово о полку Игореве», «в миг, когда дыханьем сплава в слово сплочены слова» Б. Пастернака).
Через слово макрокосм языка становится микрокосмом, свертывается в наименьшую свободную единицу. Но через слово и микрокосм языка может обратно развертываться в макрокосм. В словотворчестве внутренний морфемный состав слова может превращаться в свободно соединяемые значимые единицы. Если речь, повесть, сочинение любого жанра и размера может стать «словом», то и слово может стать «целым сочинением», произведением особого, «однословного» жанра.
*Воязыковление, Логодицея, Логопоэйя, Однословие, Словопонятие, Языководство
Однословие как литературный жанр // Континент. № 104. 2000. С. 279–313.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
136.45 кб

Слово о человеке: рецензия на учебное пособие П. С. Гуревича «Философская антропология» М. : Омега-Л

Страхов А. М.
Читать PDF
392.31 кб

Обозначает ли слово «Ощущение» ощущение? (обсуждая аргумент индивидуального языка Л. Витгенштейна

Ладов Всеволод Адольфович
Обсуждается аргумент индивидуального языка, представленный в «Философских исследованиях» Л. Витгенштейна.
Читать PDF
220.66 кб

Слово в поисках смысла

Шадрина Лариса Николаевна
В статье представлен компаративный анализ понимания слова и связанного с ним смысла в номинализме и философском реализме.
Читать PDF
472.79 кб

Исповедальное слово и «Поток сознания»: экзистенциальный текст как неосуществленная исповедь в «Пост

Ибатуллина Гузель Муртазовна
В статье анализируются проблемы соотношения исповедального сознания и слова с экзистенциальным «потоком сознания».
Читать PDF
281.87 кб

Слово об Универсуме

Рыбаков Николай Сергеевич
Читать PDF
9.30 мб

Ментальное слово и внутренняя речь: к концепции мышления в схоластических курсах раннего нового врем

Мусхелишвили Н. Л., Вдовина Г. В.
Читать PDF
8.16 мб

Формулируемое разумом слово веры

Галушко В. Г.
Читать PDF
10.22 мб

Контекст и слово

Маркова Л. А.
Читать PDF
154.36 кб

2008. 03. 010. Султанов А. Х. Слово и термин: Пролегомены к философии имени. - М. : РУДН, 2007. - 20

Боброва Л. А.
Читать PDF
111.61 кб

Политическое «Слово» и «Дело»: к вопросу об определении политической реальности

Тетерин Андрей Евгеньевич
Несмотря на то что политическая реальность является объектом изучения политологии, этот феномен до сих пор не имеет четкого научного определения.
Читать PDF
86.91 кб

Мир, человек, слово в философии всеединства В. Соловьёва и С. Булгакова

Горюнова Татьяна Александровна
В статье прослеживаются истоки и основания онтологического и лингвистического поворотов рубежа XIX-XX вв. в русской философии. Они связываются с учением о всеединстве В. Соловьёва и С.
Читать PDF
267.42 кб

Мир, человек, слово в философии всеединства В. Соловьёва и С. Булгакова

Горюнова Татьяна Александровна
В статье прослеживаются истоки и основания онтологического и лингвистического поворотов рубежа XIX-XX вв. в русской философии. Они связываются с учением о всеединстве В. Соловьёва и С.
Читать PDF
855.33 кб

Слово о сущем и бытии: прояснение имен

Долгих Андрей Юрьевич
Статья посвящена сопоставлению древнегреческих и современных русских слов и словосочетаний, используемых для выражения понятий «сущее», «бытие» и некоторых родственных им.
Читать PDF
189.44 кб

Речь и слово в религиозно-философской системе шактистских Пуран

Мартынова М. В.
Читать PDF
0.00 байт

«в человеке мусикийствует слово»

Щипина Римма Владимировна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Речь, слово, слух, изречения, поговорки, рассказ, повествование, сказка, басня, беседы, толки, совет, замысел, план

    Философский смысл термина: Предмет обсуждения (Гомер); весть (Софокл); предание, миф (Платон); сюжет, фабула (Аристотель).
  • Слово, Слово Божье, Слово Господне

    (Word, Word of God, Word of the Lord). В ВЗ три разных еврейских термина описывают коммуникативный акт "Богчеловек". Из них наиболее выразительный  peh ("уста"), крый обычно переводят в данном контексте как "слово". Те
  • Слово и дело или государево слово и дело

    старинная русская формула "извета", т.-е. доноса о государственном преступлении. Донос играл значительную роль в древне-русском процессе по государственным преступлениям. "Слово и дело" было отмене
  • Слово, речь, изречение, поговорка, предсказание, прорицание, решение, постановление, условие, обещание, повод, проза, глава, книга

    Философский смысл термина: "Логос" Разум - закон, фундаментальный принцип, определяющий неизменность мира как связного целого; закономерность вечного круговорота бытия и критерий истины (Гераклит
  • ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ

    1509) - гл. работа Эразма Роттердамского .
  • Кванторное слово

    языковой знак, указывающий на количественную характеристику суждения (его общий или частный характер).
  • Христианское слово

    ежемесячная газета Союза Евангельских христиан-баптистов России. Издается с марта 1989. В течение первого года издания выходила под названием «Информационный бюллетень». Большинство заметок, корр
  • Слово и объект

    «СЛОВО И ОБЪЕКТ» («Word and Object») — одно из главных произведений амер. логика и философа У Куайна, отражающее его основные достижения в области философии языка и эпистемологии. Книга опубликована в 1960
  • СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

    самый совершенный в художественном отношении памятник древнерус. литературы (создан 1185/1187, возможно, в 90-х гг. XII в.). По своему идейно-мировоззренческому содержанию он отражает синкретический хара
  • Наше Слово

    орган "Бунда". Журнал ставил себе целью "защиту интересов еврейского пролетариата". Выходил в г. Вильно. Первый номер вышел 22 июня 1906 г. и был конфискован. Всего успело выйти 9 номеров. Журнал выходил
  • Новое Слово

    ежемесячный научно-литературный и политический журнал, был основан в 1894 году И. А. Баталиным. В 1895 году во главе редакции встал Кривенко, и журнал сделался главным органом народничества. Наиболее д
  • ИНФОРМАТИВНОЕ СЛОВО

    слово, словосочетание или специальное обозначение в тексте документа или запроса, выражающее понятие, существенное для передачи содержания документа.
  • СЛОВО БУДДЫ

    русский перевод с санскрита изначального названия свода поучений Будды — Слово Просветлённого (Buddha-va–cana, Buddha-bha–sita),которое на первых порах обозначало его высказывания, проповеди, предписания, у
  • Слово мудрости

    правила питания и советы о том, как жить, составленные Джозефом Смитом и соблюдаемые мормонами. В них имеются также и указания на то, что необходимо воздерживаться от употребления кофе, чая и алког
  • ПОТЕРЯННОЕ СЛОВО

    Масон.) Вообще-то, следовало бы писать "потерянные слова" и утерянные тайны, поскольку то, что обозначено как потерянное "Слово", совсем не есть слово, как и в случае с Неизреченным Именем (см.). Степен
  • Слово примирения

    так назывались первые публикации Церкви адвентистов седьмого дня (АСД). Постепенно они превратились в газету, крую Церковь АСД издавала в период с 1988 по 1993. Газета была единственным церк. органом п
  • Русское Слово

    русская газета, издававшаяся в Нью-Йорке, того же направления что и "Русский Голос" (см. примеч. 289). С обоими этими газетами вел ожесточенную полемику интернационалистский "Новый Мир". /Т. 9/