СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

Найдено 1 определение
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
самый совершенный в художественном отношении памятник древнерус. литературы (создан 1185/1187, возможно, в 90-х гг. XII в.). По своему идейно-мировоззренческому содержанию он отражает синкретический характер отечественной культуры на начальной стадии ее христианизации, выявляет значение исторических событий того времени и представляет собой историософское по своему содержанию размышление о судьбах Руси. Оригинал памятника, входивший в рукописный сб. XVI-XVII вв. из собрания А. И. Мусина-Пушкина, погиб в пожаре Москвы 1812 г. Сохранилась только копия текста, сделанного в XVIII в. для Екатерины II, и издание списка сгоревшей рукописи, осуществленное в 1800 г. Отсутствие оригинала и черты яркой неповторимости произв. послужили причиной сомнения в его подлинности, ибо вдохновляли скептиков на отнесение его на более позднее время. Однако многочисленными исследованиями доказана беспочвенность такого рода выводов, более того, выявлена зависимость от него ряда древнерус. произв. (псковского "Апостола" 1307 г., "Задонщины", "Сказания о Мамаевом побоище"). Памятник не укладывается в традиционные представления о древнерус. культуре, сформировавшиеся под влиянием официальной церкви. Из поля зрения духовной цензуры выпадал оригинальный глубоко национальный и независимый от внешних церковных воздействий пласт культуры. Много споров ведется о том, кого считать автором памятника. Чаще всего исследователями создается его обобщенный образ, при этом отмечается его близость и сочувствие герою "Слова", его приверженность к устному народному творчеству, высокая образованность и тесные связи со средой книжников-грамотников. Установление конкретного лица не имеет принципиального значения для оценки памятника, ибо автор давно уже поднялся над конкретными лицами и сословиями, выразив стремление измученного раздорами об-ва к прекращению феодальных усобиц. Автор "Слова" не идет по пути лишь поэтической вырисовки канвы совр. истории. Ему присущ широкий сравнительный охват времен и событий, из чего вырастает оценочный подход к действительности и умение проникаться глубинной сутью происходящего. В произв. можно выделить три уровня постижения действительности, каждому из к-рых соответствует особый способ познания: эмпирический, художественный и символический. Все эти три способа типичны для древнерус. культуры и характеризуют различные стороны познавательной деятельности средневекового человека. Довольно точное воспроизведение реальности природного мира и исторической обстановки - это как бы начальная стадия восприятия. За ней следует обобщение, выражающееся в образном, художественном, поэтическом осмыслении событий. Наконец, символический план обнаруживает за реалиями действительности их вечный смысл и скрытые, объемлющие культурное наследие мн. веков пласты. Чисто внешне "Слово" посвящено неудачному походу князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Но это событие наводит автора на размышления об истории страны в самом широком смысле и постижение существенных черт эпохи. Давно замечено, что мн. понятия и образы "Слова" никак не могут быть выведены и объяснены из христианского миропонимания. Автор свободно пользуется мифологическим арсеналом для выражения своих мыслей, и поэтому "Слово" донесло до нас отзвуки славянских мифов о богах. Сакральное отношение к природным силам сказалось и в создании ведущего образа всего произв. - образа Русской земли. Мир природы и человека предстает в нем гармонизированным, о чем свидетельствуют указания на близость и даже родство людей, природы и богов. Герои "Слова" напрямую вступают в контакт с природой, при этом материальные объекты, части мироздания оживляются, в чем даже со скидкой на поэтическую форму просматривается пантеистическая основа. Восприятие событийной последовательности строится в памятнике по типу трехступенчатого ряда, в к-ром конечный этап повторяет начальный. Этот метод восходит к идее вечного круговращения, сформировавшейся под влиянием наблюдений за природой. Постижение исторического бытия в "Слове" отмечено глубиной охвата времен, обозримость к-рых теряется в "веках трояних". Легендарная эпоха сменяется историческим временем, к-рое распадается на три в ценностном отношении неравных отрезка (время дедов, отцов и внуков) и объемлет собой исторически обозримую память поколений. Поскольку, с т. зр. автора, время должно вернуться на круги своя, можно надеяться на величие новых "трояних веков". В циклическом видении временно-событийной действительности заложен призыв к единению: как бы наводится мост от прошлого к идеалу будущего могущества Руси. Заложенные в "Слове" принципы циклического временного восприятия исторических событий нельзя назвать соответствующими христианству. Но налицо и отступление от исконной мифологической культуры, распространяющей циклизм лишь на природу. Природное здесь уже существенно разделено с социальным, хотя между ними сохраняется тесная взаимосвязь. Историческое мышление автора выявляется и через его отношение к Русской земле как центральному понятию всего произв. Конечно, было бы ошибкой считать, что привнесенное на Русь в 988 г. христианство никак не коснулось поэтики, образов, понятий и самого фактического материала памятника. В нем отражены реалии христианизировавшейся Руси (храмы Софии и Богородицы), наличествует значительный пласт фраз и речевых оборотов христианской литературы. В тексте также упоминается Бог и Божий суд. Все это свидетельствует о неоднородности памятника в мировоззренческом плане. Он отразил то переходное состояние древнерус. культуры, когда христианство в полном объеме еще не было освоено об-вом, когда распространявшееся усилиями греч. и немногочисленного рус. духовенства монотеистическое учение в массе народа не воспринималось как свое, не перекроило еще мировосприятия целиком. Миф в изначальной своей общественной функции отмирал, но из его обломков возник образец песенной, близкой к эпическому стилю поэзии. Все это обуславливает и различные оценки мировоззренческой ориентации произв. Одни исследователи придерживаются преимущественно христианского прочтения "Слова". Другие - сосредоточивают внимание на преобладающем влиянии язычества. Наиболее плодотворным в осмыслении памятника представляется такой подход, когда во главу угла ставится не столько противопоставление язычества христианству, сколько тесное переплетение обоих компонентов древнерус. культуры, свидетельствующее о существовании на Руси в то время самостоятельного, глубоко национального по своему характеру направления мыслительной деятельности, следы к-рого были вытеснены греко-христианским мировоззрением.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
291.75 кб

А. С. Пушкин и «Слово о полку Игореве»

Родионов М.С.
Читать PDF
433.00 кб

Алексей Ремизов и «Слово о полку Игореве»

Розанов Юрий Владимирович
В статье рассматриваются различные способы использования писателем-модернистом А.М.
Читать PDF
126.43 кб

Михаил Федорович Мурьянов и «Слово о полку Игореве»

Добродомов Игорь Георгиевич
В статье рассматриваются методы работы Михаила Федоровича Мурьянова с образами и символами «Слова о полку Игореве» и связанной с этим произведением историко-культурной тематикой.
Читать PDF
233.83 кб

«Слово о полку Игореве» в русской философии и культуре

Судьин Григорий Григорьевич
В статье сделан вывод о том, что дискуссионный вопрос о соотношении язычества, христианства и двоеверия в «Слове о полку Игореве» в принципе невозможно решить, исходя из количественного соотношения элементов язычества и элементов
Читать PDF
70.31 кб

«Слово о полку Игореве» в современной ростовской финифти

В. Ф. Пак
Читать PDF
90.70 кб

А. А. Зализняк "Слово о полку Игореве": Взгляд лингвиста

Галинская И. Л.
Зализняк А.А. "Слово о полку Игореве": Взгляд лингвиста. М., 2004. 352с. (Studica philologica. Series minor).
Читать PDF
171.34 кб

Истоки поэтической традиции ("Беовульф" и "слово о полку Игореве")

Мощанская Ольга Львовна
Основная проблема статьи сравнение древнерусской поэтической манеры (Боян в «Слове о полку Игореве») с англосаксонской поэтической традицией (певец в «Беовульфе»).
Читать PDF
78.41 кб

«Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде»: из опыта параллельного чтения на уроке литературы

Толстых Наталья Анатольевна
Автор статьи предлагает конспект завершающего урока по «Слову о полку Игореве», построенного на сопоставлении «Слова...» с явлением западноевропейской литературы Средневековья «Песнью о Роланде».
Читать PDF
148.24 кб

«Слово о полку Игореве»: несколько аргументов в пользу гипотезы об авторстве Кирилла Туровского

Проневич Геннадий Николаевич
В статье предпринята попытка обоснования и дальнейшей разработки выдвинутой ученым-кибернетиком Б. Зотовым гипотезы о принадлежности «Слова о полку Игореве» перу Кирилла Туровского.
Читать PDF
305.73 кб

Существовал ли Мусин-Пушкинский сборник со «Словом о полку Игореве»? (об одном заблуждении Эдварда К

Бобров Александр Григорьевич
В статье высказывается новая гипотеза о т.н. мусин-пушкинском сборнике, содержавшем «Слово о полку Игореве». Анализируется рукописный сборник № 11/1088 Кирилло-Белозерского собрания Российской Национальной библиотеки.
Читать PDF
92.90 кб

2001. 04. 013. "Слово о полку Игореве" в освещении деятелей белорусской науки, литературы и культуры

Ромашко С. А.
Читать PDF
381.45 кб

Новая гипотеза об авторстве «Слова о полку Игореве» Рец. На кн. : ломов, А. М. «Слово о полку Игорев

Смирнов Виталий Борисович
Читать PDF
306.42 кб

Смирнов А. Е. «"слово о полку Игореве": пер. С древнерусского, статьи, комментарии». М. : языки слав

Орехов Б. В.
Читать PDF
664.07 кб

«Слово о полку Игореве» и его автор. Новая версия (на основе более корректного прочтения некоторых у

Руделёв Владимир Георгиевич
Обсуждаются данные о том, что «Зачинъ» «Слова о полку Игореве» является на самом деле интерлюдией, отделяющей монолог действительного Автора этого произведения, прерванный слушателями, от монолога второго его Автора (точнее вынужд
Читать PDF
109.36 кб

Проблема личного героизма в европейской литературе XI-XIII веков: «Слово о полку Игореве» и «Песнь о

Высочанская А.А.