РЕАЛИЗМ

Найдено 34 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕАЛИЗМ
признание безусловного бытия, которое, будучи неопределенным само по себе, содержит в себе и рождает из себя все определенное, предметное бытие.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

РЕАЛИЗМ
(от позднелат. realis — вещественный, действительный) — творческий принцип, ставящий целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Реализм
от поздне лат. realis – вещественный) – направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности.  

Источник: Словарь по культурологии

РЕАЛИЗМ
один из основных вариантов решения спора об универсалиях в средневековой философии. Реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания, до вещей и вне вещей.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Реализм
от лат. realis — вещественный, действительный) — философское течение, утверждающее бытие как действительность, реальность, лежащее вне сознания. Эта действительность бытия может пониматься как материальная (в том числе, в современном естествознании) или как идеальная (Аристотель и теология).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Реализм (философ)
гносеологическое учение о первичности общих понятий (универсалий) по отношению к единичности вещей, которые, по мнению реалистов, являются весьма несовершенными, приблизительными, неустойчивыми отображениями универсалий. Реализм – основа объективного идеализма и тех учений, которым присуща умозрительность.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Реализм
термин используется в двух смыслах: в одном случае реализм противостоит номинализму - как позиция, допускающая существование общего в виде "реалий"; в другом - противостоит инструментализму и феноменологизму, т.е. реализм в данном случае - это позиция, соотносящая научные теории с объективной реальностью.

Источник: Аналитическая философия (глоссарий)

РЕАЛИЗМ
философское учение, согласно которому вне сознания находится определенная реальность. Сама эта реальность интерпретируется по-разному. Порой в нее включают не только материальные, но и идеальные объекты. Общая черта всех реалистических учений состоит в том, что в качестве теории бытия они противостоят эпистемологии. См. научный реализм.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Реализм
термин, используемый в двух смыслах: в первом случае реализм противостоит номинализму в вопросе соотношения общего и единичного и допускает существование общего в виде «реалий»; в другом случае реализм противоположен инструментализму и феноменологизму и предполагает позицию, согласно которой научные теории соотносятся с объективной реальностью.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

РЕАЛИЗМ
основное направление в рамках схоластики, которое можно рассматривать как предшествующее научному рационализму Р. Декарта и Г. Лейбница. Реалисты признавали реальное существование универсалий, их существование в Боге, в вещах, а затем в человеческой памяти, утверждали единство Божественного и человеческого интеллекта и возможность познания творения.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

РЕАЛИЗМ
(лат. realis – вещественный, действительный) – направление, постулирующее существование независимой от сознания реальности, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта. Целью научных теорий, согласно Р., является открытие истины, а движущей силой научного прогресса – приближение к истине.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

РЕАЛИЗМ
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) - направление в средневековой схоластике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единичных вещей. Восходит к Платону. Каждому понятию ума соответствует отдельная вещь, существующая вне ума. Этой точки зрения придерживались Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Концептуализм (Абеляр) и номинализм (Росцелин, Оккам) критиковали идеи реализма.

Источник: Тематический философский словарь

Реализм
(от позднелат. realis – вещественный, действительный) – 1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.); 2) в средневековой философии реализм – философская позиция, которая, в противовес позиции номинализма, утверждает объективное существование универсалий (общих понятий).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Реализм
от поздне лат. realis – вещественный) направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности. 1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта; 2) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства; правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных видов искусства.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Реализм
направление средневековой философии, противоположное номинализму (см. Номинализм). Реализм (realis – вещественный, действительный). В средневековой философии представители реализма утверждали, что общее обладает самостоятельным бытием, существует как таковое, является причиной единичных вещей, которые являются лишь следствиями общих понятий, универсалий. 1. В теории познания: признание того, что объект познания независим от субъекта, познавательного процесса и опыта. 2. В философии идеалистического направления: признание существования вне сознания реальности, которая истолковывается как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика). Средневековый реализм утверждал, что общие понятия обладают самостоятельным (реальным) бытием, существуют как таковые, а единичные вещи – это только следствие этих общих понятий. Реализм в философии средневековья отражал тенденцию идеалистической, а номинализм – материалистической философии.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Реализм
1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных видов искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания Нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения, либо от Просвещения, либо с 30-х гг. XIX в. Ведущие принципы Р. XIX – XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность («в формах самой жизни») наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм художественных фантазии (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме личности и общества (в их связанности и противостоянии). Р. XIX в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации; поэтому его называют «критический Р.» (определение М. Горького). После революции 1917 г. в Советской России на основе критического Р. появился социалистический Р.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

РЕАЛИЗМ

- течение в схоластике, признававшее реальность универсалий. Они реальны в том смысле, что присутствуют (или воплощены) в самих вещах как их формообразующие начала, а разум постигает их в общих понятиях. Реализм отвечал идеалу науки Аристотеля и Фомы Аквинского - получить всеобщее по значению, завершенное и не нуждающееся в пересмотре знание о мире. Достижение такого знания считалось возможным, т.к. независимое от нас высшее мышление признается определившим структуру реальности вне нас. Средневековый реализм отличается от новоевропейского идеализма: если идеализм стремился понять всю действительность, выводя ее из первопринципов мышления, то реализм средневековый исходил из познания вещей и их формообразующих начал, переходил к осмыслению миропорядка, а затем восходил к Высшему бытию. Схоласт-реалист не пренебрегает эмпирическими данными чувственного опыта и не отдается стихии абстрактного мышления, а ограничивается только тем идеальным содержанием, какое ему удается извлечь из вещей в их конкретных исследованиях, и затем осмысливает и обобщает его дальше, чтобы получить искомые универсалии. Был в схоластике и крайний реализм, считавший, что универсалии существуют сами по себе совершенно независимо от вещей, но он был оставлен. В современном неотомизме реализм продолжает свою жизнь.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

РЕАЛИЗМ
лат. realis—действительный, вещественный) — художественный метод, наиболее полно воплощающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для Р. характерно правдивое отображение человеческой личности в ее многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством индивидуализированного изображения (выражения) закономерного, типического в жизни. Р. предполагает “помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 37. С. 35). Элементы и тенденции Р. проявлялись уже на ранних этапах истории искусства. Но как особый художественный метод Р. складывается в эпоху Возрождения (М. Сервантес, У. Шекспир, Ф. Рабле и др.), продолжает свое дальнейшее развитие в эпоху Просвещения (Д. Свифт, Лессинг, Вольтер, П. Бомарше и др.), а наиболее законченное выражение приобретает в середине 19 в. в искусстве критического Р. Осн. пафос произв. критического реализма (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Толстой, Шевченко, И. Е. Репин и др.), направленный на разоблачение пороков феодального и буржуазного об-ва, сыграл большую роль в развитии идей социального и духовного раскрепощения человека, в утверждении демократических общественных идеалов в сознании людей. Линия критического Р. продолжается и в совр. эпоху в творчестве мн. представителей искусства, противостоящего формалистическому и натуралистическому искусству.

Источник: Философский энциклопедический словарь

реализм
1.противостоящая номинализму идеалистическая концепция – признание объективного существование общего, объективной (за пределами человеческого ума) реальности универсалий. Если общее трактуется как существующее лишь в вещах (в качестве их объективных форм, такие доктрины принято именовать умеренным р. (аристотель), если до и независимо от вещей – крайним р. (платон, ансельм, гильом, см. Гипостазирование, идея). Знаменито и учение фомы аквинского о трояком существовании универсалий, в некотором смысле примиряющее все основные способы и доктрины решения проблемы универсалий. Согласно фоме, универсалии существуют: 1) до вещей – в уме бога в качестве его мыслей, прообразов будущих вещей, здесь фома опирается на переосмысление соответствующих идей платона августином блаженным; 2) в вещах – в аристотелевском смысле в качестве форм этих вещей; 3) после вещей – в смысле абеляра, в качестве понятия, рождаемого человеческим разумом, способным к сравнению, обобщению, абстрагированию, см. Концептуализм.
2. Убежденность в объективном существовании реальности (как правило, материалистический р.), как правило, более или менее в том же виде, какой она нам представляется в процессе нашего ее познания;
3. В бытовом смысле – позиция трезвого, продуманного, объективного взгляда на действительность (противостоит «бытовому идеализму» );
4. Стиль в искусстве, суть которого – воспроизведение действительности так, «как она есть сама по себе», а не как «она переживается» (противостоит импрессионизму, футуризму и т.д.).

Источник: Краткий философский глоссарий

РЕАЛИЗМ
позиция или философское учение, утверждающее, что мы познаем истинную реальность (не путать с материализмом, который представляет собой учение не о природе и направленности нашего знания, а о природе бытия). Материализм, для которого любая реальность имеет материальную природу, противостоит спиритуализму, для которого истинная реальностьдуховной природы. Реализм же противостоит идеализму, по которому мы познаем лишь феномены, а не реальность в себе. Обычно различают: 1) наивный реализм, представляющий собой естественную установку любого ума. Бергсон описал его в начале сочинения «Материя и память» (это наше спонтанное отождествление наших собственных представлений и реальной материи вещей): «Я называю материей совокупность образов»; 2) реализм, к которому может прийти философская рефлексия. Здесь можно выделить спириту-алистский реализм, самым знаменитым образчиком которого является учение Платона. В данном случае показателен опыт припоминания, когда мы с помощью простого размышления заново открываем элементарные математические истины и моральные идеи. Это доказывает, что их реальность в себе существует еще до того, как на них направлен человеческий ум. Эта точка зрения была подхвачена феноменологией Гуссерля и логическим позитивизмом Витгенштейна. Существует также материалистический реализм, представляющий собой философское обоснование наивного реализма (Юм, Сартр). Отметим, что реализм в искусстве отстаивает точное воспроизведение реальности и имитацию природы; он противоположен направлениям абстрактного искусства. См. Социалистический реализм.

Источник: Философский словарь

Реализм
(res вещь, realis вещный, действительный, наглядный) — направление философии, признающей действительное бытие только за вещественными предметами. Таков общий характер реализма. — Но реализм может быть метафизический, когда утверждает, что в основании всего существующего и живущего ничего нет, кроме вещества и случайного сцепления вещественных частиц, от которого произошли все царства природы и все роды жизни. В таком смысле понимаемый реализм — то же, что материализм. — Реализм психологический утверждает, что и в основании психической жизни нет высшего или душевного агента, но все зависит в ней от нервной системы. Наконец, реализм логический или гносеологический (γνώσις познание) утверждает, что образование представлений и их последовательное сочетание и преобразование зависит только от впечатлений, но не от особенностей самой деятельной натуры душевного агента. Дальнейшие выводы реализма понятны сами собою. — В настоящее время иногда отличают еще от прямого реализма идеальный реализм. Идеальный реализм есть реализм, потому что в изучении знания и всякой жизни он ставит необходимость опыта, наблюдения и окружающей нас действительности; но он идеальный потому, что путем своего анализа и индукции он приходит к утверждению творящего начала мира и зиждительного отношения душевного агента к телесному организму. — В средние века реализм или, по крайней мере, логический и гносеологический реализм носил название номинализма (см.). Реализмом иногда называют еще направление воспитательного образования, когда в состав его вносят только или преимущественно науки, занимающиеся исследованиями физической природы и различные отрасли технического искусства.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

РЕАЛИЗМ
от. позднелат. realis - вещественный, действительный) - точка зрения реальности. Реализм утверждает наличное бытие действительности, лежащей вне сознания. Эта действительность может пониматься как материальная (напр., у Левкиппа, Лукреция, Геккеля и в современном естествознании) или как идеальная (Аристотель, католич. теология и современная диалектическая протестант, теология). Теоретико-познавательный реализм, в противоположность идеализму, означает принятие мира вещей, существующего независимо от познающего субъекта. Т. н. наивный реализм полагает, что этот мир вещей точно или приблизительно таков, каким мы его воспринимаем. В этом смысле В. Вундт называет реализмом именно то мировоззрение, которое пытается оправдать различные (материальные и идеальные) составные части, на которые, как оказывается, мир расчленяется уже для донаучного мышления и которое пытается сохранить значение, соответствующее влиянию каждой из этих частей на действительность. Трансцендентальный реализм кантианского толка объявляет наш пространственный и временной мир явлений действительностью, существующей независимо от нашей чувственности. Сторонники критического реализма (А. Риль, О. Кюльпе, Ф. Брентано, А. Мейнонг) придерживаются того взгляда, что наше мышление обладает познавательными средствами, настолько способными к приспособлению, что постепенно мы можем достигать все более глубокого, более совершенного и правильного познания реального. Католич. философия, т.е. неосхоластика, под реализмом понимает утверждение о реальности всеобщих понятий (см. Спор об универсалиях); противоположность - номинализм. Современная философия по преимуществу реалистична. Важнейшие направления современного реализма: исторический материализм, неореализм, неотомизм и новая онтология, содержанием которой является метафизический реализм. В центре анализа стоит вопрос о том, каким образом нам дана реальность и до каких пределов она может быть познана. Важнейший вклад в современный реализм вносят феноменология и экзистенциализм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕАЛИЗМ
позднелат. - вещественный, действительный). В широком смысле слова под реализмом в искусстве понимается правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В этом значении реализм является свойством всякого искусства как одной из форм отражения реальной действительности. Однако в ходе развития искусства реализм приобретает различные формы, зависящие от конкретно-исторических условий. Так, например, в античности художники воспроизводили реальную жизнь в образах мифических богов и героев.
В более узком понимании термин используется для обозначения исторически конкретной формы художественного сознания.
В этом случае начало реализма относят либо к эпохе Возрождения, либо к XVШ веку, к эпохе Просвещения, либо к 30-м годам XIX века (критический реализм).
Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в искусстве XIX - XX веков: следование принципу историзма, конкретно-историческая правдивость, воспроизведение человеческих характеров, объективное отражение жизни в сочетании с высотой авторского идеала и т.д.
В XIX веке реализм всесторонне развил воспринятую от романтизма критику капиталистического прогресса, политические, нравственные и бытовые устои буржуазного общества, поэтому его и назвали "критическим реализмом" (определение М. Горького). Он в различных формах получил развитие в литературе и искусстве разных стран. Особенности метода критического реализма заключались в том, что показ отдельных явлений жизни содержал глубокие социальные обобщения; индивидуальные характеры и события осмысливались как типические.
Крупнейшими представителями критического реализма в различных видах искусства являются А. Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Г. Курбе, О. Домье, И. Репин, В. Суриков, М. Мусоргский и многие другие.
В ХХ веке реалистическое искусство развивалось в постоянной взаимосвязи с различными течениями авангардизма.
В 20 - 30-е годы в СССР основным методом в литературе и искусстве стал социалистический реализм, использовавший опыт искусства критического реализма.

Источник: История и теория культуры

РЕАЛИЗМ
философский термин, употребляемый в трех основных смыслах. Реализм понятий или схоластический реализм - одно из главных направлений средневековой философии в решении проблемы универсалий (родовых, видовых и других общих понятий). Проблема универсалий восходит к Платону, утверждавшему, что действительно существует только общее, а единичное - иллюзорно, и к его противнику Антисфену-кинику, настаивавшему на обратном. Представители патристики и схоластики, стоявшие на позициях реализма, с присущей им сугубой умозрительностью утверждали, что чем более общий характер носит понятие, тем действительнее, устойчивее его бытие. Максимально обща, а значит наиболее действительна и устойчива идея Бога как последнего источника всего сущего. Принято различать крайний реализм, полностью противопоставляющий общее единичным вещам и человеческому уму, их познающему, и умеренный реализм, признающий существование понятий до вещей, в вещах и в человеческом уме в результате дознания. Виднейшими поборниками крайнего реализма, идущего от Платона, были Августин, Ансельм Кентерберийский и др. схоластики, а реализма умеренного, идущего от Аристотеля, - Ибн-Сина (Авиценна), Фома Аквинский, Роджер Бэкон и др. В XIX в. термином «реализм» начинают именовать такую позицию в философии, которая признает действительность, реальность вне и независимо от субъекта, от сознания, познаваемую через ощущения и мышление. Реализм в таком понимании выступает как противоположность субъективному идеализму. Амплитуда реалистических воззрений очень широка: на одном из ее полюсов находится наивный реализм, считающий, что мир таков, каким мы его воспринимаем посредством органов чувств, на другом - кантианский агностицизм, граничащий с субъективным идеализмом, но тем не менее признающий «вещи в себе». Реализм также объединяет диаметрально противоположные в других отношениях философские направления, такие, как материализм и объективный идеализм. В конце XIX - начале XX вв. возникло несколько реалистических философских школ, старающихся дистанцироваться от позитивизма и абсолютного идеализма, признающих важность онтологических вопросов - неореализм (Ф. Брентано, А.Мейнонг, Э.Мур, А. Уайтхеду и др.), критический реализм (Р. Сантаяна, Р. Селларс, А.Лавджой и др.), критическая онтология (Н. Гартман), В эстетике, литературоведении и искусствоведении реализмом в самом общем виде называют такой подход к художественному произведению, когда задачей его считается правдивое изображение действительности такой, «как она есть».

Источник: Краткий философский словарь 2004

РЕАЛИЗМ
(Realismus; лат.) — точка зрения реальности; реализм утверждает наличное бытие действительности, лежащей вне сознания. Эта действительность может пониматься как материальная (например, у Левкиппа, Лукреция, Геккеля и в современном естествознании) или как лишь духовная. В последнем случае говорят о спиритуализме. Теоретико-познавательный реализм, в противоположность идеализму, означает принятие мира вещей, существующего независимо от познающего субъекта. Так называемый наивный реализм полагает, что этот мир вещей точно или приблизительно таков, каким мы его воспринимаем (Кирхман, И. Ремке). В этом смысле В. Вундт называет реализмом именно то мировоззрение, которое пытается оправдать различные (материальные и духовные) составные части, на которые, как оказывается, мир расчленяется уже для донаучного мышления и которое пытается сохранить значение, соответствующее влиянию каждой из этих частей на действительность. Трансцендентальный реализм (это понятие свойственно Э. Гартману; Кант называл свою позицию трансцендентальным идеализмом) считает в духе исходного учения Канта (равно как и трансцендентальной эстетики), что воспринимаемый, «созерцаемый» лишь через присущие субъекту «формы созерцания» пространственный и временной мир явлений независим от нашего индивидуального психического устройства (поэтому он «трансцендентальный»). Однако сущее в себе должно быть — в противовес Канту — так или иначе познаваемо. Эту точку зрения позже стали называть «критическим реализмом». В качестве «критического» он обладает доверием не к восприятию, а к мышлению. С его точки зрения, наше мышление обладает познавательными средствами, настолько способными к приспособлению, что постепенно мы можем достигать все более глубокого, более совершенного и правильного познания реального. Католическая философия, т. е. неосхоластика, под реализмом понимает утверждение о реальности всеобщих понятий (см. Спор об универсалиях); противоположность — номинализм. Современная философия по преимуществу реалистична. Важнейшие направления современного реализма: исторический материализм, неореализм, неотомизм и новая онтология, содержанием которой является метафический реализм. В центре анализа стоит вопрос о том, каким образом нам дана реальность и до каких пределов она может быть познана. Важный вклад в современный реализм вносят феноменология и экзистенциализм.
А. Messer. Der kritische R., 1923; E. Jaensch. Vorfragen der Wirklichkeitsphilos., 1931; G. Jakoby. Allg. Ontologie der Wirklichkeit, I—II, 1925—1928; N. Hartmann. Der Aufbau der realen Welt, 1940; G. Lukács. Essays überden R., 1948; E. Nordhofen. Das Bereichsdenken im kritischen R., 1976; G. Fuller. R. theorie, 1977; J. Seifert. Back to «things in themselves». A Phenomenolog. Foundation for Classical Realism. New York, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Реализм
В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В эстетическом смысле реализм это любое художественное течение, в значительно большей степени подчиняющее искусство наблюдению за действительностью и подражанию действительности, чем воображению или морали. Исторически можно связать с реализмом определенную эпоху, в частности вторую половину XIX века, когда реализм выступил противником романтизма, как на пороге ХХ века противником реализма выступил уже символизм. Но это слово может употребляться и в более широком смысле: искусство Мольера и Филиппа де Шампеня более реалистично, чем искусство Корнеля или Пуссена, искусство Рембрандта, Караваджо и Сурбарана – чем искусство Боттичелли или Буше. Из приведенных примеров понятно, что в широком толковании слово «реализм» не несет в себе ничего уничижительного. Однако в некоторых случаях оно все же может носить ограничительный характер. Тот факт, что Курбе или Флобер были реалистами в искусстве, нисколько не умаляет их гения. Но то, что термин «реализм» плохо приложим к таким художникам, как Шарден, Стендаль, Рембрандт или Пруст (их творчество отталкивается от реализма, но намного превосходит его), на мой взгляд, свидетельствует о широте их таланта. Возможно, дело в том, что всякий «изм» стремится замкнуть явление в какие‑то рамки, а реальность богаче реализма. В этом узком смысле реализм, быть может, грешит излишней будничностью – не то чтобы он чересчур увлекался наблюдательностью, скорее ему не хватает поэзии.
Наконец, в собственно философском смысле реализм это учение, утверждающее, что реальность существует независимо от человеческого разума и доступна, во всяком случае частично, познанию. Например, нравственным реализмом называют теорию, утверждающую, что мораль объективна, а нравственные поступки реальны и не сводимы к какой бы то ни было религиозной иллюзии (см. Рювен Ожиен, «Нравственный реализм», 1999). Но чаще всего термином «реализм» принято обозначать более общее или более метафизическое понятие. В этом случае реализм утверждает не существование той или иной реальности (например, нравственной), но реальности вообще. Несмотря на единство значения термина в указанном техническом смысле, он может обозначать два различных направления мысли – в зависимости от природы рассматриваемой реальности. Есть реализм Идей, универсалий или сверхчувственного (Платон, св. Ансельм или Фреге) и есть реализм чувственного или материального мира (Эпикур, Декарт, Поппер). Первый противостоит номинализму или концептуализму; второй – особой форме идеализма или имматериализма. Необходимо отметить, что эти два течения нередко вступают в спор между собой (Эпикур против Платона), но это происходит далеко не всегда; так Рассел, а в течение некоторого времени и Поппер поддерживали и того и другого.

Источник: Философский словарь.

РЕАЛИЗМ
понятий (лат. realis – вещественный) – направление в средневековой философии, представители которого считали, что общие понятия (универсалии) существуют объективно, вне и до единичных вещей и до всякого познания их человеком. Решение вопроса об универсалиях противоположно концептуализму и номинализму , для которых общее существует лишь в человеческом познании единичных вещей.
Предпосылкой средневекового понятийного Р. является учение Платона об идеях. Идеи Р. существовали уже в патристике . Так, Августин Блаженный , разделяя Творца и творение, разделяет и существование идей-образцов в уме Бога и существование реальных вещей. Такое учение назвали экземпляризмом (лат. exemplar – образец). Р. получил детальную разработку в схоластике . Как философское учение он помогал решать и теологические проблемы, с его помощью обосновывался ряд христианских догматов, в частности догмат Троицы: единая Божественная сущность выражена одновременно тремя лицами. Р. помог обосновать и идею первородного греха. С точки зрения Р. Адам был носителем общей сущности человека, поэтому грех Адама – первородный грех – свойствен и всему человечеству.
Р. имеет разновидности. Так, выделяют умеренный Р. (Р. Бэкон, Фома Аквинский ), представители которого признают существование общего в единичных вещах, и Р. крайний (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский), представители которого предполагают существование общего также до вещей. Выделяют также Р., основанный на принципе креационизма (Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский), и пантеистический Р.
Последний ярко выражен в учении Иоанна Скота Эриугены (ок. 810–877): «Бог есть во всём… Он существует как сущность всего». Эриугена предложил христианскую версию неоплатонического учения об эманации : Бог как бы по ступеням нисходит в мир, бытие возвращается к Богу. Начало и основа всего существующего – природа творящая и несотворенная («Бог-отец») порождает вторую природу – сотворенную и творящую («Бога-сына»). На данной стадии «бытие умножается», разделяясь на множество идей, первообразов. Третья стадия – природа сотворенная и нетворящая. Это мир единичных богоявлений («теофаний»). Материальность единичной вещи призрачна, иллюзорна. Главное в ней – ее духовные характеристики, которые направляют человека к основе вещи – к Богу. Любое тело есть совокупность определенных, рационально постижимых свойств: формы, положения, плотности и т. п. На четвертой стадии единичное возвращается к божественной первооснове, несотворенной и нетворящей; единичное существование трансформируется в бытие общего. Человеческий рассудок познает не сами вещи, а их прототипы, «идеи». Общее для Эриугены существует и до единичной вещи, и в самой вещи, и после нее. Фома Аквинский свое учение умеренного Р. основывал на принципе креационизма. Истоком его концепции являются взгляды Аристотеля и его арабских последователей. Общие идеи предшествуют единичному эмпирическому существованию; они присутствуют в уме Бога. Общее существует и в единичных вещах как их сущность («непосредственная» универсалия). Но общее существует и в познании, в человеческом уме («мысленная» универсалия). Между «первым» и «вторым» существованием общего стоит акт Божественного творения. Вещи не спонтанно, сами по себе возникают из своих идеальных образцов, их возникновение – продукт целенаправленной воли Бога. Мировоззренческая направленность средневекового Р. способствовала упрочению в сознании мыслителей уверенности в возможности однозначной и «окончательной» интерпретации природных явлений.

Источник: Краткий философский словарь.

Реализм
(Realism).
Теория познания, согласно крой "универсалии" (общие понятия, представляющие общие элементы, присущие предметам одного рода или вида) реально существуют независимо от единичных вещей. Эта теория противоположна номинализму, крый утверждает, что универсалии не имеют самостоятельного бытия, отдельного от их существования в мысли человека. Платон полагал, что над материальной вселенной существует царство универсалий, столь же реальных, как и сами единичные предметы. Эти воззрения оказали сильное влияние на средневековую мысль.
Ансельм Кентерберийский был сторонником реализма, крый привел его к убеждению, что, уделяя должное внимание универсальным понятиям, можно доказывать теологические истины. Он принимал истину, явленную в откровении, но был убежден, что истину нужно поверять разумом. Напр., он считал, что существование Бога можно доказать с помощью "необходимых причин". Поскольку Бог  " величайшее существо ", рассуждал Ансельм в Proslogion, Он должен существовать не только в мысли, но и в действительности. Если бы Он существовал лишь в мысли, то можно было бы представить существо более великое, чем Он. Так, отталкиваясь от идеала или универсалий, Ансельм надеялся обрести истину о реально существующем.
Августин видоизменил Платоновский реализм  он утверждал, что универсалии существовали до возникновения материальной вселенной в уме БогаТворца. Эту точку зрения развивали ультрареалисты XII в.  Одо из Турне и Гильом из Шампо (в начале своей деятельности), полагавшие, что логические и реальные ряды абсолютно параллельны. Исходя из предположения, что универсалии существовали "до вещей", ультрареалисты выводили реальность единичных предметов и существ из универсалий. Человечество как универсальное понятие предшествовало отдельному человеку. Таким образом они объясняли теологические теории, напр. перенесение первородного греха на все человечество и единство Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Св. Дух  три нераздельных лица единого Бога.
Фома Аквинский в своей "Сумме теологии" скорректировал эти положения ультрареализма. Он развивал учение Аристотеля о том, что универсалии имеют бытие лишь в вещах материальных. Согласно Фоме Аквинскому, мы не можем утверждать, что универсалии существуют отдельно от вещей, поскольку мы знаем о них лишь через чувственное восприятие единичных предметов. Так универсалии абстрагируются от знания единичных предметов. Такой "умеренный реализм" подчеркивал, что человеческий разум не может полностью постичь бытие Божье. Можно успешно использовать разум, чтобы постичь универсалии, и можно использовать разум в теологии, когда она изучает связь между универсалиями и отдельными вещами.
Реализм оказал значительное влияние на "естественную теологию" средневековой схоластики. Он повлиял наспособ доказательства и вытекавшую из него форму теологических догм. После Реформации влияние реализма до некрой степени можно обнаружить в католических неотомистских кругах и среди протестантов, подчеркивавших "единство" рода человеческого в связи с вопросом о перенесении первородного греха (напр., У.Г.Т.Шедд).
D.A. Rausch (пер. А. К.) Библиография: D M. Armstrong, Universal .? and Scientific Realism: Nominalism and Realism, II; F. Copleston, History of Philosophy, II; R. Seeberg, Textbook of the History of Doctrines: M. deWulf, History of Medieval Philosophy, I; W. G.T. Shedd, Dogmatic Theology; E. Gilson, History of Christian Philosophy in the Middle Ages.
См. также: Номинализм; ДунсСкот, Иоанн; Ансельм Кентерберийский; Фома Аквинский.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

РЕАЛИЗМ
от позднелат. realis— вещественный, действительный) — творческий принцип, на основе к-рого характеры и обстоятельства в худож. произв. объясняются социально-исторически, а их закономерная причинностная связь (социальный детерминизм) раскрывается в качественном и самоценном развитии (историзм) посредством типизации фактов действительности, т. е. соответственно первичной реальности. По выражению Энгельса, «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (т. 37, с, 35). В реалистических произв. человек предстает общественным существом, взаимодействующим с объективными условиями жизни (социальный детерминизм — это и есть типическая связь характеров и обстоятельств). Р. возник как преемник-оппонент романтизма. Первые художники-реалисты — писатели Пушкин, Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс и др.— не называли себя так; теория не сразу осознала значение переворота в иск-ве; до 20—30-х гг. XIX в. все мировое иск-во объясняло человека и об-во вне конкретных условий социальной среды определенного исторического времени. В Р. человеческий характер раскрывается гл. обр. опосредствованно, через отдельное как проявление общего, акцент при этом переносится на ценность исторически неповторимого;социально-исторические проблемы как таковые, в их собственном содержании, предстали здесь как осн. в магистральной линии иск-ва. В конце 40—50-х гг. XIX в. литературные противники фр. писателя Шанфлери и его единомышленников называли их острокритическое творчество «реализмом». Шанфлери принял это название, закрепив в сборнике статей «Реализм» (1857), хотя и истолковывал его во мн. натуралистически и неисторично. В России термин «Р.» первым применил к лит-ре критик П. В. Анненков (1849), но Белинский, Добролюбов, Писарев не пользовались им в этом значении, характеризуя реалистическое иск-во др. терминами и описательно. В значении осн. худож. принципа (понятие «метод» закрепилось за ним лишь в советской худож. критике на рубеже 20—30-х гг.) этот термин вошел в обиход в России и Европе с 60-х гг. XIX в. Мн. зарубежные теоретики до сих пор понимают Р. плоско, как отражение наличной действительности, и не отличают его от натурализма. В советской эстетике и искусствознании идут споры о временных границах Р. Одни теоретики распространяют это понятие на иск-во Возрождения, XVII в, и Просвещения, др. связывают его нач. с критическим реализмом XIX в., в к-ром худож. постижение характера связано с историческим временем, с отражением его социальных проблем. Мн. искусствоведы признают наличие Р. в изобразительном искусстве XVII—XVI II вв. (творчество Рембрандта, Хогарта и др.), иногда и предшествующих столетий. В живописи Р. теснее, чем в лит-ре, связан с изобразительными средствами, создающими иллюзию зрительной достоверности, но и здесь его гл. признак — постижение социального характера человека, в к-ром художник осознанно воплощает тревоги и радости своего неповторимого времени, и выражение соответствующего настроения (особенно в сюжетах, где портрет не играет решающей роли). Поэтому можно считать, что в изобразительных видах иск-ва в целом Р. завоевал прочные позиции также в XIX в., а не ранее. Понятие «Р.» применимо не только к худож. лит-ре и изобразительным видам иск-ва, где образное отражение действительности достигает чувственно-визуальной достоверности, но и к т. наз. выразительным иск-вам. Так, в музыке Р.— это передача настроения, самоощущения личности в общественной среде, к-рую она приемлет или отвергает в зависимости от характера последней. Р. тесно сопряжен с демократизмом. В социально-исторических рамках Р. мн. теоретики выделяют два осн. творческих метода: критический реализм и социалистический реализм. Нек-рые совр. художники и теоретики претендуют на обоснование др. реалистических методов: напр. «революционного Р.» как переходной ступени к социалистическому Р. (монгольская литра), «магического Р.» в латиноамер. иск-ве (Латиноамериканская эстетика), где социально-исторический детерминизм совмещается с общечеловеческим объяснением действительности по моделям мифологических представлений.

Источник: Эстетика: Словарь

реализм
РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).         Как школа Р. возникает в средневековой философии в качестве одного из основных (наряду с концептуализмом и номинализмом) вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия признается понятийным обобщением сходства предметов, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia). Два основных вида Р.: крайний Р., считающий, что универсалии существуют независимо от вещей, и умеренный Р., полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Крайний Р. из-за пантеистических тенденций конфликтовал с Церковью. Поэтому господствовал умеренный Р. Генетически крайний Р. восходил к платоновскому учению об идеях, переработанному неоплатонизмом и патристикой (в частности, Августином в его «экземпляризме»), а умеренный Р. — к аристотелизму (в версии Порфирия и Боэция, которые сформулировали проблему универсалий). В дальнейшем оба направления породили широкий спектр вариантов. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (в единичных вещах) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как опозиция номинализму Росцелина, выраженная в доктрине Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В платоновском русле развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделярд Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума. Наиболее влиятельными версиями Р. оказались учения Альберта Великого и Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианского богословия. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их идеи, вечные прообразы; «в вещах» как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т.е. разделения общего на особенное. Умеренный Р., поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает существовать вплоть до 16 в. (Суарес).         В Новое время теоретические установки Р. и номинализма унаследовали, соответственно, направления рационализма и эмпиризма, которые перенесли спор об универсалиях из онтологического плана в гносеологический. После «коперниканской революции» Канта классические формулировки Р. теряют смысл, и его тематика возрождается лишь в 20 в. в связи с методологическими проблемами математики, естествознания, логики, лингвистики. Аргументацию классического Р. отчасти возобновили некоторые направления современной аналитической философии: неореализм, критический Р., критическая онтология. В современной философии науки реализмом («научным Р.» ) часто называют установку исследователя на признание познаваемой реальности как независимой от когнитивной активности субъекта.         А.Л. Доброхотов         Лит.: Котарбиньский Т. Спор об универсалиях в средние века // Избранные произведения. М., 1963; Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974; Юлина Н. С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978; Дегутис А.Ю. Онтологическая проблематика в современной аналитической философии // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988; Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997; Шишков A.M. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003; Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века М., 2004; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. Bd. 1—2. В., 1957; Carre M.H. Realists and nominalists. Oxford, 1961.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

РЕАЛИЗМ
от позднелат. realis — вещественный, действительный) — философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях — «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой.
Реализм в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющих онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).
В богатом оттенками учении реализма обычно выделяют два его вила: крайний реализм, считающий универсалии существующими независимо от вещей, и умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Реализм в крайнем своем выражении из-за пантеистических тенденций вошел в конфликт с церковью, поэтому в Средние века господствовал умеренный реализм. Платонизм переработан в 3—4 вв. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира). Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные веши) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облачения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний реализм возникает как оппозиция номинализму И. Росцелини, выраженная в доктрине его ученика 1ильома из Шампо, утверждающего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле реализма развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.
Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.). Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» — Как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный реализм серьезно поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значительная доктрина умеренного реализма появляется в 16 в. у Суареса. Средневековый реализм пытался осмыслить проблему общего и единичного, природу абстракций. Реализм в современной философии — совокупность философских учений и школ, общая черта которых — признание реальности предмета познания, т. е. его независимости от сознания и познавательных актов. Признание объективности предмета познания в гносеологии связано в современном реализме с метафизическим противопоставлением субъекта и объекта как в гносеологическом, так и в онтологическом плане. Разрабатываются три варианта понимания познания: непосредственное познание, подразумевающее принципиальную однородность субъекта и объекта в онтологическом плане (неореализм, или «непосредственный реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «онтологическое» решение, признающее субъект и объект равноправными сторонами единого бытия (критическая онтология).
Лит.: Пути реализма. М., 926,ЛуканоеД. М. Гносеология американского «реализма». М., 1968; Юдина Н. С. Проблема метафизики в американской философии 20 в. М., 1978; Harlow V. E. Bibliography and Genetic Study of American Realism. Oklachoma City, 1931; Wtdl. Introduction to Realistic Philosophy. N. Y, 1948; PassmoreJ. A Hundred Years of Philosophy, rev. ed. N. Y, 1966; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 1-2. В., 1957; Taylor H.O. The Medieval Mind, v. 1—2. Cambr., 1959; Carre M. H. Realists and Nominalists. Oxf., 1961; Copleston F. A. A History of Philosophy, v. 2-3. N. Y., 1962-63; Stegmiiller W. Glauben, Wissen und Erkennen. Darmstadt, 1967.
А. Л. Доброхотов

Источник: Новая философская энциклопедия

РЕАЛИЗМ
лат. realis - действительный, вещественный) - направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия. В зависимости от того, что именно наделяется таким статусом, Р. дифференцируется на: 1)- стихийный Р., характерный для архаичных культур и основанный на онтологизации человеческих представлений о мире, в рамках которой предметом объективации выступает непосредственное содержание опыта); 2) - концептуальный Р., оформляющийся в контексте зрелой культурной традиции и - в противоположность стихийному Р. - основанный на рефлексивно осознанном дистанцировании объекта и мысли о нем. К концептуальному Р. относятся: (а) - Р. как философское направление, представленное онтологизацией общих понятий (средневековый Р.), предмета познания (неореализм и критический Р. в философии 20 в.), социальных отношений (см. Социальный Р.); (б) - Р. как художественный метод, основанный на презумпции объективного бытия конструируемой в процессе художественного творчества реальности. В качестве философского направления Р. объективно представлен уже в концепции "мира эйдосов" Платона; как осознающее себя направление конституируется в рамках средневековой схоластики в борьбе с номинализмом по проблеме универсалий. Если номинализм трактует последние как имена (nomina) реально существующих единичных объектов, то Р., напротив, базируется на презумпции объективной реальности универсалий (universalia sunt realia). Начиная с Августина, Р. синтетически объединяет в своем содержании установки платонизма с христианским креационизмом ("роды" и "виды" как идеальные образы будущих объектов в сознании Творца - у Августина; предбытие вещей как архетипов (arhetipum) в разговоре Бога с самим собой - у Ансельма Кентерберийского; самость (haecceitas) вещи, предшествующая ее бытию и актуализирующаяся в свободном волеизъявлении Божьем - у Иоанна Дунса Скота и т.п.). Крайний Р., основанный на трактовке универсалий как существующих вне и до индивидуальных объектов и интеллекта, дифференцируется на ранний, моделирующий бытие общего в сознании Бога как сущность, предшествующую индивидуальному бытию, - последнее мыслится в данном случае как результат воплощения сущности, т.е. облечения ее неатрибутивными акциденциями, включая телесность (Иоанн Скот Эриугена), и поздний, мыслящий сущности в качестве первичных субстанций, представленных в единичных объектах (Гийом из Шартра). Поскольку в рамках этой версии Р. объективно возможен сдвиг трактовки креационного догмата в сторону безличной эманации (единичное бытие - из "вида", "вид" - из "рода", "род" - из общего принципа), постольку в качестве официальной доктрины ортодоксальной церкви был принят не радикальный, а умеренный вариант Р. (Альберт Великий, Фома Аквинский, Суарес и др.). Развернутая модель умеренного Р. оформляется в рамках томизма на базе перехода от платонизма к аристотелизму и синтеза европейской схоластической традиции с арабской (аверроизм). Согласно Фоме Аквинскому, троичность бытия универсалий может быть представлена как: - "бытие до вещей" (ante res), т.е. бытие в Божественном сознании в качестве прообразов вещей; - "бытие в вещах" (in rebus), т.е. их бытие в единичных предметах в качестве их сущностей (субстанциальных форм); - "бытие после вещей" (post res), т.е. их бытие в качестве абстракций в человеческом сознании, постигающем структуру божественного мироустройства. В современной философии наряду со своим развитием в рамках неотомизма, Р. конституируется как направление в гносеологии, основанное на презумпции объективного доопытного существования объекта познания (что в ситуации 20 в., особенно после разработок Копенгагенской школы, становится далеко не очевидным и нетривиальным). Когнитивный реализм дифференцируется на: (I) - неореализм (Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Пит-кин, Э. Сполдинг и др.), фундированный так называемой "пре-зентативной гносеологией", критически направленной против отождествления действительности и опыта (индивидуального в прагматизме и безлично-абсолютного в неогегельянстве) и постулирующей независимое от сознания бытие объекта, могущее реализоваться как в existence (бытие в пространственно-временном континууме), так и в subsistence (существование идеального объекта вне пространства и времени). Возможность познания, понимаемого как преодоление субъект-объектного дуализма ("эпистемологический монизм"), достигаемое за счет "презентации" объекта в субъективном сознании, базируется на непосредственном "схватывании" действительности сознанием ("непосредственный Р."); (II) - критический Р. (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль, А. Сет, Д. Хикс и др.), основанный на так называемой "репрезентативной гносеологии", вводящей между объектом и субъектом опосредующее звено - "данное" (data), трактуемое либо как константные логические сущности (Сантаяна, Д. Дрейк, А. Роджерс, Г.О. Стронг), либо как психические образования (Селларс, Дж. Пратт, А. Лавджой), либо как "духовная природа" бытия (Д. Уайлд, М. Чапмен, Р. Паркер, П. Вейс, У. Хартшорн, У. Шелдон). Как последнее направление, так и "темпоралистический Р." Лавджоя формируют своего рода синтетическую модель, ориентированную на включение в свое содержание элементов классического идеализма и неореализма.
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

РЕАЛИЗМ
от позднелат. realis - вещественный, дей­ствительный), филос. направление, признающее лежа­щую вне сознания реальность, к-рая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, ср.-век. схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познават. процесса и опыта (филос. Р. 20 в.).Р. в ср.-век. философии - один из основ­ных наряду с номинализмом и концептуализмом ва­риантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологич. статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для к-рого реальна лишь единичная вещь, а универсалия - основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что уни­версалии существуют реально и независимо от созна­ния (universalia sunt realia).
В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р., считающий универсалии сущест­вующими независимо от вещей, и умеренный Р., пола­гающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Р. в крайнем своем выражении из-за пантеистич. тенденций вошел в конфликт с церковью, поэтому в ср. века господствовал умеренный Р.
Проблема универсалий исторически восходит к уче­нию Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях - «идеях», к-рые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: пла­тоновское - как крайний Р., аристотелевское - как умеренный.
Платоновский Р., переработанный в 3-4 вв. н. э. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший предста­витель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира), перехо­дит в ср.-век. философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божеств. уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. край­ний Р. возникает как оппозиция номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как «пер­вая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущ­ности. В русле платоновского Р. развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божеств. разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеч. или божеств. ума.
Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христ. теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божеств. разу­ме - как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» - как их сущности, субстанциальные формы; «после ве­щей» в человеч. разуме - как понятия, результат аб­стракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особен­ное. Умеренный Р., серьезно поколебленный номинали­стом Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значит. доктрина умеренного Р. появляется в 16 в. у Суареса. Ср.-век. Р. (как и унаследовавший его установки классич. рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного, не разрешил противо­речий, обусловленных интерпретацией общих понятий как абстракций, предшествующих обобщающей дея­тельности познания.
Реализм в бурж. философии 20 в., совокупность филос. учений и школ, общая черта к-рых - признание реальности предмета познания, т. е. его независимости от сознания и познават. актов. Онтологич. концепции Р. варьируются от объективно-идеа­листических до непоследовательно материалистических. Представители Р. противопоставляют свои взгляды абс. идеализму неогегельянства и субъективному идеализ­му.
Признание объективности предмета познания в гно­сеологии связано в совр. Р. с метафизич. противопостав­лением субъекта и объекта как в гносеологич., так и в онтологич. плане. Поэтому для обоснования возможно­сти познават. отношения разрабатываются три осн. варианта понимания познания: непосредств. познание, подразумевающее принципиальную однородность субъ­екта и объекта в онтологич. плане (неореализм, или «непосредств. реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «он­тологич.» решение, признающее субъект и объект равно­правными сторонами единого бытия (критич. онтоло­гия). Если первое и третье решения создают основу для идеалистич. и интуитивистского понимания познания, то второе оставляет возможность и для материалистич. гносеологии.
Р. 20 в., в отличие от неопозитивизма, онтологичен, но в противовес иррационалистич. и религиозно-филос. течениям строит онтологию («метафизику») в связи с наукой. Однако роль философии сводится к выявлению границ науч. знания и выработке «первичных понятий» и категорий онтологии спекулятивным образом, а не путем обобщения науч. теорий. Поэтому филос. знание оказывается принципиально отличным от научного, основываясь на непосредств. интуитивном переживании бытия и на вере. Тем самым открывается путь для со­единения реалистич. философии с религ. мировоззре­нием. Онтология («спекулятивная космология») Р. обычно связана с учением о «слоях» или «уровнях» сущего, а иногда и с эволюц. пониманием их как резуль­татов ряда качеств. скачков, не подготавливаемых количеств. изменениями и направляемых идеальными силами.

Источник: Советский философский словарь

РЕАЛИЗМ
от позднелат. realis – вещественный) в ф и л о с о ф и и – объективно-идеалистич. филос. учение, согласно к-рому общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них. В ср.-век. схоластич. ф и л о с о ф и и Р. был одним из двух основных – наряду с номинализмом – направлений в решении проблемы универсалий. Филос. принципы Р. восходят к учению Платона об идеях как первичной реальности. Эта точка зрения Р., укрепившись в платонически окрашенной патристике 4–5 вв., становится господствующей в ср.-век. схоластической философии Зап. Европы и арабо-мусульм. мира той эпохи. Она является естественной для теологич. философии, к-рая по самой своей идеалистич. природе опиралась на чисто умозрительные методы осмысления бога и его атрибутов, и на такое же обоснование религ. догматов. В Зап. Европе Р. исходил из платонизма и неоплатонизма. Р. утверждал, что чем более общим является понятие, тем реальнее его существование в качестве особой сущности. Христианская разновидность Р., сочетаемая с креационизмом и обоснованная Августином, исходила из того, что идеи-образы находятся в уме внеприродного бога-творца, а конкретные вещи представляют их весьма несовершенные копии. Согласно этой концепции, гл. филос. представителями к-рой в эпоху раннего средневековья были Ансельм Кентерберийский и Гильом из Шампо, "роды" и "виды" являются идеальными прообразами, в соответствии с к-рыми бог создал все единичные предметы и существа. Истинность с этой точки зрения присуща не только суждениям, но и самим вещам и явлениям реального мира, включая человека и его поступки – в меру их соответствия идеальным прообразам божеств. интеллекта. Тем самым концепция Р. становилась филос. обоснованием необходимости безусловного почитания бога и покорности перед церковью, являвшейся в ср. века наивысшим обобщением и санкцией сословно-иерархич. общества. Основоположные догматы христ. вероучения (догматы троицы, первородного греха и др.) обосновывались с помощью чисто умозрит. методологии Р. В связи с обнаружением внутр. противоречий феод. формации – отделением города от деревни, развитием товарного произ-ва, зарождением в этой связи элементов нового индивидуалистич. мировосприятия, усилением нар. ("еретических") движений, проникновением в Зап. Европу аверроизма и нек-рых др. идей арабской философии, развитием номинализма – происходила перестройка христианско-католич. философии, изменившая и форму Р. Значит. роль в этой перестройке принадлежала Фоме Аквинскому. Платоновская ориентация, господствовавшая в предшествующий период, сменяется аристотелевской. Стремясь несколько ослабить абсолютную зависимость мира и человека от бога, характерную для августинианской традиции, Фома изменил крайний платоновский Р. в Р. более умеренный, восходящий к Аристотелю и араб. схоластич. аристотелизму. Его осн. формулой становится утверждение о существовании универсалий до вещей (ante res) – в божеств. уме; в вещах (in rebus) – поскольку они созданы богом, и после вещей (poist res) – в понятиях человеч. ума, открывающего их в созданном богом мире. Если крайний Р. более настаивал на трансцендентности идей по отношению к вещам (первая часть формулы), то умеренный подчеркивал их имманентность вещам (вторая и третья части ее). Центр. понятием этой разновидности объективного идеализма становится понятие формы. Однако позиции крайнего и умеренного Р. отнюдь не были взаимоисключающими, и в развитии схоластич. философии они нередко переплетались. В этих колебаниях отражались не только неспособность Р. решить проблему отношения общего и единичного, но и противоречивость взаимоотношения Р. и теологии: опираясь на Р., теология приспосабливала его к своим догматам, но иногда приходила с ним в конфликт. Это касалось в особенности пантеистич. тенденции неоплатоновского Р. с его принципом эманации, согласно к-рому "роды", проистекшие из наиболее общего и безличного бытия, каким является бог, порождают "виды", к-рые в свою очередь порождают единичные конкретные предметы. Виднейшим представителем Р., обнаружившим такие тенденции в ранней зап.-европ. ср.-век. философии, был Иоанн Скот Эриугена. Р. стал осн. прототипом систем объективного идеализма бурж. философии (Гегеля и более поздних ее представителей). Лит.: Штекль ?., История средневековой философии, М., 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 26–45, 104; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в ср. века, Избр. произв., М., 1963, с. 410–15; Reiners J., Der aristotelische Realismus in der Fr?hscholastik, Aachen, 1907; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1, В., 1957, S. 293–340, Bd 2, В., 1957, S. 193–99, 438–51. В. Соколов. Москва. В совр. бурж. философии реалистич. концепции получают широкое распространение в связи с кризисом позитивистского феноменализма и представляют собой попытку выйти за пределы субъективизма. Термин "Р." обозначает здесь любую филос. систему, к-рая исходит из первичности "реального", признавая независимое от сознания субъекта существование объекта. Однако онтологич. природа объекта определяется в философии Р. по-разному. Он отождествляется либо с материальной действительностью, и в этом случае Р. сближается с материализмом (Селлерс), либо с духовным бытием, и тогда Р. отождествляется с объективным идеализмом. Внутри идеалистич. Р. выделяется две осн. разновидности. Первая, к к-рой относится неореализм, характеризуется презентативной теорией познания ("непосредственный" Р.). Представители этого направления выступили против любой дуалистич. гносеологии (абс. противопоставления познания бытию) и пытаются преодолеть разрыв между субъектом и объектом при помощи нек-рой разновидности теории непосредственного знания – "эпистемологического монизма", т.е. учения о непосредств. включении действительности (объекта) в сознание субъекта; в познават. акте "схватываются" предметы как они существуют. Такая позиция, абсолютизируя то общее, что есть между материей и сознанием, и качественно отождествляя физич. и психическое, вступает в противоречие с исходной реалистич. посылкой о независимом существовании объекта. Эта теория приводит презентативную гносеологию Р. к признанию объективного существования логич. форм, что сближает ее со схоластич. Р. Презентативное направление в Р. не могло, однако, справиться с проблемой ошибки. Отождествление вещи и мысли лишало возможности разграничить истинное, адекватное знание и ложное, неадекватное. Попыткой выйти из этого тупика в русле Р. является репрезентативная теория познания (Р. "опосредованный"; сюда относится критический реализм), к-рая и составляет вторую разновидность Р. Эта теория познания возрождает дуалистич. доктрину: между объектом и познающим субъектом вводится "данное" – посредник, к-рый и есть содержание сознания. Однако интерпретация этого "данного" как независимого от действительности образования приводит снова к невозможности перехода от субъекта к объекту в процессе познания, что влечет за собой агностич. выводы. Объективно-идеалистич. тенденция критич. Р. получает дальнейшее развитие в США в 40–50-х гг., когда возникают новые школы Р. – "Ассоциация реалистической философии" (Д. Уайлд, М. Чапмен, Р. Паркер и др.) и "Метафизическое общество" (П. Вейс, Ч. Хартшорн, У. Шелдон и др.). Представители их, тяготея к аристотелизму, приходят к прямому признанию первичности идеальной формы (сущности) по отношению к действительности (существующему). Они утверждают, что субъект познает не нечто противоположное ему, а духовную природу бытия. Филос. концепция этих школ сближается с неотомизмом. Лит.: Богомолов А. С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964; Луканов Д. М., В тупике идеалистич. гносеологии, "ВФ", 1965. No 2; Evans D. L., New realism and old reality..., Princeton, 1928; Harlow V. ?., A bibliography and genetic study of American realism, Oklahoma, 1931; Rау B., Consciousness in neo-realism..., L.–[a. o.], 1935; Wild J., Introduction to realistic philosophy, N. Y., 1948. См. также лит. при ст. Критический реализм, Неореализм. Д. Луканов. Горький. В специфич. форме Р. возродился в работах нек-рых зарубежных физиков сер. 20 в. Гносеологич. основой этого возрождения послужило ошибочное понимание возросшей роли математики в физике, в особенности математич. теории групп и связанных с ней принципов симметрии. В ходе поисков путей создания совр. теории элементарных частиц именно принципы и аппарат математич. теории групп и симметрии нередко оказываются весьма плодотворными и ведут к цепным науч. предсказаниям, в частности к открытию ранее неизвестных элементарных частиц и законов их движения. Нек-рые ученые в искаженном свете восприняли этот факт. Общие математич. понятия (теоретико-групповые свойства, типы симметрии) стали истолковываться как предшествующие материальному содержанию, конкретным материальным объектам, как определяющие их бытие и сущность. Дань подобного рода воззрениям отдал, напр., Гейзенберг. В сер. 50-х гг. он стал отходить от позиций позитивизма, все более склоняясь к неоплатонизму. В ряде работ последнего времени он стремится обосновать мнение, будто совр. физика уходит от Демокрита и "...встает на сторону Платона и пифагорейцев" не только в вопросе о неделимости атомов. Он считает, что "...сходство воззрений современной физики с воззрениями Платона и пифагорейцев простирается еще дальше. Элементарные частицы, о которых говорится в диалоге Платона "Тимей", ведь это в конце концов не материя, а математические формы... В современной квантовой теории едва ли можно сомневаться в том, что элементарные частицы в конечном счете суть математические формы, только гораздо более сложной и абстрактной природы" ("Физика и философия", М., 1963, с. 48–49). Представления о реальных элементарных частицах как о чистых абстрактно-математич. формах, о математической симметрии как о "последней" сущности материальных объектов ошибочны. Они являются односторонним, гипертрофированным выражением одной из черточек познавательного процесса, оторванной от его источника и превращенного в абсолют. Лит.: Гейзенберг В., Открытие Планка и осн. филос. вопросы учения об атомах, "ВФ", 1958, No 11; Кузнецов И. В., В чем прав и в чем ошибается В. Гейзенберг, там же. И. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
265.18 кб

Социальный реализм Лоренца фон Штейна

Эйдукене Д. Д.
В статье обсуждается важная, но малоизвестная читателю теоретическая разработка проблем социального государства в трудах немецкого доктора права, социолога и экономиста Лоренца фон Штейна (1815-1890), который является первопроходц
Читать PDF
108.41 кб

Критический реализм и современная философия науки

Гончарова Наталья Александровна
Рассмотрены основные положения критического реализма как направления западной философии науки. Проведен анализ программных работ английских и американских философов 70-90-х гг.
Читать PDF
163.42 кб

Проблема реальности научного знания в рамках дискуссии реализм/антиреализм: виды научного реализма

Голик Нина Михайловна
В статье освещается проблема реальности научного знания, его истинности и объективности в рамках дискуссии реализм/антиреализм. В частности, выделяются и анализируются основные виды научного реализма
Читать PDF
256.07 кб

Аксиома сводимости, теория типов Ф. П. Рамсея и реализм в математике

Суровцев В. А.
В статье рассматриваются обоснованность аксиомы сводимости, метод её элиминации, предложенный Ф.П. Рамсеем, и онтологические основания этого метода.
Читать PDF
247.01 кб

Идеал-реализм лосского, логика становления и его основные положения

Пушкарёв Вячеслав
Читать PDF
242.53 кб

2002. 03. 017025. Социальный конструкционизм, дискурс и реализм в социальной психологии. (сводный ре

Якимова Е. В.
Читать PDF
6.96 мб

Структурный реализм и концептуальные вопросы квантовой хромодинамики

Цао Тиан Ю.
Читать PDF
331.35 кб

Скептицизм Крипке и его преодоление в контексте онтоэпистемологической оппозиции реализм/релятивизм

Ладов Всеволод Адольфович
Рассматриваются критические аргументы Е.В. Борисова в адрес исследований В.А. Суровцева и В.А. Ладова, посвященных проблеме следования правилу, а также обсуждается новый вариант решения этой проблемы, предложенный Е.В. Борисовым.
Читать PDF
165.94 кб

Научный реализм и истина: от объектного реализма к оправданию иронической науки

Головко Никита Владимирович
В работе показано, что переход к интерсубъективности, понимаемой как «иерархия объективности» по различным «эпистемическим точкам зрения» (epistemic standpoint), не является, автоматически, переходом к антиреализму и релятивизму.
Читать PDF
282.57 кб

Идеи А. И. Герцена и естественно-научный реализм

Коробкова Светлана Николаевна
Дан краткий обзор исследовательских подходов к анализу философских работ А.И. Герцена. Рассматриваются основные идеи русского мыслителя, обозначенные в его ранних работах: «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении и природы».
Читать PDF
369.98 кб

Метафизика сознания и философский реализм этического гнозиса XIX-XX вв

Аблеев Сергей Рифатович
Статья посвящена историко-философскому анализу онтологии сознания малоизученной традиции индо-тибетского этического гнозиса. Автор приходит к выводу о дистанцировании нового этического гнозиса от теологического миропонимания.
Читать PDF
142.23 кб

Научный реализм и философская история науки: попытка синтеза

Родин А. В.
Читать PDF
119.79 кб

2009. 01. 012. Ритхи Дж. Структурный реализм и Дэвидсон. Ritchie J. structure realism and Davidson /

Боброва Л. А.
Читать PDF
377.61 кб

Абстракция и икона: метафизический реализм в русском искусстве

Левина Т. В.
Цель статьи проследить четкую линию преемственности от иконы к абстракции русского Авангарда.
Читать PDF
328.45 кб

РЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ: ПРОБЛЕМА РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТА

Смирнов Ю. В., Малов С. В.
Предметом анализа в настоящей статье является реализм в философии и методологии истории, его основные проблемы, которые возникают при осмыслении вопросов реконструкции объекта исторического познания.

Похожие термины:

  • Американский критический реализм. Философия Джорджа Сантаяны

    Американские философы, опубликовавшие свои статьи в программном сборнике "Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы познания", еще в меньшей степени, нежели неореалисты, сос
  • Реализм с человеческим лицом

    или "внутренний" реализм: версия реализма Х. Патнэма, согласно которой реальность обнаруживается в самом знании, при этом допускается принципиальная возможность того, что человеческие мнения об о
  • РЕАЛИЗМ ЭМПИРИЧЕСКИЙ

    характерное для философии Канта представление о пространстве и времени как эмпирических формах организации вещей, во многом схожее с идеями трансцендентального идеализма, рассматривающего их л
  • РЕАЛИЗМ в эстетике и литературоведении

    (от позднелат. realis — вещественный, предметный) — термин был введен в обиход в 1850 г. группой фр. писателей, пропагандировавших правдивое и непретенциозное изображение повседневной жизни, мещанског
  • РЕАЛИЗМ в философии

    позиция или философское учение, утверждающее, что мы познаем истинную реальность (не путать с материализмом, который представляет собой учение не о природе и направленности нашего знания, а о прир
  • Гипотетический реализм

    один из подходов в теории познания, полагающий, что все суждения человека о реальном мире имеют гипотетический характер.
  • РЕАЛИЗМ И ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

    направления в философии науки, по-разному истолковывающие природу научного знания. Реализм рассматривает научное знание как описание реальности и полагает, что понятиям научных теорий соответст
  • РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве

    прав­дивое, объективное отражение действительности специфич. средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск-ва Р. принимает конкретные формы определ
  • Реализм метафизический и внутренний

    различение, которое проводит Х. Патнэм, следуя Канту; метафизический реализм допускает реальность, трансцендентную (потустороннюю) знанию, с которой знание можно было бы каким-либо образом сопост
  • РЕАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ

    Реализм - мировоззрение (или способ художественного въдения), основанное на отказе от традиционализма и бытового фетишизма, от свойственных человеческой цивилизация искусственных схем науки, фил
  • Номинализм и реализм

    направления средневековой философии. Номинализм отрицал реальность содержания общих понятий, считая, что они представляют собой только имена, существующие лишь в человеческом разуме (Росцелин).
  • ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ

    - согласно Н.Лосскому, мир - это целостное единство многообразных процессов, имеющих различные пространственно-временные формы; в основе единства мира лежит идеальное бытие по ту сторону простран
  • РЕАЛИЗМ В ИСКУССТВЕ

    от лат.-действительный, вещественный): творческий принцип конкретно-исторического, правдивого воспроизведения жизни средствами различных видов искусства. В широком смысле реализм равнозначен жи
  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

    художественное направление и метод, объединяющие (с середины 19 в.) многих прогрессивных художников эпохи капитализма. Его осн. пафос, направленный на преодоление противоречий и разоблачение порок
  • МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

    Возникшее в 60-х гг. XX в. направление латиноамериканской литературы, существенно отличающееся от классической европейской реалистической традиции. В творчестве Т.Гарсия Маркеса, А.Карпентьера, М.А
  • НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ

    от поздне-лат. realis - действительный) –естеств.-стихийное, опирающееся на повседневный опыт и практику убеждение каждого человека в том, что мир существует независимо от нас, от нашего сознания, наш
  • НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ

    философское течение в составе аналитической философии, руководствующееся методологической максимой, что единственно приемлемым средством достижения знания о мире является научное исследовани
  • Новый реализм

    франц. — Le Nouveau realisme) Понятие, введенное французским художественным критиком Пьером Рестани в 1960 г. и служащее для определения и выявления социологического коммуникативного поля, включающего функ
  • Шотландская школа здравого смысла, Шотландскии реализм

    (Scottish Realism). Философское движение, распространившееся в XVIIIXIX вв. в Британии. Его представители, опираясь на естественный реализм и опыт здравого смысла, пытались преодолеть эпистемологический, мет
  • СИМВОЛИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

    - характерное для Средневековья миропонимание, согласно которому тварное существует не просто в виде естественных реальностей, а причастно неземному бытию. Все целесообразное, гармоническое и ве