Номинализм и реализм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Номинализм и реализм
направления средневековой философии. Номинализм отрицал реальность содержания общих понятий, считая, что они представляют собой только имена, существующие лишь в человеческом разуме (Росцелин). Реализм, наоборот, доказывал, что общие понятия (универсалии) имеют реальное содержание в единичных вещах. Так Фома Аквинский утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют трояким образом: до вещей – в божественном разуме; в самих вещах – как их сущность или форма; после вещей – т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ
(от лат. nomina — названия, имена, realis — вещественный) — основные течения западноевропейской философской мысли в средние века. Предметом многовекового спора между Н. и р. был вопрос о природе общих понятий (универсалий), или вопрос об отношении общих свойств (мудрость, цвет и т. п.), общих объектов («человек вообще», добро, зло и т. п.) к чувственно воспринимаемым индивидуальным предметам. Иначе говоря, номиналисты и реалисты расходились в решении коренных вопросов философии: что чему предшествует — объективно существующие, чувственно воспринимаемые вещи общим идеям или, напротив, идеи — вещам, движется ли человеческое познание от ощущений, непосредственно отражающих вещи, к понятиям или от понятий к вещам. Споры об универсалиях срастались с обсуждением догматов католической теологии. Реалисты полагали, что общие объекты, понятия существуют либо в особом мире: вне разума и вне индивидуальных предметов, до этих предметов (крайний реализм: Эриугена), либо в самих индивидуальных предметах, образуя их духовную основу (умеренный реализм: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Точка зрения реализма использовалась церковью для философского обоснования различных догм, напр. мифа о грехопадении: считалось, что грех первого человека, Адама (общий объект), касается всего рода человеческого, каждого человека в отдельности. Номинализм придерживался противоположной точки зрения на природу общих понятий. В своей крайней форме он отвергал существование любых общих объектов (в разуме и вне его) и признавал существование лишь индивидуальных предметов (Росцелин). Номиналисты утверждали, что общие понятия — это только названия вещей, «дуновения звука», к-рым ничто реально не соответствует. С точки зрения умеренного номинализма (названного позднее концептуализмом) универсалии существуют после вещей, т. е. в человеческом разуме (Абеляр). Законченный вид номинализм получил в 14 в. в учении Оккама. Номинализм был прогрессивным для того времени течением, содержал материалистическую тенденцию (признавая существование материальных вещей, подчеркивая роль ощущений в их познании). В конечном счете, он служил орудием критики теологических догм, напр. догмата о святой троице, т. к. отрицал общее понятие, объединяющее членов троицы. Номинализм способствовал разложению схоластики, дал толчок к развитию естествознания в последующую эпоху и подготовил почву для материалистических учений нового времени.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

НОМИНАЛИЗМ и РЕАЛИЗМ
(от лат. nominalis — относящийся к имени; realis — вещественный) — два направления ср.-век. философии, дискутировавших о природе универсалий (общих понятий). Н. (осн. представители — Иоанн Росцеллин, Уильям Оккам) утверждал, что универсалии существуют лишь в чел. мышлении как понятия о вещах или их имена, формирующиеся в результате психофизического контакта в процессе актов познания. Номиналисты утверждали также, что в реальности кроме единичных вещей ничего не существует. Нек-рые идеи Н. вступили в противоречие с христ. догматами: в частн., логич. развитие Н. ведет к признанию несотворенности материального мира богом. По Росцеллину, Бог (согл. догме существующий в трех лицах) каждое свое лицо имеет как самост. и единичную сущность. Радикальную версию Н. в рамках зап.-европ. схоластики предложили т.н. аверроисты (Сигер Брабантский и его последователи), учение к-рых было осуждено католич. церковью. Заслуга Н. состояла в его критике абстракций, в доверии единичному, эмпирически данному. Р. (осн. представители — Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), наоборот, считает, что универсалии реально существуют и от чел. разума не зависят. Более того, они независимы от вещей и существуют до них (лат. ante res). Фома Аквинский дал 3 характеристики универсалий: 1. Они существуют до вещей в божеств. разуме как их идеи. 2. В вещах они представляют их сущности, субстанциальные формы. 3. В чел. разуме они суть понятия, результат абстракций. Заслуга Р. состоит в постановке проблем диалектич. единства единичного и общего, в понимании общего как формы единичного. Попытка компромисса между положениями Н. и Р. обнаруживается в таком направлении схоластики, как концептуализм (П.Абеляр), сторонники к-рого утверждали, вслед за Аристотелем, что универсалии реальны лишь как образы (концепции) вещей в чел. сознании, к-рое, будучи частью божеств. разума, предшествует тварному миру. В европ. философии XVII в. этот спор получил свое продолжение в противостоянии сенсуализма (Дж.Локк, Дж.Беркли) и рационализма (Р.Декарт, Г.В.Лейбниц). Сенсуалисты, опираясь на тезис «в разуме нет ничего, чего не содержалось бы в чувствах», фактически воспроизвели осн. идеи ср.-век. номиналистов, адаптировав их к потребностям ест.-науч. познания и характерной для эпохи Просвещения критике предрассудков. Рационалисты (картезианцы), утверждая субстанциальный характер разума как источника всякого познания, вынуждены были принимать тезис Декарта о врожденных идеях. Логич. развитием этого постулата явл., в частн., концепция априорного знания И.Канта. Полемика Н. и Р. вновь актуализировалась благодаря становлению социологии и др. соц.-гуманит. наук во второй половине XIX — начале XX вв. Напр., представители позитивистского направления в социологии (О.Конт, Э.Дюркгейм и др.) развивают идеи «социол. Р.», рассматривая соц. ин-ты и структуры соц. организации как существующие и функционирующие независимо от включенных в сферу их деятельности индивидов и, тем самым, как существующие реально. Сторонники «понимающей социологии» (М.Вебер, А.Шюц и др.), напротив, во всех феноменах соц. реальности видят опредмеченное бытие взаимодействующих индивидов, выражая тем самым позицию «социол. Н.». Типичные для постмодернистской соц.-гуманит. науки концепции симулякра, символич. обмена, знакового характера соц. и культ. реальности выражают идеи радикального Н. В силу этого оппозиция Н. и Р., возникшая еще в антич. мысли (Платон как «отец Р.», софисты как инициаторы Н.), не утратила своей актуальности и сегодня. Лит.: Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 6 т. СПб., 1995. Т. 2. Средние века; Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001; Соколов В.В. Философия Средних веков. М., 1979; Чанышев А.Н. Лекции по древней и средневековой философии. М., 1990. Б.В.Емельянов, Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
9.67 мб

Реализм и номинализм о слове и универсалии

Колесов В. В.
The article deals with the traditional philosophical issue of correlation between realism and nominalism in the study of language and word.
Читать PDF
317.80 кб

Семантические основания проблемы номинализма и реализма

Игнатов О. Д.
Читать PDF
6.09 мб

Реализм и номинализм в практиках современной глобализации

Маслова Мария Валерьевна
В данной статье раскрываются истоки противостояния реализма и номинализма и их роль и значение в практиках современной глобализации.
Читать PDF
279.54 кб

СТАНОВЛЕНИЕ ЭГОЛОГИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ: МЕЖДУ НОМИНАЛИЗМОМ И РЕАЛИЗМОМ

Седов Юрий Григорьевич
В статье рассматривается становление эгологии, которая изучает генезис трансцендентального субъекта на основе редукции. Вопрос о конкретности ego решается в рамках систематической эгологии.
Читать PDF
1.26 мб

Право как "идея", как "фикция" и как "факт": о номинализме и реализме в теории права

Тимошина Елена Владимировна
Вопрос теоретического конституирования общего понятия права рас-сматривается в статье как проблема интерпретации обозначаемой или конструируемой с его помощью реальности.