Реализм - мировоззрение (или способ художественного въдения), основанное на отказе от традиционализма и бытового фетишизма, от свойственных человеческой цивилизация искусственных схем науки, философии, идеологии, предусматривающее свободное отбрасывание фикций.
Реализму не присуще абсолютизирование кажимостей восприятия и расширение этих кажимостей за их собственную грань. Сказанное касается, прежде всего, содержания. Форма выражения чего-либо часто ограничивается диапазоном человеческой способности ощущения. Заведомая ограниченность формы (мода, преемственность, готовность создателя и воспринимающего здесь могут не подразумеваться) до определенной степени ограничивает и содержание, а потому речь идет не о неком реалистичном произведении в себе (или мировоззрении), а о произведении искусства (мировоззрении), ориентированном на реализм.
Нативная человеческая реальность здесь-теперь-так, если и сковывается возможными способами представленности, все-таки в состоянии модифицироваться сама в себе, в том числе с помощью искусства, но она не должна теоретически распространяться в неизменяем виде за свои пределы, т. е. туда, где ее нет. Однако она может использоваться в попытках внеобразной передачи того, что находится вне нее, в тех или иных рамках ее гибкости, пластичности, что часто предусматривает подход к границам человеческих способностей.
Н а т у р а л и з м - копирование в мыслительном и художественном творчестве ближнего плана обыденной прагматики - не есть реализм. Многие художественные направления: символизм, импрессионизм, фовизм, экспрессионизм - отчасти были попытками открытия глубинной реальности, способами вызова к жизни чувств, связанных с фундаментальными началами. Речь идет именно о призыве, вызове, а не о мимесисе.
Создание н о в о й р е а л ь н о с т и в искусстве технически затруднено и касается только структуры. Иногда можно стимулировать появление новых оттенков чувств, но создание новой бесструктурности в чувственном невозможно. Другое дело, когда речь идет о чисто индивидуальной новизне - том или ином бесструктурном, впервые открывающемся перед индивидом и неизбежно вплетающемся в события его потока существования.
Подавляющее большинство направлений в искусстве, литературе, философии реализмом не являются. Это своего рода относительное функционально-биологическое, функционально-социальное описание в доступных формах бли-жайших нужд и кажимостей человеческого муравейника и отдельных элементов последнего.
Литература часто выступает как продукт сенсорного пропитания, строится на законах возникновения пристрастий и азарта, то есть оказывается чем-то вроде спорта для воображения... Разного рода социальный реализм - пример навязывания миру случайных фигур, рядоположенностей внешних проявлений родового и стадного без какого-либо онтологического преломления.
Особенность течений, близких Р. - универсализм, выход за социальные и биологические оболочки. Описательно-натуралистическое искусство неких разумных червей могло бы быть интересным только зоологам.
Итак, основная черта существующего натурализма - гоминидная ограниченность...