ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ

- согласно Н.Лосскому, мир - это целостное единство многообразных процессов, имеющих различные пространственно-временные формы; в основе единства мира лежит идеальное бытие по ту сторону пространственно-временных событий, сменяющих друг друга. Идеальное бытие в свою очередь создается конкретными "Я" - носителями и творческими создателями идеального бытия, деятельными причинами всех процессов, происходящих в мире. Эти "Я" названы субстанциальными деятелями и распределены по степени своей развитости по разным ступеням мирового бытия. Идеал-реализм Н.Лосского является иерархическим персонализмом.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ
онтологическое учение, возникшее в рус. философии нач. XX в. Наибольшее развитие получило в интуитивизме Лосского и Франка. Исторически восходит к позднему Платону, Плотину, а также аристотелевской диалектике материи и формы. Согласно И.-р., бытие состоит из двух неравноценных и качественно противоположных областей - реального и идеального бытия. Во многом совпадая, И.-р. Лосского и Франка различался формулировками осн. категорий и степенью их разработанности. Концепция Лосского была относительно более детализированной и обоснованной в метафизическом отношении. Франк отождествлял реальное бытие с эмпирической действительностью как совокупностью "конкретных реальностей": "вещей", "существ", "процессов". Лосский подразумевал под реальным бытием более строго очерченную область проявленных в пространстве-времени "конкретных целых вещей", а также "событий" и "действий" материального и психического порядка. Следуя своей персоналистской доктрине, он исключал из состава реального бытия весь мир "существ". Франк, в отличие от Лосского, как правило, не пользовался пространственными характеристиками в описании онтологической природы обоих уровней бытия. Он определял реальное бытие как "конкретно-временное", полагая, что время - единственный "специфический признак потока реальных изменений возникающих, длящихся и уничтожающихся конкретных явлений", а противоположность времени, т. е. "вневременность, есть такой же признак неподвижного неизменного идеального бытия". К сфере идеального им причислялись такие элементы бытия, "как числа, геометрические формы и фигуры, цвета, звуки, и - идя дальше - все вообще общие, отвлеченные содержания понятий, взятые именно как чистые, сущностные содержания, и такие необходимые, имеющие вневременную силу связи между ними, как формулируемые, напр., в суждениях "дважды два четыре" или "красное есть цвет..." Франк С. Л. Соч. М., 1990. С. 267). По мнению Лосского, к идеальному бытию относится все, "что не имеет временной и пространственной формы", что стоит выше событий, "осуществляющихся в различные времена и в разных местах пространства". Идеальное бытие подразделялось Лосским на "отвлеченно-идеальное" и "конкретно-идеальное". В состав первого подвида входили "законы" и "бесчисленные отношения", пронизывающие мировую множественность, напр., отношения "сходства и различия" между элементами мира, "качественные", "пространственно-временные", "равенства", "принадлежности, причинности, взаимодействия, средства и цели и пр.". При этом Лосский приходил к парадоксальному, но с т. зр. И.-р. логически последовательному выводу о "внепространственности" самого пространства и "вневременности" времени как такового. "Законы идеальных форм" (математические законы, законы чисел, пространственных форм и т. п.) не зависят от воли человека и др. существ; они с объективной необходимостью воплощаются во всяком реальном процессе. Одна из главных целей И.-р. заключалась в преодолении старого платоновского дуализма между царством идей и миром вещей, в соответствии с к-рым идеи размещались в некоем "занебесном" месте. С т. зр. Франка, "вневременное бытие не противостоит временному, как отрешенное от него и замкнутое в себе материальное царство"; "они сполна покрываются - ни одно немыслимо без другого". В вопросе о происхождении обоих видов бытия идеал-реалисты одинаково отвергали как учение материализма о первичности материалистически трактуемой объективной реальности, к-рая затем в идеально-обобщенной форме отражается в сознании, так и учение "онтологического идеализма" о производности реального мира от абстрактно-идеального начала (напр., панлогизм Гегеля). И.-р. был также направлен против тех кантианско-позитивистских теорий, в к-рых идеальные структуры бытия провозглашались всецело субъективным продуктом деятельности человеческого ума. У Франка первоисточник идеального и реального бытия непосредственно восходил к высшему, иррационально понимаемому религиозно-метафизическому первоначалу. У него оба вида бытия "производны от абсолютного бытия", выступающего в качестве "единства моментов вечности и становления", и имеют значение лишь "двух соотносительных и односторонних выражений этого исконного всеединства". В отличие от И.-р. Франка система Лосского предполагала целый ряд промежуточных онтологических звеньев, в конечном итоге значительно отдаливших Бога от прямого участия в жизни материально-вещественного мира. Творцом "законов идеальных форм" в ней выступает не само Абсолютное сверхначало (Бог), а Высшая мировая субстанция (Дух), к-рая посредством этих форм вносит в жизнедеятельность мирового организма порядок и системность, "придает множеству существ и событий характер космоса, а не хаоса". При этом идеальные законы и отношения сами по себе лишены какой бы то ни было созидательной, творческой активности. Для объяснения источника возникновения пространственно-временного мира, считал Лосский, "необходимо теперь найти какое-то третье начало, стоящее выше реального бытия и отвлеченно-идеального бытия, найти какого-то деятеля...". В качестве этого "третьего начала", непосредственно порождающего все многообразие реального бытия, у него выступают конкретно-идеальные существа, образующие др. вид идеального бытия наряду с отвлеченно-идеальным. Они сотворены Богом; к ним относится, напр., духовное "я" человека, кристалла, планеты, атома и т. п. Каждый такой конкретно-временной субстанциальный деятель обладает творческой силой, "посредством которой он созидает, порождает, вводит в состав реального бытия событие" психического или телесного характера. Реальное бытие есть внешнее проявление жизнедеятельности духовных существ, совокупность их физических тел, материальное воплощение их устремлений. "... Необходимо признать, - писал Лосский, - что весь мир, даже и материальный, есть творение духа или существ, подобных духу (конкретно-идеальных)" Лосский Н. О. Мир как органическое целое// Избранное. С. 373). Т. обр., конкретно-идеальные субъекты выполняют в И.-р. Лосского онтологические функции "деятельных причин" и "носителей" реальных процессов, а также "носителей отвлеченно-идеальных форм", поскольку все их действования "имеют оформленный характер". Впоследствии Лосским было выработано более полное наименование его И.-р. "Лучше всего обозначить намеченное выше миропонимание словами конкретный органический идеал-реализм (реальное бытие существует на основе идеального). Это мировоззрение признает существование многих царств реального бытия - механические, физиологические и индивидуально-психические, социальные и т. д. процессы. Несмотря на различие этих процессов по качеству и месту во времени и пространстве, они все, будучи объединены сверхвременными и сверхпространственными идеальными началами, образуют единое целое космоса, имеющего единый смысл" (Лосский Н. О. Диалектический материализм в СССР. Париж, 1934. С. 12-13).

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
559.40 кб

Время в идеал-реализме Н. О. Лосского

Вячеслав Игоревич Савинцев
Рассматриваются онтологический и эпистемологический аспекты интерпретации времени в идеал-реализме Н. О. Лосского. Отмечено, что время — форма событий, инициированных субстанциальными деятелями в процессе миротворчества.
Читать PDF
1.10 мб

О некоторых предпосылках идеал-реализма

Усачев А. В.
Статья содержит размышления автора об основных категориях, понятиях и методах идеал-реализма, основателем которого считается Н.О. Лосский.
Читать PDF
131.27 кб

Идеал-реализм Ф. В. Й. Шеллинга и русских религиозных философов

Оболевич Тереза
Рассмотрены некоторые важнейшие положения идеал-реализма, развиваемые Шеллингом в серединном периоде его творчества.
Читать PDF
439.03 кб

Философия как система свободы в идеал-реализме Ф. В. Й. Шеллинга

Паткуль Андрей Борисович
Статья посвящена реконструкции замысла системы свободы Ф. В. Й. Шеллинга. В ней проанализировано значение различия между сущностью как основой существования и сущностью как существующей.
Читать PDF
247.01 кб

Идеал-реализм лосского, логика становления и его основные положения

Пушкарёв Вячеслав
Читать PDF
87.09 кб

Идеал науки в концепции А. И. Герцена: контроверза утопизма и реализма

Куликова Ольга Борисовна
Дается анализ концепции науки и научного познания А.И. Герцена. Выявляется противоречивость его представлений о науке, в которых соединились черты утопизма и реализма.
Читать PDF
171.02 кб

Реализм в системе «Материализм - идеализм»: историко-философский аспект

Коробкова Светлана Николаевна
Современная философская мысль находится в состоянии поиска новых путей развития. Традиционная материалистически-идеалистическая модель оказывается архаичной и плоской. Необходимо выработать адекватные формы рефлексии.
Читать PDF
296.95 кб

Феномен духовности и методология идеал-реализма в современном образовании

Ветошкин Анатолий Петрович
Статья посвящена проблеме возрождения духовности в современной России.
Читать PDF
321.74 кб

Феномен духовности и методология идеал-реализма в современном образовании

Ветошкин Анатолий Петрович, Дзиов Артур Русланович
В статье отмечается необходимость возобновления и восстановления утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи.
Читать PDF
384.79 кб

Трансформация философии длительности А. Бергсона в идеал-реализме С. Л. Франка

Куприянов Виктор Александрович
Статья посвящена интерпретации философии А. Бергсона в книге С.Л. Франка «Предмет знания».
Читать PDF
241.00 кб

Идеал-реализм Н. О. Лосского, как актуальный предмет религиоведческого исследования

Пушкарев В. Б.