НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ
НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ
склонность воспринимать своё мнение как объективное, а мнение других людей как полное искажение реальной действительности.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
РЕАЛИЗМ НАИВНЫЙ
от поздне-лат. realis - действительный) –естеств.-стихийное, опирающееся на повседневный опыт и практику убеждение каждого человека в том, что мир существует независимо от нас, от нашего сознания, нашего ощущения. Это «наивное» убеждение человечества сознательно кладется материализмом в основу его теории познания» (Ленин В. И. ПСС, т. 18, с. 66).
Источник: Атеистический словарь
Наивный реализм
стихийно-материалистическое миропонимание, свойственное каждому человеку, убеждение в том, что все предметы существуют независимо от человеческого сознания. Однако Н. р. не является последовательным, теоретически-осознанным научным мировоззрением. Ложное толкование Н. р. дается субъективным идеализмом (Беркли, Мах и др.). Махисты, напр., утверждали, что Н. р. — это мировоззрение, согласно к-рому человек имеет дело только со своими ощущениями, и вопрос о существовании материального мира для него не имеет значения.
Источник: Философский словарь. 1963
НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ,
стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденной практике представление о том, что все характеристики внеш. мира, данные в жизненном опыте, адекватно и исчерпывающе выражают объективную реальность. Н. р. представляет собой бессознательно материалистическую точку зрения, на которой стоит человечество, принимая существование внешнего мира независимо от нашего сознания (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с. 49). Материалистич. предпосылка, из к-рой исходит Н. р., сознательно кладется филос. материализмом в основу теории познания. Вместе с тем Н. р. сталкивается с неразрешимыми трудностями при объяснении природы познания, в частности таких проблем, как взаимоотношения знания и предмета, иллюзии и реальности, непосредственно данного и опосредованного в знании и др., науч. решение к-рых дается в диалектич. материализме. Претензия на близость к позиции Н. р. характерна для эмпириокритицизма, неореализма, лингвистич. философии, нек-рых разновидностей феноменологии, однако в действительности представители этих направлений подвергают наивно-реалистич. точку зрения йдеалистич. истолкованию. См. также ст. Естественнонаучный материализм и Лит. к ней.
Источник: Советский философский словарь
РЕАЛИЗМ наивный
первичное, основанное на жизненном опыте стихийное воззрение на мир, состоящее в том, что мир признается таким, каким он непосредственно представляется индивиду, т.е. таким, каким он его видит, слышит, осязает и т.д. Категориальная структура так понимаемого мира еще не подвергнута филос. анализу. Наивный Р., по характеристике Ленина, выражает стихийную, бессознательно материалистическую т. зр., убеждение в существовании внешнего мира независимо от нашего сознания (см. Соч., т. 14, с. 49, 53, 57; ср. с. 55). Материалистич. направленность определяет позитивное содержание наивного ?. Однако при объяснении природы познания т. зр. наивного Р. оказывается недостаточной и ведет к серьезным заблуждениям. Истоки наивного Р. коренятся в способности психики объективировать переживания (ощущения, восприятия, представления), т.е. рассматривать свойства ощущений и т.д. как свойства самих объектов. Исследование природы наивного Р. началось фактически с возникновением философии, а в 19 в. развитие психофизиологии органов чувств вскрыло его естеств.-науч. основания. Хотя в наст. время наивный Р. как принцип открыто никем не формулируется, отголоски его иногда встречаются и в наши дни. Таковы, напр., имевшие место в лит-ре попытки разделения "философского" и "физического" понятий материи, исходящие из наивно-реалистич. предпосылки о возможности какого-то иного, помимо философского, понятия материи. От наивного Р. как естественно возникшего мировоззрения следует отличать попытки возвести отд. части этого мировоззрения в ранг филос. концепции. К этой традиции близки субъективно-идеалистич. направления, к-рые пытаются начинать философствование с непосредственно данного как исходного и первичного, избегая при этом к.-л. теоретич. предпосылок как "метафизики" (эмпириокритицизм, имманентная философия философия). Лит.: Вундт В., О наивном и критич. Р., [пер. с нем.], М., 1910; Кальсин Ф. Ф., Осн. вопросы теории познания, Горький, 1957; Орлов В. В., Особенности чувств. познания, Пермь, 1962; Микитенко Д. ?., Вiдчуття i дiйснiсть, К., 1966. Д. Микитенко. Киев.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.