ПРОИЗВОДСТВО
ПРОИЗВОДСТВО
превращение вещества природы в блага, необходимые людям.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ПРОИЗВОДСТВО
одно из основных понятий социологических и экономических наук, отражающее активно-деятельный способ бытия человека в мире. Под П. понимают: 1) П. средств к жизни, удовлетворение потребностей (материальных, духовных); 2) П. самого человека (продолжение рода, воспроизводство человека как детерминированного культурой существа). Философские концепции П. развиваются в рамках выдвижения на первый план цивилизационных (организационно-технологических), а не идеологических аспектов. В подобном русле развивали свои идеи представители Франкфуртской школы. Технологический акцент - типичная черта концепций индустриального, постиндустриального, информационного обществ, модернизации производственно-технологических отношений. Высокая динамика изменений в П. как единой системе актуализировала проблему интерпретации философской, метанаучной, конкретнонаучной рефлексии, разработки методологии, способной обозначить основные подходы к творческому применению нарабатываемых теорий, адекватной оценке ситуаций в П.П. не только идеальный тип, но и культурологическое явление. Поэтому в его исследовании важную роль играет теория культуры, дающая комплексное представление о региональных, национальных факторах в П. Футурология П. - это попытка прогнозировать динамику потребностей человека и способов их удовлетворения.
А.И. Лойко
А.И. Лойко
Источник: Новейший философский словарь
Производство
процесс потребления рабочей силы и создания средств производства и предметов личного потребления, необходимых для существования и развития человеческого об-ва. Процесс П. как целесообразная деятельность людей, посредством к-рой они воздействуют на внешнюю природу и изменяют ее с целью приспособления к своим потребностям и в то же время изменяют свою собственную природу, есть вечное естественное условие человеческой жизни. Осн. элементами всякого процесса П. являются: целесообразная деятельность людей, их труд, предмет труда и средства труда. В процессе П. люди воздействуют также друг на друга, соединяясь определенным образом для совместной деятельности. Поэтому П. всегда носит общественный характер. П. имеет, следовательно, две стороны: производительные силы и производственные отношения. П. неразрывно связано с распределением, обменом и потреблением, составляет с ними единое целое. При этом П. выступает исходным и определяющим моментом по отношению к потреблению. П. связано с потреблением через распределение, к-рое, обусловливаюсь способом производства, формой собственности, устанавливает размеры доли общественного продукта, получаемой отдельными членами об-ва. П. всегда существует в определенной, исторически сложившейся общественной форме. Оно может быть первобытнообщинным, рабовладельческим, феодальным, мелкотоварным, капиталистическим, социалистическим. Общие признаки П. (единство его осн. элементов, связь с распределением, обменом и потреблением) принимают разнообразный характер в зависимости от его исторического типа, т. е. от способа производства, от характера производственных отношений (Капитолием, Социализм).
Источник: Философский словарь. 1963
ПРОИЗВОДСТВО
процесс создания материальных благ, без к-рых невозможно само существование людей. Создаваемые в процессе П. материальные блага — это вещи, предметы, или непосредственно потребляемые человеком, или служащие для дальнейшего развития П. Материальное П. включает следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или труд; 2) предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; 3) средства труда, служащие для воздействия на предметы труда; главная составная часть их — орудия производства (инструменты, машины, автоматы). Предметы труда и средства труда в их совокупности образуют средства П., к-рые составляют основную часть материального богатства общества. Средства П. могут функционировать только в соединении с человеческой деятельностью. Соединение средств П. и людей, приводящих их в действие,— это одна сторона П.— производительные силы, характеризующие уровень господства человека над природой. Но человек воздействует на природу не в одиночку. П. всегда совместная деятельность людей, поэтому оно обязательно включает и другую сторону — производственные отношения. П. существует на протяжении всего развития общества, но оно не остается одинаковым, оно постоянно развивается и на каждой из ступеней исторического процесса имеет своп особенности, выступает как определенный способ производства. Термином «П.» обозначают не только П. материальных благ. Под П. в более широком смысле понимают всю общественную деятельность людей, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу П. «самого человека» (семья, вся система воспитания и образования человека, медицинского и бытового обслуживания и т. д.).
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ПРОИЗВОДСТВО
понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. В отличие от животных, удовлетворяющих свои потребности с помощью того, что дано природой, человек производит все, что необходимо ему для жизни,— пищу, одежду, жилище и т. д. П., т. обр., есть вечное естественное условие человеческой жизни — основа всей человеческой истории. Три элемента необходимы для П. любой вещи: предмет природы, из к-рого ее можно изготовить; средства труда, с помощью к-рых это изготовление осуществляется; целенаправленная деятельность человека, его труд. П. всегда носит общественный характер и потому, что люди не могут производить в одиночку, и потому, что, производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и свои общественные отношения, и самих себя как социальных субъектов со своими способностями и потребностями. Маркс рассматривал общественное П. как единство материального и духовного П., в к-ром материальное П. является определяющей стороной, основой развития об-ва. Материальное П. включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе, выражающееся в понятии производительные силы. (отражает содержание процесса П.), и отношение людей друг к другу, характеризуемое понятием производственные отношения (отражает общественную форму процесса П.). Взаимоотношение этих двух сторон определяется законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. П. реально существует всегда как исторически определенный способ производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. П. вообще — это абстракция, позволяющая вычленить и охарактеризовать нек-рые общие моменты, свойственные всякому способу производства. П. органически связано с распределением, обменом, потреблением произведенного. П. и потребление — два различных и вместе с тем взаимосвязанных полюса общественной жизни. Определяющим в этом взаимодействии является П., к-рое не только создает предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей. П. связано с потреблением через распределение произведенного продукта, к-рое зависит от характера существующих производственных отношений. Социализм создает предпосылки для подчинения П. интересам трудящихся. Однако это происходит не автоматически. В условиях административно-командной системы, деформаций социализма, отчуждающих массы от собственности, власти и управления, потенциальные возможности социалистического П. не реализуются. В процессе перестройки и обновления нашего об-ва ликвидируется механизм торможения и создается новая система производственных отношений, способствующих прогрессивному развитию П.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПРОИЗВОДСТВО
процесс, посредством к-рого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей, собств. деятельностью опосредствуют, регулируют и контролируют обмен веществ между собой и природой. Процесс П. всегда носит обществ. характер: П. обособленного одиночки вне общества представляет собой, по выражению Маркса, такую же бессмыслицу, как развитие языка без совместно живущих индивидов. В процессе П. люди вступают в определенные, независящие от их воли, обществ. отношения, совокупность к-рых составляет экономич. структуру общества, или обществ. строй П. Произ-во играет определяющую роль по отношению к распределению, обмену (обращению) и потреблению. П. всегда выступает в определ. обществ. форме на определ. ступени историч. развития общества (см. Способ производства). Обществ. процесс П. охватывает как непосредств. процесс П., так и распределение, обмен и потребление. Эти моменты образуют части целого, различия внутри единства. Между этими сторонами обществ. производств. процесса существует взаимодействие, как и во всяком органич. целом. "Определенное производство обусловливает, таким образом, определенное потребление, распределение, обмен и определенные отношения этих различных моментов друг к другу. Конечно, и производство в его о д н о с т о р о н н е й ф о р м е определяется, со своей стороны, другими моментами" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 725–26). С П. каждый раз начинается процесс, охватывающий все четыре момента. П. выступает исходным пунктом всего процесса, потребление – конечным пунктом, распределение и обмен – средними членами, причем распределение представляет собой момент, исходящий от общества, а обмен – от индивида. Но такое представление отражает, как указывает Маркс, лишь внешнюю связь явлений. Бурж. экономисты, оставаясь на поверхности явлений, рассматривают каждый из моментов обществ. процесса П. как нечто самостоятельное и независимое, делая отсюда вывод, что П. якобы определяется вечными законами природы, распределение – социальными условиями, обмен – психологич. законами, а потребление лежит вообще вне сферы экономики. Таким путем они подменяют категории исторически определ. форм обществ. х-ва рассуждениями, относящимися вообще к П. и другим сторонам экономич. жизни, призванными затушевать исторически преходящий характер капиталистич. способа П. и его противоречия. Марксизм впервые выяснил действит. характер взаимосвязи и взаимозависимости моментов или сторон обществ. процесса П. Так, П. есть непосредственно также и потребление, а именно – потребление человеч. рабочей силы, с одной стороны, и потребление средств П., с другой. И, наоборот, потребление есть непосредственно также и П. Но это не значит, что можно отождествлять П. и потребление. У одного субъекта П. и потребление выступают как моменты одного акта. Но рассматривать общество как один субъект, значит рассматривать его неправильно, умозрительно. Характер потребления определяется обществ. строем П. и поэтому качественно различен в условиях капитализма и социализма. Структура распределения полностью определяется структурой П. Так, в капиталистич. обществе осн. формы доходов – заработная плата, прибыль, процент и рента – представляют собой формы распределения, имеющие предпосылками наемный труд, капитал и землю в качестве факторов П. "Отношения распределения и способы распределения выступают поэтому лишь оборотными сторонами факторов производства" (там же, с. 721). Распределение представляется прежде всего распределением продуктов, но на деле, прежде чем происходит распределение продуктов, имеет место распределение средств П. и членов общества по различным видам произ-ва, их подчинение определ. производств. отношениям. Распределение продуктов представляет собой лишь результат этого распределения, к-рое заключено в самом процессе П. и определяет его организацию. Маркс решительно опроверг представление бурж. экономистов, признававших историч. характер отношений распределения, но отрицавших историч. характер отношений произ-ва. "Исторический характер этих отношений распределения, – писал Маркс, – есть исторический характер производственных отношений, только одну сторону которых они выражают" (там же, т. 25, ч. 2, с. 456). При этом Маркс указывал, что представление бурж. экономистов основано на смешении и отождествлении обществ. процесса П. с простым процессом труда вообще, как процессом между человеком и природой, процессом, простые элементы к-рого остаются одинаковыми на всех ступенях обществ. развития. Точно так же обстоит дело с обменом (или обращением, т.е. обменом, опосредствованным деньгами). Обмен во всех своих моментах или непосредственно заключен в П., или определяется им. Само П. есть, по определению Маркса, обмен деятельностей и способностей. Далее, обмен продуктов есть средство для произ-ва готового продукта, предназначенного для потребления. Это не что иное, как завершающий акт П. Обмен представляется независимым от П. лишь на последней стадии, когда продукт обменивается непосредственно для потребления. Но такое поверхностное представление неправильно, поскольку развитие обмена и его формы целиком определяются развитием и организацией П., развитием обществ. разделения труда, обществ. строем П. Принцип определяющей роли П. был выдвинут и обоснован Марксом во всех его экономич. исследованиях. Этот принцип специально разработан во "Введении" (из экономических рукописей 1857–1858 годов) . Он получил дальнейшую разработку в трудах Ленина, к-рый показал, что утверждения критиков, будто марксизм исследует только П., оставляя без должного внимания остальные стороны экономич. жизни общества, основаны на ненауч. понимании предмета политической экономии и диалектики развития П. в целом. Игнорируя определяющую роль, примат П., бурж. и мелкобурж. экономисты ставят во главу угла то распределение, то обмен, то потребление. Они стремятся уйти от рассмотрения производств. отношений капитализма. Все подобные антинаучные концепции – распределительные, меновые, потребительские – служат апологетическим целям. Марксистский принцип примата П. имеет важнейшее значение для экономич. науки в целом, для понимания сущности и законов каждой общественно-экономич. формации. Этот принцип составляет основу анализа капитализма у Маркса и Энгельса. Ленин в исследовании монополистич. стадии капитализма показал, что в превращении капитализма в империализм гл. роль играют изменения, происшедшие в области П. Принцип примата П. определяет правильный подход к задачам революц. перехода от капитализма к социализму. В противоположность мелкобуржуазно-утопич. представлениям о том, будто социализм можно осуществить путем изменения лишь отношений распределения, марксизм-ленинизм исходит из того, что задачей социалистич. революции является коренной переворот в производств. отношениях. После социалистич. революции укрепление социалистич. производств. отношений и их дальнейшее перерастание в коммунистические происходит на базе быстрого роста П. Лит. см. при ст. Политическая экономия, Капитализм, Коммунизм. А. Леонтьев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.