Производство знания

Найдено 1 определение
Производство знания
«ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЯ» — произведение К. Кнорр iKnorr-Cetina K.D. The Manufacture of Knowledge. An Essay on the Constructivist and Contextual Nature of Science. N. Y., 1981). В этой книге представлена позиция социолога науки, который претендует на интерпретацию научного знания с точки зрения его получения в рамках научной лаборатории социальными средствами. Кнорр не отделяет знание от социального окружения и полагает, что в ее концепции все проблемы философии и логики науки находят то или иное решение. Тенденция социологизировать научное знание в его структуре и истории отодвинула на второй план социологию науки Р. Мертона, которая занимала доминирующие позиции в середине прошлого века, и где научное знание четко отделялось от социального окружения. В книге Кнорр новая тенденция, ставящая под сомнение общепринятые к началу 20 в. принципы научности, получила особенно полное выражение.         Одной из целей своей книги К. Кнорр считает демонстрацию того, что не существует никакой рациональности, специфичной именно для научной деятельности, и что нет никакой разницы между научным и повседневным рассуждением. Ученый — это практический мыслитель, и дихотомия социальный/когнитивный устарела. «В последние годы, — пишет Кнорр, — понятие ситуации и идея контекстуальной зависимости приобрели огромное значение в некоторых микросоциологических подходах» (С. 33). Кнорр радикально пересматривает соотношение научного знания и природы. Научное знание не описывает природу, как это принято считать в традиционных интерпретациях науки. Г д е мы можем найти «природу» или реальность в лаборатории? Реальность, с которой имеют дело ученые, в большой степени предварительно переконструирована, если не создана полностью искусственно. В конце концов, что такое лаборатория? Это скопление инструментов и приборов в некотором рабочем пространстве. Ящики и полки заполнены разного рода химической посудой и реактивами. Все исходные материалы были специально получены. Отсюда, по-видимому, можно сделать вывод, что в лаборатории нельзя найти природу, если только она с самого начала не определяется как продукт человеческой деятельности. В лаборатории нет природы, пишет К. Кнорр, нет в лаборатории и научной теории, которая, в соответствии с философией науки, воспроизводит в себе природный мир.         Вместе с тем, в ней нет и привычного нам отчуждения между теорией и практикой. Мы находим в лаборатории смесь познавательной и многих других форм деятельности, — смесь, которую никак нельзя назвать теоретической. Ученые заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы «вещи работали», а поэтому их поведение привязано к структуре интересов. Чистая теория — это иллюзия, которую наука унаследовала от философии естествознания. В лаборатории нет природы, нет теории, нет, соответственно, и истины. Язык ученых, пишет К. Кнорр, содержит многочисленные высказывания относительно того, что является истинным, а что таковым не является. Но эти высказывания ничем не отличаются от нашего повседневного использования понятия «истинный» в быту и имеют мало общего с эпистемологическим понятием истины. Если и существует стимул, который может побудить ученых в лаборатории к деятельности, то это их стремление заставить вещи «работать», а это связано, скорее, с желанием добиться успеха, чем истины.         В действительности речь идет об инструментальном производстве знания в мастерской, называемой лабораторией. Процессы этого производства включают в себя цепочки решений и обсуждений, предполагающие необходимость выбора. Каждый выбор делается на базе предыдущего выбора и, в свою очередь, является основанием для последующего. Тот или иной выбор, который делает ученый в лаборатории, определяется множеством факторов, и они не могут быть сведены к небольшому числу критериев, а тем более к принципу рациональности. Сложность научных конструкций, появляющихся в результате разнообразных выборов, которые делаются учеными, позволяют считать маловероятным, что в разных лабораториях одним и тем же способом могут быть получены одинаковые продукты научной деятельности, пишет К. Кнорр. Это значит, что маловероятна возможность повторения процесса производства результата. Каждый осуществленный в науке (лаборатории) выбор может быть поставлен под вопрос именно потому, что речь идет о наличии альтернативы, о возможности другого выбора. Продукты науки состоят не только из прошлых решений, они обозначают также новые проблемы и предопределяют их возможное решение.         Наука — самоорганизующаяся система. Это означает, что ее развитие есть направленное изменение, а научное знание — прогрессивно реконструируемое знание, основанное на интеграции или устранении предыдущих результатов, причем эта реконструкция представляет собой процесс усложнения. Усложнение означает здесь, что система способна конструировать и реконструировать себя по-новому. Самоорганизация любой системы в сторону ее усложнения невозможна без учета окружения.         Но это обстоятельство, по мнению Кнорр, не является чем-то затрудняющим работу социолога. Она ссылается на последние достижения теории самоорганизующихся систем (а также на успехи в области термодинамики), которые позволяют сделать вывод, что без контекста понятие самоорганизации в науке не работает. Именно контекст ориентирует процесс реконструкции и развития — посредством отбора, который он стимулирует.         В концепции К. Кнорр поднимаются такие важные для исследований науки в 20 в. вопросы, как: понимание научного знания с точки зрения его социального конструирования; возникновение нового в науке не из прошлого знания, а из контекста; возможность воспроизведения эксперимента; ликвидация границы между логическим и социальным; отличие научной рациональности от рациональности рассуждений на бытовом уровне и целый ряд других. Книга американского социолога интересна уже тем, что привлекает внимание к этим проблемам, в том числе, и экстравагантностью их постановки, заставляя над ними задуматься.         Л. А. Маркова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
98.19 кб

Знание как форма духовного производства

Ильин Виктор Васильевич, Билалова Альбина Гаязовна, Куренков Иван Олегович
На материале актуальных проблем гносеологии авторы подвергают рефлексии традиционный философский сюжет – специфику духовного производства.
Читать PDF
9.67 мб

«Странное общество» и производство знаний

Карпов А. О.
Читать PDF
188.13 кб

Новая концепция производства знания в технонауке

Черникова Ирина Васильевна, Черникова Дарья Васильевна
Рассматриваются особенности получения и развития знания на современном этапе развития науки.
Читать PDF
334.58 кб

К вопросу о производстве социально-научного знания

Яницкий Олег Николаевич
Читать PDF
180.96 кб

Типы духовного производства и генезис «Общества знаний»

Шамардин Н.Н.
В статье рассматриваются предпосылки формирования «общества знаний» в доиндустриальных цивилизациях, что обусловило в эпоху модерна (нового времени) трансформации, сопровождавшие переход европейской культуры к развитой системе дух
Читать PDF
287.54 кб

Производство философского знания: исследования и перспективы

Дёмин Максим Ростиславович
Читать PDF
345.14 кб

ЭТОС НАУКИ И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Виноградова Татьяна Вячеславовна
Статья посвящена проблеме соотношения традиционного научного этоса и современной системы производства научного знания. Рассматриваются концепция этоса науки Р.
Читать PDF
151.78 кб

Биоэтика как форма социально распределенного производства знания

Тищенко Павел Дмитриевич
Биоэтика трактуется как форма социально распределенного производства знания, осуществляющегося не только в науке, но и в сложно организованной социальной сети, воспринимающей научные идеи, накапливающей, распространяющей и применя
Читать PDF
966.90 кб

Принцип участия и современные механизмы производства знаний в науке

Пирожкова С.В.
Сегодня, когда научное познание теряет монопольное право на производство знания в обществе, возникают вопросы, с одной стороны, состыковки научных, обыденных, религиозных и др.
Читать PDF
418.96 кб

Научная статья как ядро социотехнической сети по производству знания

Попова Н.Г.
Феномен научной статьи1 рассматривается с позиций междисциплинарного подхода акторно-сетевой теории и дискурс-анализа текста.
Читать PDF
195.95 кб

Об оптимальных условиях производства и трансляции философского знания

Семенков В. Е.
В данной работе анализируется проблема философской практики как профессии и как призвания. Автор подчеркивает важность навыка интертекстуальности и рассматривает проблему идентичности и аутентичности в работе философа.
Читать PDF
181.94 кб

Еще раз об идентификации философов и производстве философского знания

Баранец Наталья Григорьевна
Читать PDF
281.79 кб

ИНТЕРНЕТ-ИССЛЕДОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА ЗНАНИЯ

Колозариди Полина Владимировна
Статья посвящена анализу специфики интернет-исследований (Internet Studies) как междисциплинарного направления социальных наук, которое сочетает в себе академический и прикладной элементы.
Читать PDF
11.07 мб

Новые формы производства знаний: проблемно-ориентированные исследования

Бехманн Готтхард
Читать PDF
134.07 кб

Трансдисциплинарные основания биоэтики и «второй тип» производства знания

Гребенщикова Елена Георгиевна
Концепция второго типа производства знания, фиксируя парадигмальные сдвиги в современной науке и ее взаимоотношениях с обществом, выступает релевантной теоретической рамкой осмысления некоторых трансдисциплинарных параметров биоэт