Способ производства

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
единство производительных сил и производственных отношений в их конкретно-исторической форме, на определенном этапе общественного развития, в основном определяющее качественную характеристику общества.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Способ производства
исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Это понятие характеризует социальные аспекты общественной деятельности человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Способ производства
1) категория исторического материализма, обозначающая единство рассматриваемых совместно производительных сил и производственных отношений; 2) определяемый исторически сложившейся системой общественных отношений конкретный вид производства средств к жизни, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей, а также производство и воспроизводство самого человека как биосоциального существа, выступающий как основа общественноэкономической формации.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Способ производства
(материальных благ) – исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил (предметы труда, орудия труда и люди с их опытом и знаниями, навыками к труду) и производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Смена способов производства определяется конфликтом между развивающимися производительными силами и относительно устойчивыми, менее подвижными производственными отношениями.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
исторически специфическое (конкретное) единство производительных сил и производственных отношений. Понятие «С.п.» характеризует, в первую очередь, соц. аспекты жизни человека, хотя его деятельность в целом направлена прежде всего на создание материальных благ, необходимых данной, конкретной личности. Принято различать С.п. как соц. ориентированную форму производства материальных благ и технико-организационный аспект данного производства (иначе, технол. С.п.). Классич. определение места и значения С.п. в жизни об-ва принадлежит К.Марксу; в рамках данного определения акцентируются прерогативы С.п. материальных благ над соц.-полит. и духовными процессами. Высокий статус С.п. составляет одно из основоположений ортодоксального марксизма, и в частн. истор. материализма (см. Материализм исторический): здесь С.п. суть материальная основа обществ.-экон. формации (см. Формация социально-экономическая), определяющая ее истор. статус и особенности перехода к следующим ступеням соц. развития. А.А.Исаев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
понятие, характеризующее сферу материально-производственной деятельности людей и состоящее из двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производительных отношений. Развитие производства начинается с развития его производственных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями - это влечет за собой замену старого экономического базиса новым, а затем следует смена возвышающейся над ним надстройки. Смена способа производства совершается не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. ЧЕЛОВЕК - субъект исторического процесса, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившихся из них, благодаря способностей производить орудия труда, обладающей членораздельной речью, мышлением и сознанием. Если индивид - это единичный человек, отдельное живое существо в отличие от коллектива, индивидуальность - это неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа, то человек - это обобщенное понятие, отражающее специфическую сущность живых существ типа homo sapiens. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Личность - это человеческий индивид, в определенной мере присвоивший социальные качества и воспроизводящий социокультурный опыт человечества.

Источник: Тематический философский словарь

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
1) способ соединения и использования элементов производительных сил в трудовом процессе, прежде всего способ соединения техники с человеком (технологический С. п.); 2) способ добывания необходимых людям материальных благ, для к-рого характерны исторически определенные отношения между людьми (общественный С. п.). История знает три различных технологических С. п. При ручном труде, связанном с применением простейших орудий, роль источника энергии, двигательной и направляющей силы выполняет сам человек (его мышцы, мозг, энергия его тела). С появлением машин рабочий становится лишь элементом технической системы, «частью частичной машины» (Маркс). Наконец, при автоматизации человек исключается из непосредственного процесса производства и развитию техники не мешают ограниченные возможности человеческого организма, она может функционировать непрерывно, в нужном темпе, с нужным температурным режимом и т. д. Общественный С. п.— понятие, гораздо более широкое, чем технологический С. п. Оно охватывает не только производительные силы, но и производственные отношения людей —все производство на определенной ступени его развития. В основе его также лежит отношение к средствам производства, но характер этого отношения иной — это отношение собственности. Форма собственности, обусловленная уровнем развития производительных сих, определяет и соответствующий С. п. Каждый новый С. п. означает и качественно новый этап, новую ступень в развитии всего общества. С изменением С. п. меняется весь уклад жизни людей: появляются новые учреждения (институты социальные); изменяются взгляды людей, их психология, другим становится, следовательно, и сам человек. Таким образом, С. п.— это не просто способ, каким люди добывают себе средства к существованию. Это «определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами» (Маркс и Энгельс).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Способ производства
исторически обусловленный способ добывания средств к жизни (пнщи, одежды, жилища, орудий производства и т. п.), необходимых для того, чтобы об-во могло жить и развиваться. С. п. составляет определяющую основу общественного строя. Каков С. п., таково и само об-во, его господствующие идеи, политические взгляды, учреждения. На основе изменения С. п. изменяется и весь общественный строй. Каждый новый, высший С. п. означает новую, высшую ступень в истории развития человечества. Со времени возникновения человеческого об-ва существовали и сменили друг друга ряд С. п.: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм и капитализм. В совр. историческую эпоху на смену отжившему капиталистическому С. п. приходит новый, социалистический С. п. (Социализм). Возникла мировая система социализма. С. п. имеет две неразрывные стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы являются определяющим, наиболее революционным фактором С. п. Развитие общественного производства начинается с изменения в производительных силах, затем уже происходят соответствующие изменения и в области производственных отношений (Закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил). Развиваясь в зависимости от производительных сил, производственные отношения в свою очередь оказывают на них активное воздействие. Производственные отношения ускоряют развитие производительных сил, являются гл. двигателем их развития, если соответствуют им, н, напротив, замедляют, задерживают развитие производительных сил, превращаются в гл. тормоз их развития, когда перестают им соответствовать. На почве этого несоответствия возникает острый конфликт и противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, что с неизбежностью приводит к социальной революции в антагонистических общественно-экономических формациях. При социализме возникающие противоречия между теми или иными сторонами производственных отношений и растущими производительными силами благодаря общественному характеру собственности не доходят до конфликта. Социалистическое государство и коммунистическая партия, учитывая действие объективных общественных законов развития, имеют реальную возможность своевременно преодолевать такие противоречия путем приведения производственных отношений в соответствие с новым характером и уровнем производительных сил.

Источник: Философский словарь. 1963

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений. С. п.— одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует осн. сферу общественной жизни — сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни об-ва, его функционирование и развитие. История общественного развития— это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех др. структурных элементов об-ва. С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны — производительных сил, к-рые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках к-рых они до сих пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие становится экономической основой социальной революции, к-рая приводит к закономерному изменению производственных отношений. Замена же производственных отношений, т. е. старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению всего об-ва. Т. обр., смена С. п. происходит не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Эта смена придает развитию всего об-ва характер естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Исторические этапы развития и смены С. п. отражаются понятиями: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. Маркс упоминает также азиатский С. п., основой к-рого являются земледельческие общины, эксплуатируемые возвышающимся над ними деспотическим государством. Слабое разделение труда и самообеспечиваемость общин, неразвитая торговля, жестокий режим вост. деспотизма делают этот С. п. чрезвычайно застойным. Хотя структуры, характерные для азиатского С. п., реально существовали, среди историков нет единства мнений по вопросу о том, был ли этот С. п. самостоятельным, или он является модификацией одного из докапиталистических С. п. Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной С. п., нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же С. п. (напр., античное или вост. рабство, прусский или амер. путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.). При социализме противоречия, возникающие между производительными силами и производственными отношениями, имеют объективную возможность своевременного разрешения, когда они перестают соответствовать новому уровню производства. Но и в условиях социализма соответствие производственных отношений характеру производительных сил не обеспечивается автоматически. Для того чтобы производственные отношения открывали простор развитию производительных сил, они должны постоянно совершенствоваться. Поэтому устаревшие методы хозяйствования следует -вовремя заменять новыми. Высшим критерием совершенствования системы социалистических производственных отношений должны быть рост благосостояния каждого человека и возможность его всестороннего развития.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
исторически конкретное единство производительных сил и производственных от­ношений. Понятие «С. п.» характеризует социальные ас­пекты деятельности обществ. человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Его следует отличать от технологич. С. п., выра­жающего технико-организационный аспект этой дея­тельности. Место и значение С. п. в обществ. жизни К. Маркс определял след. образом: «Способ производ­ства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Рас­крытие роли С. п. в обществ. жизни - одно из важней­ших завоеваний марксизма, заложившее основы историч. материализма.
Разъясняя сущность материалистич. понимания ис­тории, Ф. Энгельс писал: «... люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (там же, т. 19, с. 350). Но в отличие от других живых существ. человек произво­дит все необходимое для жизни, используя созданные им орудия труда. В результате наряду с биологич. от­ношением, общим у человека со всей живой природой, у него возникает специфич. вид материального взаимо­действия с природой - процесс труда. Уровень разви­тия орудий и средств труда определяет характер это­го отношения. Понятие «произ-во» и отражает тот факт, что трудовая деятельность человека носит производит. характер - в процессе труда создаются вещи, способ­ные удовлетворить ту или иную человеч. потребность. Но люди, производя необходимые для жизни матери­альные блага, вместе с тем производят и воспроизводят свои обществ. производств. отношения, в к-рые они вступают в процессе труда. Характер этих отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигну­тым уровнем и потребностями развития их материаль­ных производит. сил. Поэтому понятие «произ-во» здесь уже вырежет и то, что трудовая деятельность носит социальный характер, осуществляется в рамках мате­риальных обществ. отношений. «В общественном про­изводстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных про­изводительных сил» (Маркс К., там же, т. 13, с. 6).
Понятие «С. п.» характеризует исторически конкрет­ное, качественно определ. произ-во. С. п.- материаль­ная основа общественно-экономической формации, опре­деляющая ее особенности, а изменения в С. п. определяют развитие общественно-экономич. формаций, переход от одной формации к другой. Первобытнообщинный строй, рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистич. общественно-экономич. формации являются осн. ступе­нями поступат. развития человеч. общества. В качестве особого С. п. Маркс упоминает еще азиатский способ производства, но вопрос о его реальном существовании является дискуссионным.
Развитие С. п. подчиняется всеобщему социологич. закону соответствия производств. отношений характе­ру и уровню развития производит. сил. Согласно это­му закону, производств. отношения определяются производит. силами и выступают как определ. социальные формы их развития. Производств. отношения придают производит. силам конкретное социальное качество, подчиняют их действию социальных законов, порож­дают определ. стимулы к производств. деятельности и к совершенствованию имеющихся производит. сил. Но, развиваясь, производит. силы перерастают рамки существующих производств. отношений, и последние начина­ют тормозить дальнейшее развитие произ-ва. Нарастает противоречие между производит. силами и производств. отношениями, переходящее в конфликт. Он разре­шается в социальной революции, уничтожающей уста­ревшие и утверждающей новые производств. отношения, соответствующие развившимся производит. силам. Возникает новый С. п. и на этой основе происходит пе­реход от одной общественно-экономич. формации к дру­гой, более высокой и прогрессивной. Маркс подчерки­вал: «Люди никогда не отказываются от того, что они приобрели, но это не значит. что они не откажутся от той общественной формы, в которой они приобрели определенные производительные силы. Наоборот. Для того чтобы не лишиться достигнутого результата, для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди вынуждены изменять все унаследованные обществен­ные формы в тот момент, когда способ их сношений (commerce) более уже не соответствует приобретенным производительным силам» (там же, т. 27, с. 403). В отли­чие от всех предшествующих формаций в условиях социализма общество сознательно и планомерно развивает не только производит. силы, но и обществ. отношения. Тем самым открывается возможность своевременно разрешать противоречия, возникающие в развитии С. п.

Источник: Советский философский словарь

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
понятие, фиксирующее существование обществ. произ-ва в исторически определенных конкретных формах, в рамках к-рых осуществляются не только отношения между людьми, но и их отношение к природе. Отношение людей к природе выражается в категории производительные силы, отношение людей друг к другу фиксируется категорией производственные отношения. Единство этих двух сторон является необходимым условием существования любого С. п. Историч. этапы развития С. п. отражаются понятиями: первобытнообщинный, рабо-владельческий, феодальный, капиталистич. и коммунистич. С. п. В свою очередь и эти понятия нуждаются в дальнейшей конкретизации, поскольку возникает необходимость отразить историческое своеобразие одного и того же С. п. (напр., античное и вост. рабство, особенности социализма в различных странах и т.д.). В обыденной жизни, а также в ряде конкретных наук понятие С. п. часто употребляется для характеристики совокупности технологич. приемов определ. произ-ва, способа изготовления вещи. Филос. содержание этого понятия иное. С. п. – важнейшая категория исторического материализма, создание к-рого было связано с открытием того, что С. п. материальных благ определяет социальный, политический и духовный процессы жизни людей вообще, что, следовательно, не сознание определяет их бытие, а, наоборот, обществ. бытие определяет обществ. сознание. Категория С. п. имеет важное значение для характеристики структуры каждого исторически определ. общества, поскольку выделяет осн. сферу обществ. жизни – сферу материально-производств. деятельности людей. Производит. силы характеризуют материально-технич. базу общества и степень развития трудящихся; производств. отношения – экономич. строй общества. В соответствии с этим история развития общества предстает прежде всего как процесс смены С. п., определяющий изменение всех др. структурных элементов формации. Связь и зависимость производств. отношений от характера производит. сил и уровня их развития выражается законом их соответствия, к-рый является общим экономич. законом для всех существовавших в истории С. п. Поскольку развитие производит. сил в целом приводит их в противоречие с производств. отношениями, к-рые ранее служили формой их развития, постольку действие закона соответствия сказывается в том, что старые производств. отношения сменяются новыми, соответствующими выросшим производит. силам. Т.о., закон соответствия выступает не только законом функционирования, но и законом развития С. п., показывающим, что смена одного С. п. другим совершается не по произволу людей, а в результате развития производит. сил и необходимо следующего за этим соответств. изменения производств. отношений. Экономич. закон соответствия производств. отношений характеру и уровню развития производит. сил, рассмотренный в его общесоциологич. значении, т.е. в его воздействии на все др. стороны обществ. жизни, позволяет понять развитие общества как естественно-историч. процесс смены формаций, определяемый сменой С. п. В марксистской лит-ре высказывалось мнение (см., напр., С. А. Оранский, Осн. вопросы марксистской социологии, т. 1, Л., 1929, и др.), что понятие "С. п." характеризует лишь ту обществ. форму, в к-рой осуществляется процесс труда, и, следовательно, по содержанию оно тождественно понятию "производств. отношения". В связи с этим предлагалось отделить это понятие от понятия "обществ. произ-во", поскольку последнее включает в себя не только производств. отношения, но и производит. силы. Предпринимались попытки обосновать эту т. зр., апеллируя к формальному анализу отд. высказываний основоположников марксизма-ленинизма. Высказывалось мнение, что поскольку ликвидация одного С. п. и замена его другим не означает ликвидации производит. сил, постольку понятие "производит. силы" не может быть включено в понятие "С. п." и недопустимо отождествлять понятия "обществ. произ-во" и "С. п.". Первое, с такой т. зр., характеризует единство двух сторон произ-ва, второе – только форму произ-ва – производств. отношения. Но эти взгляды не получили поддержки. Их авторы не учитывали, что ликвидация, скажем, рабовладельч. или капиталистич. С. п. означает, соответственно, ликвидацию раба и наемного рабочего в качестве производит. силы. Производств. отношения – это не внешняя по отношению к произ-ву форма; это – содержат. форма, придающая производит. силам исторически-определ. характер, подчиняющая их своеобразным законам функционирования. Лит.: Маркс К., Наемный труд и капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; его же, Введение (Из экономич. рукописей 1857–1858 годов), там же, т. 12; его же, К критике политич. экономии, там же, т. 13, предисловие; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 2, гл. 1; отд. 3; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, вып. 1; его же, Экономич. содержание народничества и критика его в кн. г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3, гл. 1; Газенко В. И., Лекции по историч. материализму, вып. 1, М., 1956; Панюшев И. М., К вопросу о марксистском понимании способа производства, "ФН" (НДВШ), 1965, No 4; Келле В. Ж., О понятии способа производства, там же. М. Ковальзон. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.