ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Духовное производство
деятельность, имеющая своей целью создание новых духовных ценностей и обеспечивающая формирование сознания, условия человеческого общения и взаимодействия между людьми, основание “очеловечивания” человека.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
понятие, введенное Марксом для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Является составной частью общественного производства, представляющего единство материального и Д. п.; зависит в конечном счете от материального производства, определяется его базисными отношениями. Поэтому Д. п. носит исторический характер, представляя собой духовную деятельность, облеченную в определенные общественные формы. Творческая деятельность в сфере Д. п. органически связана с преемственностью, поскольку, лишь воспринимая наследие и заново оценивая его, люди обретают способность творить сами. Произведения культуры, запечатленные в материале, языке, должны быть возрождены новыми поколениями, включены в их деятельность. Это означает, что люди не только производят определенные идеи, представления, но и воспроизводят их, тем самым неся ответственность за их судьбы, за их смысл. Выделяют две формы Д. п.: функционально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид действует только как носитель некой функции; поле его культурной деятельности при определенных социальных условиях искажено и сужено готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве “всеобщей производительной силы”, он осуществляет, согласно Марксу, “свободное духовное производство данной общественной формации” (Т. 26. Ч. 1. С. 280). Именно эта универсально-преемственная форма и будет преобладать при коммунизме. Конечный смысл всякого Д. п. в том, чтобы максимально развился личностный духовный мир каждого человека, что невозможно без непосредственной его работы над собой, “выработки в человека” (Достоевский).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
деятельность, обеспечивающая формирование сознания, важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами. Признание активной роли сознания необходимо, следовательно, расширить до признания производства самого сознания, вырабатывающего особую общественную форму, благодаря и посредством которой индивиды интегрируются в социальную систему и получают возможность осуществлять совместную деятельность.
Классическая политэкономия отождествляла общественное производство с материальным. Термин «духовное производство» ввел в своем курсе лекций по политической экономии русский экономист и историк Андрей (Анри) Шторх (курс был прочитан великому князю, будущему императору Николаю I в 1815 и издан в Париже в 1823). Различая материальные блага и т. н. «внутренние блага, или элементы цивилизации», Шторх выделил сферу духовного производства как особое подразделение общественного производства. К. Маркс в своей «Теории прибавочной стоимости» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 278—282) видит заслугу русского экономиста в том, что он не отождествляет производство с материальным производством, с одной стороны, и преодолевает начатую А. Смитом традицию относить духовную деятельность к «непроизводственной сфере»—с другой. В то же время Маркс критикует его за непонимание связи двух видов производства. Появление и выделение духовного производства в особую сферу общественного производства марксизм объясняет исторически возникшим разделением труда, в частности материального и духовного. Эти виды труда в классовом обществе выпадают на долю разных индивидов. В дальнейшем под духовным производством стали понимать либо производство духовных ценностей, т. е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, либо производство общественного сознания в его исторически конкретных формах (политики, права, научной религии, искусства, морали и т. д.).
В современной социальной философии и социологии знания анализируется «индустрия знаний», т. е. сфера их производства и распространения, включающая в себя: 1) научные исследования и разработки; 2) образование; 3) средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать, телефон и т. д.); 4) информационные машины, в т. ч. компьютеры и информационные сети; 5) информационные услуги (Ф. Махлун). Современные промышленно развитые страны создали мощную техническую и социальную (институциальную) инфраструктуру производства и распространения знаний, а в грядущем информационном обществе производство и распространение знаний становится основным и экономически прибыльным занятием технически развитых наций. Понятие «духовное производство» фиксирует социальный характер деятельности по созданию и распространению знаний, превращающийся в капиталистических обществах в область разделения труда со своей инфраструктурой, нормами и институциями. Наука как система, производящая научно-технические знания, включает в себя институции, ответственные за получение научных знаний, и подсистемы, ответственные за превращение их в конечный продукт (техническую, технологическую и организационную информацию). В современном обществе создана разветвленная сеть институций образования и распространения знаний.
Лит.: Мегрелидзе К. Р. Основная проблема социологии мышления. Тбилиси, 1965; Махлун Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966; Диксон П. Фабрики мысли. М., 1976.
В. И. Толстых

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
98.19 кб

Знание как форма духовного производства

Ильин Виктор Васильевич, Билалова Альбина Гаязовна, Куренков Иван Олегович
На материале актуальных проблем гносеологии авторы подвергают рефлексии традиционный философский сюжет – специфику духовного производства.
Читать PDF
157.34 кб

Генеалогия автора и генезис духовного производства

Бондаренко Е. А.
В статье рассматривается проблема эволюции субъектов творчества в традиционных культурах и цивилизациях, когда авторского творчества фактически не было, и оно поглощалось сакральными авторитетами мифологических, религиозных и госу
Читать PDF
180.96 кб

Типы духовного производства и генезис «Общества знаний»

Шамардин Н.Н.
В статье рассматриваются предпосылки формирования «общества знаний» в доиндустриальных цивилизациях, что обусловило в эпоху модерна (нового времени) трансформации, сопровождавшие переход европейской культуры к развитой системе дух
Читать PDF
12.75 мб

К вопросу о духовном производстве в современном обществе

Викторова Елена Викторовна
Духовное производство как основной вид духовной деятельности общества рассматривается через призму индивидуального развития, в котором особая роль отводится импрессингу.
Читать PDF
290.66 кб

Духовное производство и тенденция его "погружения" в базис общества

Рагозин Н.П.
Читать PDF
333.72 кб

Понятие "духа" в ранних работах К. Маркса:становление концепции духовного производства

Рагозин Н.П.
В статье рассматривается предыстория понятия «духовное производство», введенного в социальную философию К. Марксом, связанная с категорией «дух». Автор прослеживает процесс переработки К.
Читать PDF
486.07 кб

Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры вантичном духовном производстве. Статья 2

Бондаренко Е. А., Борисов С. Н., Римский В. П.
В статье даётся авторская интерпретация и понимание того, как в истории человечества происходила трансформация интеллектуальной деятельности от её первичных форм, вписанных в традиционные культурные практики, когда мыслительная ак
Читать PDF
433.64 кб

Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 1

Бондаренко Е. А., Борисов С. Н., Римский В. П.
В статье даётся авторская интерпретация и понимание того, как в истории человечества происходила трансформация интеллектуальной деятельности от её первичных форм, вписанных в традиционные культурные практики, когда мыслительная ак
Читать PDF
553.99 кб

"философия практики" А. Грамши как теоретическая предпосылка концепции духовного производства

Рагозин Н.П.
Статья посвящена анализу «философии практики» Антонио Грамши, которая представляет собой один из вариантов решения традиционной философской проблемы проблемы единства теории и практики, непосредственно связанной с ключевыми дискус
Читать PDF
360.14 кб

Интеллектуальный труд и духовное производство: философско-методологическая экспликация понятий

Бондаренко Е. А., Римский В. П.
Основные исследовательские задачи, которые ставятся и решаются в данной статье, связаны с интерпретацией и пониманием специфики интеллектуального труда и духовного производства в философско-методологических аспектах.
Читать PDF
262.27 кб

Многоплановость пространства культуры рецензия на книгу "культура и духовное производство" / материа

Чичина Е.А.