ПРОЦЕСС
Процесс
(лат. processus — прохождение, продвижение) — закономерное, последовательное изменение явления, его переход в др. явление (Развитие).
Источник: Философский словарь. 1963
Процесс
(лат. processus – продвижение) – последовательная смена состояний; ход развития ч.‑л.; система последовательных и взаимосвязанных действий, совершаемых для достижения определённого результата.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Процесс
от лат. processus — продвижение) — 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какой-либо цели, результата.
Процесс
категория философии, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ПРОЦЕСС
последовательное изменение ряда состояний определенного явления в жизни и в мышлении, что приводит к его качественному изменению и переходу в другое явление Содержание процесса характеризуют такие понятия, как изменение, развитие, эволюция и др. Широкую известность получило выражение: «Процесс пошел».
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Процесс
лат. processus - прохождение, продвижение] -1) последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение...2) судебное дело; порядок осуществления деятельности следственных, прокурорских и судебных органов [12].
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Процесс
(procedo подвигаюсь вперед) — постепенный ход дела или и целой жизни. Процессом называют иногда и постепенный ход какой-нибудь психической деятельности, например, деятельности представления — в образовании, забвении, сохранении, воспоминании, сцеплении представлений и т. д. до полного проявления фантазии.
ПРОЦЕСС
категория философии, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение (новые морфологические формы
организмов, новые разновидности, социальные, научные, культурные и пр. инновации).
Литература: [61].
организмов, новые разновидности, социальные, научные, культурные и пр. инновации).
Литература: [61].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
ПРОЦЕСС
(лат. processus — продвижение, прохождение) — время осуществления ч.-л.; 1) Последовательная смена явлений, состояний, стадий в развитии ч.-н. 2) Целенаправленная деятельность (творч., исследовательский, производственный, уголовный П. и т.п.). 3) Порядок рассмотрения дел в суде, судопроизводство. В социологии: объективно-закономерное изменение об-ва как результат сложного взаимовлияния субъективно ориентированных соц. действий. Исследование соц. П. — предмет макросоциол. теории (внутр. з-ны, факторы и характеристики), соц. философии (влияние на саморазвитие и самореализацию человека) и философии истории (общие механизмы, движущие силы, противоречия и перспективы развития). В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ПРОЦЕСС
от латин. processus - продвижение, прохождение) - последовательность состояний естественных и искусственных систем, связность стадий их изменения и развития, течение человеческой совокупной деятельности, порождающее различные - ожидаемые и не предсказуемые результаты. Понятие П. акцентирует момент направленности в изменении объектов и момент временности их бытия. В описаниях человеческой деятельности понятие П. подчеркивает подчиненность пространственной распределенности или организованности человеческой совокупной деятельности ее временному развертыванию, ее ориентированности на достижение целей и результатов. В плане общих характеристик бытия это понятие конкретизируется через понятия движения, изменения, становления, развития, воспроизводства, вместе с ними служит описаниям бытия как длительности, рассмотрению динамики его форм и их взаимосвязей. Использование понятия П. предполагает переход от абстрактных определений бытия к учету, исследованию, освоению его многообразия, т. е. к использованию различных научных и обыденных знаний, к работе философских понятий в составе конкретных - духовных и практических - человеческих деятельностей. Абстрактная характеристика П. получает, т. о., обоснование в знаниях и представлениях об определенных процессах, и понятие "процесс" по сути замещается понятием "процессы". Философская функция понятия П. выявляется в традиционном противопоставлении "вещи - процессы", в котором предполагается, что есть вещи, "помещенные" в П., и есть П., существующие и развертывающиеся "между" вещами. Этот стереотип по сути воспроизводит представление древних философов о том, что есть неизменные структуры или формы бытия и происходят изменения в мире, на эти структуры и формы не влияющие.
Развитие познания в последние два столетия обусловливает принципиально иной ход в решении проблемы "вещи - процессы". Речь, по-видимому, должна идти не только о сопоставлении вещей и П., не только о их связи, но и о представленности П. в вещах, о процессуальности вещей, о вещах как элементах П., кристаллизациях последних, формах синтеза, взаимодействия, "пересечения" П. Таким образом, философский смысл понятия П. оказывается сопряжен с развитием представлений о динамике бытия, о различных ее аспектах и соотношениях ее форм. Роль понятия П. в исследованиях и размышлениях во многом определяется темой "бытие и время", нарастающей с начала XIX столетия, закрепившейся в качестве ведущей в середине XX в. во многом благодаря знаменитой работе Хайдеггера. Развитие этой темы в классической немецкой философии, в работах Бергсона и Шпенглера, в естественнонаучных исследованиях живой, а затем и "неживой" (И. Пригожий) природы привело к конкретизации представлений о возникновении, стадиальности, направленности различных П., их внутренней организованности и внешних связях, взаимодействиях, взаимопереходах. Абстрактное бытие предстало как совокупное со-бытие, развернутое во времени и пространстве, как со-бытие, обнаруживающее, связывающее и преобразующее направленность разных процессов. В этом контексте более широкое обоснование получает понятие о процессуальное*(tm) человеческого познания. Если классическое представление о познании строилось от взаимодействия субъекта и объекта к движению познания и его форм, то теперь отдельный познавательный акт рассматривается как момент многомерного П. в котором значимы и развитие личности познающего человека, и система познавательной деятельности, и исторически определенное "поле" тем, проблем, инструментов, условий и возможностей (см. "Бытие", "Развитие", "Время и пространство", "Воспроизводство").
В. Е. Кемеров
Развитие познания в последние два столетия обусловливает принципиально иной ход в решении проблемы "вещи - процессы". Речь, по-видимому, должна идти не только о сопоставлении вещей и П., не только о их связи, но и о представленности П. в вещах, о процессуальности вещей, о вещах как элементах П., кристаллизациях последних, формах синтеза, взаимодействия, "пересечения" П. Таким образом, философский смысл понятия П. оказывается сопряжен с развитием представлений о динамике бытия, о различных ее аспектах и соотношениях ее форм. Роль понятия П. в исследованиях и размышлениях во многом определяется темой "бытие и время", нарастающей с начала XIX столетия, закрепившейся в качестве ведущей в середине XX в. во многом благодаря знаменитой работе Хайдеггера. Развитие этой темы в классической немецкой философии, в работах Бергсона и Шпенглера, в естественнонаучных исследованиях живой, а затем и "неживой" (И. Пригожий) природы привело к конкретизации представлений о возникновении, стадиальности, направленности различных П., их внутренней организованности и внешних связях, взаимодействиях, взаимопереходах. Абстрактное бытие предстало как совокупное со-бытие, развернутое во времени и пространстве, как со-бытие, обнаруживающее, связывающее и преобразующее направленность разных процессов. В этом контексте более широкое обоснование получает понятие о процессуальное*(tm) человеческого познания. Если классическое представление о познании строилось от взаимодействия субъекта и объекта к движению познания и его форм, то теперь отдельный познавательный акт рассматривается как момент многомерного П. в котором значимы и развитие личности познающего человека, и система познавательной деятельности, и исторически определенное "поле" тем, проблем, инструментов, условий и возможностей (см. "Бытие", "Развитие", "Время и пространство", "Воспроизводство").
В. Е. Кемеров
Источник: Современный философский словарь
ПРОЦЕСС
категория философского дискурса, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение (новые морфологические формы организмов, новые разновидности, социальные, научные, культурные и пр. инновации). Хотя уже в античной философии можно зафиксировать противостояние линии Гераклита и линии Парменида, одна из которых делала акцент на текучести бытия, а другая — на его устойчивости, все же изменения и тем более процессы не стали предметом философского размышления. Различение изменений и процессов было осуществлено достаточно поздно в европейской мысли, хотя процессы, прежде всего обратимые и циклические, стали предметом исследования уже в науке Нового времени. Это можно объяснить не только тем, что философия искала инвариантные структуры человеческого опьпа и знания, но и тем, что исходным материалом для выявления категориальных форм теоретического синтеза в логике, начиная с Аристотеля и кончая Кантом, были типы связки в суждениях. Необходимо было перейти к осмыслению процессов рассуждения, выраженных в актах умозаключений для того, чтобы выявить логику мыслительных процессов. Это и было сделано в спекулятивной логике Гегеля. Кроме того, научное знание должно было дифференцироваться по своим объектам для того, чтобы осмыслить своеобразие процессов, изучаемых в тех или иных научных дисциплинах. В логике Гегеля объективный дух воплощался в таких процессах, как механизм, химизм, жизнь и телеология, и развивался от бытияв-себе к абсолютной идее. Это рефлексивное движение, которое представляет собой восхождение от абстрактного к конкретному, где результат содержит в себе начало, «не следует принимать за процесс, протекающий от чего-то иного к чему-то иному» (Гегель. Наука логики, т. 3. М-, 1972, с. 306). Это круговое, или замкнутое в себе, движение, результатом которого оказывается формирование конкретной органически-целостной и саморазвивающейся системы. Естествознание 19 в. перешло к изучению различных изменений и процессе® (теория эволющш Ч. Дарвина, термодинамика Больпмана и др.). В марксистской философии этот поворот к исследованию различных процессов принял осознанно рефлексивную форму. В ней было обращено внимание на то, что наука от изучения естественных тел перешла к исследованию изменений, а от них к осмыслению различного рода процессов — обратимых и необратимых, спонтанных и организуемых, качественных и количественных, генетических и системно-структурных, функционирования и развития. Развитие и особенно са моразвитие было понято как высшая форма процессов.
В философии 20 в. наряду с основной линией на изучение инвариантных структур научного знания существовала линия на анализ различных процессов. Уже в неокантианстве познание было понято как процесс, осуществляемый в мысли (дискурс) и проходящий ряд отдельных состояний, где конечное состояние возвращает к начальному состоянию, а начальное состояние является шагом на пути к конечному состоянию (Natorp P. Die logische Grundlagen der exakten Wissenschaften. B., 1910, S. 49). В концепции эмерджентной эволюции подчеркивался необратимый характер эволюционных процессов, ведущих к возникновению качественно специфических форм. А. Н. Уайтхед сделал предметом философского размышления процессы, выделив среди них макроскопические и микроскопические процессы, а также «сращение», ведущее к приобретению универсумом индивидуального единства и формированию отдельно существующей вещи, и «переход», который является механизмом действующей причины (WhiteheadA. N. Process and Reality. N. Y, 1969). Природа трактуется им как совокупность различных процессов. Становление, креативность и процессуальность наиболее фундаментальные характеристики природы и бытия вообще. С этим связано и его стремление положить в основание естествознания понятие «энергия», а не «вещество».
В современной философии науки в противовес анализу структуры научного знания, представленному в позитивизме, предложены различные эволюционные модели роста науки (критический рационализм К. Поппера, эволюционная эпистемология, генетическая эпистемология Ж. Пиаже и др.). Поворот к историческому исследованию науки, осуществленный в философии науки 70—80-х гг., выявил значение процессов роста и развития научного знания. Синергетика сделала предметом своего исследования процессы самоорганизации и необратимые, нелинейные процессы, происходящие в природе, разработав методологический аппарат, который может быть с успехом применен в различных областях естествознания (Г. Хакен, И. Пригожий).
А. П. Огурцов
В философии 20 в. наряду с основной линией на изучение инвариантных структур научного знания существовала линия на анализ различных процессов. Уже в неокантианстве познание было понято как процесс, осуществляемый в мысли (дискурс) и проходящий ряд отдельных состояний, где конечное состояние возвращает к начальному состоянию, а начальное состояние является шагом на пути к конечному состоянию (Natorp P. Die logische Grundlagen der exakten Wissenschaften. B., 1910, S. 49). В концепции эмерджентной эволюции подчеркивался необратимый характер эволюционных процессов, ведущих к возникновению качественно специфических форм. А. Н. Уайтхед сделал предметом философского размышления процессы, выделив среди них макроскопические и микроскопические процессы, а также «сращение», ведущее к приобретению универсумом индивидуального единства и формированию отдельно существующей вещи, и «переход», который является механизмом действующей причины (WhiteheadA. N. Process and Reality. N. Y, 1969). Природа трактуется им как совокупность различных процессов. Становление, креативность и процессуальность наиболее фундаментальные характеристики природы и бытия вообще. С этим связано и его стремление положить в основание естествознания понятие «энергия», а не «вещество».
В современной философии науки в противовес анализу структуры научного знания, представленному в позитивизме, предложены различные эволюционные модели роста науки (критический рационализм К. Поппера, эволюционная эпистемология, генетическая эпистемология Ж. Пиаже и др.). Поворот к историческому исследованию науки, осуществленный в философии науки 70—80-х гг., выявил значение процессов роста и развития научного знания. Синергетика сделала предметом своего исследования процессы самоорганизации и необратимые, нелинейные процессы, происходящие в природе, разработав методологический аппарат, который может быть с успехом применен в различных областях естествознания (Г. Хакен, И. Пригожий).
А. П. Огурцов
Источник: Новая философская энциклопедия
процесс
ПРОЦЕСС — категория философского дискурса, которая характеризует совокупность, серию или последовательность обратимых и необратимых, но различных по времени (непродолжительных и длительных), изменений (спонтанных и управляемых, самоорганизованных и организуемых). Их результатом является какое-то новшество или инновация. Уже в античной философии сложились две линии — линия Парменида, отстаивающая устойчивость и неизменность бытия, и линия Гераклита, делающая акцент на текучести вещей. Движение (Kivnaic,), изменение (ц?та(ЗоЛп) и П. нередко отождествлялись, хотя Аристотель в «Физике» провел различие между изменениями по принципу противоречия (возникновение и уничтожение) и изменениями по принципу противоположности (движение, качественное изменение, количественные изменения — рост и убыль, перемещение). Взяв в качестве образца круговое движение, или обратимое изменение, он увидел в нем меру всех остальных движений и изменений. При изучении смесей, начиная с Демокрита и Эпикура вплоть до Аристотеля, стоиков Александра дфродисийского, Иоанна Филопона, предметом внимания стали такие П., как смешение (iic,), противопоставляемое «составлению», возникновение и рост животных, которые объяснялись взаимоотношением материи и формы, переходом возможности в действительность, различным взаимодействием тел (составлением, смешением целиком и полностью, слиянием), зависимостью свойств от четырех первичных качеств. В христианской теологии и средневековой философии предметом внимания стали необратимые и уникальные П. (творение Богом мира из ничего, сакральный исторический П., Спасение), хотя религиозной вере присущи неразрешимые антиномии: с одной стороны, «сотворенное не есть сделанное в результате движения или изменения... Бог посредством акта творения производит вещи без всякого движения»; и с другой стороны, тварный мир является «определением творения, выражающим изменение» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 45, 3. Ч. 1. Киев, 2003. С. 18). Как понять творение: то ли как акт, то ли как П., происходящий во времени, — это та антиномия, которая обсуждалась на протяжении веков в средневековой философии. В новоевропейской философии предметом исследований стали, прежде всего, обратимые природные П., позднее — необратимые П. (химические, биологические, социальные и культурные). К выдвижению гипотез о возникновении Вселенной был применен генетический метод (гипотеза Канта—Лапласа), а сравнительно-исторический метод — к изучению П. в геологии, языкознании, истории. Переход от изучения статики и динамики к анализу изменений произошел в естествознании конца 18—19 вв. (историческая геология, эмбриология, теория эволюции). Философия создала концептуальные и методологические возможности для исследования П.: в философии Гегеля были не просто зафиксированы такие П., как механизм, химизм, жизнь и телеологические П., но и выявлены особенности их познания в понятиях. Вместе с тем Гегель уподобляет рефлексию, или самосознающее мышление, круговому движению, и его «не следует принимать за процесс, протекающий от чего-то иного к чему-то иному» (Гегель. Наука логики. М., 1972. Т. 3. С. 306). Поэтому рефлексия, хотя и подчиняется телеологии, не является П. В философии 20 в. (в концепциях «творческой эволюции» А. Бергсона и «эмерджентной эволюции» С. Александера и К. Ллойд-Моргана, в учении А. Уайтхеда о космологических процессах) подчеркивался необратимый характер П., ведущих к появлению качественно специфических форм. В современной философии науки осуществился переход от анализа инвариантных структур знания к изучению роста знания в различных эволюционистских концепциях науки (эволюционистская теория познания К. Лоренца и др., эволюционистские модели роста науки К. Поппера, С. Тулмина и др., генетическая эпистемология Ж. Пиаже и др.). Синергетика (Г. Хакен, И. Пригожий) сделала предметом своего анализа П. самоорганизации, а также необратимые и нелинейные П. в природе, разработав аппарат, который может быть успешно использован в различных областях естественных и социальных наук. Изучение физических, биологических и социокультурных изменений как серии П. предполагает включение времени и в объект, и в процедуры исследования. Научное знание предстает как момент дискурсивной практики, а базисные допущения и модели — как определяющие диспозиции и конституенты актов мышления (наблюдения, измерения, поиска правил соответствия между эмпирическим и теоретическим уровнями, моделирования), как П. концептуализации, построения идеальных объектов теории, как многоуровневая сеть взаимосвязанных символических концептуализации, их непрерывная корректировка и трансформация. Исследование трактуется как совокупность процедур опыта и мысли, как П. перехода от выдвижения гипотез к построению теорий, их апробации, критике и опровержению, как П. смены теорий. АЛ. Огурцов