ПРОЦЕСС

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Процесс
 (лат. processus — прохождение, продвижение) — закономерное, последовательное изменение явления, его переход в др. явление (Развитие).

Источник: Философский словарь. 1963

Процесс
от лат. processus — продвижение) — 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какой-либо цели, результата.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Процесс
категория философии, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Процесс
лат. processus - прохождение, продвижение] -1) последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение...2) судебное дело; порядок осуществления деятельности следственных, прокурорских и судебных органов [12].

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПРОЦЕСС
последовательное изменение ряда состояний определенного явления в жизни и в мышлении, что приводит к его качественному изменению и переходу в другое явление Содержание процесса характеризуют такие понятия, как изменение, развитие, эволюция и др. Широкую известность получило выражение: «Процесс пошел».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Процесс
(procedo подвигаюсь вперед) — постепенный ход дела или и целой жизни. Процессом называют иногда и постепенный ход какойнибудь психической деятельности, например, деятельности представления — в образовании, забвении, сохранении, воспоминании, сцеплении представлений и т. д. до полного проявления фантазии.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Процесс
(procedo подвигаюсь вперед) — постепенный ход дела или и целой жизни. Процессом называют иногда и постепенный ход какой-нибудь психической деятельности, например, деятельности представления — в образовании, забвении, сохранении, воспоминании, сцеплении представлений и т. д. до полного проявления фантазии.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ПРОЦЕСС
категория философии, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение (новые морфологические формы
организмов, новые разновидности, социальные, научные, культурные и пр. инновации).
Литература: [61].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ПРОЦЕСС
(лат. processus — продвижение, прохождение) — время осуществления ч.-л.; 1) Последовательная смена явлений, состояний, стадий в развитии ч.-н. 2) Целенаправленная деятельность (творч., исследовательский, производственный, уголовный П. и т.п.). 3) Порядок рассмотрения дел в суде, судопроизводство. В социологии: объективно-закономерное изменение об-ва как результат сложного взаимовлияния субъективно ориентированных соц. действий. Исследование соц. П. — предмет макросоциол. теории (внутр. з-ны, факторы и характеристики), соц. философии (влияние на саморазвитие и самореализацию человека) и философии истории (общие механизмы, движущие силы, противоречия и перспективы развития). В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПРОЦЕСС
от латин. processus - продвижение, прохождение) - последовательность состояний естественных и искусственных систем, связность стадий их изменения и развития, течение человеческой совокупной деятельности, порождающее различные - ожидаемые и не предсказуемые результаты. Понятие П. акцентирует момент направленности в изменении объектов и момент временности их бытия. В описаниях человеческой деятельности понятие П. подчеркивает подчиненность пространственной распределенности или организованности человеческой совокупной деятельности ее временному развертыванию, ее ориентированности на достижение целей и результатов. В плане общих характеристик бытия это понятие конкретизируется через понятия движения, изменения, становления, развития, воспроизводства, вместе с ними служит описаниям бытия как длительности, рассмотрению динамики его форм и их взаимосвязей. Использование понятия П. предполагает переход от абстрактных определений бытия к учету, исследованию, освоению его многообразия, т. е. к использованию различных научных и обыденных знаний, к работе философских понятий в составе конкретных - духовных и практических - человеческих деятельностей. Абстрактная характеристика П. получает, т. о., обоснование в знаниях и представлениях об определенных процессах, и понятие "процесс" по сути замещается понятием "процессы". Философская функция понятия П. выявляется в традиционном противопоставлении "вещи - процессы", в котором предполагается, что есть вещи, "помещенные" в П., и есть П., существующие и развертывающиеся "между" вещами. Этот стереотип по сути воспроизводит представление древних философов о том, что есть неизменные структуры или формы бытия и происходят изменения в мире, на эти структуры и формы не влияющие.
Развитие познания в последние два столетия обусловливает принципиально иной ход в решении проблемы "вещи - процессы". Речь, по-видимому, должна идти не только о сопоставлении вещей и П., не только о их связи, но и о представленности П. в вещах, о процессуальности вещей, о вещах как элементах П., кристаллизациях последних, формах синтеза, взаимодействия, "пересечения" П. Таким образом, философский смысл понятия П. оказывается сопряжен с развитием представлений о динамике бытия, о различных ее аспектах и соотношениях ее форм. Роль понятия П. в исследованиях и размышлениях во многом определяется темой "бытие и время", нарастающей с начала XIX столетия, закрепившейся в качестве ведущей в середине XX в. во многом благодаря знаменитой работе Хайдеггера. Развитие этой темы в классической немецкой философии, в работах Бергсона и Шпенглера, в естественнонаучных исследованиях живой, а затем и "неживой" (И. Пригожий) природы привело к конкретизации представлений о возникновении, стадиальности, направленности различных П., их внутренней организованности и внешних связях, взаимодействиях, взаимопереходах. Абстрактное бытие предстало как совокупное со-бытие, развернутое во времени и пространстве, как со-бытие, обнаруживающее, связывающее и преобразующее направленность разных процессов. В этом контексте более широкое обоснование получает понятие о процессуальное*(tm) человеческого познания. Если классическое представление о познании строилось от взаимодействия субъекта и объекта к движению познания и его форм, то теперь отдельный познавательный акт рассматривается как момент многомерного П. в котором значимы и развитие личности познающего человека, и система познавательной деятельности, и исторически определенное "поле" тем, проблем, инструментов, условий и возможностей (см. "Бытие", "Развитие", "Время и пространство", "Воспроизводство").
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

ПРОЦЕСС
категория философского дискурса, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение (новые морфологические формы организмов, новые разновидности, социальные, научные, культурные и пр. инновации). Хотя уже в античной философии можно зафиксировать противостояние линии Гераклита и линии Парменида, одна из которых делала акцент на текучести бытия, а другая — на его устойчивости, все же изменения и тем более процессы не стали предметом философского размышления. Различение изменений и процессов было осуществлено достаточно поздно в европейской мысли, хотя процессы, прежде всего обратимые и циклические, стали предметом исследования уже в науке Нового времени. Это можно объяснить не только тем, что философия искала инвариантные структуры человеческого опьпа и знания, но и тем, что исходным материалом для выявления категориальных форм теоретического синтеза в логике, начиная с Аристотеля и кончая Кантом, были типы связки в суждениях. Необходимо было перейти к осмыслению процессов рассуждения, выраженных в актах умозаключений для того, чтобы выявить логику мыслительных процессов. Это и было сделано в спекулятивной логике Гегеля. Кроме того, научное знание должно было дифференцироваться по своим объектам для того, чтобы осмыслить своеобразие процессов, изучаемых в тех или иных научных дисциплинах. В логике Гегеля объективный дух воплощался в таких процессах, как механизм, химизм, жизнь и телеология, и развивался от бытияв-себе к абсолютной идее. Это рефлексивное движение, которое представляет собой восхождение от абстрактного к конкретному, где результат содержит в себе начало, «не следует принимать за процесс, протекающий от чего-то иного к чему-то иному» (Гегель. Наука логики, т. 3. М-, 1972, с. 306). Это круговое, или замкнутое в себе, движение, результатом которого оказывается формирование конкретной органически-целостной и саморазвивающейся системы. Естествознание 19 в. перешло к изучению различных изменений и процессе® (теория эволющш Ч. Дарвина, термодинамика Больпмана и др.). В марксистской философии этот поворот к исследованию различных процессов принял осознанно рефлексивную форму. В ней было обращено внимание на то, что наука от изучения естественных тел перешла к исследованию изменений, а от них к осмыслению различного рода процессов — обратимых и необратимых, спонтанных и организуемых, качественных и количественных, генетических и системно-структурных, функционирования и развития. Развитие и особенно са моразвитие было понято как высшая форма процессов.
В философии 20 в. наряду с основной линией на изучение инвариантных структур научного знания существовала линия на анализ различных процессов. Уже в неокантианстве познание было понято как процесс, осуществляемый в мысли (дискурс) и проходящий ряд отдельных состояний, где конечное состояние возвращает к начальному состоянию, а начальное состояние является шагом на пути к конечному состоянию (Natorp P. Die logische Grundlagen der exakten Wissenschaften. B., 1910, S. 49). В концепции эмерджентной эволюции подчеркивался необратимый характер эволюционных процессов, ведущих к возникновению качественно специфических форм. А. Н. Уайтхед сделал предметом философского размышления процессы, выделив среди них макроскопические и микроскопические процессы, а также «сращение», ведущее к приобретению универсумом индивидуального единства и формированию отдельно существующей вещи, и «переход», который является механизмом действующей причины (WhiteheadA. N. Process and Reality. N. Y, 1969). Природа трактуется им как совокупность различных процессов. Становление, креативность и процессуальность наиболее фундаментальные характеристики природы и бытия вообще. С этим связано и его стремление положить в основание естествознания понятие «энергия», а не «вещество».
В современной философии науки в противовес анализу структуры научного знания, представленному в позитивизме, предложены различные эволюционные модели роста науки (критический рационализм К. Поппера, эволюционная эпистемология, генетическая эпистемология Ж. Пиаже и др.). Поворот к историческому исследованию науки, осуществленный в философии науки 70—80-х гг., выявил значение процессов роста и развития научного знания. Синергетика сделала предметом своего исследования процессы самоорганизации и необратимые, нелинейные процессы, происходящие в природе, разработав методологический аппарат, который может быть с успехом применен в различных областях естествознания (Г. Хакен, И. Пригожий).
А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

процесс
ПРОЦЕСС — категория философского дискурса, которая характеризует совокупность, серию или последовательность обратимых и необратимых, но различных по времени (непродолжительных и длительных), изменений (спонтанных и управляемых, самоорганизованных и организуемых). Их результатом является какое-то новшество или инновация.         Уже в античной философии сложились две линии — линия Парменида, отстаивающая устойчивость и неизменность бытия, и линия Гераклита, делающая акцент на текучести вещей. Движение (Kivnaic,), изменение (ц?та(ЗоЛп) и П. нередко отождествлялись, хотя Аристотель в «Физике» провел различие между изменениями по принципу противоречия (возникновение и уничтожение) и изменениями по принципу противоположности (движение, качественное изменение, количественные изменения — рост и убыль, перемещение). Взяв в качестве образца круговое движение, или обратимое изменение, он увидел в нем меру всех остальных движений и изменений. При изучении смесей, начиная с Демокрита и Эпикура вплоть до Аристотеля, стоиков Александра дфродисийского, Иоанна Филопона, предметом внимания стали такие П., как смешение (iic,), противопоставляемое «составлению», возникновение и рост животных, которые объяснялись взаимоотношением материи и формы, переходом возможности в действительность, различным взаимодействием тел (составлением, смешением целиком и полностью, слиянием), зависимостью свойств от четырех первичных качеств.         В христианской теологии и средневековой философии предметом внимания стали необратимые и уникальные П. (творение Богом мира из ничего, сакральный исторический П., Спасение), хотя религиозной вере присущи неразрешимые антиномии: с одной стороны, «сотворенное не есть сделанное в результате движения или изменения... Бог посредством акта творения производит вещи без всякого движения»; и с другой стороны, тварный мир является «определением творения, выражающим изменение» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 45, 3. Ч. 1. Киев, 2003. С. 18). Как понять творение: то ли как акт, то ли как П., происходящий во времени, — это та антиномия, которая обсуждалась на протяжении веков в средневековой философии.         В новоевропейской философии предметом исследований стали, прежде всего, обратимые природные П., позднее — необратимые П. (химические, биологические, социальные и культурные). К выдвижению гипотез о возникновении Вселенной был применен генетический метод (гипотеза Канта—Лапласа), а сравнительно-исторический метод — к изучению П. в геологии, языкознании, истории. Переход от изучения статики и динамики к анализу изменений произошел в естествознании конца 18—19 вв. (историческая геология, эмбриология, теория эволюции). Философия создала концептуальные и методологические возможности для исследования П.: в философии Гегеля были не просто зафиксированы такие П., как механизм, химизм, жизнь и телеологические П., но и выявлены особенности их познания в понятиях. Вместе с тем Гегель уподобляет рефлексию, или самосознающее мышление, круговому движению, и его «не следует принимать за процесс, протекающий от чего-то иного к чему-то иному» (Гегель. Наука логики. М., 1972. Т. 3. С. 306). Поэтому рефлексия, хотя и подчиняется телеологии, не является П.         В философии 20 в. (в концепциях «творческой эволюции» А. Бергсона и «эмерджентной эволюции» С. Александера и К. Ллойд-Моргана, в учении А. Уайтхеда о космологических процессах) подчеркивался необратимый характер П., ведущих к появлению качественно специфических форм. В современной философии науки осуществился переход от анализа инвариантных структур знания к изучению роста знания в различных эволюционистских концепциях науки (эволюционистская теория познания К. Лоренца и др., эволюционистские модели роста науки К. Поппера, С. Тулмина и др., генетическая эпистемология Ж. Пиаже и др.). Синергетика (Г. Хакен, И. Пригожий) сделала предметом своего анализа П. самоорганизации, а также необратимые и нелинейные П. в природе, разработав аппарат, который может быть успешно использован в различных областях естественных и социальных наук. Изучение физических, биологических и социокультурных изменений как серии П. предполагает включение времени и в объект, и в процедуры исследования. Научное знание предстает как момент дискурсивной практики, а базисные допущения и модели — как определяющие диспозиции и конституенты актов мышления (наблюдения, измерения, поиска правил соответствия между эмпирическим и теоретическим уровнями, моделирования), как П. концептуализации, построения идеальных объектов теории, как многоуровневая сеть взаимосвязанных символических концептуализации, их непрерывная корректировка и трансформация. Исследование трактуется как совокупность процедур опыта и мысли, как П. перехода от выдвижения гипотез к построению теорий, их апробации, критике и опровержению, как П. смены теорий.         АЛ. Огурцов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
459.97 кб

Исторический процесс и концепция устойчивого развития

Мамедов Низами Мустафаевич
В статье выявляются смысл и значения исторического процесса. Показано, что возможные перспективы его развития являются одной из вечных проблем философии.
Читать PDF
146.95 кб

Игра как прикосновение к мудрости и как процесс самоопределения «Я»

Шерсткина Е. А.
В статье автор подчеркивает, что философ лишь стремится к мудрости, не претендуя на обладание ею. В этом отношении игра свободная потенция, которая удерживает все потенции при себе.
Читать PDF
432.74 кб

Процесс деконструкции единства истины в проблемном поле современной культуры: концептуальный аспект

Корниенко Анна А.
Исследуется природа знания как ресурса власти и управления в условиях информационной социальности; отказ от субстанциализма рассматривается как основание процесса деконструкции единства истины, легитимации её гетерогенности.
Читать PDF
193.87 кб

Зачем И. Кант интерпретировал мировую историю как целенаправленный процесс

Алферов А. А.
Читать PDF
127.60 кб

Процесс секьюритизации в сфере использования информационнокоммуникационных технологий

Аветян А. Л.
Читать PDF
218.80 кб

Структура и процесс в семиотической концепции постструктурализма

Полонская Ирина Нисоновна
В статье анализируются идеи постструктуралистской семиотики, рассматривается проблема соотношения структурного и процессуального аспектов знаковой коммуникации в понимании виднейших представителей постструктурализма.
Читать PDF
231.37 кб

Процесс мифотворчества и речь

Мозжилин С. И.
Читать PDF
592.77 кб

Социальная макроэволюция и исторический процесс (к постановке проблемы)

Гринин Леонид Ефимович, Коротаев Андрей Витальевич

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Деятельность и процесс

    категории, отражающие соответственно субъективно направленное и объективно обусловленное изменение. Д. это целенаправленное изменение. Имеется в виду не обязательно сознательное целеполагание,
  • ЭГО-ПРОЦЕСС

    лат. ego - я и лат. processus - продвижение) - в учении Эриксона, сопряженный с биологическими и социальными процессами организационный принцип, обеспечивающий непрерывное существование индивида как цель
  • ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ

    «ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ» — книга А.Н. Уайтхеда (Whitehead A.N. Process and Reality. An Essay in Cosmology. N.Y., 1929; исправленное издание с индексом и комментариями: Ed. by Griffin D. and Sherburne D. N. Y., L.
  • Процесс и состояние

    категории, отражающие соотношение друг с другом моментов изменения и устойчивости в бытии сущего. С. – это совокупность свойств и отношений, присущих вещи (субстанциональному носителю) в период с
  • Инновация, инновационный процесс

    процесс создания, распространения и использования новшеств, т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быт осуществлены при условии масштабности их использования эфф
  • БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

    [англ. Bologna Process] – процесс интеграции и гармонизации систем высшего образования в странах Европы, ставящий конечной целью построение к 2010 г. Европейской зоны высшего образования (European Higher Education Area),
  • ХИМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

    В химии идея процесса, процессуальности возникла не сразу. Первоначально она растворялась в общих представлениях об изменениях, превращениях веществ. Стихийная диалектика древних греков включал
  • Культурный процесс

    это типические устойчивые повторяющиеся функциональные процедуры: осмысление людьми возникающих в определенных обстоятельствах интересов и потребностей, создание технологий, удовлетворения и
  • ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

    преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (инноваций) в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающее их институциональное оформление, интеграцию и закреплени
  • ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС в искусстве

    духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание худож. произв. Ее содержание обусловливается теми же идейно-эстетическими факторами, что и худож. творчеств
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

    закономерное и последовательно чередование явлений, которое включает в себя исследованием явлений, начиная с возникновения, анализа тенденций последующего развития и современного этапа. Прошло
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

    логико-гносеологическая категория, обозначающая абстрактно-знаковые процессы некоторого специального типа, играющие важную роль в исследовании дискретной активности и, в частности, в исследова
  • КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС МИРОВОЙ

    Наряду с развитием культуры отдельных стран, континентов, существованием восточного и западного типов культуры, религиозных и светских разновидностей, широко используется понятие “мировая куль
  • ЛЮБЛЯНСКИЙ ПРОЦЕСС

    долгосрочный процесс по интенсификации развития Европейского исследовательского пространства, устранению всех имеющихся препятствий на пути свободного передвижения научных знаний. Процесс по
  • РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

    часть издательского процесса, заключающаяся в поиске тем для изданий и авторов, рассмотрении авторских заявок, заключении с авторами договора, принятии и оценке авторских оригиналов, подготовке
  • Социальный процесс

    поток событий, модификаций, трансформаций, социокультурных изменений, то есть любой вид движения, смены состояния какого-либо объекта или явления. Без процесса, обуславливающего изменения в общес
  • Мировой процесс

    Основное понятие естественного процесса принадлежит к области физиологии; так называется здесь более или менее сложный ряд последовательных физико-химических явлений в организме, происходящих
  • Мировой революционный процесс 

    совокупность социалистических, антиимпериалистических, демократических, всех революционных и освободительных движений современности. Через М. р. п. реализуется осн. содержание современной эпохи
  • Процесс мышления

    с физиологической точки зрения представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.
  • ПРОЦЕСС НОВОВВЕДЕНИЯ

    последовательность, включающая в себя фундаментальную науку, прикладные исследования, разработки, маркетинг, серийное производство и сбыт нового вида продукции или аналогичная последовательнос