долгосрочный процесс по интенсификации развития Европейского исследовательского пространства, устранению всех имеющихся препятствий на пути свободного передвижения научных знаний.
Процесс получил своей имя по аналогии с Болонским, по месту проведения встречи 15 апреля 2008 г. в Брдо-при-Крани в окрестностях Любляны – столицы Словении, государства, осуществлявшего в первом полугодии 2008 г. президентуру в Европейском Союзе (ЕС), министров государств-членов Европейского Союза, отвечающих за вопросы науки, технологий и инноваций, придавшее новый импульс процессам. Люблянский процесс в отличие от Болонского направлен сугубо на создание единого Европейского исследовательского пространства. Люблянский процесс – это фундамент для устранения барьеров на пути свободного перемещения знаний и результатов исследований в рамках ЕС с целью повышения конкурентоспособности европейской экономики.
И если в основе создания ЕС, и многих ключевых политико-экономических вопросов находилась проблема конкурентоспособности Европы по отношению к экономикам США и Японии, то теперь к ним добавились вызовы со стороны экономики мощно развивающихся в первую очередь Китая, и Индии. Динамику процессам ERA как жизненно важного процесса для завтрашнего дня Европы, достижения целей Лиссабонской стратегии придали новый импульс новые обязательства по эффективному менеджменту, заложенные в отдельном от Болонского процесса процессе Люблянском.
В оживленной дискуссии по видению ERA и реализации задач Люблянского процесса акцентированы современные возможности: мобильность исследователей, привлекательность научной карьеры, современные, адекватно оборудованные университеты и исследовательские организации для обеспечения глобального опыта, а также согласованные стратегии международного сотрудничества в области науки и технологий.
Участники совещания в Любляне также подчеркнули то, что реальное и эффективное функционирование Европейского исследовательского пространства может быть достигнуто только путем совершенствования политического управления указанными процессами, включая политику в области научных исследований, образования и инновационной деятельности с привлечением всех др. заинтересованных сторон – властных структур, научных и академических учреждений, деловых кругов и общественности. При этом государства-члены ЕС уже сегодня активно демонстрируют обмен примерами передового опыта, создания новых моделей и их применения в национальных научно-исследовательских программах (в соответствии с открытым методом координации – ОМК), на основе детального анализа ситуации и хорошо развитых информационных систем.