Петр
Источник: Атеистический словарь
Источник: Мифологический словарь
(Peter the Apostle). Симон, сын Ионин (Мф 16:17; Ин 21:15) это имя сохранялось за ним и впоследствии, хотя в апостольской Церкви он был известен гл. обр. под тем именем, к-рое дал ему Христос, "камень", поарамейски Кифа (Гал 2:9; 1 Кор 1:2; 15:5), греческая форма Petros (Гал 2:7; 1 Пет 1:1; 2Пет2:1). Матфей связывает наречение Петра с его исповеданием в Кесарии Филипповой, но не следует считать, что это имя было дано ему тогда впервые(ср. Мк 3:16; Ин 1:42). Он был рыбаком, родом из Вифсаиды (Ин 1:43), но жил в Капернауме (Мк 1:29 и дал.). Брат Петра, Андрей, приведший его к Иисусу, был, как, возможно, и сам Симон, учеником Иоанна Крестителя (Ин 1:35 и дал.). Встреча близ моря Галилейского, когда Иисус призвал Симона и Андрея следовать за собой (Мк 1:16), была, очевидно, не первой (Ин 1:41 и дал.). Один из двенадцати апостолов, он представляется в синоптической традиции как главный среди них и говорящий от их имени (ср. Мф 15:15; Мк 1:36; 9:5; 10:28; 11:20; Лк 5:5), особенно в решительные моменты. Он исповедует Иисуса как Сына Божьего в Кесарии Филипповой, он выражает их неприятие самой идеи страдающего Мессии, он заявляет, что никогда не предаст Иисуса (Мк 14:2931), и он отрекается от Него (Мк 15:66 и дал.). Христос избирает его с Иоанном и Иаковом как ближайших своих учеников из двенадцати (Мк 5:37; 9:2; 14:32). Петр, несомненно, возглавлял первую Иерусалимскую церковь. Ему первому из апостолов явился по воскресении Христос (1 Кор 15:5; ср. Мк 16:7). Он возглавляет собрание учеников перед Пятидесятницей (Деян 1:15 и дал.), проповедует народу сразу после нее (Деян 2:14 и дал.) и впоследствии (Деян 3:11 идал.; 4:8идал.), вершит от имени апостолов правосудие (Деян 5:1 и дал.; 8:20 и дал.). Ап. Павел говорит о нем как о "столпе" ранней Церкви (Гал 2:9). В какомто смысле его можно считать первым из апостолов и в их миссионерском служении (Деян 15:7). Его опыт свидетельствует о том духовном перевороте, крый произошел в умах христиан из иудеев (Деян 10:1 и дал.). На Апостольском соборе в Иерусалиме он призвал принимать в Церковь новообращенных язычников, не принуждая их подчиняться закону Моисееву (Деян 15:7 и дал.). Он ел в Антиохийской церкви вместе с необрезанными (Гал 2:12), но, к неудовольствию Павла, уходил, когда там появлялись христиане из иудеев. Вообще, он был "апостолом обрезанных" (Гал 2:7 и дал.), но оставался, несмотря ни на что, добрым другом христиан из язычников, к крым обращено одно из его посланий (1 Пет). При жизни Петра и после его смерти противники Павла пытались использовать имя Кифы в своих целях, без его согласия. В Коринфской церкви была партия Кифы(1 Кор 1:12), а в "ПсевдоКлиментинах" Петр противостоит Павлу, выведенному в образе Симонаволхва. Возможно, внутрицерковные разногласия в Риме по вопросу о законе Моисеевом (ср. Флп 1;15) заставили его приехатьтуда. Нельзя с уверенностью сказать, был ли Петр епископом в Риме и как долго он оставался в этом городе. 1 Пет (и 1 Пет 5:13, вероятно, тоже) написано там, несомненно, после смерти Павла, ибо с Петром были тогда Силуан и Марк. Возможно (ср. Евсевий. "Церковная история", 111.39), Мк отражает проповедь Петра. Во время нероновских гонений Петр принял в Риме мученическую смерть (Первое послание Климента, 56), вероятно, через распятие (ср. Ин 21:18). Недавние раскопки свидетельствуют о существовании культа Петра в ранней Церкви. Однако подлинное захоронение Петра вряд ли когданибудь будет найдено. Апокрифические тексты, приписываемые Петру, были в основном на руку еретикам и вызвали во II в. немало разногласий в Церкви. В канонических текстах, отражающих его учение (включая Мк и речи Петра в Деян), проводится мысль о том, что Христос пострадал, как раб, и обрел небесную славу. Решительные моменты жизни Христа (напр., преображение, 1 Пет 5:1; 2 Пет 1:16 и дал.) находят яркое отражение в его посланиях. A. F.Walls (пер. Т. В.) Библиография: О. Cullmann. Peter: J. Lowe. Saint Peter; F. H. Chase, HDB; H. Chadwick, "St. Peterand St. Paul in Rome", JTS n. s. 8:30 ff.; T. G. Jalland. The Church and the Papacy; J.E. Walsh, The BonesofSt. Peter; E. Kirshbaum, The Tombs of St. Peterand St. Paul; F. F. Bruce, Peter, Stephen, James and John; E.J. Goodspeed, The Twelve. См. также: Петра, примат.
Источник: Теологический энциклопедический словарь