Петр

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПЕТР
один из 12 апостолов. о к-рых говорится в евангелиях. Согласно христ. легенде, рыбаки Симон, позже прозванный Петром (греч. - «камень»), и его брат Андрей были первыми призваны Иисусом в ряды его учеников. Во время допроса и пыток Иисуса П. трижды от него отрекся, но затем раскаялся. Католич. церковь считает его первым епископом римск. христиан. Никаких исто-рич. достоверных сведений о П. нет. Поскольку иудео-христиане почитали П., а Павел называл его апостолом для иудеев, в науке употребляется термин «петринизм» для обозначения того течения в раннем христианстве, к-рое выступало за сохранение нек-рых иуд. обрядов, против разрыва с иудаизмом (см. Иудео-христиане).

Источник: Атеистический словарь

ПЕТР
(до принятия христианства Симон) - один из мифич. 12 апостолов, изображаемый в «Евангелии от Матфея» ближайшим учеником Христа, первым среди апостолов и камнем (греч. petra - камень), на к-ром должна быть создана церковь (10,2; 16, 18—19). Однако в том же евангелии рассказывается, что Л. трижды отрекался от своего учителя; в «Послании к галатам» (12, 11—14) П. изображается лицемером, к-рого изобличает ап. Павел. Столь противоречивая трактовка образа П. объясняется наличием в раннем христианстве двух борющихся течений. С именем П. была связана тенденция к ограничению проповеди повой религии только среди евреев (в библ. критике ой дали название «петринизма»). В церк. предании П. считается первым епископом Рима; на этом «основании» строятся притязания римских пап на главенство в Христианстве.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Петр
христ.) – «камень» – один из двенадцати апостолов, брат Андрея Первозванного. От рождения его звали Симоном, он с братом Андреем рыбачил на море, когда Иисус Христос сказал им, что сделает их «ловцами человеков». Андрей первым последовал за Христом, за что получил прозвище Первозванного, и позвал брата с собой. Иисус прозвал Симона Петром, сказав: «Ты – Петр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее». П. занимает особое положение среди апостолов, Иисус предназначает ему ключи небесного царства. Однако во время Тайной вечери он предсказывает П., что не успеет пропеть петух, как тот трижды отречется от него. После того как Иисуса схватили, П. последовал за ним, был узнан и каждый раз клялся, что не знает этого человека. Когда он поклялся в третий раз, пропел петух и напомнил ему о словах учителя, вызвав у него слезы раскаяния. После вознесения Иисуса П. проповедовал и совершал чудеса его именем. Он распространял христианское учение в Сирии, Каппадокии, Галатии, долго был епископом в Синопе, а затем отправился в Рим, где принял мученическую смерть. В описаниях загробного мира П. изображают ключником и привратником рая и ада.

Источник: Мифологический словарь

Петр

(Peter the Apostle). Симон, сын Ионин (Мф 16:17; Ин 21:15)  это имя сохранялось за ним и впоследствии, хотя в апостольской Церкви он был известен гл. обр. под тем именем, к-рое дал ему Христос,  "камень", поарамейски Кифа (Гал 2:9; 1 Кор 1:2; 15:5), греческая форма  Petros (Гал 2:7; 1 Пет 1:1; 2Пет2:1). Матфей связывает наречение Петра с его исповеданием в Кесарии Филипповой, но не следует считать, что это имя было дано ему тогда впервые(ср. Мк 3:16; Ин 1:42). Он был рыбаком, родом из Вифсаиды (Ин 1:43), но жил в Капернауме (Мк 1:29 и дал.). Брат Петра, Андрей, приведший его к Иисусу, был, как, возможно, и сам Симон, учеником Иоанна Крестителя (Ин 1:35 и дал.). Встреча близ моря Галилейского, когда Иисус призвал Симона и Андрея следовать за собой (Мк 1:16), была, очевидно, не первой (Ин 1:41 и дал.). Один из двенадцати апостолов, он представляется в синоптической традиции как главный среди них и говорящий от их имени (ср. Мф 15:15; Мк 1:36; 9:5; 10:28; 11:20; Лк 5:5), особенно в решительные моменты. Он исповедует Иисуса как Сына Божьего в Кесарии Филипповой, он выражает их неприятие самой идеи страдающего Мессии, он заявляет, что никогда не предаст Иисуса (Мк 14:2931), и он отрекается от Него (Мк 15:66 и дал.). Христос избирает его с Иоанном и Иаковом как ближайших своих учеников из двенадцати (Мк 5:37; 9:2; 14:32). Петр, несомненно, возглавлял первую Иерусалимскую церковь. Ему первому из апостолов явился по воскресении Христос (1 Кор 15:5; ср. Мк 16:7). Он возглавляет собрание учеников перед Пятидесятницей (Деян 1:15 и дал.), проповедует народу сразу после нее (Деян 2:14 и дал.) и впоследствии (Деян 3:11 идал.; 4:8идал.), вершит от имени апостолов правосудие (Деян 5:1 и дал.; 8:20 и дал.). Ап. Павел говорит о нем как о "столпе" ранней Церкви (Гал 2:9). В какомто смысле его можно считать первым из апостолов и в их миссионерском служении (Деян 15:7). Его опыт свидетельствует о том духовном перевороте, крый произошел в умах христиан из иудеев (Деян 10:1 и дал.). На Апостольском соборе в Иерусалиме он призвал принимать в Церковь новообращенных язычников, не принуждая их подчиняться закону Моисееву (Деян 15:7 и дал.). Он ел в Антиохийской церкви вместе с необрезанными (Гал 2:12), но, к неудовольствию Павла, уходил, когда там появлялись христиане из иудеев. Вообще, он был "апостолом обрезанных" (Гал 2:7 и дал.), но оставался, несмотря ни на что, добрым другом христиан из язычников, к крым обращено одно из его посланий (1 Пет). При жизни Петра и после его смерти противники Павла пытались использовать имя Кифы в своих целях, без его согласия. В Коринфской церкви была партия Кифы(1 Кор 1:12), а в "ПсевдоКлиментинах" Петр противостоит Павлу, выведенному в образе Симонаволхва. Возможно, внутрицерковные разногласия в Риме по вопросу о законе Моисеевом (ср. Флп 1;15) заставили его приехатьтуда. Нельзя с уверенностью сказать, был ли Петр епископом в Риме и как долго он оставался в этом городе. 1 Пет (и 1 Пет 5:13, вероятно, тоже) написано там, несомненно, после смерти Павла, ибо с Петром были тогда Силуан и Марк. Возможно (ср. Евсевий. "Церковная история", 111.39), Мк отражает проповедь Петра. Во время нероновских гонений Петр принял в Риме мученическую смерть (Первое послание Климента, 56), вероятно, через распятие (ср. Ин 21:18). Недавние раскопки свидетельствуют о существовании культа Петра в ранней Церкви. Однако подлинное захоронение Петра вряд ли когданибудь будет найдено. Апокрифические тексты, приписываемые Петру, были в основном на руку еретикам и вызвали во II в. немало разногласий в Церкви. В канонических текстах, отражающих его учение (включая Мк и речи Петра в Деян), проводится мысль о том, что Христос пострадал, как раб, и обрел небесную славу. Решительные моменты жизни Христа (напр., преображение,  1 Пет 5:1; 2 Пет 1:16 и дал.) находят яркое отражение в его посланиях. A. F.Walls (пер. Т. В.) Библиография: О. Cullmann. Peter: J. Lowe. Saint Peter; F. H. Chase, HDB; H. Chadwick, "St. Peterand St. Paul in Rome", JTS n. s. 8:30 ff.; T. G. Jalland. The Church and the Papacy; J.E. Walsh, The BonesofSt. Peter; E. Kirshbaum, The Tombs of St. Peterand St. Paul; F. F. Bruce, Peter, Stephen, James and John; E.J. Goodspeed, The Twelve. См. также: Петра, примат.

Источник: Теологический энциклопедический словарь



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
212.34 кб

ПёТР ЕВГЕНЬЕВИЧ АСТАФЬЕВ О ЧУВСТВЕ КАК НРАВСТВЕННОМ НАЧАЛЕ

Ильина Елена Николаевна
Статья посвящена анализу одной из ключевых работ выдающегося русского философа-персоналиста П. Е. Астафьева, разработавшего учение о духовно-душевной суб станции «внутреннего человека».
Читать PDF
98.92 кб

Михаил Бакунин и Петр кропоткин об общественном идеале

Амелина Елена Михайловна
Анализируются взгляды на общественный идеал представителей русского анархизма М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина.
Читать PDF
268.24 кб

Владимир Соловьев – Петр Струве: от всеединства через критическую метафизику к национально-религиозн

Ананьев Олег Викентьевич

Похожие термины:

  • ИОАНН ПАВЕЛ II Кароль; псевд.: А.Я. , Явень , Петр и др.)

  • БАДМАЕВ Петр Александрович

    до крещения Б. Жамсаран) (1849—1920) - младший брат А. А. Бадмаева, крупный специалист по медицине тибетской, занимавшийся врачебной практикой в Петербурге. Окончил вост. ф-т Петербургского ун-та (кит.-мо
  • Хрусталев-Носарь, Петр Алексеевич

    1877-1918) - юрист по образованию, некоторое время работал адвокатом на юге России. В июле 1905 года образовал рабочую группу "Союза Освобождения" (из которой впоследствии развилась партия к.-д.); 14 октября
  • ПЁТР ДАЛЬИ, или Петр Алиако

    1350, Компьен — 9 августа 1420, Авиньон) — французский мыслитель-эрудит, чье творчество охватывает сферы теологии (комментарии к «Сентенциям» Петра Домбардского), философии («О душе»), научных и полити
  • КРАСИКОВ Петр Ананьевич

    (1870 - 1939) - сов. парт, и гос. деятель. С 1919 по 1924 был редактором журнала «Революция и церковь», в к-ром выступал со статьями, разъясняющими сущность декрета «Об отделении церкви от государства и школы о
  • ДАМИАНИ Петр

    см. ПЕТР ДАМИАНИ
  • ИВЕР Петр

    грузинский мыслитель, сын царя Иберии. Воспитывался при дворе императора Восточно-Римской империи Феодосия II, находясь там в качестве заложника. Ок. 430 г. П. И. тайно покинул двор и уехал в Сирию, где
  • ЛАВРОВ ПЕТР ЛАВРОВИЧ

    1823 - 1900 гг.) - русский философ и социолог, публицист, теоретик народничества. Ядром социально-политической доктрины Лаврова были две взаимосвязанные идеи: 1) о социалистической природе русской крест
  • Столыпин, Петр Аркадьевич

    1862-1911) - был одно время саратовским губернатором, затем руководителем царской контрреволюции, наступившей после поражения революции 1905-6 гг. Решающим актом его контрреволюционной политики был раз
  • АСТАФЬЕВ Петр Евгеньевич

    7 (19) декабря 1846, д. Евгеньевка Острогожского у. Воронежской губ.—7(19) апреля 1893, Петербург] — русский философ и публицист. Родился в богатой дворянской семье. Окончил юридический факультет Московско
  • ПЁТР АУРЕОЛИ, или Пьер Ориоль

    Petrus Aureoli, Aurcolus; Pierre Auriol, Oriole) (ок. 1280, Керси-Гурдон, Гюйенн — январь 1322, Экс-ан-Прованс или Авиньон) — французский философ и теолог; «красноречивый доктор» (doctor facundus). Францисканский провинциал в Аквита
  • АВСЕНЕВ Петр Феофанович

    род. 1810 - ум. 1852) - профессор Киевской духовной академии (1836-1850), затем настоятель посольской церкви в Риме, оказал большое влияние на Гогоцкого. Пытался объяснить "сверхъестественное" в его ближайшем
  • БАЛЛОД Петр Давидович

    (1 дек. 1839 – 22 янв. 1918) – латыш. мыслитель, революц. демократ. Сын крестьянина. По окончании Рижской духовной семинарии поступил в Мед.-хирургич. академию в Петербурге (1856), в 1858 перешел на физико-матем
  • ЛОДИЙ Петр Дмитриевич

    (4 мая 1764 – 10 июня 1829) – философ-деист. Род. в Австро-Венгрии в с. Збой Земщинского комитата (в наст. время терр. ЧССР). Проф. Львовского (с 1787) и Краковского (с 1801) ун-тов, Петерб. пед. ин-та (с 1803) и ун-та (1819
  • НОВИКОВ Петр Сергеевич

    [15(28).8.1901, Москва - 9.1.1975, там же], сов. математик и логик, акад. ?? СССР (1960; чл.-корр. 1953). Осн. труды по теории множеств, математич. логике, теории алгоритмов и теории групп. Создал метод доказательства неп
  • ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ

    род. ок. 1100, Лумеллоньо, близ Наварръ! - ум. 22 июля 1160, Париж) итал. схоласт, епископ (с 1159). В четырех "Книгахсентенций" ("Sententiarum libri IV") суммировал (summa) изречения (sententiae) теологических авторитетов. В ней он
  • Барк Пётр Львович

    министр финансов накануне мировой войны. В 90-х г.г. был управляющим Волжско-Камским банком, одним из крупнейших банков в Петербурге. С 1916 г. - член Государственного Совета.
  • БЕРОН Петр

    (1795–1871) – болг. просветитель. Образование получил в Мюнхене и Париже. Автор соч. "Буквар с различни поучения" (1824) – небольшой энциклопедии естественнонауч. знаний, широко распространенной в народе
  • БИЦИЛЛИ Петр Михайлович

    - историк и философ культуры, литературовед. Окончил в 1905 историко-филол. ф-т Новоросс. ун-та как историк-медиевист. С 1911 приват-доцент Новоросс. ун-та. В 1917 защитил магистерскую дис. "Фра Салимбене" и
  • БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич

    - этнограф, фольклорист, литературовед. Д-р honoris causa Карлова ун-та в Праге и ун-та им. Яна Амоса Коменского в Братиславе. Окончил историко-филол. ф-т Моск. ун-та (1918). Один из основателей Моск. лингв. круж