ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ

род. ок. 1100, Лумеллоньо, близ Наварръ! - ум. 22 июля 1160, Париж) итал. схоласт, епископ (с 1159). В четырех "Книгахсентенций" ("Sententiarum libri IV") суммировал (summa) изречения (sententiae) теологических авторитетов. В ней он создал новую литературную форму, которая затем была развита многими франц. теологами и философами, т. н. "сентенциаристами", или "суммистами".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ
нач. 12 в. - 1160) - католич. теолог, использовавший методы схоластич. философии для систематизации теологии. Гл. соч. — «Четыре книги сентенций» (1150—1152), где осмыслены с августиниан. позиций тексты Библии, соч. отцов церкви, теологов 12 в. Изложение П. Л. дискуссионных теологич. проблем, еретич. мнений (напр.. Ария, Абеляра) без их опровержения вызывало первоначально осуждение со стороны церк. руководства, но в 1215 книга П. Л. была одобрена Латеранским собором и до нач. 16 в. считалась осн. уч. пособием, использовалась в борьбе с ересями.

Источник: Атеистический словарь

ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ
ок.1100, Лумеллоньо ок. Новары - 22. 7. 1160, Париж), ср.-век. теолог и философ, представитель схоластики. Учился у Абеляра и Гуго СенВикторского, преподавал в Парижском ун-те; епископ Парижский (с 1159). Четыре «Книги сентенций» («Sententiarum libri») П. Л.-свод хрисг. догматики, ставший обязат. руководством по теологии и в значит. степени задавший контекст всего последующего развития европ. ср.-век. философии; содержит выдержки из патристич. соч., особенно Августина, приведенные изречения доказываются П. Л. через опровержение мнений, им противоречащих. «Книги сентенций» комментировались всеми крупнейшими ср.-век. мыслителями (всего ок. 1400 комм.).

Источник: Советский философский словарь

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ
(Petrus Lombardus) — итальянский схоласт; p. ок. 1100 (Лумеллоньо, близ Новары) — ум. ок. 1160 (Париж); был учителем (с 1140) и епископом (с 1159) в Париже. Написав свою работу «Sententiarum libri IV» («Четыре книги сентенций») — суммирование (summa) изречений (sententiae) теологических авторитетов, — остававшуюся на протяжении многих столетий наиболее значительным произведением такого рода, он создал новую литературную форму, которая затем была развита многими французскими теологами и философами, так называемыми «сентенциаристами», или «суммистами». Новое изд. книги вышло в 1916.
М. Grabmann. Gesch. derscholast. Methode, II, 1911 (Repr. 1988); J. Schupp. Die Gnadenlehre des P. L., 1932; P. Delhaye. P. L., Paris, 1961.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Петр Ломбардский
(Peter Lombard, са. 11001160).
Средневековый теолог. Преподавал в Кафедральной школе в Париже, потом стал епископом Парижским (1159). Ученик Пьера Абеляра и Бернара Клервоского, он сочетал прекрасное владение логическими методами схоластики с преданностью христианской вере. Работы его не отличались полемичностью Абеляра или Бернара, и он смог изложить свою позицию по основным вопросам догматики, не встретив особого сопротивления. Славу ему принесли "Сентенции" (1158), где он логическим путем приходит к ортодоксальным вероучительным определениям. Книга содержит многочисленные ссылки на отцов Церкви, на средневековых авторов  Ансельма Лаонского, Абеляра, Гуго СенВикторского и Грациана. Непреходящая заслуга Петра Ломбардского в том, что обширный материал ему удалось выстроить в последовательное и объективное изложение христианского вероучения. Книга состоит из четырех разделов, повествующих о Боге, творении, Троице и таинствах. Петр Ломбардский одним из первых утверждал, что существуют всего семь таинств; таинстваон отличал от "священных знаков".
В1222 г. Александр из Гэльса, читавший курс теологии, впервые рекомендовал труд Петра Ломбардского в качестве учебника. Книга обрела такую популярность, что несколько веков европейские университеты требовали ее обязательного изучения, чтобы присвоить степень доктора теологии. "Сентенции" оставались авторитетнейшим источником для католических институций вплоть до XVII в., когда их заменила "Сумма теологии" Фомы Аквинского.
Несмотря на спокойный и выдержанный характер, на всю свою известность, Петр Ломбардский подвергался критике со стороны современников. Одни обвиняли его в следовании Абеляру, учившему, что Христос лишь имел облик человека, но человеком не был. Других не устраивало его учение о Троице. Окончательную ясность внес Четвертый Латеранский собор (1215), на к-ром потерпели неудачу попытки осудить "Сентенции ", и они были признаны соответствующими вероучению.
R.G. CmuSE(nep. Ю.Т.) Библиография: S.J. Curtis, "PeterLombard, а Pioneer in Educational Methods", in Miscellanea Lombardiana; P. Delhaye, Pierre Lombard, sa vie, ses oeuvres, sa morale; E.F. Rogers, Peter Lombard and the Sacramental System.
См. также: Схоластика.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ
Petrus Lombardus) (нач. 12 в. – 1164) – ср.-век. философ и богослов. Учился в Болонье и Париже, где слушал лекции Абеляра; преподавал теологию в школе при соборе Парижской богоматери; в 1159–60 – архиепископ Парижский. В гл. соч. "Сентенции" ("Sententiarum libri quatuor", Migne, P L, v. 191–192; от назв. этого соч. – прозвище "Магистр Сентенций") П. Л., основываясь на авторитете Библии и "отцов церкви", дал систематич. изложение католич. богословия. Филос. взгляды П. Л. лишены оригинальности и восходят гл. обр. к воззрениям Августина. Философия для П. Л. – служанка богословия и играет в его системе прикладную роль, будучи призвана объяснять и обосновывать догматы веры. В основе его онтологич. и космологич. представлений лежит учение религии о сотворении мира богом "из ничего" и о божеств. провидении как первопричине всего происходящего в мире. В вопросе о сотворении души П. Л. полемизировал с еретич. течениями своего времени, отстаивая креационизм. В споре об универсалиях являлся последоват. сторонником реализма. Но даже робкие попытки П. Л. использовать в аргументации элементы рационализма, включение в "Сентенции" дискуссионных вопросов христ. богословия и изложение (хотя бы и в полемич. целях) еретич. воззрений (в частности, взглядов Абеляра, ведущих к отрицанию человеч. природы Христа) вызвали осуждение "ложных толкований" П. Л. на Латеранском соборе 1179. Позднее, однако, одобренные Латеранским собором 1215 "Сентенции" широко использовались в борьбе церкви против еретич. движений и являлись самым авторитетным и наиболее часто комментируемым памятником схоластич. богословов вплоть до нач. 16 в., когда они были вытеснены "Сводами" Фомы Аквинского. При этом авторы комментариев и "вопросов" (questiones) к "Сентенциям", трактуя новые проблемы философии и естествознания, часто выходили за пределы первоначального текста П. Л. Лит.: Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, М., 1962 (по имен. указ.); Espenberger J. ?., Die Philosophie des Petrus Lombardus und ihre Stellung im zw?lften Jahrhundert, M?nster, 1901 (Beitr?ge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 3, H. 5); Stegm?ller F., Repertorium commentariorum in Sententias Petri Lombardi, Bd 1–2, Herbipoli [W?rzburg], 1947; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1957. А. Горфункель. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ (1095-1160)

епископ парижский, "magister Sententiarum", один из известных схоластов, своим творчеством во многом продолжившим труды Петра Абеляра, повлиявший на дальнейшее развитие как теологии, так и философии вплоть до
16 в. Автор множества трудов, хрестоматийное значение из которых имеют: "Толкования на Псалмы", "29 Проповедей" и, особенно, "Сумма сентенций, или учений о вещах и знаках", написанная между 1147 и 1151, представляющая собой выдающуюся систематизацию (не без влияния св. Иоанна Дамаскина) учения Западной Церкви, которая широко использовалась в качестве энциклопедии или авторитетного справочного, а для многих и учебного пособия. "Сумма...", переведенная на латынь в 1161, представляет собой дидактически собранный материал: синтез Священного Писания, св. Отцов (по преимуществу западных: Августин, Амвросий, Иероним, Беда, Боэций, Григорий Великий, но есть и восточные, например, Иоанн Дамаскин) и известных ему теологов (особенно Ансельма Лаонского, Петра Абеляра). В этом произведении П.Л. отстаивает широкие права для разума, учит о свободе как разума, так и воли. Разум, по П.Л., есть судья воли, часто действующей опрометчиво. П.Л. умело обрабатывает, казалось бы, противоречивые мнения так, что они стройно и логично складываются в цельную систему. Ему даже удалось завоевать симпатии Бернарда Клервоского, при вмешательстве которого был осужден Абеляр (см. Бернар Клервоский, Петр Абеляр). Секрет в том, что П.Л., в отличие от Петра Абеляра, был свободен от личностного пафоса и делал свое дело, соблюдая традиции, воздавая должное авторитетам и не провоцируя избыточных дискуссий. "Сумма..." состоит из нескольких книг: первая - о Троице и основных атрибутах Бога, вторая - о творении и о грехе, третья - о происхождении человека и о райском, идеальном бытии, четвертая - о таинствах и о конечных судьбах мира. Ко времени П.Л. количество таинств исчислялось по-разному: от двух до двенадцати; а сам термин "таинство" использовался в двух значениях: в узком - Крещение и Евхаристия, и в широком - множество других обрядов и треб. Важно обратить внимание на то, что П.Л. впервые в истории богословия вводит учение о седмиричности таинств, формальная сторона которого позже будет заимствована Востоком (через полемику с протестантами - в "Послание Восточных Патриархов"), хотя сам П.Л. в число "семь" включал не тот список, который мы имеем теперь. Авторитет "Суммы..." был настолько велик, что в последующем всякий уважающий себя теолог считал своим долгом что-нибудь написать об этом произведении. Альберт Великий пишет свои "Комментарии", то же делает и его ученик Фома Аквинат: кроме собственных "Комментариев" он пишет еще и ряд других трактатов, посвященных тематике П.Л. ("О сущем и сущности", "О началах природы" и др.). Пишут свои комментарии и Скотт, и Уильям Оккам. Для изучения "Суммы..." учреждаются кафедры и даже ученые степени. Бывало даже так, что это произведение было более читаемо, чем сама Библия. Однако судьба П.Л. не так безоблачна. Он имел при жизни множество оппонентов (Вальтер Сен-Викторский и др.). В 1125 IV Латеранский собор взял под защиту учение П.Л. о Троице, что, несомненно, повысило его авторитет. Однако 15 других пунктов его учения не были приняты (например, мнение о тождестве любви к Богу и ближнему со Св. Духом).

Источник: История Философии: Энциклопедия

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ
Petrus Lombardus) (ок. 1110, Навара (г. Лумеллоньо) — 21/22 августа 1160, Париж) — теолог, философ, один из представителей ранней схоластики. Учился в Болонье, Реймсе, Париже (в т. ч. у Гуго Сен-Викторского), где особенно был увлечен лекциями Абеляра. С 1136 начал преподавать теологию в нотр-дамской кафедральной школе (Scholae Parisieni), а в 1145 стал ее каноником. С июня 1159 — епископ Парижа. Его перу принадлежат «Толкования на Псалмы» (Glossa m Psahnos), а также на книга Иова, Юдифи, Екклезиаста, Песнь песней, на Послания апостола Павла (Glossa in Epistolas Beati Pauli), многочисленные проповеди; в этих сочинениях прослеживается влияние Ансельма Ланского, Гильберта Порретанского и Флора Лионского. Наибольшую известность и титул magister sententiarum ему принесли четыре книги «Сентенций» (Sententiarum libn quattuor), ставшие на долгие годы одним из самых популярных на Западе учебников по теологии.
Появление «Сентенций» (окончательный вариант — между 1155-57,1-е изд. — 1457, последнее, в 2т. — в 1971 и 1981) явилось результатом многолетнего преподавания автора, ощутившего потребность в новом методе и инструменте теологического обучения. Четыре книги и предшествующий им пролог представляют собой свод мнений (сентенций), почерпнутых Петром Ломбардским в основном из патриотических сочинений; доказательство их осуществлялось путем опровержения мнений, им противоречащих. Т. о., книга явилась своего рода учебным пособием для студентов-теологов. Деление книг на главы и параграфы восходит, видимо, к Александру Гмьскому, который первьм стал использовать «Сентенции» в качестве основного текста в своей преподавательской деятельности (1223—27). Второе название сочинения, «Учение о вещах и знаках» (Doctrina rerum et signorum), было сделано автором под влиянием идей Августина, выдержки из творений которого преобладают в книге. Из др. авторов более всего цитировались Иероним Стридонский, Амвросий Медаоданскии, Илларий из Пуатье, Григорий Великий, а также современники — Гуго Сен-Викторский и др.
Структура четырех книг определяется историческим и логическим порядком. 1-я книга (210 глав) — «О таинстве Троицы» (De mysterio Trinitatis) посвящена рассуждениям о БогеТроице и терминологии, о проявлении Троицы в мире и жизни людей, о человеческой душе как божественном образе; говоря об исхождении Св. Духа, Петр Ломбардский рассматривает вопрос о Filioque — один из основных предметов споров греков и латинян (его трактовка способствовала принятию в 1274 на Лионском соборе официальной доктрины Западной церкви по этому вопросу). 2-я книга (269 глав) — «О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся» (De rerum согporalium et spiritualitum creationeet formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) — толкует о Боге как Творце и его творениях, в т. ч. о сотворении ангелов и падении части из них, о шести днях творения мира, о грехопадении человека и его последствиях, в связи с чем исследуются вопросы о благодати свободе воли, первородном грехе. 3-я книга (164 главы) — «О воплощении Слова» (De incamatione Verbis) посвящена христологии, обоснованию трех добродетелей (веры, надежды и любви), а также десяти заповедям. Большая часть 4-й книги (290 глав) — «О таинствах» («De Sacramentis») посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Завершают книгу главы, посвященные учению о конце времен. Страшном Суде, прославлении праведников и наказании грешников.
Несмотряна компиляторский характер «Сентенций», а также критику, которую они вызвали уже в 13 в. (Р. Бэкон считал, что это сочинение отвращает от непосредственного чтения Библии), они во многом сформировали базу для последующего развития европейской средневековой философии: комментарии на «Сентенции» были написаны всеми крупными мыслителями средневековья, в т. ч. Фомой Аквинским, Бонавентурой, Дутом Скотом, Оккамом и др. (к 17 в. их число составляло более 1400). Соч.: MPL, 1.191-192.
Лит.: Rogers C.F. Peter Lombard and the sacramental system, 1917; Schupp J. Die Gnadenlehre des Peter Lombard. Freiburg-in-Breisgau, 1932; Schneider/. Die Lehre vom Dreieinigen Gott in der Schule des Peter Lombard. Miinch., 1961; Delhaye Ph. Pierre Lombard. Sa vie, ses ouevres, sa moral. Montreal., 1961.
О. В. Голова

Источник: Новая философская энциклопедия