см. ПЕТР ДАМИАНИ
ДАМИАНИ Петр
ДАМИАНИ Петр
Источник: Новейший философский словарь
ПЁТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani)
род. 1007, Равенна - ум. 1072, Фаэнца) - итал. схоласт; кардинал-епископ Остийский. Защищал необходимость изучения Библии и писаний отцов церкви в борьбе с диалектикой и риторикой. Его взгляды получили большое распространение в Италии и Германии. Первым в период средневековья сформулировал принцип, согласно которому философия играет служебную роль по отношению к теологии.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПЕТР ДАМИАНИ (Damiani) (1007-1072)
итальянский средневековой схоласт, епископ в Остии, кардинал. В полемике с "диалектиками" неортодоксального толка отстаивал необходимость скурпулезных теоретических реконструкций текстов Библии и писаний "Отцов церкви". Именно усилиями П.Д. формулировка Иоанна Дамаскина о роли философии как служанки богословия была возведена в эпохальный мировоззренческий принцип западноевропейской интеллектуальной традиции.
А.А. Грицанов
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
ДАМИАНИ Петр
1007-1072) - представитель ранней схоластики, возглавлял монастыр. школу в Равенне (Сев. Италия), епископ, затем кардинал католич. церкви. В вопросе о соотношении веры и разума занимал антирационалистич. позицию, сформулировал тезис о философии как «служанке» теологии. Отстаивал идею всемогущества бога и его ничем не ограниченной воли, недоступной чело-веч. сознанию. Являлся сторонником теократич. программы подчинения светской власти государей духовной власти папы римск.
Источник: Атеистический словарь
ПЕТР ДАМИАНИ
ок. 1007, Равенна - 22.2.1072, Фаэнца), итал. ср.-век. теолог, представитель схоластики. Выступал против к.-л. применения логики к истолкованию таинств веры и считал, что «философия должна служить Священному писанию, как служанка своей госпоже». Это высказывание П. Д.- источник часто повторявшейся в ср. века формулы «философия- служанка богословия». В соч. «О божеств. всемогуществе», исходя из того, что невозможное во времени возможно в вечности, доказывал, что бог может сделать бывшее небывшим. Канонизирован католич. церковью.
Источник: Советский философский словарь
ПЕТР ДАМИАНИ
(Petrus Damiani) — итальянский схоласт; p. 1007 (Равенна) — ум. 22.2.1072 (Фаэнца); кардинал-епископ Остийский. Защищал необходимость изучения Библии и писаний отцов церкви в борьбе с диалектикой и риторикой, получившими большое распространение в Италии и Германии. Первым в период средневековья сформулировал принцип, согласно которому философия играет служебную роль по отношению к теологии.
В Германии подобных взглядов придерживались Манегольд из Лаутербаха и Отлох из Св. Эммерама. Осн. соч.: De divina omnipotentia е altri opusculi, 1943; J. P. Migne. Patrologia Latina, Bd. 144—145, 1850.
F. Sekel. Geistige Grundlagen des P. D., 1933; F. Dressier. P. D. — Leben und Werk, 1954; K. Reindel, P. D., in: Dt. Archiv zur Erforschung des MA.s, 15(1959), 16(1960), 18(1962).
В Германии подобных взглядов придерживались Манегольд из Лаутербаха и Отлох из Св. Эммерама. Осн. соч.: De divina omnipotentia е altri opusculi, 1943; J. P. Migne. Patrologia Latina, Bd. 144—145, 1850.
F. Sekel. Geistige Grundlagen des P. D., 1933; F. Dressier. P. D. — Leben und Werk, 1954; K. Reindel, P. D., in: Dt. Archiv zur Erforschung des MA.s, 15(1959), 16(1960), 18(1962).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПЕТР ДАМИАНИ
Petrus Damiani, итал. San Pier Damiani) (1006/1007, Равенна—22/23 февраля 1072, Фаэнца) — средневековый теолог (с 1828 официально «учитель Церкви»), религиозный реформатор, гимнограф. «Магистр свободных искусств» после обучения в Равенне, Фаэнце и Парме, с 1035 отшельник и с 1043 приор пустыни в Фонте Авеллана, с 1067 кардинал и епископ Остии на стороне Александра II против антипапы Гонория II. Один из главных борцов на Латеранском соборе 1059 против симонии (купли-продажи духовных званий), за добровольную бедность, целибат (безбрачие) священства, за инвеституру (папское посвящение) светских властей. Настаивая на абсолютной исключительности божественного начала (создатель естества может отменить природную необходимость; правило непротиворечия обязательно для природной скудости, но не простирается на величие Бога), Петр Дамиани демонстративно принижал «диалектику», т. е. логическое и филологическое знание («моя грамматика — Христос»), хотя его сочинения показывают риторическое мастерство и остроту мысли. Его полемически заостренные тезисы стали предметом широкого обсуждения в схоластике, особенно тезис о том, что Бог может сделать бывшее небывшим, и принцип «философия — служанка богословия», присутствовавший уже у Филона Александрийского, но приписанный Петру Дамиани, впрочем, не отрицавшему самостоятельности философии в своей области и отводившему ей подсобную роль лишь при разборе «священных предметов».
Соч.: MPL, 1.144—145; Selected writings on the spiritual life, transi, and introd. P. McNulty, 1959.
Лит.; Dressler F. Petrus Damiani: Leben und Werk. Rom, 1954.
В. В. Бибихш
Соч.: MPL, 1.144—145; Selected writings on the spiritual life, transi, and introd. P. McNulty, 1959.
Лит.; Dressler F. Petrus Damiani: Leben und Werk. Rom, 1954.
В. В. Бибихш
Источник: Новая философская энциклопедия