ПАРАДИГМА

Найдено 47 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Парадигма
модель, принятая в качестве образца для решения исследовательских задач; устоявшийся образец видения явлений в определенном свете.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Парадигма
от греческого - образец, пример) - совокупность общепринятых норм и идеалов научного исследования и той картины мира, с которой согласна основная масса научного сообщества.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Парадигма
(образец, модель) – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющая конкретное научное исследование и являющаяся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Парадигма
(греч. paradigma – образец) – признанные мировым научным сообществом научные подходы и достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки научных проблем и их решений. Понятие введено в философию науки Т. Куном.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ПАРАДИГМА
(от греч. paradeigma — пример, образец) — понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира; совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Парадигма
образец, пример, по Т.Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Мультипарадигмальный подход – признающий правомерность нескольких парадигм.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Парадигма
оригинальный способ организации концептуально оформленных идей, направление развития или стиль научного мышления
(в определенной предметной области, в комплексе дисциплин или циклах изложения знаний), доминирующие на некотором этапе научного постижения мира.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ПАРАДИГМА
одна из форм организации научного знания – выступает в двух смыслах: как пример из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; и как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Парадигма
(греч. paradeigma – пример, образец) – 1. В философии: строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности на определенном этапе ее познания. 2. Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Понятие введено в научный оборот Т. Куном.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Парадигма
от греч. paradeigma - пример, образец) - в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Это также строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности.

Источник: Тематический глоссарий по философии

ПАРАДИГМА
концепт философии науки Т. Куна. Термин П. обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для данного сообщества и признается образцовой. Понятие «П.» вводится для того, чтобы охватить максимально широкий социальный контекст. С этим связана его неоднозначность. В науке руководствуются теориями, вне их нет еще какого-то дополнительного к ним концептуального пространства.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Парадигма
от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, ряд теоретических положений, определяющих конкретное исследование; совокупность определенных подходов к решению исследовательских задач и ценностных ориентиров, принятых научных сообществом и господствующих в течение определенного времени. Понятие введено Т. Куном. Наука, по его мнению, развивается благодаря смене парадигм, которая выражается в форме научной революции.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ПАРАДИГМА
совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характер научного или философского исследования, являющихся основанием для выбора исследуемых проблем; модель, образец для решения общетеоретических вопросов. Парадигмы направляют познавательный поиск. Каждое конкретное мировоззрение или картина мира выражают ту или иную парадигму. В период научных революций или смены мировоззренческих установок старые парадигмы разрушаются и возникают новые.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ПАРАДИГМА
1. Совокупность теоретических, методологических, ценностных и иных установок, принятых на каждом этапе развития науки (понятие введено американским ученым Т. Куном); 2. В широком смысле, исходная концептуальная идея, ценность как схема или.своего рода карта местности, помогающая найти человеку свое «местоположение» в обществе, , модель, установка, определяющая взгляды, поведение, направление, цели деятельности людей, их сообществ, способы постановки проблемы, методика исследования какой-то сферы общества, или общества в целом.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Парадигма
совокупность предпосылок, которые определяют характер научного исследования. Парадигма является основанием для выбора проблем. Она есть также модель, образец для решения исследовательских задач. В каждый исторический период развития науки существуют ведущие, главные представления о методах получения новых знаний - парадигмы. Парадигмы в это время позволяют разрешать возникшие в исследовательской работе затруднения. Они направляют научно-исследовательский поиск. В период научных революций старые парадигмы разрушаются и возникают новые.

Источник: Человек и общество. Культурология

Парадигма
Модель действительности; иными словами, система фактов, теоретических представлений и философских обобщений, общепринятая большинством ученых и создающая каркас для решения той или иной научной проблемы. Когда новые открытия ставят под сомнение существующую парадигму, происходит так называемая смена парадигмы. Например, когда в 1929 г. Эдвин П. Хаббл и другие ученые обнаружили, что Вселенная расширяется, старая модель, или парадигма, Вселенной была заменена новой. Появление в начале нашего столетия квантовой физики привело к возникновению новой парадигмы в физике, заменившей строго ньютоновские представления.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

ПАРАДИГМА
(от греч. paradeigma пример, образец) – 1) господствующая научная теория, признаваемая истиной в определённый период времени. Она принимается всеми исследователями, поскольку объясняет все открытые явления; 2) образец, пример, своего рода эталон, который берётся для доказательства определённых смысловых связей между изучаемыми явлениями; 3) совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретные научные исследования и являющиеся моделью, образцом постановки и решения задач; 4) термин «парадигма» заменяет понятие «картина мира», т.е. общепризнанный способ объяснения и понимания реальности.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Парадигма
( paradigm) - популярный эзотерический термин. Это запутанное понятие в разных и неопределенных значениях использовал Томас Кун в своей книге «Структура научной революции» (The Structure of the Scientific Revolution, 1962) для обозначения «того, что разделяют между собой члены научной общины». Как правило, парадигмой называют связанную систему концепций, которая упорядочивает все имеющиеся знания в данной области или какую-то их часть, которая относится к определенной научной дисциплине. Определение Куна узаконивает релятивизм во многих научных областях, хотя сам он не соглашается с тем, что его взгляды релятивистичны.

Источник: Новые религиозные движения.

Парадигма
от греч. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, признанные всеми научные достижения, способ организации научного знания, которые в течение определенного времени дают научному сообществу определенное видение мира, модель постановки проблем и их решения. Смена парадигм происходит в ходе научных революций. Понятие парадигма введено в науку философом-позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено американским физиком Томасом Куном (творцом теории научных революций) для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Иногда заменяется понятием картина мира.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Парадигма
гр. пример, образец) — теория (модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач, совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач (см. Модель).  Понятие «парадигма» разработано американским философом Т. Куном (р. 1922). Согласно его взглядам, парадигма позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. (См. Асссимилиция).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

ПАРАДИГМА
от греч. paradeigma - пример, образец)
- совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Неизбежные в ходе научного познания затруднения то или иное сообщество ученых стремится разрешать в рамках принятой им парадигмы. Так, в свое время ученые стремились интерпретировать новые эмпирические данные науки в рамках механистического мировоззрения, абсолютизировавшего представления классической механики, представлявшего собой некоторую П. Революционные сдвиги в развитии науки связаны с изменением П.

Источник: Словарь по логике

ПАРАДИГМА
от греч. пример, образец) - строгая научная теория, которая признается всеми учеными, дающая научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. Термин ввел Т. Кун как образец решения исследовательских задач. В рамках одной парадигмы могут существовать несколько теорий. Наука развивается путем смены парадигм. Период смены парадигм определяется как научная революция, наступление которой вызвано не столько тем, что совершено действительно новое открытие, сколько ценностными и психологическими факторами. Поэтому развитие наук, происходящее путем смены парадигм, не может рассматриваться как развитие, обусловленное только стремлением к полноте научного знания. Наоборот, наука как рациональный вид человеческой деятельности развивается иррационально.

Источник: Тематический философский словарь

ПАРАДИГМА
греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Понятие “П.” введено амер. ученым-науковедом Куном. Согласно взглядам Куна (“Структура научных революций”, 1962), П. позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии “П.” недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки. В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа) научного мышления.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАРАДИГМА
греч. paradeigma пример, образец) - 1) понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира. Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, обладающие подлинным существованием: демиург создает все существующее, рассматривая неизменно сущее как первообраз ("Тимей"). Согласно Шеллингу и Гегелю, духовный, идеальный прообраз определяет принципы упорядочивания и рациональной организации природных тел; 2) совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие "парадигма" в философии науки введено позитивистом Г.Бергманом и было широко распространено амер. физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием "картина мира".

Источник: Философский энциклопедический словарь

Парадигма
совокупность общепризнанных теоретических представлений и методов, являющихся для научного сообщества эталоном постановки и решения научных проблем в течение определенного исторического периода. Понятие П. ввел в научное обращение Т. Кун в работе «Структура научных революций». Согласно Куну развитие науки в рамках определенной парадигмы характеризуется в качестве «нормальной» науки. Переход от существующей парадигмы к новой означает смену теоретических представлений, методов и норм научного исследования и носит характер научной революции. Носителем парадигмы является научное сообщество, т.е. группа ученых, занимающихся ее разработкой. Нередко в науке решение одних и тех же проблем осуществляется в рамках различных парадигм, развиваемых конкурирующими сообществами ученых. Смена парадигмы происходит при ее столкновении с аномалиями, т.е. проблемами, фактами, необъяснимыми в рамках данной парадигмы.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ПАРАДИГМА
(греч. paradeigma – пример, образец) – в широком смысле – модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. В древности термин «П.» использовался для характеристики идей – «образцов» создания мира. Термин стал широко использоваться в современной философии и методологии науки для характеристики эталонов научного исследования после опубликования Т. Куном в 1962 г. книги «Структура научных революций». Вместе с тем смысл понятия «П.» неоднозначен и допускает возможность различных интерпретаций. П. может называться господствующая в данное время в конкретной отрасли знания научная теория; П. может быть совокупность общепринятых методов исследования, критериев выбора теории. П. всё чаще называют комплекс идей философского характера, составляющий устойчивый мировоззренческий «фон» эпохи. Любой из названных подходов предполагает признание П. в качестве образца определенной группой людей или обществом в целом.

Источник: Краткий философский словарь.

Парадигма
от греч. paradeigma — образец) — термин, первоначально широко используемый в языкознании, например как образец типа склонения или спряжения. В философию науки понятие «парадигма» ввел американский физик и историк науки Т. Кун (1922—1996) в работе «Структура научных революций». Под ней понимается принятая научным сообществом фундаментальная теория, которая, по утверждению Куна, дает возможность представить состояние научного знания в тот или иной период его развития. Парадигма — своеобразная «дорожная карта»: она организует и направляет весь познавательный процесс, дает модель постановки проблем, выдвижения гипотез и их исследования. С точки зрения Т. Куна, развитие научного познания в целом представляет собой процесс революционной смены парадигм, происходящий в результате накопления «аномалий» — фактов, противоречащих принятой парадигме. Но пока данная парадигма существует, «работает», она определяет все концептуальное пространство, характер и вектор научных исследований в конкретной области науки.

Источник: История и философия науки

Парадигма
греч. paradeigma — пример, образец) — в широком смысле — модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. В древности термин «П.» использовался для характеристики идей — «образцов» создания мира. Термин стал широко использоваться в современной философии и методологии науки для характеристики эталонов научного исследования после опубликования Т. Куном в 1962 г. книги «Структура научных революций». Вместе с тем смысл понятия «П.» неоднозначен и допускает возможность различных интерпретаций. П. может называться господствующая в данное время в конкретной отрасли знания научная теория; П. может быть совокупность общепринятых методов исследования, критериев выбора теории. П. все чаще называют комплекс идей философского характера, составляющий устойчивый мировоззренческий фон эпохи. Любой из названных подходов предполагает признание П. в качестве образца определенной группой людей или обществом в целом.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

Парадигма
(от греч. paradeigma – пример, образец) – принятый определенным научным сообществом образец постановки и решения проблем. С точки зрения Т.Куна, детально разработавшего концепцию П., смена П. представляет собой научную революцию. Соглашаясь с качественным отличием подходов к познанию и видения мира с позиций различных П., следует предостеречь от того, чтобы на этом основании абсолютизировать плюрализм и утверждать несоизмеримость друг с другом парадигмальных взглядов. Избежать таких выводов позволяет понимание того, что П. не являются произвольными допущениями, но позволяют выделить различные предметы познания, для которых они оказываются адекватными. Так экономическая П. Маркса адекватна для исторических ситуаций, где экономика действительно оказывается решающим фактором. Но она не действует, допустим, для той ситуации, в которой, благодаря религиозному фактору (появлению протестантства), как это показал М.Вебер, появилась сама возможность иного отношения к экономической деятельности. И ни та, ни другая П. не является общим правилом. По мере развития познания частные П. осознаются как моменты более общей П.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПАРАДИГМА
(греч. ?????????? — пример, образец) — 1) Понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и материального мира. Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их порождающие модели, обладающие подлинным существованием. Такое понимание П. в ср.-век. философии выразилось в учении об эманации Бога, в творении мира по своему образу и подобию. 2) В философии науки понятие П. широкое распространение приобрело после работ амер. физика и философа Т.Куна, к-рый определял его как признанные науч. достижения, к-рые в период нормальной науки дают научному сообществу модель постановки и решения проблем. Т.о., П. — это некоторые стандарты представлений, объединяющие чл. науч. сообщества. Смена П. происходит в форме науч. революций. Позже Т.Кун уточнил понятие «П.» с помощью понятия «дисциплинарная матрица» и ее составляющих (символич. обобщения, метафиз. часть П., ценности и, собственно, образцы решения исследовательских задач). Лит.: Грязнов Б.С. Философия «парадигмы» Т.Куна // Природа. 1976. № 10; Кун Т. Структура научных революций. М., 2000. В.И.Полищук__

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАРАДИГМА
от  греч.  пример,  образец)  –  совокупность  теоретических представлений и  методологических нормативов, определяющих деятельность в рамках конкретной предметной области; строгая научная теория, которая признается всеми учеными, дающая научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. Термин введен Т. Куном в 1962 г. для фиксации метатеоретических оснований научной деятельности и изучения механизмов научных революций, как образец решения исследовательских задач. В рамках одной парадигмы могут существовать несколько теорий. Наука развивается путем смены парадигм. Период смены парадигм определяется как научная революция, наступление которой вызвано не столько тем, что совершено действительно новое открытие, сколько ценностными и психологическими факторами. Поэтому развитие наук, происходящее путем смены парадигм, не может  рассматриваться как развитие, обусловленное только стремлением к полноте научного знания. Наоборот, наука  как рациональный вид человеческой деятельности развивается иррационально. В настоящее время этот термин приобрел общекультурный статус и используется в самых разных областях социальной, политической и духовной жизни (см. парадигмальная структура науки).

Источник: Философия науки и техники: словарь

ПАРАДИГМА
[от гр. paradeigma пример, образец] – термин был введен Т. Куном в книге «Структура научных революций» для обозначения системы научных убеждений и стандартов научной деятельности, принятых за образец в конкретном научном сообществе. Парадигма – это: 1) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения; 2) совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на некотором этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. 3) в философии, социологии исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию (по Т.Куну). Парадигма – особый способ организации научного знания, определяющий представление об окружающем мире; взаимосвязанная система идей, составляющая фундамент естествознания на определенном этапе его развития. Вариант парадигмы – система основных научных достижений (теории, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ПАРАДИГМА
понятие, введенное в философию науки американским историком науки Т. Куном. Парадигма — это общепринятая в конкретном научном сообществе фундаментальная теория в определенной области знания. Например, в области астрономии функции такой теории выполняла долгое время (со II в. вплоть до XVII в.) геоцентрическая система Птолемея; в области физики — механика Ньютона (с XVII в. вплоть до XX в.); в области математики — геометрия Эвклида (с IV в. до н. э. вплоть до середины XIX в.). Парадигме принадлежит решающая функция в организации всего процесса научного познания в отдельной науке, начиная от формулировки проблем («головоломок») и вплоть до их удовлетворительного решения. Когда число аномалий (внутренних противоречий между «курируемыми» парадигмой теорией и опытом) постоянно растет и достигает некоторой интуитивно неприемлемой меры, происходит интенсивный поиск новой парадигмы. После ее нахождения происходит обращение ученых в «новую веру», присяга на верность новой фундаментальной теории, рассматриваемой ее сторонниками в качестве нового образца постановки и решения проблем в конкретной научной области. Согласно Т. Куну, смену парадигм в науке и процесс обращения части ученых в новую научную веру невозможно объяснить только с помощью понятий логики и опыта. Переход от старой парадигмы к новой, во многих отношениях несовместимой со старой, это сложный, социально-психологический процесс, где гораздо легче определеннее зафиксировать сам результат, нежели те причины, которые привели именно к данному результату, а не к какому-либо другому, также возможному. (См. научная теория, научно—исследовательская программа).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ПАРАДИГМА
ее определяют, во-первых, как строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, и, во-вторых, как признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. Понятие «парадигма» ввел в научный оборот Т. Кун в книге «Структура научных революций». У Куна парадигма - это не только теория, но и способ действования, модель, образец решения исследовательских задач. Впоследствии заменил понятие парадигмы термином «дисциплинарная матрица», тем самым отдалив его по содержанию от понятия теории и теснее связав с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами. Ученый может восприниматься как ученый только по его принадлежности к научному сообществу, все члены которого придерживаются определенной парадигмы. А та, в свою очередь, характеризуется совокупностью знаний и особенностями подхода к решению научных проблем, принятых данным сообществом. Парадигма, по словам Куна, находит свое воплощение в учебниках, лекциях, лабораторных работах. Понятие парадигмы могло возникнуть лишь с развитием так называемой большой науки, с коллективным характером работы в ней, разделением труда, доводящим деятельность большого числа научных работников до выполнения лишь определенных функций. Смена парадигмы происходит «революционным» путем. После этого наступает период «нормальной» науки, предполагающей только кумулятивное накопление знания. Выбор новой парадигмы определяется в зависимости от логических, философских, ценностных ориентиров, а также общепринятых образцов - схем решения конкретных задач.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Парадигма
(от греч. – пример, образец) – совокупность правил и стандартов научной практики, стандартная система методов, признанная научным сообществом. Парадигма представляет собой совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Это система фундаментальных принципов, создающая осознанную или неосознанную установку мышления рассматривать явления в определённом свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе. Как одна из форм организации научного знания парадигма выступает в двух смыслах: 1) как пример из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; 2) как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Понятие «парадигма» введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии; Т. Кун для построения теории научных революций предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма» как модели постановки проблем и их решения научному обществу. Парадигмальное знание не выполняет непосредственно объяснительной функции, а является условием определённого вида теоретической деятельности. Это признанное всеми научное достижение, которое в течение определённого времени даёт научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Смена парадигм означает смену отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследовательских методов и целей, иногда и смена самого предмета исследования. Парадигма используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания, для анализа научных революций.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ПАРАДИГМА
одно из ключевых понятий современной философии науки. Введено Куном. Обозначает совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие П. коррелятивно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих П. Как правило, П. находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Кун относит к П., напр., аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику. В связи с критикой в адрес расплывчатости и неопределенности этого термина Кун в дальнейшем эксплицировал его значение посредством понятия дисциплинарной матрицы, учитывающего, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности. Наборы предписаний П. состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; "общепринятых образцов" - схем решения конкретных задач ("головоломок"), дающих ученым методику разрешения проблем в их повседневной научной работе. В целом понятие П. шире понятия отдельной теории; П. формирует строй научной дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной П. является признаком зрелости науки. Смена П. ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменению элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой П. диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Источник: Современная западная философия: словарь

Парадигма
греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих. В чисто лингвистическом (техническом) смысле система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например, по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения.

Источник: Философия политики: глоссарий

Парадигма
Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из основных понятий, используемых Томасом Куном (192) («Структура научных революций»). Это совокупность теорий, технических приемов, ценностей, проблем, метафор и т. п., которую в ту или иную эпоху разделяют представители той или иной научной дисциплины; это та «предметная матрица», которая позволяет им понимать друг друга и продвигаться вперед. Именно эту совокупность передают обычно студентам, благодаря чему они получают возможность приобщиться к современному им научному знанию, найти в науке свое место и плодотворно работать в ней. Нормальное состояние науки («нормальная наука», по выражению Куна) подразумевает господство парадигмы. Поле исследования, таким образом, обозначено вехами предыдущих открытий, а работающие в этом поле ученые придерживаются между собой определенного консенсуса. Они согласны друг с другом не только в признании ценности уже совершенных открытий, но и в том, что следует открывать дальше, какими методами и с какой целью. Напротив, научная революция знаменует собой период, в которой появляется новая парадигма, опровергающая предыдущую, предлагающая решение вопросов, прежде считавшихся не имеющими решения, некоторые вопросы отметающая и ставящая взамен их новые. Именно таков переход от классической (ньютоновской) механики к релятивистской физике (теории Эйнштейна и его последователей). Он сопровождается не только новыми решениями, но и новыми проблемами, трудностями и процедурами. Две соперничающие парадигмы, отмечает Кун, несоизмеримы, и переход от одной к другой возможен только путем глобальной конверсии, не сводимой к чисто рациональному продвижению вперед. Поэтому судить об одной теории в терминах парадигмы, к которой она не принадлежит, нельзя. Это, разумеется, не отменяет прогресса, но предостерегает против его понимания как линейного и непрерывного процесса. Научный прогресс ничем не напоминает плавное и неторопливое течение крупной реки.

Источник: Философский словарь.

ПАРАДИГМА
(paradeigma — пример, образец) — термин, введённый Т. Куном для преодоления ассоциаций, возникающих при использовании традиционного понятия «теория». П. шире понятия «теория». П. — признанные научные достижения, которые дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Развитие науки не кумулятивный процесс накопления истинных знаний, когда новая теория содержит предыдущую как частный случай. Критикуя позитивистское видение перехода от одной теории к следующей как рационально описываемую процедуру повышения степени достоверности знания, постоянного увеличения эмпирического базиса, обобщаемого теориями, Кун расценивает его как иллюзию, вызванную антиисторизмом позитивистской методологии. Смена П. — процесс революционный, т.е. переворачивающий, меняющий смыслы и переключающий способы видения и интерпретации. Скачок к другой П. — это сдвиг восприятия: хотя мир не изменяется, учёный после принятия другой парадигмы работает в другом мире. Понятие «П.» органично связано с понятием научного сообщества — учёных, работающих в данной П. Кун поновому трактует деятельность и мотивацию учёных, в значительной степени демистифицируя их деятельность, которой ранее приписывалась постоянная нацеленность на открытие нового. П. обеспечивает функционирование «нормальной науки», предопределяя заранее, что в принципе может и должно быть найдено и описано. Однако деятельность учёного не рутина. Именно то обстоятельство, что П. обещает гарантированное решение и задает систему правил для достижения уже предсказанного результата, превращает работу в решение головоломок, создавая у ученого сильную мотивацию. Новые факты, не предписанные самой П., воспринимаются на этом этапе скорее как помеха успешной деятельности. П. борется с «неудобными» фактами, объявляя их ошибкой измерения, откладывая их объяснение «на потом». В редчайших случаях подобное осознаётся как аномалия и возникает кризис П. Однако переход к другим П. связан не с новыми фактами как таковыми, а скорее с психологической усталостью научного сообщества в связи с истощением интересных головоломок внутри П. и истощением проблем, достойных исследований. Таким образом, развитие науки имеет своим основанием социологические и социальнопсихологические причины (см. Позитивизм).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Парадигма
греч. paradeigma – пример, образец) – 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин «П.» в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге «Структура научных революций» (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном – характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия «дисциплинарной матрицы», синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска (Е.В. Хомич, Новейший философский словарь).

Источник: Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография

парадигма
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец) — ключевое понятие концепции науки, разработанной Т. Куном; образец рациональной деятельности ученого, принятый и безоговорочно поддерживаемый научным сообществом; в соответствии с этим образцом формулируются и разрешаются концептуальные, инструментальные и математические задачи. Содержание П. зависит от характера научной дисциплины, степени ее зрелости, структуры фундаментальной научной теории, разработанности математического аппарата, методологического оснащения, экспериментальной техники, а также от явных и неявных традиций исследовательской работы, передаваемых от поколения к поколению ученых. Это содержание выражено в трудах «научной элиты» (признанных лидеров научных направлений и школ, генерирующих основные идеи и методы в той или иной области науки) и закрепляется в учебниках, методических руководствах, программах подготовки научных кадров.         П. функционирует как «дисциплинарная матрица», т.е. набор предписаний относительно решений конвенциональных задач (напр., применение законов механики при решении задач, связанных с движениями тел в поле тяготения). В этот набор входят: законы фундаментальных теорий и определения основных понятий (как правило, в форме «символических обобщений»); «метафизические компоненты» (онтологические допущения, в соответствии с которыми объяснения фактов считаются приемлемыми или, напротив, отбрасываются как несовместимые с принятой научной картиной мира); ценностные критерии предпочтений тех или иных эпистемических характеристик (напр., количественных предсказаний в сравнении с качественными; простых и элегантных гипотез или методов в сравнении с вычурными и чрезмерно сложными; радикального изменения исследовательской стратегии ради расширения круга объясняемых явлений в сравнении со стремлением к максимальной согласованности теорий, составляющих инструментарий привычной стратегии). П. определяет границу между принципиально разрешимыми и неразрешимыми научными задачами; для первых она предлагает общие (матричные) схемы решения, вторые считаются не имеющими рационального смысла.         Тем самым П. задает собственные (относительные к ней) рамки научной рациональности, в которых осуществляется «нормальная» работа ученых; она сама выступает как ценность, объединяющая научное сообщество. Сомнение в этой ценности (напр., из-за нарастания числа неразрешенных задач — «головоломок» — и возникновения конкурирующих П.) разрушает единство и ослабляет позиции данного научного сообщества в конкурентной борьбе. Сохранить верность П. или отказаться от нее — этот вопрос имеет не только и даже не столько, логико-когнитивный смысл; он решается в зависимости от психологических и социологических характеристик научных сообществ. Смена господствующей П. — итог «экстраординарного» периода соперничества научных сообществ (Т. Кун назвал такие периоды «научными революциями»); однако он не может быть окончательным. Наука находится в безостановочном движении, а чередование «нормальных» и «революционных» фаз — общая схема этого движения, позволяющая объяснять его историю.         В.Н. Пору с         Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПАРАДИГМА
совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований. Понятие П. введено в современную философию науки Т. Куном для объяснения функционирования "нормальной науки". Согласно Куну, развитие науки проходит несколько этапов. Предпарадигмальный этап развития науки характеризуется наличием множества теоретических направлений, разнообразием методологических подходов. На этом этапе отсутствует какая-либо единая теоретическая концепция, ориентирующая деятельность научного сообщества. Этап т. н. "нормальной науки" характеризуется принятием устойчивой и признанной всем научным сообществом П. Основная концептуальная нагрузка П. заключается в том, что она, с одной стороны, исключает все не относящиеся к П. и не согласующиеся с ней концепции, теории, методы, с другой стороны, она ориентирует научное сообщество и исследовательскую деятельность на использование теории для предсказания новых феноменальных областей, а также на усовершенствование самой П. посредством переинтерпретации имеющихся наличных теорий. Гарантией стабильности "нормальной науки" выступает ее консерватизм: вся исследовательская деятельность ведется в рамках принятой П. Но "нормальная наука" с течением определенного времени начинает переживать кризис. Последний связан с возникновением научных аномалий, приводящих к научным открытиям. Большинство научных аномалий возникает в строгом соответствии с парадигмальными правилами и требованиями. С открытием аномальных явлений начинается поиск решений, причем в основном поиск осуществляется в рамках данной П. с целью ее сохранения. "Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и последующего расшатывания правил нормального исследования" (Кун). Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых П. Новые П. качественно несоизмеримы со старыми и некумулятивны. "Научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой" (Кун). В результате принятия новой П. значительно изменяется совокупность принятых научным сообществом норм, ценностей и установок.
В связи с неопределенностью понятия П., связанной, в первую очередь, с противоречием логической и психологоисторической коннотаций термина, Кун в дальнейшем эксплицировал первоначальные характеристики П. через дисциплинарную матрицу Дисциплинарная матрица включает несколько элементов: во-первых, символическое обобщение законов. Символическое обобщение помогает научному сообществу формализовать основные теоретические положения. Во-вторых, Кун выделяет "метафизический" компонент П. - систему методологических принципов, используемых для интерпретации этих законов. Втретьих, набор стандартизированных инструментов и методов для решения типичных проблем. Примерами П. могут служить аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, ньютоновская механика, эйнштейновская теория относительности.
Понятие П. используется в современных социально-философских теориях для диагноза ее наличного состояния и предсказания перспектив, хотя вряд ли можно однозначно говорить о применимости П. как единой системы норм, установок, ценностей к социально-философским теориям.
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

Парадигма
от древнегр. paradeigma — пример,  образец) «Термин американского философа и методолога науки Томаса Куна. Кун позаимствовал этот термин из грамматики, где П. называется совокупность грамматических элементов, образующих единое правило. По Куну, П. называется совокупность методов и приемов, которыми пользуется то или иное научное или философское сообщество, объединенное общей научной или философ333 ской идеологией, в отличие от других сообществ, объединенных другой идеологией и, соответственно, имеющих свои П. Так, например, если сравнить П. структурной лингвистики и генеративной лингвистики, то главным отличием их П. будет то, что первая имеет тенденцию к описанию языка, а вторая к его моделированию. В то же время общим в их П. является то, что и первая и вторая приписывают языку свойство структурности. При этом достаточно существенно, что вторая вышла из первой — произошла смена П. в лингвистике. Такую смену П. Кун называет научной революцией. Действительно, генеративистика Н. Хомского по сравнению с классическим структурализмом воспринималась как революция, она даже носила название «хомскианской революции в лингвистике». Другой пример соседних П. — это структурная поэтика (обладающая общим методом со структурной лингвистикой, но имеющая другой объект исследования — не язык, а литературу) и мотивный анализ. Основное различие их П. в том, что если первая представляет свой объект как жесткую иерархию уровней, кристаллическую решетку, то второй видит его как спутанный клубок ниток, систему мотивов, пронизывающих все уровни. Когда научная П. устанавливается, начинается то, что Кун называет нормальной наукой, когда уходят в сторону методологические споры и начинается разработка деталей, накопление материалов, разгадка «головоломок» в рамках принятой П. После того как нормальная наука проходит свой жизненный цикл и начинает устаревать, совершается научная революция, устанавливающая новую парадигму. XX в. потрясло несколько научных революций: психоанализ, который вскоре раскололся и из недр которого выросла аналитическая психология Юнга, а из нее — трансперсональная психология Грофа; теория относительности, а затем квантовая механика; открытие структуры ДНК в биологии; логический позитивизм и сменившая его аналитическая философия; структурализм и пришедший ему на смену генеративизм, с одной стороны, и постструктурализм — с другой. В каком-то смысле можно говорить о культурно-философской П. постмодернизма, которую мы переживаем по сей день. Для постмодернизма как П. характерно парадоксальное отсутствие строгой П.: все методы хороши и одновременно ограничены: как верификационизм, так и фальсификационизм; правомерны и теоретико-истинностная семантика, и теоретико-модельная семантика. Реальное и иллюзорное микшируется на экранах компьютеров и в электронных «проводах» Интернета. Техника становится все более изощренной, а реальность все больше превращается в виртуальную реальность. Еще один шаг — и мы окажемся в какой-то совершенно новой П., но мы пока не знаем, какими будут ее параметры. Лит: Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Ревзин И.И. О субъективной позиции исследователя в семиотике // Учен, зап. Тартуского ун-та, 1971. — Вып. 284. Руднев В. Структурная поэтика и мотивный анализ//Даугава, 1990. — № 1.» (Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. С. 207-209)

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

ПАРАДИГМА
от греч. пример, образец), 1) понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследоват. задач.
Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные образцы, обладающие подлинным существованием: демиург создает все существующее, взирая на неизменно сущее как на образец, или первообраз («Тимей» 28 а, 37 cd и др.). Эта линия в трактовке идеи как П., образца, нашла свое продолжение в неоплатонизме, в рамках к-рого выдвигались различные толкования соотношения демиурга, образца и идей; в ср.-век. философии она выразилась в учении об эманации бога, в творении им мира по своему образу и подобию.
В нем. классич. идеализме учение о П. развертывается в плане анализа принципов внеш. и внутр. единства различных формообразований, в учении о первообразе или прообразе системной организации всех тел. Согласно Шеллингу и Гегелю, принципы упорядочивания и целостной организации природных тел характеризует духовный, идеальный прообраз.
В философии науки понятие П. было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ амер. историка физики Куна. Стремясь построить теорию науч. революций, Кун предложил систему понятий, среди к-рых важное место принадлежит понятию П., т. е. «... признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Кун Т., Структура науч. революций, пер. с англ., М., 1975, с. 11). Смена П. представляет собой науч. революцию. Трактовка Куном понятия П. вызвала дискуссию, в ходе к-рой отмечалась неоднозначность этого понятия (К. Поппер, И. Лакатос, М. Мастерман и др.). Неоднозначность понятия П., под к-рым у Куна понимается и теория, признанная науч. сообществом, и правила и стандарты науч. практики, и стандартная система методов, потребовала от него пересмотра и конкретизации этого понятия, что было осуществлено в понятии «дисциплинарная матрица» и ее компонентов (символич. обобщения, метафизич. части П., ценности и собственно образцы решения исследоват. задач). Вместе с тем понятие П. используется в теории и истории науки для характеристики формирования науч. дисциплины, описания различных этапов науч. знания (допарадигмального, т. е. периода, когда не существует теория, признанная науч. сообществом, и парадигмального), для анализа науч. революций.
В марксистской лит-ре понятие П. используется при анализе процессов художеств. и науч. творчества (художеств. канонов, стилей в иск-ве и стилей мысли в науке и пр.). К. Маркс и Ф. Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве образцов и выдвигались на первый план в концепциях науки: если Ф. Бэкон видел в качественной физике основу естеств. наук, то Гоббс провозглашал геометрию «главной наукой» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. .2, с. 142-43). А. Грамши, критикуя позитивистский сциентизм, отмечал, что длит. время наука отождествлялась с естеств. науками. «Экспериментальные и естественные науки являлись в определенную эпоху "моделью", "образцом"; и поскольку общественные науки (политика и история) стремились найти объективную основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им такую же точность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к этим последним обращались при создании языка общественных наук» (Грамши А., Избр. произв., М., 1980, с. 305). Признавая общие принципы деятельности ученых, определ. культурные стандарты, эталоны и методологич. регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследоват. задач внутри отд. науч. дисциплины, марксистская методология науки отвергает унификацию реального методологич. и предметного многообразия науч. дисциплин, попытки построения нек-рой нормативной методологии науки.

Источник: Советский философский словарь

ПАРАДИГМА
1) понятие, используемое в античной и средневек. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные образцы, обладающие подлинным существованием: демиург создает все существующее, взирая на неизмененно сущее как на образец, или первообраз (Тимей 28а, 37cd и др.). Эта линия в трактовке идеи как парадигмы, образца, нашла свое продолжение в неоплатонизме; в ср.-век. философии она выразилась в учении о творении Богом мира по своему образу и подобию.
В немецком классическом идеализме учение о парадигме развертывается в плане анализа принципов внешнего и внутреннего единства различных формообразований, в учении о первообразе или прообразе системной организации всех тел. Согласно Шеллингу и Гегелю, принципы упорядочивания и целостной организации природных тел характеризует духовный, идеальный прообраз.
В философию науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ амер. историка физики Куна. Стремясь построить теорию научных революций, Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию парадигмы, т. e. «...признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Кун Т. Структура научных революций, пер. с англ. М., 1975, с. 11). Смена парадигмы представляет собой научную революцию. Трактовка Куном понятия парадигмы вызвала дискуссию, в ходе которой отмечалась неоднозначность этого понятия (К. Поппер, И. Лакатос, М. Мастерман и др.). Неоднозначность понятия парадигмы, под которой у Куна понимается и теория, признанная научным сообществом, и правила и стандарты научной практики, и стандартная система методов и т. п., потребовала от него пересмотра и конкретизации этого понятия, что было осуществлено в понятии «дисциплинарная матрица» и ее компонентов (символического обобщения, метафизической части парадигмы, ценности и собственно образцов решения исследовательских задач). Вместе с тем понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания (допарадигмального, т. e. периода, когда не существует теория, признанная научным сообществом, и парадигмалъного), для анализа научных революций. Оно применяется также в методологическом анализе различных научных дисциплин (психологии, социологии, химии, языкознании и др.).
В марксистской литературе понятие парадигмы используется при анализе процессов художеств, и научного творчества (художеств. канонов, стилей в искусстве и стилей мысли в науке и пр.). К. Маркс и Ф. Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве образцов и выдвигались на первый план в концепциях науки: если Ф. Бэкон видел в качественной физике основу естеств. наук, то Гоббс провозглашал геометрию «главной наукой» (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 142—43). А. Грамши, критикуя позитивистский сциентизм, отмечал, что длительное время наука отождествлялась с естественными науками. «Экспериментальные и естественные науки являлись в определенную эпоху «моделью», «образцом», и поскольку общественные науки (политика и история) стремились найти объективную основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им такую же точность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к этим последним обращались при создании языка общественных наук» (Грамши А. Избр. произв. М-, 1980, с. 305). Признавая общие принципы деятельности ученых, определенные культурные стандарты, эталоны и методологические регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины, методология науки отвергает абсолютную унификацию реального методологического и предметного многообразия научных дисциплин.
Лит.: Лосев А. Ф. История антич. эстетики, [т. 3] — Высокая классика. М., 1974; Он же. История антич. эстетики, [т. 6] — Поздний эллинизм. М., 1980; Грязное Б. С. Филос. «Парадигма» Т. Куна.— «Природа», 1976, № 10; Criticism and the growth of knowledge, ed. by J. Lakatos, A. Musgrave. Cambr., 1970; Ritzer G. Sociology: a multiple paradigm science. Boston, 1975; Paradigms and revolutions. Notre Dame-L, 1980.
А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАРАДИГМА

- образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. "Структура научных революций" (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб-ва проблем и решений.
П. представляет собой классич. науч. разработку, к-рая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции. Работа ученого есть работа в рамках П. Она состоит в дополнении, уточнении, углублении сформулированных в П. принципов, в распространении их на новые предметные области. Формирование новой П. начинается в условиях, когда возникают проблемы (аномалии), к-рые не могут быть разрешены и объяснены в рамках существующей П. Переход от одной П. к другой может растягиваться на десятки и даже сотни лет. Кун назвал этот период научной революцией - временем крушения авторитетов, моделей, методологий, теорий, мировоззрений, образов мира.
П. - репрезентативная культура ученых, действующих в ее рамках, и до тех пор, пока они признают основополагающую теорию, они будут находить теор. аргументы в ее пользу, и экспериментальные подтверждения.
Смена П. - нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена П. есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследоват. методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования, Первичную П. наук о культуре можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни в период, обычно обозначаемый как предистория или доистория науки. Следующей, уже полноправно научной П., стала эволюционистская. Важнейшие ее представители: Г. Спенсер, Тайлор, Фрэзер, А. Бастиан, Ю. JIunnepm, Ш. Летурно, Л. Г. Морган. Основные разработки эволюционистской П. - идея единства человеч. рода, единообразие и однолинейность развития культуры, психол. обоснование явлений обществ, строя и культуры.
Эволюционистская П. внесла существ, вклад в познание культурной реальности истории человечества, в понимание человеч. природы, функций культуры, закономерностей ее развития; благодаря ей культура обрела определенную целостность, была систематизирована и упорядочена, хотя именно эта систематичность, в опр. степени навязанная, стала одной из гл. причин смены П. в изучении культуры.
В 20 в. внимание исследователей все больше стало переключаться от изучения культурных констант, существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем самым дающих возможность говорить о культуре вообще, на многообразие культурного оформления человеком своего существования и на различия разных культур. Изменился сам предмет культурологич. исследования: не культура человечества стала предметом, а конкр. культуры. Такой подход постепенно привел к отказу от глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще; последняя стала наблюдаться и улавливаться в отд. культурах. Культурфилос. основой такого рода исследований в эмпирич. науках о культуре стали т.н. циклич. теории культурного развития. Под культурными циклами при этом понимается опр. последовательность фаз изменения и развития культуры, к-рые следуют закономерно одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяющиеся. Здесь налицо аналогия с человеч. жизнью: детство, юность, зрелость, старость и смерть. То же самое происходит с культурами: каждая культура совершает свой цикл и приходит в упадок.
Родоначальником циклич. теорий в совр. историографии и науке о культуре стал Н.Я. Данилевский. Уже за ним следовали Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Л. Гумилев. Общим для всех сторонников циклич. взгляда было представление об "историч. индивидуальностях", каковыми являются все культурные целостности, и о наличии жизненного цикла у каждой из этих целостностей.
Если на культурфилос. уровне основой новой П. стало циклич. учение, то на методол. уровне - функционализм. В культурной антропологии это учение разрабатывали Малиновский и Радклифф- Браун. Они исходили из того, что в культуре, понимаемой как целостность, нет "лишних" элементов - все они имеют свою опр. функцию в целостности культуры, понимаемой как особенная форма приспособления человеч. группы к условиям среды ее обитания.
Циклич. теории в соединении с функционализмом придали представлениям о культуре совсем иной вид, чем в рамках эволюционистской П. Каждая культура стала рассматриваться как ценность в себе, безотносительно к тому, какое место она занимает на эволюционной "лестнице". Поскольку работы функционалистов показали, насколько сложным образованием является каждый культурный организм, стало невозможным разделять культуры на "примитивные" и "высокоразвитые". Культуры ранее, с т. зр. эволюционного развития, считавшиеся примитивными, стоящими на нижних ступеньках эволюционной лестницы, стали восприниматься просто как инакие, имеющие отличные от совр. культур структуры и закономерности функционирования. Это было сильным ударом по европоцентристско-му мировоззрению, продолжением и развитием антропол. революции.
Возникла возможность и необходимость теор. анализа культуры, возможность и необходимость выяснения, почему именно такое орудие, такие идеи, такой образ мира, миф или легенда характерны именно для этой культуры, какую они в ней выполняют функцию, как сопрягаются со средой, в к-рой эта культура возникла.
Эта новая научная П., в корне изменившая взгляд на культуру, получила название плюралистической, ибо ее сторонники исходили из идеи плюрализма, множественности и многообразия культур.
Лит.: Кун Т. Структура, науч. революций. М., 1977; Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978; Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.
Л. Г. Ионин

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Парадигма
греч. paradeigma – пример, образец. совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном историческом этапе. ............ ? образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб-ва проблем и решений. П. представляет собой классич. науч. разработку, к-рая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции. Работа ученого есть работа в рамках П. Она состоит в дополнении, уточнении, углублении сформулированных в П. принципов, в распространении их на новые предметные области. Формирование новой П. начинается в условиях, когда возникают проблемы (аномалии), к-рые не могут быть разрешены и объяснены в рамках существующей П. Переход от одной П. к другой может растягиваться на десятки и даже сотни лет. Кун назвал этот период научной революцией — временем крушения авторитетов, моделей, методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. П. — репрезентативная культура ученых, действующих в ее рамках, и до тех пор, пока они признают основополагающую теорию, они будут находить теор. аргументы в ее пользу, и экспериментальные подтверждения. Смена П. — нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена П. есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследоват. методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования. Первичную П. наук о культуре можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни в период, обычно обозначаемый как предистория или доистория науки. Следующей, уже полноправно научной П., стала эволюционистская. Важнейшие ее представители: Г. Спенсер, Тайлор, Фрэзер, А. Бастиан, Ю. Липперт, Ш. Летурно, Л. Г. Морган. Основные разработки эволюционистской П. — идея единства человеч. рода, единообразие и однолинейность развития культуры, психол. обоснование явлений обществ. строя и культуры. Эволюционистская П. внесла существ. вклад в познание культурной реальности истории человечества, в понимание человеч. природы, функций культуры, закономерностей ее развития; благодаря ей культура обрела определенную целостность, была систематизирована и упорядочена, хотя именно эта систематичность, в опр. степени навязанная, стала одной из гл. причин смены П. в изучении культуры. В 20 в. внимание исследователей все больше стало переключаться от изучения культурных констант, существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем самым дающих возможность говорить о культуре вообще, на многообразие культурного оформления человеком своего существования и на различия разных культур. Изменился сам предмет культурологич. исследования: не культура человечества стала предметом, а конкр. культуры. Такой подход постепенно привел к отказу от глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще; последняя стала наблюдаться и улавливаться в отд. культурах. Культурфилос. основой такого рода исследований в эмпирич. науках о культуре стали т.н. циклич. теории культурного развития. Под культурными циклами при этом понимается опр. последовательность фаз изменения и развития культуры, к-рые следуют закономерно одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяющиеся. Здесь налицо аналогия с человеч. жизнью: детство, юность, зрелость, старость и смерть. То же самое происходит с культурами: каждая культура совершает свой цикл и приходит в упадок. Родоначальником циклич. теорий в совр. историографии и науке о культуре стал Н.Я. Данилевский. Уже за ним следовали Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Л. Гумилев. Общим для всех сторонников циклич. взгляда было представление об “историч. индивидуальностях”, каковыми являются все культурные целостности, и о наличии жизненного цикла у каждой из этих целостностей. Если на культурфилос. уровне основой новой П. стало циклич. учение, то на методол. уровне — Функционализм. В культурной антропологии это учение разрабатывали Малиновский и Радклифф-Браун. Они исходили из того, что в культуре, понимаемой как целостность, нет “лишних” элементов — все они имеют свою опр. функцию в целостности культуры, понимаемой как особенная форма приспособления человеч. группы к условиям среды ее обитания. Циклич. теории в соединении с функционализмом придали представлениям о культуре совсем иной вид, чем в рамках эволюционистской П. Каждая культура стала рассматриваться как ценность в себе, безотносительно к тому, какое место она занимает на эволюционной “лестнице”. Поскольку работы функционалистов показали, насколько сложным образованием является каждый культурный организм, стало невозможным разделять культуры на “примитивные” и “высокоразвитые”. Культуры ранее, с т. зр. эволюционного развития, считавшиеся примитивными, стоящими на нижних ступеньках эволюционной лестницы, стали восприниматься просто как инакие, имеющие отличные от совр. культур структуры и закономерности функционирования. Это было сильным ударом по европоцентристскому мировоззрению, продолжением и развитием антропол. революции. Возникла возможность и необходимость теор. анализа культуры, возможность и необходимость выяснения, почему именно такое орудие, такие идеи, такой образ мира, миф или легенда характерны именно для этой культуры, какую они в ней выполняют функцию, как сопрягаются со средой, в к-рой эта культура возникла. Эта новая научная П., в корне изменившая взгляд на культуру, получила название плюралистической, ибо ее сторонники исходили из идеи плюрализма, множественности и многообразия культур. Лит.: Кун Т. Структура, науч. революций. М., 1977; Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978; Ионин Л. Социология культуры. М., 1996. Л. Г. Ионин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
404.60 кб

Неязыческая парадигма гносиса: социально-антропологический аспект

Слобожанин А. В.
Читать PDF
532.20 кб

Неклассическая парадигма социального исследования в эпистемологическом контексте ХХ века

Платонова Светлана Ипатовна
Рассмотрены основные характеристики неклассической парадигмы социального исследования на примере феноменологической социальной теории. Дан сравнительный анализ классической парадигмы и неклассической парадигмы социального знания.
Читать PDF
417.19 кб

Единство материального и идеального как парадигма при изложении истории философии

Колычев Петр Михайлович
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного преподавания философии. Автор пытается выделить содержательный инвариант развития философского знания.
Читать PDF
167.98 кб

Новая культурологическая парадигма: Ф. Ницше и постмодернизм

Ирицян Гурген Эдмондович
В работе анализируется влияние «философии жизни» Ф. Ницше на становление культурологической теории. Ницше стал основателем новой культурологической парадигмы, которую позже подхватили и развили представители постмодернизма.
Читать PDF
147.79 кб

Конструктивистская парадигма в изучении национализма и национальных вопросов

Шаров К. С.
Читать PDF
178.90 кб

Субъект-объектная парадигма как стержень выявления единства историко-философского процесса

Соколов Василий Васильевич
Читать PDF
271.94 кб

Коэволюция науки и нравственности – новая парадигма культуры

Салов Евгений Иванович, Салова Светлана Евгеньевна
Читать PDF
116.76 кб

Трансдисциплинарная парадигма в биоэтике

Гребенщикова Елена Георгиевна
В статье представлен сопоставительный анализ биоэтики и трансдисциплинарности.
Читать PDF
240.68 кб

Парадигма философской поэтики и герменевтико-феноменологическая философия

Качераускас Т.
The author investigates philosophical poetics as the model of the tradition of hermeneutics and phenomenology.
Читать PDF
245.09 кб

Новая инвайронментальная парадигма в контексте современного экологического кризиса

Мустафин Альхас Амирович
Данная статья представляет собой постановку проблемы формирования новой инвайронментальной парадигмы, базирующейся на экоцентризме, в качестве антитезы доминирующему в общественном экологическом сознании антропоцентризму, а также
Читать PDF
221.69 кб

Языковая парадигма русской философии

Фриауф Василий Александрович
Впервые различие традиций русской и западной философской мысли проводится на основе различия между языком-знаком и языком-символом.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Гуманистическая парадигма в биоэтике

    характеризуется радикальным поворотом от эмпирического описания врачебной морали к обостренной этико-философской рефлексии над нравственными основаниями биомедицинских исследований, что прив
  • ПАРАДИГМА В НАУКЕ

    это образцы постановки проблем и решения задач, которых придерживается то или иное научное сообщество при исследовании природы какого-либо явления. Научная парадигма включает также набор поняти
  • ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОСТИ  

    рассмотрение общества,  биосферы,ноосферы, мироздания и т.п. как взаимосвязанных процессов и формирование«организмического» видения  в понимании природы. Природа, общество и человек начинают ра
  • ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

    современная) – система тем, методов, способов осмысления, свойственная гуманитарным наукам (humanities, die Geistwissenschaften). Гуманитарное знание в конце XX-начале XXI столетий начинает преодолевать гуманизм ка
  • Китайская парадигма мироустроения

    Представление о мировом процессе, характерное для китайской духовной традиции, зафиксировано в уже упоминавшемся тексте «И цзин» («Книге перемен»), наиболее авторитетном произведении каноническ
  • ПАРАДИГМА научная

    универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых" (Кун, 1962). Последние годы характеризуются более широким пр
  • ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА

    инновационная по исходной концептуальной схеме модель постановки проблем и их решения, представляющая собой научную революцию. В связи с этим ее понятийный аппарат не может расшифровываться ста
  • СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигм

    монография М.А.Можейко (Минск, БГЭУ, 1999), посвященная выявлению культурного статуса феномена постмодернизма в современной культуре. Центральной гипотезой, выдвинутой в данной работе, является гип
  • Г. Гадамер: Исследования античности и поиски новых герменевтических парадигм

    Стиль историко-философских работ Гадамера - это уникальное сочетание конкретного анализа с новаторскими концептуальными обобщениями. Так, "Диалектическая этика Платона" включает в себя подробны
  • ПАРАДИГМАТИКА

    1) учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также объединении в более сложные единства; 2) один из двух аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике
  • ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРНЫЕ

    устойчивые схемы ценностных ориентаций и стереотипов в восприятии мира, явлений культуры.
  • ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ НАУКИ

    модель понимания научной деятельности и механизмов научных революций в концепции Т.Куна, согласно которой в основе любой научной дисциплины лежит парадигма, принимаемая всеми учеными, работающи
  • Н.Луман: Аутопойесис - важнейшая категория системной парадигмы

    Положения о "комплексности" (общесистемном понятии сложности событий), "редукции (изменении качества в сторону упрощения) комплексности", "рефлексии" (самосоотнесении с другим), "самореференции" и "а
  • НОВЫЙ СДВИГ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ

    осмысление и обоснование новой парадигмы гуманитарной культуры (см. гуманитарная культура современная), приходящей на смену постструктуралистско-деконструктивистскому подходу, являясь, одновре
  • Влияние протестантской парадигмы на Востоке

    Западную философию можно усвоить посредством восприятия соответствующих парадигм. Глубочайшее воздействие на развитие философской мысли Востока оказала философская парадигма европейского поз