ПАРАДИГМА научная

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА
универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых" (Кун, 1962). Последние годы характеризуются более широким применением термина ко многим социальным проблемам, например, «парадигма системы образования» (См. Парадигма).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Парадигма научная
совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде. совокупность принципов, обеспечивающих основное правило, принцип постановки и решения проблемной ситуации или исследовательской задачи, основной образец мышления. Парадигма социального воспитания - педагогическая теория, ориентирующаяся на приоритет социума в воспитании человека.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ПАРАДИГМА научная
от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в свет кн. амер. историка науки Т. Куна “Структура научных революций” (1962).
К настоящему времени понятие “П.” еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле П. можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астроно-„ия, механика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п. П. воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Однако, говоря о П., имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Ученые — создатели П. — не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили еще одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей П. в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой исследования тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины. Кроме того, задавая определенное видение мира, П. очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с т.зр. сторонников данной П. Одновременно П. устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Благодаря этому она детерминирует тип получаемых в
процессе эмпирического исследования фактов. Т.о., П. служит основой определенной научной традиции.
Уточняя смысл П., Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Последняя включает в себя элементы трех основных видов: символические обобщения, или законы; модели и онтологические интерпретации; образцы решений проблем. Онтологическая интерпретация указывает те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник П. Приняв этот мир, ученый преобразует поступающие из внешнего мира стимулы в специфические “данные”, имеющие смысл в рамках П. Поток стимулов, воздействующих на человека, можно сравнить с хаотичным переплетением линий на бумаге. В этом клубке линий могут быть “скрыты” некоторые фигуры, скажем, утки, кролика, охотника или собаки. Содержание П., усвоенное ученым, позволяет ему формировать определенные образы из потока внешних воздействий, “видеть” в переплетении линий именно утку, а не кролика или собаку. То, что переплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будет казаться несомненным “фактом” всем приверженцам П. Требуется усвоение др. П. для того, чтобы в том же самом переплетении линий увидеть новый образ и, т.о., получить новый “факт” из того же самого материала. Именно в этом смысле каждая П. формирует свой собственный мир, в котором живут и работают ее сторонники.
Понятие “П.” тесно связано с понятием научного сообщества: П. — то, что принимается научным сообществом; научное сообщество — сообщество ученых, принимающих одну П. (см.: Научная революция).
О Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998; Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000; Criticism and the Growth of Knowledge. Cambridge, 1970.
А.Л. Никифоров

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
574.96 кб

Культурология как научная парадигма

Флиер Андрей Яковлевич
В статье обосновывается понимание культурологии не как классической научной дисциплины, выделяемой по объектно-предметному признаку, а как научной парадигмы, в основе которой лежит проблемная интерпретация социальной активности че
Читать PDF
211.37 кб

Значение парадигм в научном познании

Ельчанинов Валентин Александрович
Анализируются вопросы происхождения понятия «парадигма», его сущность и место в логике научного исследования, а также значение в теории научного развития Т. Куна.
Читать PDF
160.09 кб

Развитие научной парадигмы в XXI веке

Дульнев Г. Н.
Эволюция природы с позиции синергетики; взаимозависимость развития природы и общества. Подтверждение реальности явлений телекинеза, телепатии, ясновидения экспериментальными научными исследованиями.
Читать PDF
254.53 кб

Парадигма как методология научной деятельности

Котенко Виталий Павлович
Методологическая функция парадигмы научного исследования относится к нерассмотренным или малоизученным проблемам методологии науки и научных исследований.
Читать PDF
293.64 кб

Журнализм в контексте современных научных парадигм

Свитич Луиза Григорьевна
Статья рассматривает журнализм как феноменологическое явление в свете современных научных парадигм информационной и синергетической.
Читать PDF
1,003.06 кб

Парадигмы научной политики: история и современность

Коннов В. И.
Читать PDF
137.12 кб

О парадигмальных основаниях научно-технической политики

Селиванов А. И.
Читать PDF
679.08 кб

Типы научной рациональности и синергетическая парадигма

Степин В.С.
Идея глобального (универсального) эволюционизма в соединении с представлениями об особенностях сложных, саморазвивающихся систем сегодня определяет развитие научной картины мира.
Читать PDF
171.42 кб

Новая парадигма научно-технологических источников Сибири

Кханна Дж , Кханна Я.
The future of Russia and the world is intertwined with the growth and development of Siberia. Banking on the resource strengths, the region if developed optimally could help in solving energy problem of the world.
Читать PDF
322.12 кб

Социальная эпистемология в современной научной парадигме

Рендл Марина Валерьевна
Рассматривается концептуальная роль социальной эпистемологии в пространстве постнеклассической научной парадигмы.
Читать PDF
265.46 кб

Геокультурная парадигма региональных научных исследований

Лубский Анатолий Владимирович
В статье рассматриваются методологические возможности геокультурной парадигмы в контексте различных представлений о геокультуре как геопространственной реальности и направлении региональных научных исследований.
Читать PDF
270.54 кб

Вильгельм и Александр Гумбольдт в поисках научных парадигм

Ростиславлева Наталья Васильевна
В статье на основе анализа биографических данных и сфер общественной и научной деятельности братьев Вильгельма и Александра фон Гумбольдт рассматривается вопрос о сопоставимости научных результатов ученых.
Читать PDF
392.32 кб

Научно-философские основания социально-культурной парадигмы

Халецкий О.В.
От нач. ХХІ века в научно-философской мысли чрезвычайно актуализируется проблема возрастания сознательностно-духовных факторов развития общества, построения идее-творного проектированного общества.
Читать PDF
867.63 кб

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Андреева С.Л.
Статья носит характер научного обзора монографий, изданных в течение одного года преподавателями Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И.
Читать PDF
546.06 кб

Аттрактивность и пассионарность в системе научной парадигмы

Ковалёва Светлана Викторовна
В статье представлен анализ аттрактивности как свойства сознания субъекта. В учении Л.Н.