ПАРАДИГМА В НАУКЕ

Найдено 1 определение
ПАРАДИГМА В НАУКЕ
это образцы постановки проблем и решения задач, которых придерживается то или иное научное сообщество при исследовании природы какого-либо явления. Научная парадигма включает также набор понятий и технических средств для наблюдения и объяснения явлений. Научные парадигмы свидетельствуют о научных достижениях, которые: 1) определенным сообществом полагаются как основание исследовательской деятельности – они задают направление исследовательской деятельности; 2) имеют нерешенные внутренние проблемы, тем самым носят открытый характер. Понятие парадигмы показывает, что наука – это вид деятельности, который реализуется научным сообществом. Понятие парадигмы в философии науки было предложено Т. Куном. В современной философии науки, вопрос о необходимости использования этого понятия при построении истории науки является дискуссионным. Парадигмы возникают только в развитой науке, когда сообщество ученых готово принять некоторую теорию в качестве основы для исследований. Т . Кун выявляет допарадигмальный период развития науки, когда сосуществуют различные способы объяснения какого-либо явления, различные научные школы, имеющие несовместимые точки зрения по принципиально важным вопросам. Например, до к. XVII в., т. е. до возникновения первых парадигм, не существовало единой физической точки зрения на природу света, но существовало несколько школ, различным образом представлявших природу этого явления: для одних ученых свет был свойством среды, которая находится между субъектом и объектом, для других – свойством материальных тел, для третьих – восприятие света зависело только от способностей человеческого глаза. Однако в современной физике существует общепринятая точка зрения на природу света – корпускулярно-волновая теория, и все исследования в данной области развивают и поддерживают ее. Однако современные открытия в области оптики выражены на языке, не понятном широкой общественности, тогда как теории допарадигмального периода были доступны широким массам. Из этого следует, что одним из главных признаков формирования парадигмы является своеобразная эзотеричность исследований, проводимых в ее рамках.
Можно говорить о трех основных функциях парадигмы в науке: 1. Парадигма объединяет отдельные группы ученых в научное сообщество, задачей которого становится организация и проведение исследований, а целью – обеспечение продвижения науки; 2. Она позволяет экономить усилия, поскольку избавляет ученого от необходимости определять исходные понятия и принципы (эта функция выполняется, только если парадигма принимается без доказательств); 3. Позволяет методично решать задачи, так как дает возможность обнаруживать сходства между известными и неизвестными ситуациями. Формирование парадигмы влечет за собой появление т. н. «нормальной науки», в рамках которой производится исследование явлений и разработка теорий, которые основываются на данной парадигме. В период нормальной науки ученые лишь уточняют теорию, решая, по сути, однотипные задачи и не ставя под сомнение мировоззренческие вопросы. Предполагается, что научная картина уже сформирована и все основные принципы выявлены. Парадигма включает как строго определенный набор фактов, так и правила проведения экспериментов и наблюдений, что позволяет ставить и решать новые частные задачи, а также путем накопления эмпирического материала расширять сферу применения парадигмальной теории. Кроме того, парадигма влияет и на философские воззрения, поскольку влияет на формирование научной картины мира. Этот уровень функционирования парадигмы называется метафизическим, поскольку мировоззренческие убеждения ученых не связаны непосредственно с опытом.
Парадигма представляет собой замкнутую систему, в которой не заложены условия развития, поэтому любые значительные изменения происходят в результате научных революций, необходимыми условиями которых являются научные открытия и новые теории. Концепцию научных парадигм Т. Куна подверг критике К. Поппер, который считал, что парадигма – это всего лишь господствующая теория, которая не стимулирует принципиально новые исследования, а потому тормозит развитие науки. Принятие же какой-либо парадигмы сообществом ученых вообще исключает научную деятельность, которая состоит исключительно в том, чтобы производить новые теории. Те, кто решает задачи в рамках парадигмы, не являются учеными в собственном смысле, а могут называться лишь «прикладниками». П. Г. Крюкова

Источник: История философии науки и техники.