Суверенитет и общественный договор: современные импликации
Деревянченко Юрий Иванович
В статье рассматривается проблема соотношения понятий общественного договора и суверенитета. Выясняются закономерности формирования основных представлений об общественном договоре. Исследуется специфика подхода Д.
Спор о «Хлебах и камнях»: общественный идеал Ф. М. Достоевского
Мисюров Н. Н.
Излагаются идеи Достоевского единственного русского классика, принятого и отчасти понятого остальным миром, приобретшие невероятную славу и влияние не только в России, но и в Европе.
Право и общественный идеал: философский аспект проблемы
Пристенский Владимир Николаевич
В статье проведен сравнительный анализ правовых взглядов ряда крупных представителей социально-философской мысли, показана их обусловленность антропологическими воззрениями, той или иной концепцией личности.
Радикальная наука. Способны ли ученые на общественный протест?
Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э.
В статье выявляются несколько типов новообразующегося протестного движения, кристаллизующегося вокруг тем автономии и защиты собственных интересов и перспектив научной системы коммуникации.
Планетарная "зрелость" и наш глобальный общественный договор
Мартин Глен Т.
В статье утверждается, что нам необходим глобальный общественный договор, который существовал бы в соответствии с Конституцией для Федерации Земли, чтобы укрепить и актуализировать нашу планетарную согласованность и взаимосвязь та
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ КАК ЭЛЕМЕНТ ИДЕОЛОГИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛ
Маркова Т.В.
Предметом анализа в настоящей статье являются основные тенденции конструирования общественного идеала как идеологии преобразования России, отражённые в работах представителей русской неакадемической философии начала ХХ века.
О ПОНЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Александров В. Б.
В статье решается задача переосмысления известной формулы «общественное сознание отражает общественное бытие», для чего предлагается пересмотр всех трех категорий, составляющих данное высказывание.
сочинение Руссо (1762). Фрагмент незавершенного, обширного произведения, этот трактат пытается примирить стремление индивидов к счастью с требованиями социальной жизни, индивидуальные свободы с по
В начале XX в. не только в России, но и в других странах Европы и Азии одной из самых популярных, как уже отмечалось, была идея кризиса культуры, кризиса цивилизации. На русской почве эта идея привилас
от латинского institutum - установление, учреждение] - совокупность общественных структур, связанных с определенным кругом общественных отношений, и практика их применения доступным обществу образом.
лат. classis — разряд, сословие, порядок) — понятие, используемое для анализа социальной дифференциации людей. На разных этапах развития философско-социоло-гического знания и сами классы, и причины д
движение общества по пути реализации определенных ценностей, в основе которых лежит идея развития техники, производительных сил, форм социальной организации, каждого отдельного человека.
две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отношения людей в процессе производства) определяет об
создан в 1964. Осн. направления работы: комплексное изучение актуальных вопросов теории и практики науч. атеизма, координация науч. исследований в стране, подготовка кадров высш. квалификации. Издае
Источники для изучения истории филос. и социально-политич. мысли древней и ср.-век. Албании малочисленны. Предки албанцев - иллирийцы - были язычниками и политеистами, они имели, очевидно, такую же м
в языке существует такое понятие, как "государственная машина", "маховик правосудия", "железный молох" и т.п. Рассказывают, что Бернард Шоу (?), будучи в гостях у какого-то из восточных правителей, набл
оценка групповым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с позиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. формируется в условиях, когда в стране или в определенной соц.
Зарождение филос. мысли в Азербайджане связано с развитием маздеизма, к-рый с разложением первобытного общества преобразуется в зороастризм (с 6 в. до н.э.); несколько позже возникает магизм. По свое
До 16 в. белорус. обществ. мысль находила свое выражение гл. обр. в устном нар. творчестве, летописях, поучениях ("Слова и поучения св. Кирилла Туровского", "Летопись Авраамки", "Летописец Литвы и хроник
жизнеобеспечение общества в конкретно-исторических условиях, развитие его производительных сил, общей культуры, укрепление гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовы
модель, где единая мировая история рассматривается как процесс циклического развития замкнутых локальных культур. (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер,А.Тойнби). О. Шпенглер выделял в истории человечества
модель, выявляющая возможности общих закономерностей единого исторического процесса, анализирующая сущность и пути взаимодействия различных национальных образований. А.Тойнби, предложил принц